Эпоха крестовых походов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 23:21, доклад

Описание работы

Эпоха крестовых походов, вероятно, является самым грандиозным и величественным событием Средневековья. Это время масштабных военных экспедиций западных стран под эгидой католической церкви на Ближний Восток. Официально провозглашаемыми целями крестовых походов было освобождение Святой Земли от неверных – мусульман – и завладение общехристианскими святынями, отданными на «поругание» исламу.
Люди, которые собирались в Святую Землю, следуя терминологии того времени, «принимали крест». И, как они говорили, совершали «паломничества», «хождения». Сам термин «крестовые походы» в то время не употреблялся, он возник в более поздние времена, когда эта эпоха уже давно миновала.

Файлы: 1 файл

Эпоха крестовых походов.doc

— 46.00 Кб (Скачать файл)

Эпоха крестовых походов, вероятно, является самым грандиозным и величественным событием Средневековья. Это время масштабных военных экспедиций западных стран под эгидой католической церкви на Ближний Восток. Официально провозглашаемыми целями крестовых походов было освобождение Святой Земли от неверных – мусульман – и завладение общехристианскими святынями, отданными на «поругание» исламу.  
Люди, которые собирались в Святую Землю, следуя терминологии того времени, «принимали крест». И, как они говорили, совершали «паломничества», «хождения». Сам термин «крестовые походы» в то время не употреблялся, он возник в более поздние времена, когда эта эпоха уже давно миновала. 
Крестовые походы – это явление, которое изменило положение народов, без их учета невозможно восстановить ход исторических событий. Для крестовых походов характерна, во-первых, повсеместность, всеобщность. В них участвовало, так или иначе, все население Европы. Именно крестовые походы обнаружили наличие христианской Европы как единого целого. У европейцев появились единые стимулы – нравственного, общественного и, разумеется, военного и экономического характера.

Крестовые походы

С 1095 по 1270 г. католическая церковь и европейские государи организовали восемь крестовых походов. Самым успешным был Первый, когда крестоносцам в 1099 г. удалось захватить вожделенный Иерусалим. В 1187 г. он был отбит войсками султана Саладина (Салах-ад-Дина), объявившего джихад завоевателям и установившего контроль практически над всей Святой землей.

Дальнейшие события не принесли большой славы крестоносцам. Им удалось вторично занять Иерусалим в 1229 г. (с помощью дипломатии, а не военной силы), но уже через 1 5 лет город окончательно перешел во власть мусульман. Два последних крестовых похода закончились полным провалом и к концу 13 века с европейским присутствием на Ближнем Востоке было покончено.

Вопреки расхожему мнению военные столкновения начались задолго до появления армий крестоносцев в Азии — крестоносцы сражались с… христианами. Участники Первого крестового похода двигались к Святой земле через Венгрию, Болгарию и Византию, словно по вражеской территории. Грабежам, убийствам, насилию не было конца, местные жители взялись за оружие и стали мстить. Бесчисленные стычки с братьями по вере серьезно ослабили крестоносное воинство еще на дальних подступах к владениям мусульман.

С трудом крестоносцы добрались до Константинополя. Пока их вожди вели непростые переговоры с византийским императором Алексеем, «заскучавшие» рядовые вновь начали устраивать беспорядки и погромы. Встревоженный император поспешил избавиться от беспокойных гостей, переправив их через Босфор. Но, как говорится, осадок остался: с Первого крестового похода отношения между византийцами и крестоносцами стали враждебными.

В 1202 г. Европа стала готовиться к Четвертому крестовому походу. На сей раз крестоносцы задумали отправиться на Святую землю морским путем, для этого они наняли корабли у Венеции. Денег, как обычно, не хватило, и хитрые венецианцы предложили сделку: отработать транспортные услуги огнем и мечом, нанеся удар по их торговому конкуренту — городу Задар (Зара), находившемуся под властью венгерского короля (который, кстати, оказывал всемерную помощь крестоносному воинству). Несмотря на категорический запрет папы Иннокентия III, «борцы против неверных» обрушились на христианский Задар и разграбили его.

После Задара крестоносцы обратили алчные взоры на другой христианский город — Константинополь. После яростного штурма 13 апреля 1204 г. город пал. Три дня захватчики грабили город,уничтожая и расхищая культурные ценности, втом числе —древние христианские реликвии из византийских храмов.

Таким образом, миссия по освобождению Гроба Господня обернулась банальным разбоем, жертвами которого стали как католики Задара, так и православные византийцы.

До Иерусалима крестоносцы, занятые разделом Византийской империи, так и не дошли.

Но и мусульмане не были едины перед лицом экспансии крестоносцев. К концу XI в. они погрязли в междоусобной борьбе: турки-сельджуки малоазиатского султаната Рум сражались с египетской династией Фатимидов за господство над Палестиной и Сирией, правители небольших ближневосточных государств и вожди племен — друг с другом, шииты — с суннитами и т. п. Да и впоследствии мусульманские султаны и эмиры не считали зазорным вступать в союзы с крестоносцами против своих соплеменников. Религиозные противоречия между Крестом и Полумесяцем отходили на второй план, когда речь заходила о личных интересах восточных владык и европейских королевских особ.

На Святой земле существовало немало христианских общин: мелькиты, монофизиты, марониты, несториане и т. д. При всех богословских различиях они имели одну общую черту — никто

не признавал главенства Рима. Тем не менее папы римские взяли на себя роль покровителей христиан Ближнего Востока и вдохновенно расписывали, как ужасно живется братьям по вере под гнетом неверных. Но христиане Ближнего Востока никого о помощи не просили. Разумеется, их взаимоотношения с мусульманами не всегда были безоблачными, но и о систематических гонениях говорить не приходится. Все христиане Святой земли имели статус ад-дхимма (защищенного народа), они свободно исповедовали свою веру, занимались хозяйством и торговлей. От них требовалось лишь не порицать Коран и ислам, а также исправно платить налоги.

С приходом крестоносцев европейские христиане установили власть над местными. Это вызвало недовольство мелькитов. Не сложились отношения «освободителей» и с армянами: многие из них, будучи христианами, воевали против европейцев под знаменами Саладина.

Причинами отчуждения стали серьезные различия в культуре восточных христиан и крестоносцев, политические разногласия, а также высокая степень интеграции местных христиан в цивилизацию Востока. Кроме того, восточным христианам очень не понравилось стремление агрессивных братьев по вере учить их «истинному» христианству, огульно обвиняя несогласных в ереси.

В истории исследования Европы сухопутные походы крестоносцев сыграли как будто небольшую роль. Единственным заметным результатом их было пересечение «всей Европы». При этом некоторые отряды завершили полное пересечение материка с северо-запада на юго-восток. Так, Роберт Фландрский прошел Европу от Брюгге через Салоники до Константинополя, т.е. от Северного до Эгейского и Мраморного морей.

Гораздо значительнее были косвенные результаты сухопутных походов. В отрядах крестоносцев были грамотные люди, как правило, «из духовных». Они делали записи, делились ими с образованными людьми, также в большей части клириками, и некоторые из непосредственных участников крестовых походов стали их историографами. В десятках хроник рассеяны историко-географические и этнографические черты, дающие новый материал о географии и населении ряда пересеченных крестоносцами областей, особенно при-дунайских. Далеко не все пути, по которым двигались отдельные отряды крестоносцев, были хорошо известны римлянам, еще меньше — хорошо ими описаны, а римские дорожники давали в основном только голый перечень географических пунктов. Правда, крестоносцы всегда шли торными дорогами. Идти непроторенными путями «святое воинство» просто не могло, да и не хотело. Неорганизованные, плохо экипированные и почти поголовно неграмотные, крестьяне-крестоносцы предпочитали большие дороги, от города к городу, где надеялись на помощь богомольных местных христиан, грабя придорожные селения и совершая короткие «экскурсии» за провиантом и одеждой в сторону от дороги. А рыцарские отряды налагали контрибуции и на значительные города, устраивали в некоторых еврейские погромы, грабили и христиан, а сопротивляющихся убивали. И, как правило, хорошо вооруженным рыцарским отрядам на пути к Константинополю это сходило с рук, а большая часть бедноты полегла на дорогах Венгрии и балканских стран.

Во время морских походов итальянские кормчие основательно изучали берега Южной и Юго-Восточной Европы, составляли и дополняли описания береговой полосы, чертили примитивные карты. Часть этого материала, поступавшего в распоряжение судовладельцев, передавалась, конечно не бесплатно, специалистам-картографам, жившим в крупных портовых городах и во Флоренции (для нее в связи с угасанием Пизы важнейшим выходом к морю стал г. Ливорно В результате появились довольно точные карты (порту-ланы) Лигурийского, Тирренского, Ионического, Адриатического, Эгейского, Мраморного, Черного и Азовского морей. А с помощью главным образом итальянских ученых-астрономов и «космографов» была установлена сравнительно верная конфигурация Средиземного и Черного морей и всех полуостровов Южной Европы, от Пиренейского до Крыма. На портуланах, или компасных картах, пришедших на смену овальным (колесным) картам раннего средневековья, подробно наносилось побережье с массой географических названий. В ряде точек изображались компасные сетки для облегчения прокладки курса судов.

Крестовые походы принесли неисчислимые бедствия народам Ближнего Востока и сопровождались уничтожением материальных и культурных ценностей. Они подорвали силы Византийской империи, тем самым приблизив ее окончательное падение в 1453. Крестовые походы не решили ни одной из долгосрочных проблем, стоявших перед средневековой Европой. Тем не менее они оказали значительное влияние на ее дальнейшее развитие. Они позволили на определенный период ослабить демографическую, социальную и политическую напряженность в Западной Европе. Это способствовало укреплению королевской власти и созданию национальных централизованных государств во Франции и Англии. Крестовые походы привели к временному усилению католической церкви: она существенно укрепила свое финансовое положение, расширила сферу своего влияния, создала новые военно-религиозные институты – ордена, сыгравшие важную роль в последующей европейской истории. Папство подтвердило свой статус лидера западно-христианского мира. В то же время они сделали непреодолимой пропасть между католицизмом и православием, углубили конфронтацию между христианством и исламом, обострили непримиримость европейцев к любой форме религиозного инакомыслия. В то же время крестовые походы не прошли бесследно для западной экономики и культуры. Ограбление заморских стран стало катализатором имущественного расслоения и прогресса товарно-денежных отношений. Возросло экономическое могущество итальянских торговых республик, получивших огромную прибыль за счет фрахта и значительно укрепивших свои коммерческие позиции в Восточном Средиземноморье и на Черном море, серьезно потеснив арабов и византийцев. Крестовые походы способствовали социальной мобильности европейцев; в психологическом плане они подготовили Великие географические открытия.

 

 


Информация о работе Эпоха крестовых походов