Эпоха Александра III внутренняя политика и решение аграрного вопроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 14:00, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении эпохи Александра III: внутренней политики и решений аграрного вопроса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть начало правления императора Александра III;
охарактеризовать внутреннюю политику;

Содержание работы

Введение .....................................................................................................................2
Глава 1. Начало правления императора Александра III…………….............3
Глава 2. Основные направления во внутренней политике..............................6
2.1. Земская и городская контрреформы......................…………………………….6
2.2. Контрреформа в сфере образования...................................................................8
2.3. Мероприятия в сфере печати…………………………………………………...9
2.4 Судебная контрреформа. ……………………………………………………...10
Глава 3. Решение аграрного вопроса…………………………………………...12
Заключение ..............................................................................................................15
Список использованных источников и литературы........................…………17

Файлы: 1 файл

Эпоха Александра III внутренняя политика и решение аграрного вопроса..docx

— 50.57 Кб (Скачать файл)

 

2.4. Судебная контрреформа

 

Были предприняты шаги для проведения судебной контрреформы. В связи с введением 14 августа 1881 г. мер по чрезвычайной охране существенно ограничивалась гласность в судопроизводстве по политическим делам. Прекратилась публикация отчетов о политических процессах. Указом 12 февраля 1887 г. министру юстиции предоставлялось право запрещать, если он сочтет необходимым "в видах ограждения достоинства государственной власти", публичное рассмотрение любого дела в суде. Стал систематически нарушаться принцип несменяемости судей: указом 20 мая 1885 г. учреждалось Высшее дисциплинарное присутствие Сената, правомочное по представлению министра юстиции перемещать и даже смещать судей. Указом 7 июля 1889 г. ограничивалась роль присяжных заседателей в суде путем изъятия из их юрисдикции ряда дел. В 1894 г. новым министром юстиции Н.В. Муравьевым, сменившим на этом посту либерального Д.Н. Набокова, был предпринят по согласованию с царем пересмотр судебных уставов 1864 г. Однако правительство, встретив сопротивление со стороны различных общественных кругов, не решилось провести судебную контрреформу.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.  Аграрный вопрос.

 

Для политики самодержавия в аграрно-крестьянском вопросе в 80-90-х годах было характерно сочетание реакционных мер с некоторыми уступками крестьянству.

28 декабря 1881 г. были изданы  указы о понижении выкупных  платежей и об обязательном  переводе на выкуп находившихся  на временно обязанном положении  крестьян. Согласно первому указу  выкупные платежи крестьян за  предоставленные им наделы понижались  на 16%, а по второму указу с  начала 1883 г. переводились на обязательный  выкуп остававшиеся к этому  времени на временно обязанном  положении 15% бывших помещичьих крестьян.

18 мая 1882 г. был учрежден  Крестьянский поземельный банк (начал  функционировать с 1883 г.), который  выдавал ссуды на покупку земли, как отдельным домохозяевам, так  и сельским обществам и товариществам. Учреждение этого банка преследовало  цель смягчить остроту аграрного  вопроса. Как правило, через его  посредство продавались помещичьи  земли. Через него в 1883-1900 гг. крестьянам  было продано 5 млн. десятин земли.

Законом 18 мая 1886 г. с 1 января 1887 г. (в Сибири с 1899 г.) отменялась подушная подать с податных сословий, введенная еще Петром I. Однако ее отмена сопровождалась повышением на 45% податей с государственных крестьян путем перевода их с 1886 г. на выкуп, а также увеличением со всего населения прямых налогов на 1/3 и косвенных налогов в два раза.9

В конце 80-х - начале 90-х годов была издана серия законов, направленных на сохранение разрушавшихся под напором капитализма патриархальных устоев в деревне, в первую очередь патриархальной крестьянской семьи и общины. Важное место в аграрно-крестьянской политике самодержавия занимала проблема крестьянской поземельной общины. Еще во время подготовки и проведения реформы 1861 г. среди государственных деятелей определились как противники, так и сторонники сохранения общины. Первые полагали, что подворное крестьянское землевладение создаст значительный слой собственников - опоры социальной стабильности в стране, а уравнительность наделов и круговая порука рассматривались ими как причина слишком медленного экономического развития деревни. Вторые же рассматривали общину как важный фискально-полицейский инструмент в деревне и фактор, предотвращающий пролетаризацию крестьянства. Как известно, победила вторая точка зрения, которая и нашла отражение в законах 1861 г.

В начале 90-х годов издаются законы, направленные на укрепление крестьянской общины. Закон 8 июня 1893 г. ограничил периодические земельные переделы, которые отныне дозволялось проводить не чаще, чем через 12 лет, причем с согласия не менее 2/3 домохозяев. Законом 14 декабря 1893г. "О некоторых мерах к предупреждению отчуждаемости крестьянских надельных земель" запрещалось закладывать крестьянские надельные земли, а сдача надела в аренду ограничивалась пределами своей общины. По этому же закону отменялась статья 165-я "Положения о выкупе", по которой крестьянин мог досрочно выкупить свой надел и выделиться из общины. Закон 14 декабря 1893 г. был направлен против участившихся залогов и продажи крестьянских надельных земель - в этом правительство видело гарантию платежеспособности крестьянского двора. Подобными мерами правительство стремилось еще более прикрепить крестьянина к наделу, ограничить свободу его передвижения.

Однако переделы, продажа и сдача в аренду крестьянских надельных земель, забрасывание крестьянами наделов и уход в города продолжались в обход законов, оказавшихся бессильными приостановить объективные, капиталистического характера, процессы в деревне. Не могли эти правительственные меры обеспечить и платежеспособность крестьянского двора, о чем свидетельствовали данные официальной статистики. Так, в 1891 г. в 18 тыс. сел 48 губерний была произведена опись крестьянского имущества, в 2,7 тыс. сел имущество крестьян было продано за бесценок для погашения недоимок. В 1891-1894 гг. за недоимки было отобрано 87,6 тыс. крестьянских наделов, подвергнуто аресту 38 тыс. недоимщиков, около 5 тыс. были отданы в принудительные работы.

Исходя из главной своей идеи о первенствующей роли дворянства, самодержавие в аграрном вопросе провело ряд мер, направленных на поддержку дворянского землевладения и помещичьего хозяйства. С целью укрепления экономического положения дворянства 21 апреля 1885 г., по случаю 100-летия Жалованной грамоты дворянству, был учрежден Дворянский банк, который давал ссуды помещикам под залог их земель на льготных условиях. Уже в первый год своей деятельности банк выдал помещикам ссуды на сумму 69 млн. рублей, а к концу XIX в. их сумма превысила 1 млрд. рублей.

В интересах дворян-землевладельцев 1 июня 1886 г. было издано "Положение о найме на сельские работы". Оно расширяло права нанимателя-землевладельца, который мог требовать возврата ушедших до истечения срока найма рабочих, производить вычеты из их заработной платы не только за причиненный хозяину материальный ущерб, но и "за грубость", "неповиновение" и пр., подвергать аресту и телесному наказанию. В целях обеспечения помещиков рабочей силой новый закон 13 июня 1889 г. существенно ограничил переселение крестьян. "Самовольного" переселенца местная администрация обязывалась выслать по этапу на прежнее место жительства. И всё же, вопреки этому суровому закону, за десять лет после его издания количество переселенцев увеличилась в несколько раз, причем 85% из них составляли "самовольные" переселенцы.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Заключение

 

 

Цели и задачи, поставленные в работе, выполнены: рассмотрена и охарактеризована внутренняя политика императора Александра III, изучены особенности проведения контрреформ в области земства и городского управления, образования, печати, суда, исследованы принятые меры по решению аграрного вопроса.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что сущностью правления Александра III стало сохранение и укрепление самодержавия, возвращение к консервативно-охранительному образу правления.

Внутренняя политика самодержавия являлась противоречивой. Общее направление ее выражалось в откате к реакции путем "пересмотра" и "исправления" реформ 60 - 70-х годов. Самодержавию удалось провести серию контрреформ в сословном вопросе, в области просвещения и печати, в сфере местного управления. Главная его за дача заключалась в том, чтобы укрепить свою социальную опору - дворянство, позиции которого были заметно ослаблены в силу объективных процессов социально-экономического развития России в течение двух "переломных" пореформенных десятилетий. Отсюда четко выраженная продворянская направленность внутренней политики.

Однако это был временный откат к политической реакции. Реакционным силам не удалось осуществить программу контрреформ в полном объеме. Законодательство о крестьянах и в сфере суда не потерпело значительных изменений.

Подводя итоги контрреформ, следует отметить, что они не привели к принципиальным политическим и социальным изменениям. Александр III хотел путем контрреформ  укрепить сословный строй и самодержавный режим, но это были обреченные на неуспех попытки направить вспять течение жизни. Данные контрреформы не могли остановить развитие буржуазии и капитализма, ход развития российского общества в целом в направление к демократическим преобразованиям. В довершение ко всему они крайне обострили отношения между властью и обществом. Власть, видевшая свое предназначение в том, чтобы сдержать общество, защитить его от перемен, с новыми проблемами справиться не могла. Результаты не замедлили сказаться: революция, потрясшая основы старой системы, произошла через десять лет после смерти Александра III.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Геллер М. История Российской империи. В 3 т. М.: МИК, 1997

  1. История России 1861-1917 под редакцией В.А. Федорова. М.: Высшая школа, 2000-384с.

  1. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М.: Высшая школа, 1993,446с.

  1. Пашков Б.Г. Русь Россия Российская империя. Хроника событий 862-1917гг.-М. 1997-640с.

  1. Хрестоматия по истории СССР 1861-1917/ Под редакцией В.Г. Тюкавина-М.,1990-416с.

 

Интернет-источники

 

  1. Электронная библиотека Библиотекарь. ру - книги и альбомы по истории. Справочники, словари, энциклопедии [Электронный ресурс]

URL:http//:www.bibliotekar.ru/index.html (дата обращения: 28.10.2014).

  1. Энциклопедия истории России [Электронный ресурс]

URL:http://www.encyclopaedia-russia.ru/ (дата обращения 28.10.2014)

 

 

 

 

 

 

1 (Первичная ссылка) Федоров В.А. История России. 1861-1917М.: Высш. шк., 2000. — 384 с.

2 Электронная библиотека Библиотекарь.ру- книги и альбомы по истории. Справочники,словари,энциклопедии [Электронный ресурс]

URL:http//:www.bibliotekar.ru/index.html (дата обращения: 28.10.2014).

3 Хрестоматия по истории СССР 1861-1917/Под редакцией В.Г. Тюкавина-М 1990 416с.

4Пашков Б.Г. Русь Россия Российская империя. Хроника событий 862-1917гг.-М. 1997-640с.

 

5 Электронная библиотека Библиотекарь.ру - книги и альбомы по истории. Справочники, словари, энциклопедии [Электронный ресурс]

URL:http//:www.bibliotekar.ru/index.html (дата обращения: 28.10.2014).

 

6(Повторная ссылка) Федоров В.А. История России. 1861-1917— 384 с.

7  Корнилов А.А. Курс Истории России XIX века.- М.,1993,446с.

8Энциклопедия истории России [Электронный ресурс]

URL:http://www.encyclopaedia-russia.ru/ (дата обращения 28.10.2014)

 

9 Геллер М. История Российской империи. В 3 т. М.: МИК, 1997

10 (Повторная ссылка) Федоров В.А. История России. 1861-1917. — 384 с.


Информация о работе Эпоха Александра III внутренняя политика и решение аграрного вопроса