Экономические реформы Н.С. Хрущева. Цели и результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 22:27, реферат

Описание работы

Основная задача данного реферата рассмотреть экономические реформы Н.С. Хрущева. Для достижения поставленной нами цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные цели экономических реформ Н.С. Хрущева;
- проанализировать основные результаты экономических реформ Н.С. Хрущева;
- выявить основные причины неудач предложенных экономических преобразований.

Содержание работы

Введение
Цели экономических реформ Н.С. Хрущева
Основные результаты экономических реформ Н.С. Хрущева
Причины провала экономических реформ Н.С. Хрущева
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Экономические реформы Хрущева.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

Экономические реформы Н.С. Хрущева. Цели и результаты.

 

Содержание

Введение

  1. Цели экономических реформ Н.С. Хрущева
  2. Основные результаты экономических реформ Н.С. Хрущева
  3. Причины провала экономических реформ Н.С. Хрущева

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    В ходе начатой после XX съезда КПСС десталинизации страны тоталитаризм был поколеблен во всех сферах жизни, но не сокрушен. Оживление Советов, общественных организаций, прорыв в Космос и подъем целины, жилищное строительство, курс на мирное сосуществование с Западом и другие достижения сочетались с проявлениями посттоталитарной системы. Продолжал осуществляться всеобъемлющий контроль партийного аппарата за политической, хозяйственной, идеологической и культурной жизнью общества. Генеральный секретарь ЦК КПСС по-прежнему являлся «некоронованным самодержцем». В правящей партии, вопреки ее собственному уставу, вне критики снизу оставались ЦК, Политбюро ЦК, секретари ЦК. О возможности внутрипартийной оппозиции и, уж тем более, многопартийности никто не смел и заикнуться. В избирательной системе оставалась незыблемой практика выборов без выбора. В экономике безраздельно господствовали государственная и колхозная формы собственности, административно-командная система. В идеологии не допускались идеи, в чем-то отличающиеся от официальной марксистско-ленинской теории.

Это явилось главной причиной того, что в силе оставался старый экономический механизм, строжайшая централизация в управлении. Экономика страны развивалась по экстенсивному пути. С конца 50-х годов темпы экономического развития существенно замедлились. В конце 50-х – первой половине 60-х годов произошел ряд крупных провалов в сельском хозяйстве. Ситуация в экономике 1959-1964 годов во многом напоминала явления конца 40-х – начала 50-х годов. Это отрицательно сказалось и на уровне материального благосостояния народа, и на духовном развитии страны.

Основная задача данного реферата рассмотреть экономические реформы Н.С. Хрущева. Для достижения поставленной нами цели, необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть  основные цели экономических  реформ Н.С. Хрущева;

- проанализировать  основные результаты экономических  реформ Н.С. Хрущева;

- выявить  основные причины неудач предложенных  экономических преобразований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Цели экономических реформ Н.С. Хрущева

Авторитет Хрущева был подорван экономическими неурядицами и бесконечными реорганизациями управления. Введенные XXII съездом в 1961 г. предельные сроки пребывания в партийных органах не устраивали ру-ководителей. От некоторых из них Хрущев без труда избавлялся. В результате руководство партии взбунтовалось и составило заговор против Хрущева. 13 октября 1964 г. он был вызван из Пицунды, где отдыхал, в Москву и прямо отправился в Кремль на заседание Президиума ЦК. Его подвергли жесткой критике, обвинили в создании культа личности, в экономическом авантюризме, в бессмысленных реорганизациях, грубости и хамстве, припомнили его экстравагантные выходки - угрозы «перебить» немцев и «закопать» американцев, стук ботинком по столу на заседании Генеральной Ассамблеи ООН. 14 октября состоялся пленум ЦК, который сместил Хрущева со всех постов. Первым секретарем ЦК избран Л.И.Брежнев, председателем Совета Министров А.Н.Косыгин. Официально было объявлено об отставке Хрущева «по собственному желанию», «в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья». Заодно выявилось, что при Хрущеве в политическую жизнь были внесены элементы законности, и это спасло его самого. При Сталине политическая борьба велась по законам уголовного мира, и поражение означало смерть, теперь же оно влекло за собой только конец карьеры. Хрущев лишился должностей, но оставался на свободе1.

Смена власти положила начало новому периоду в жизни советского общества, который вошел в историю как период застоя. В окружение Брежнева вошли Н.В.Подгорный, А.Н.Кириленко, М.С.Суслов, А.Н.Шелепин и другие. Речь шла не просто о персональном изменении в руководстве, а о смене курса, отходе от идей XX съезда КПСС, повороте в сторону консервации административно-командной системы управления. С реанимацией просталинских позиций нового руководства напрямую связано нарастание застойных явлений во всех сферах жизни общества 1964-1985 гг. Поворот в политическом курсе брежневского руководства наметился не сразу же после прихода его к власти. Вначале оно действовало под лозунгом исправления волюнтаристских ошибок Н.Хрущева, обеспечения коллективности руководства и «стабильности», на деле означающей отказ от радикальных перемен. Явный поворот к политике консерватизма наметился в 1968 г., когда в Чехословакии предпринималась попыткареформирования экономики, демократизации общественной жизни, превращения социализма в общество «с человеческим лицом». Это напугало советское руководство, и оно решило пресечь опасный процесс, который мог перекинуться и на другие социалистические страны, в т.ч. СССР. В суверенную Чехословакию были введены войска пяти стран-членов Организации Варшавского договора.

Тем временем хрущевские новшества были ликвидированы, промышленные и сельские обкомы и райкомы слиты, совнархозы заменены министерствами. В 1965 г. началась реформа, предполагавшая расширение материального стимулирования и самостоятельности предприятий, а также введение хозрасчета. При этом, однако, не шла речь о реставрации рыночных отношений, пусть даже в форме «социалистического рынка», проповедуемого тогда чешскими и венгерскими экономистами, а также о самоуправлении по югославскому варианту. На предприятиях были введены новые показатели - объем реализованной продукции, прибыль, рентабельность, но они не давали желаемых результатов. Поощрительные фонды не смогли должным образом стимулировать рабочую силу из-за недостаточности их объемов, а использование фонда на социальные нужды затруднилось из-за неразберихи в планировании. 
Реформа была свернута уже в конце 60-х годов после чехословацких событий. Руководство опасалось, что экономическая либерализация может повлечь за собой политическую. Оно выступало за укрепление нейтралистских начал, министерств и ведомств, которые превратились в монополии и сверхмонополии, превыше всего ставили отраслевые интересы. Это особенно ярко проявилось в искусственном завышении цен на продукцию подчиненных им предприятий. В результате маховик затратного механизма вновь был запущен на полный ход2.

Тем не менее, даже такая половинчатая попытка использовать экономические методы хозяйствования позволяла несколько улучшить показатели развития народного хозяйства в восьмой пятилетке (1965-1970 гг.). А после того, как реформа была свернута, задания последующих пятилеток чаще не выполнялись, ухудшались все показатели экономического роста. Экономика держалась за счет сырьевых отраслей, прежде всего нефтяной. Экспорт нефти давал более половины дохода от всего советского экспорта. Нефтедоллары позволяли закупать промышленное оборудование на Западе одежду, обувь, мебель в Восточной Европе. Огромные средства вкладывались в сельское хозяйство с тем, чтобы держать на плаву колхозы и совхозы. Показательно, что на приусадебных участках, занимавших 2% обрабатываемых земель, производилась четверть продукции аграрного сектора (кроме зерновых). Не хватало самого необходимого. Дефицит и очереди были повседневным явлением. Несравнимо лучше снабжалась Москва, поэтому изо всех уголков страны люди ездили в столицу за товарами и продуктами3.

 

 

 

  1. Основные результаты экономических реформ Н.С. Хрущева

Все экономические реформы Н.С. Хрущева, по его глубокому убеждению, были направлены на повышение жизненного уровня населения страны. Постсталинские реформы стали давать ощутимые результаты как в соревновании со США, так и в повышении уровня жизнию.

В 1959 году на XXI съезде КПСС Н. С. Хрущев выдвинул самую авантюрную из своих идей: догнать и перегнать США по промышленному и сельскохозяйственному производству на душу населения к 1970 году. Его оптимистические расчеты основывались на простой экстраполяции годовых уровней промышленного развития двух стран в мирный период. Эти уровни были в пользу СССР. Но расчеты не учитывали богатство американской экономики, а СССР не мог сконцентрировать все ресурсы на повышении благосостояния народа. Дело в том, что перед страной стояло много других задач4.

Громадных средств требовала гонка вооружений и космическое соревнование. Значительная часть ресурсов вкладывалась в сельское хозяйство, что было главным для повышения уровня жизни как на селе, так и в городе. Нужно было развивать химию, электронику, увеличивать добычу нефти вместо угля, электрифицировать железные дороги. Но самой острой была жилищная проблема. В результате принятых мер с 1956 по 1963 год в СССР было построено больше жилья, чем за предшествующие 40 лет.

Для многоцелевой экономики больше не подходили методы управления и планирования сталинской эпохи, заключавшиеся в абсолютном приоритете некоторых целей, которым подчинялись остальные. Предприятия стали переходить на самофинансирование из собственных фондов. В 1957-1958 годах Н.С. Хрущевым было проведено три реформы. Они касались промышленности, сельского хозяйства и системы образования. Он стремился к децентрализации управления промышленностью. Дело в том, что с каждым годом становилось все труднее управлять предприятиями, находящимися на периферии. Было решено, что промышленные предприятия должны управляться не министерствами, а местными органами - совнархозами5.

Н.С. Хрущев надеялся, таким образом, рационально использовать сырьевые ресурсы, устранить изолированность и ведомственные барьеры. Многие были против такого решения. В действительности совнархозы стали просто многоотраслевыми министерствами и со своими задачами не справились. Реформа свелась к бюрократической реорганизации.

Гораздо значительнее на структуру производства повлияли преобразования в сельском хозяйстве. Н.С. Хрущев вопреки сопротивлению изменил критерии планирования в сельском хозяйстве. Теперь колхоз получал только обязательные задания по заготовкам вместо жесткой регламентации деятельности. Он впервые мог решать сам, как использовать собственные ресурсы и организовать производство. При Н.С. Хрущеве произошло сокращение числа колхозов и рост числа совхозов. Самые бедные колхозы были объединены и для их оздоровления преобразованы в совхозы. Характерной чертой было укрупнение хозяйств за счет неперспективных деревень. «Начиная с 1954 года самые бедные колхозные хозяйства постепенно были объединены и преобразованы в совхозы. Совхозов в 1950 году было около 5 тысяч, в 1964 году стало около 10 тысяч, в среднем по 27 тысяч га земли каждый. За этот же период число колхозов уменьшилось с 91 000 до 38 300. Продолжался процесс слияния, начавшийся еще при Сталине и продолжавшийся по инициативе Хрущева. Речь шла о крупных хозяйствах, в каждом из которых в 1954 году было в среднем более 400 семей и около 6 тысяч га земли»6.

Этими рамками и ограничилась новая реформа Н.С. Хрущева. Основная разница между совхозом и колхозом состояла во владении машино-тракторными станциями. Совхозы их имели, а колхозы пользовались услугами МТС в обмен на продукты питания. МТС были распущены, а их техника передана в собственность колхозов. Это было очень важно для укрепления самостоятельности крестьянского хозяйства. Однако поспешность в осуществлении реформы снизила ожидаемые результаты.

Реформа Хрущева коснулась системы образования. В основе реформы лежали два мероприятия. Н.С. Хрущев ликвидировал систему «трудовых резервов», т. е. сеть военизированных училищ, существовавших за государственный счет. Они были созданы перед войной для подготовки квалифицированных рабочих. Их заменили обычными профессиональными училищами, в которые можно было поступать после седьмого класса. Средняя школа получила «политехнический» профиль, предполагавший сочетание образования с трудовой деятельностью с тем, чтобы учащийся получил представление об одной или нескольких профессиях. Однако недостаток средств не позволил оборудовать школы современным оборудованием, а предприятия не могли полноценно нести педагогическую нагрузку.

В хрущевском десятилетии часто выделяют два периода, различных по экономическим результатам. Первый (1953-1958) - наиболее позитивный; второй (с 1959 года до смещения Хрущева в 1964 году) - когда положительных результатов было меньше. Первый период относился ко времени, когда Н.С. Хрущев боролся за главенство во враждебном ему коллегиальном руководстве, и второй - когда он господствовал.

Первым планом развития страны, который базировался в основном на индустриализации, стал семилетний план, принятый XXI съездом партии. С его помощью пытались, не тормозя развития страны, выправить серьезные нарушения в экономике, от которых страдало советское общество. В нем было указано, что за 7 лет СССР должен был произвести столько же, сколько за предшествующие 40 лет.

Необходимо отметить, что семилетний план вывел советскую экономику из застоя. Сократился экономический разрыв между СССР и США. Однако не все отрасли развивались равномерно. Медленно росло производство потребительских товаров, которых хронически не хватало. Нехватка усугублялась незнанием спроса на рынке товаров, который никто не изучал. Среди диспропорций семилетнего плана самым тяжелым был кризис сельского хозяйства. В хозяйствах не хватало электроэнергии, химических удобрений, ценных культур.

В 60-х годах ХХ века Н.С. Хрущев начал сдерживать частную деятельность крестьян. Он надеялся заставить крестьян больше работать в колхозе и меньше в личном хозяйстве, что вызывало недовольство у крестьян. Многие устремились в города, и как следствие деревни начали пустеть. Экономические трудности совпали с неурожаем 1963 года. Засуха имела разрушительные последствия. Участились перебои в снабжении хлебом. Карточной системы на хлеб удалось избежать только благодаря закупкам зерна в Америке на золото. Впервые за всю свою историю СССР закупал зерно за рубежом7.

Информация о работе Экономические реформы Н.С. Хрущева. Цели и результаты