Экономические отношения России и Франции, Франко-Русский союз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 12:12, контрольная работа

Описание работы

Отношения между Францией и Россией занимали и занимают особое место. Соглашения между Францией и Россией встречались в разных формах и в различных вариантах чаще, чем соглашения между другими государствами. Создание в 1879-1882 годах по инициативе и под руководством кайзеровской Германии первого крупного военно-политического блока положило начало разделению европейского континента на замкнутые внешние группировки. «Проект военной конвенции» был подписан со стороны России Обручевым и со стороны Франции Буадерфом и явился важной вехой в истории франко-русских отношений конца XIX века.

Содержание работы

Введение
1. Экономические отношения России и Франции
2. Предпосылки заключения политического соглашения
3. Заключение франко-русского союза
4. Международное значение франко-русского союза
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная .docx

— 41.87 Кб (Скачать файл)

                                        ПЛАН

 

  

  Введение

1.  Экономические отношения России и Франции 

2.  Предпосылки заключения политического соглашения

3.  Заключение франко-русского союза 

4.  Международное значение франко-русского союза

  Заключение

  Список   литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

          Отношения между Францией и Россией занимали и занимают особое место. Соглашения между Францией и Россией встречались в разных формах и в различных вариантах чаще, чем соглашения между другими государствами. Создание в 1879-1882 годах по инициативе и под руководством кайзеровской Германии первого крупного военно-политического блока положило начало разделению европейского континента на замкнутые внешние группировки. «Проект военной конвенции» был подписан со стороны России Обручевым и со стороны Франции Буадерфом и явился важной вехой в истории франко-русских отношений конца XIX века. Его анализ чрезвычайно важен для того, чтобы понять условия заключения союза между Францией и Россией. Союз между Россией и Францией был продиктован не только общностью военно-стратегических интересов той и другой державы, наличием угрозы со стороны общих врагов. К тому времени уже оказалась налицо для союза и прочная экономическая основа. Россия с 70-х годов остро нуждалась в свободных капиталах для вложения их в промышленность и железнодорожное строительство, Франция, напротив, не находила у себя достаточного числа объектов для собственных капиталовложений и активно вывозила свой капитал за рубеж. Именно с тех пор постепенно стал расти удельный вес французского капитала в российской экономике.

  Международные отношения в конце XIX века показываются все интриги, окружавшие заключение договора, борьба сторон, отношение к франко-русскому сближению России и Франции со стороны Англии и Германии.

 

 

 

   

      1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И ФРАНЦИИ

   

   Иностранный капитал, в частности, французский, в последней трети XIX века усиленно проникал в Россию. Проникновение французского капитала в Россию началось с 70-х годов. В 1875 году было создано крупное французское горнопромышленное общество на юге России, имевшее первоначальный капитал в 20 млн. франков. В следующем 1876 году было создано акционерное общество для устройства и эксплуатации газового освещения с основным капиталом в 3200 тыс. франков, занимавшееся устройством газового освещения в столице Российской империи.

        В 1877 году    было создано на французские капиталы анонимное общество железоделательного и сталелитейного завода «Гута Баннова» в тогдашней русской Польше. В 1879 году было образовано франко-итальянское общество «Домбровские каменноугольные копи» с основным капиталом в 6 млн. франков. Затем в 1880 году было образовано общество каменноугольных копей с основным капиталом в 3 млн. франков. В том же, 1880 году на юге России было создано крупное общество, организовавшее добычу и разработку железных руд, французское общество криворожских руд, имевшее первоначальный довольно крупный капитал в 5 млн. франков. В 1881 году было образовано крупное акционерное общество франко-русских заводов, располагавшее основным капиталом в 12,5 млн. франков. Вслед за этим в 1884 году было организовано два новых французских предприятия: общество для разработки каменной соли и угля в южной России с капиталом, приближавшимся к 3 млн. франков, и общество камских железо и сталелитейных заводов. В 70-х-80-х годах французский капитал занимал первое место среди иностранных предприятий в промышленности России.

 

  Со второй половины 80-х годов проникновение французского капитала в русскую промышленность усилилось. Царское правительство на протяжении всей последней трети XIX века испытывало значительные финансовые трудности. В 70-х-80-х годах главным кредитором царской России была Германия. Однако во второй половине 80-х годов привело к изменениям в экономической области. В 1886-1888 годах начались переговоры между эмиссарами царского правительства и французскими банкирами, стремившимися найти доступ к безграничному рынку, представлявшемуся им крайне выгодным. Уже в 1888 году начались прямые переговоры с французскими банками. Эти переговоры развивались легко и успешно. Первоначальная сумма займа была сравнительно невелика - 500 млн. франков, но заем, заключенный в 1888 году, был лишь началом - за первым займом последовал новый.

          В феврале 1889 года указом царского правительства был выпущен консолидированный российский четырёхпроцентный железнодорожный заём первой серии на сумму 175 млн. рублей. Подписка на заём прошла с огромным успехом, и требуемая сумма была перекрыта во много раз.

          Успехи финансовых операций показали широкие возможности, открывшиеся во Франции для получения царским правительством займов на покрытие ряда безотлагательных нужд. По мнению А. З. Манфреда, главное и решающее значение имели политические или стратегические интересы двух государств, побудившие их на протяжении длительного времени, преодолевая все препятствия и предубеждения, идти к сотрудничеству друг с другом.

  С 80-х годов оживляются экономические контакты России и Франции, причем явственно видно, что инициатором являлась Франция. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, рынок России был привлекателен для французов, а богатейшие сырьевые запасы страны привлекали зарубежные инвестиции.

  Вторая причина крылась в политике. Экономические связи были тем мостом, на которых Франция рассчитывала построить политические связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

        Важнейшим моментом русско-французских отношений конца XIX века было заключение этими государствами союза. Это заключение базировалось на ряде политических предпосылок.

       С конца 80-х - начала 90-х годов Франция вела ряд так называемых «малых» колониальных войн. В середине 80-х годов обострившиеся отношения с Англией и Италией на почве колоний и напряжённые отношения с Германией поставили Францию в изолированное положение в Европе. На южной границе Франция оказалась во вражеском окружении. Опасность для Франции возрастала. В создавшихся условиях было вполне понятным и естественным - стремление французской дипломатии к улучшению отношений и сближению с Россией - единственной невраждебной Франции державой.

           В сложившейся к началу 80-х годов системе союзов в Европе - австро-германском о взаимной военной помощи в войне одной из них с Россией, австро-германо-итальянском (Тройственном) о благожелательном нейтралитете в случае войны одной из них с четвертой державой и Союзе трех императоров Австровенгрии, Германии и России (о нейтралитете) - центральное положение занимала Германия. Два первых союза потенциально угрожали России, а дальнейшее существование Союза трех императоров вызывала сомнения после болгарского кризиса.

         Собственные политические интересы России и Франции так прямо и остро, как с Англией и Австро-Венгрией, не сталкивались. На Востоке обе даже имели общего противника – Англию. Англо-русские противоречия в Средней Азии и на Ближнем Востоке стали одной из причин к усилению русско-французских контактов: Англия пыталась втянуть Австрию и Германию в конфликт с Россией.

  Кроме политических были и экономические предпосылки. Хотя канцлер Каприви и утверждал, что «торговые связи должны скреплять политические связи путем сближения материальных интересов обеих стран», со стороны Германии последовали отказ применять в торговых отношениях с Россией дифференциальный тариф, снизить таможенные ставки на зерно, лес, керосин и требование увеличить объем германского экспорта металлических изделий, химических препаратов и изделий из хлопка и шерсти.

  Заключить договор с Францией было значительно легче, чем с Германией. Этому способствовала обоюдная готовность к уступкам, значительно меньший объем торговли, а главное, отсутствие противоречий в этой сфере. К тому же в Париже его рассматривали как средство оказания давления на Берлин.

          Таким образом, сближению Франции и России способствовал ряд факторов: изоляция на внешнеполитической арене Франции, практически такая же изоляция России, угроза со стороны Тройственного Союза, а также экономическое давление на Россию со стороны Германии. Но Франция в политическом плане гораздо больше ощущала потребность в России, чем Россия во Франции, и поэтому инициатива исходила именно от Франции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ФРАНКО-РУССКОГО СОЮЗА

 

            К середине 80-х годов были восстановлены русско-французские дипломатические отношения на уровне послов. С большим вниманием отнеслись в Париже к подбору нового посла. Им стал профессиональный дипломат А. Лабуле.

             В сторону сближения с Францией русское правительство давно подталкивали оскорбления, исходящие из Берлина и ценные успехи Франции по восстановлению своей армии. Катков, еще недавно сторонник сохранения близости с Германией, теперь указывал на Францию как на единственного и наиболее ценного союзника против Англии и писал царю, что у России и Франции есть общий враг.

             Но правительство подозрительно относилось к этим проектам, так как царское правительство испытывало инстинктивное отвращение к республиканскому строю Франции, не веря в ее политические уступки, и вопреки мнению Каткова не без основания было убеждено, что и со стороны Франции Россия встретит сопротивление ее политике в отношении Турции. Когда при обострении франко-германских отношений в связи с деятельностью Буланже в 1887 году французское правительство обратилось в Петербург с запросом, окажет ли Россия поддержку Франции в случае столкновения с Германией и не придвинет ли она войска к прусской границе, то ходатайство, несмотря на благосклонное отношение царя, было отклонено Гирсом.    

  Но когда Франция переадресовала России болгарскую делегацию, приехавшую за советом относительно кандидата на болгарский престол, это произвело на Россию благоприятное впечатления. А займы Франции в 200 млн. рублей в 1888 году, в 280 млн. в 1889 году, а затем и другие, еще больше расположили к Франции русское общественное мнение и царя. Окончательно решили судьбу франко-русских отношений события 1889 и 1890 годов: в августе 1889 года в Англию с демонстративным проявлением дружбы направляется Вильгельм II, напоминая в публичных речах об англо-прусском братстве по оружию при Ватерлоо. В 1890-1891 годах организация и перевооружение французской армии были завершены. В 1889 году вступил в действие закон о трёхлетней воинской повинности. В 1890-1892 годах в создавшихся новых условиях внутри страны и в Европе союз с Россией стал главной целью внешнеполитических программ всех партий и групп господствующих классов и широких слоев населения.

   В 1887-1890 году действительно не было определённого мнения. В окружении русского императора были сторонники прогерманской ориентации, такие как министр Николай Карлович Гирс и граф Владимир Николаевич Ламздорф, занимавший, на первый взгляд скромный пост, должность начальника канцелярии министра. Они считали, что сближение с республиканской Францией является совершенно невозможным для императорского правительства. Но при этом царизм не мог не учитывать растущую угрозу со стороны Германии и Австро-Венгрии, не мог не видеть антирусского направления правительства Бисмарка, а затем Вильгельма II. Для правящих кругов и господствующих классов России было также очевидным - это не требовало особой прозорливости - что в лице Франции создается противовес австро-германской коалиции, направленной своим острием против России и Франции, что поэтому необходимо пойти на укрепление связей с Францией.

  Отставка в 1890 году Бисмарка из-за «русского вопроса» вызвало в правительстве России настоящую панику. Новый германский канцлер Каприви отказался возобновить трёхлетний сепаратный договор 1887 года.   Но в России не хотели расставаться с иллюзиями относительно союза с Германией, считая её политическим выразителем консервативно-монархической солидарности и континентального равновесия. В 1889 году царь счёл нужным съездить в Берлин, его министры всячески отталкивали от себя мысль о перемене ориентации. Мысль о сближении с Францией решительно не воспринималась, и посол в Париже Моренгейм получил приказ отлучиться с поста на время всемирной выставки 1889 года, дабы не участвовать в этом «апофеозе революции». Но сознание политической одиночества незаметно приводило к фактическому сближению с Францией.

         Существенные изменения, происшедшие в международном положении в 1890 - 1891 годах, заставили русское правительство ускорить сближение с Францией.

          Ухудшение русско-германских экономических отношений также с каждым месяцем принимало все более острые формы. В начале 90-х годов германская экономическая политика была явно невыгодна русским экономическим интересам. Экономическая политика Германии серьезно ущемляла интересы русских экспортеров сельскохозяйственной продукции. К началу 1890-х годов таможенная война между Германией и Россией приняла ожесточенный характер.

  Для правящих кругов Российской империи становилось очевидным, что идти дальше по пути уступок Германии и игнорировать французское желание к сближению было бы политически неблагоразумным. В марте 1891 года французский посол возобновил переговоры с русским правительством о визите французской эскадры в Кронштадт.

  25 июля к рейду Кронштадта подошла французская эскадра под командованием адмирала Жерве. Кронштадский визит французской военной эскадры стал антрактом демонстративной франко-русской дружбы. Французских моряков встречала вся официальная, сановная Россия во главе с царем Александром III. Во Франции кронштадские торжества произвели еще большее впечатление, чем в России. Гирс, поставленный в необходимость императором, вопреки своим личным пристрастиям, представил царю доклад.

  В докладе говорилось об установление сердечного согласия между обеими державами, со всеми практическими следствиями, и о соглашение, о мерах, которые надо совместно принять в случае, если мир будет нарушен одной из держав Тройственного союза.  Александр III одобрил идею соглашения с Францией, и пожелал, чтобы всё было более точно определено, что именно надо считать актом агрессии против одной из двух договаривающихся держав.

           Переговоры в Петербурге были в известной мере облегчены тем, что примерно за три недели до этого, в июне, генерал Обручев имел ряд важных бесед в Париже с генералом Буадефром. Главной темой бесед был вопрос о военной конвенции. Были рассмотрены и большие вопросы о главных внешнеполитических задачах, которые ставит перед собой каждая из сторон. Буадерф считал необходимым заключение военной конвенции, предусматривающей одновременную мобилизацию армий в случае нападения Германии; он выразил недоумение тем, что готовность Франции на этот акт не встречает практической поддержки со стороны России.

             Переговоры велись на протяжении июля и августа 1891 года и французская делегация по необходимости должна была принять поправки, которые вносила русская сторона. 28 июля, несмотря на воскресный день, царь принял Гирса, доложившего о ходе переговоров, и одобрил в целом как выработанное соглашение по существу, включая два главных пункта. После того как был установлен окончательный текст соглашения, он был облачен в форму обмена письмами между русским министром иностранных дел Гирсом и французским министром иностранных дел Рибо. Текст соглашения был составлен на русском и французском языках.

Информация о работе Экономические отношения России и Франции, Франко-Русский союз