Экономическая идеология Античного мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 05:05, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является определение проблем, рассматриваемых мыслителями античного мира. Исходя из этого, поставлены следующие задачи:
1. определить понятие античного мира,
2. дать характеристику Древней Греции и Древнего Рима,
3. проанализировать взгляды мыслителей античного мира.
4. Понятие и характеристика античного мира

Файлы: 1 файл

работа иЭУ.docx

— 42.37 Кб (Скачать файл)

Введение

История экономических учений начинается с рассмотрения взглядов мыслителей античного мира. Наибольшее развитие экономические отношения этой эпохи получили в Древней Греции и Древнем Риме. Возникает вопрос, неужели до них человечество не имело никакого представления об экономике? По всей видимости, это не так, если учесть, что экономика так же стара, как и человеческое общество. Но поскольку экономическая мысль первоначально не отделяется от других форм мышления об обществе, точно определить ее первые появления невозможно.

«Экономика» - слово древнегреческого происхождения, дословно обозначает «домоводство». Впервые встречается у греческого мыслителя Ксенофонта, являясь заглавием сочинения, в котором рассматриваются разумные правила ведения домашнего хозяйства и земледелия. Такой смысл (наука о домашнем хозяйстве) это слово сохраняло в течение веков. Но не только этим определяется внимание к экономическим взглядам к этой эпохи.

Наиболее глубоко и полно экономическая мысль античности была выражена в трудах древнегреческих мыслителей - Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Они пытались не только обобщить практику современного им хозяйствования, но и поставить уже сугубо теоретические вопросы.

На пороге XXI века наше общество находится на этапе глубоких социально-экономических преобразований. Таким периодам свойственны переосмысление людьми окружающего мира, возрождение старых и становление новых философских учений, поэтому представляет интерес рассмотрение творчества античных философов, живших в эпоху великих потрясений. Мир Платона и Аристотеля - это мир крушения системы греческих городов-полисов и возникновения империи Александра Македонского.

С этой точки зрения было бы интересно, изучая экономические взгляды Платона и Аристотеля, проследить за тем, как бурные события общественной жизни той эпохи находили свое отражение в становлении их экономических взглядов. Тем более что свойственный этим двум философам, а особенно Платону, антидогматизм и особенный стиль в изложении взглядов позволяет не только ознакомиться с конечными результатами их творческих исканий, но и проследить за ходом мыслей и рассуждений.

Интерес к творчеству этих двух философов не ослабевает, и, быть может, даже усиливается в наше время ещё и потому, что мнение людей, живших две с половиной тысячи лет назад, интересно само по себе.

Целью данной работы является определение проблем, рассматриваемых мыслителями античного мира. Исходя из этого, поставлены следующие задачи:

1. определить понятие  античного мира,

2. дать характеристику  Древней Греции и Древнего  Рима,

3. проанализировать взгляды  мыслителей античного мира.

4. Понятие и характеристика античного мира

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Понятие  античности

Понятие «античность» происходит от латинского слова, означающего «древность», «старина»; в широком смысле слова он вполне равнозначен русскому «древность», чаще имеет особое употребление - в том же значении «древность», но в приложении к Древней Греции (включая эллинизм) и Древнему Риму.

Со времени Возрождения, когда интерес к греко-римским древностям был очень велик (собирались и коллекционировались произведения античного искусства, тексты античных авторов, изучались история и литература Древней Греции и Древнего Рима), возникли такие понятия, как «античное искусство», «античная литература», «античная история», «античная философия», «античная культура».

С возрастанием интереса к социально-экономической истории возникают и такие понятия, как «античный город», «античная система хозяйства», и введённые К. Марксом понятия «античный способ производства» и «античная форма собственности». Как отмечал К. Маркс, античная форма собственности выступала всегда в противоречивой, двойственной форме:

- как собственность государственная (совместная)

- как собственность частная, причём последняя, как правило, была  обусловлена первой.

Обладателем основного средства производства (земли) мог быть лишь полноправный член гражданской общины - полиса. Античный мир знал и другие типы государственных образований, но полис был наиболее специфической формой.

Важнейшее историческое значение имело возникновение в античном обществе демократии, в условиях которой полноправные граждане принимали участие в политической жизни и управлении государством. Составной частью полисного устройства, без которой оно вообще немыслимо, было народное собрание; однако степень демократизации полисов была различной. Полисная демократия, несмотря на то, что была демократией лишь привилегированного меньшинства свободного населения, являлась для своего времени крупным шагом вперёд. Такие античные общества, как ряд греческих государств (Афины, Коринф и др.) и Рим, в определённый период своего развития характеризовались глубоким проникновением рабского труда в основные отрасли производства. Рабский труд стал, таким образом, если не единственной, то одной из главных производительных сил.

В античном обществе были созданы непреходящие, общечеловеческие ценности; высокого развития достигли философия, литература, изобразительное искусство, архитектура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Характеристика  Древней Греции

Древняя Греция или Эллада - общее название территорий древнегреческих государств на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря, побережье Фракии, по западной береговой полосе Малой Азии. Первые государства на территории Греции (Кнос, Фест, Микены, Тиринф и др.) образовались в начале 2-го тысячелетия до н.э.

Единого государства на территории Греции в период античности не сложилось. Основной государственной единицей был полис - город-государство.

Полис - это небольшое государство. Центром его был город. Город окружала территория, на которой обычно находились деревни. Все население полиса составляло гражданский коллектив, каждый член этого коллектива был гражданином. Гражданин имел права и обязанности.

Гражданином был коренной житель, имевший в собственности землю и участвовавший в управлении полисом. Почетной обязанностью гражданина была защита отечества, он был воином. Помимо граждан, в полисе обычно жили иноземцы, число которых со временем увеличивалось. Они не участвовали в управлении полисом, не имели права владеть землей и поэтому чаще всего занимались ремеслом и торговлей.

Каждый полис был независимым государством. Вся Греция состояла из множества таких независимых государств. Раздробленность Греции составляла важную черту ее Древней истории.

Экономическую основу полиса составляло натуральное хозяйство, дополняемое более или менее (в разных полисах по-разному) развитой системой товарно-денежных отношений. Своеобразие формы собственности заключалась в том, что частная собственность граждан была обусловлена верховной государственной собственностью на землю.

Во времена Солона, соотношение сил в Аттике значительно изменилось. Развитие ремесла и торговли в Афинах, чему благоприятствовала политика Солона, а затем тирана Писистрата, превратили Афины в крупный центр торговой и ремесленной деятельности.

Представляют интерес земельные отношения в Спарте. Земля в Спарте принадлежала государству. Она была поделена на равные участки - клеры. Каждый спартанец (если его признавали полноценным в физическом отношении) получал при рождении клер, который приносил ему доход и который он не мог ни дарить, ни продавать. Таким образом, между спартанцами существовало не только политическое, но и имущественное равенство. При захвате земель спартанцы подчиняли себе местное земледельческое население, а землю начинали считать государственной землей, а коренное население - государственными рабами. Половину дохода получала семья спартанца, половину - все работавшие на этой земле. Спартанцы не могли по своему желанию освобождать государственных рабов. Это могло сделать только государство.

В середине 4 века до н.э. Греция была завоевана царем Македонии Филиппом, а его сын Александр направил свои завоевания на весь остальной древний мир. Вскоре после распада державы Александра Македонского Греция стала одной из римских провинций, а с 4 века н.э. - основной частью Восточной Римской империи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Характеристика  Древнего Рима

Древний Рим был основан в 753 году до н.э. В 8-6 веках до н.э. Римом правили цари. В 510-509 до н.э. году была установлена республика. К середине 3 века, подчинив всю территорию Италии, Рим превратился в крупное государство, добивавшееся гегемонии во всем Средиземноморье. В 146 до н.э. году после трех Пунических войн, одержав победу над Карфагеном, Рим становится крупнейшей средиземноморской державой.

В Древнем Риме достиг апогея институт рабства. К середине 2 века до н.э. окончательно оформились два антагонистичных класса - рабы и рабовладельцы. Для поддержания порядка в Империи, для обороны границ и завоевания новых территорий нужна была огромная армия, на содержание которой требовались колоссальные средства. А чтобы никто не мог уклониться от уплаты налогов, имперская власть перешла к политике прикрепления подданных к месту их жительства и к закреплению их в той профессии, которой они занимались. На горожан, и в том числе членов городского управления, была возложена коллективная ответственность за сбор и уплату налогов. В случае недоимок они должны были расплачиваться собственным имуществом.

Так свободный гражданин города превратился в зависимого от государства налогоплательщика. То же самое произошло и с массой сельского населения. Бедные земледельцы, арендовавшие участки у земельных собственников - колоны (поселенцы) - тоже были лишены права покидать место жительства. Наряду с колонами массу трудового населения по-прежнему составляли рабы, но труд их был весьма малопроизводительным.

В античном мире не было полной частной собственности. Собственность граждан на землю была обусловлена их членством в гражданской общине, которая имела верховную собственность на землю. При этом характер землевладения в Древнем Риме имел существенное сходство с порядками в Спарте. Все вновь завоеванные земли входили в состав «общественного поля», являясь собственностью города-государства. Из этого земельного фонда имели право получать земельные участки только граждане (в отличии от Спарты участки были далеко не равны, но сам факт наличия неподеленной государственной земли говорит о том, что Древняя Спарта и в этом отношении не была исключением в античном мире).

Вторжение в Европу полчищ гуннов явилось тем историческим толчком, который превратил борьбу между варварами и Римом в завоевание ими Империи. В конце IV, в V и в 1-й половине VI в. запад Римской империи был завоеван племенами германцев и некоторых иных народов, которые расселились на ее территории. Завоеватели были не столь уж многочисленны и составляли небольшой процент населения в захваченных ими провинциях. Но под их ударами рушилась имперская система управления. Разрушение и разграбление городов и имений вели к окончательному распаду старых связей внутри Империи. Взятие Рима готами в 476 году ознаменовало конец эры античной цивилизации и начало периода средних веков.

Становление экономической мысли античного мира совпадает со становлением этих государств. Но до нас, к сожалению, дошли только те фрагменты, которые были отражены в письменных источниках. Особенностью экономической мысли античного мира была ее недифференцированость от политико-правовой, религиозной идеологии. Поэтому собственно экономических трактатов найти практически невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Мыслители античного  мира

2.1 Экономические  взгляды Ксенофонта

Афинский писатель Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.) свои экономические воззрения выразил в трактате «Экономикос», что в переводе на русский язык означает «Домострой». Его экономическим идеалом было замкнутое, автаркическое натуральное хозяйство, основанное на райском труде. Рабство, по его мнению, являлось естественной формой эксплуатации.

Крупное хозяйство делает в это время успехи не только в тех отраслях экономики, которые были непосредственно связаны с городом, но и в земледелии. Об этом можно судить, по трактату Ксенофонта «Экономик» («Об управлении хозяйством»).

Хотя это сочинение и содержит некоторые реминисценции из времени Пелопоннесской войны, все же в целом оно отражает ситуацию и настроения IV в., когда и было создано. В трактате доказывается, что при надлежащих условиях земледелие может стать наиполезнейшим и наивыгоднейшим видом экономической деятельности. При этом имеется в виду не просто земледелие, но именно крупное землевладельческое хозяйство, основанное на использовании чужого, главным образом рабского, труда и ориентированное на извлечение товарной прибыли. В качестве идеального образца приводится имение некоего афинянина Исхомаха, сумевшего благодаря рациональным методам управления, в немалой степени через посредство доверенных рабов-управляющих, обеспечить себе верный доход от своих сельских владений.

Ксенофонт в трактатах «Экономик» и «О доходах» обстоятельно рассматривает эффективные способы обогащения соответственно в сельском хозяйстве и горном деле. В особенности интересны упоминания о спекулятивных операциях, содержащиеся в первом из этих сочинений. Выводимый в трактате «Экономик» идеальный хозяин Исхомах не ограничивается получением стабильного дохода со своего имения, но занимается еще и скупкою и перепродажею земельных участков. Рассказ Исхомаха об этих его подвигах Ксенофонт передает со слов Сократа, от которого он якобы слышал все это в свое время. Здесь интересны как разъяснения афинского делового человека, так и реплики и реакция Сократа, исполненные характерной для этого философа иронии. Пассаж этот столь важен для суждения о тенденциях социально-экономического развития Греции в позднеклассический период, что заслуживает быть процитированным здесь in extenso.

Информация о работе Экономическая идеология Античного мира