Хазарская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 15:21, реферат

Описание работы

Бесследность исчезновения хазарской культуры дает некоторым людям основания заявлять о ее бесплодности.
В своем реферате я хочу кратко проанализировать все, что достоверно известно о хазарской культуре и ее исторической судьбе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………...3

1. Хазарская культура, как результат взаимосвязи
разных культурных влияний…………………………………..5

2. Духовная культура хазар……………………………………12

3. Караимы - наследники хазарской культуры……………...19

Заключение………………………………………………….24

Литература…………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

Хазарская культура.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Реферат

 

по  археологии

 

«ХАЗАРСКАЯ КУЛЬТУРА»

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

     Введение……………………………………………………...3

 

 

1. Хазарская  культура, как результат взаимосвязи

 разных культурных  влияний…………………………………..5

 

 

2. Духовная культура  хазар……………………………………12

 

 

3. Караимы  - наследники хазарской культуры……………...19

 

 

     Заключение………………………………………………….24

 

 

     Литература…………………………………………………..25

 

 

 

 

 

 

Введение

Хазарского  царства не существует уже тысячу лет. Только чем дальше мы отходим  от тех времен, тем острее и противоречивей становятся точки зрения на историю хазар и на культурно-цивилизационную роль их государства.

Существует причина неопределенности исторических судеб каганата – скудность и малодостоверность сведений о хазарах. Многие фрагменты источников не отличаются достоверностью. Большую часть доступной нам информации о Хазарии оставили ее соседи по Кавказу и Восточной Европе: историографы арабские, византийские, армянские и в какой-то степени – древнерусские. Однако сведения о каганате в их работах надо вылавливать по мелким крупицам, не говоря уж о том, что почти для всех этих авторов поволжская империя была враждебным или, по крайней мере, совсем чужим государством. 

Письменных  же сообщений, принадлежащих хазарскому перу, почти нет. За одним исключением, которым является так называемая хазарско-еврейская переписка: послания, которыми обменялись в середине Х в. министр Кордовского халифата Хасдай-ибн-Шафрут и хазарский царь Иосиф. К сожалению, эти документы очень фрагментарны и носят пропагандистский характер, отчего не заслуживают полного доверия. Послание Иосифа, в котором излагается официальная государственная версия рождения каганата, представляет собой практически единственный дошедший до нас хазарский текст. 

Существует отрывок из письма еврея Хв., который повествует о событиях, близких по времени к «Переписке», а потому обычно включается в ее состав. Существует версия о том, что это письмо было написано Хасдаю в Константинополе кем-то из сведущих людей – когда первая попытка передачи кордовского послания в Хазарию не удалась – и содержала ответы на те же вопросы, которые Хасдай адресовал хазарскому царю. Иные сообщения, которые могли оставить о себе хазары, как и большинство следов их материальной культуры, до нас не дошли, ибо оказались уничтожены. И не столько людьми, сколько матушкой-природой: большинство хазарских поселений в дельте Волги давно и прочно находятся под водой или же были попросту унесены в небытие ее бурными потоками. В своей первой книге по данному предмету выпустивший в дальнейшем немало широко известных филиппик в адрес «иудео-хазар» Л. Н. Гумилев писал: «Если бы Итиль (столица и торговый центр Хазарии – П. И.) не был смыт водами бесновавшейся Волги, то, несомненно, были бы открыты роскошные памятники средневекового иудаизма». 

Бесследность исчезновения хазарской культуры дает некоторым  людям основания заявлять о ее бесплодности.

 В своем реферате  я  хочу  кратко проанализировать все, что достоверно известно о хазарской культуре и ее  исторической судьбе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Хазарская  культура, как результат взаимосвязи  разных культурных влияний

 

Этноним "хазары" невозможно объяснить ни из какого-либо известного языка. В научной литературе принята именно форма "хазары", наиболее четко фиксируемая арабскими, а также византийскими источниками.

В документах на древнееврейском языке, связанных  с Хазарией, отражена та же форма. Зато древнеармянские авторы обычно говорят  о "хазирах" а в русской летописи встречается форма "козаре" (мн. число). Поскольку древнегрузинское название идентично арабскому и византийскому, то армянскую форму нельзя признать общекавказской. В то же время, учитывая очень близкое знакомство с хазарами в Армении и Древней Руси, можно предположить, что формы "хазир" и "козар" попали соответствено в Закавказье и на Русь через какие-то опосредующие звенья, т. е. через языки и наречия, в которых первоначальная форма "хазар" изменилась в "хазир" и "козар".

С IV в. вместе с  племенами Гуннского союза в  Восточную Европу хлынул из Сибири и более отдаленных районов (Алтая, Монголии) поток финно-угорских и прототюркских племен. Они застали в степных районах Восточной Европы преимущественно иранское (сарматское) население, с которым и вступили в этнические контакты. На всем протяжении IV—IX вв. в этой части Европы шло смешение, взаимовлияние трех этносов: иранского, угорского и тюркского. В конечном счете возобладал последний, но это случилось довольно поздно.

Упомянутые  выше процессы и легли в основу формирования хазар.

Однако не гунны  сыграли главную роль в этногенезе хазар. Таковая принадлежит прежде всего племени савиров. Савирами назывались финно- угорские племена юга Сибири и, возможно, само название Сибирь восходит именно к ним. Угры савиры были значительным племенным объединением юга Западной Сибири, однако, продвижение с востока тюркских орд теснило их и заставляло отдельные группы покидать исконную территорию. Так савиры вместе с гуннами перешли в Восточную Европу.

Здесь савиры оказались  на Северном Кавказе, где вступили в  контакты с разноэтническим местным  населением, входя в различные племенные объединения возглавляя их, в дальнейшем образовав Савирский союз.

Савирский союз распался в результате неудачной  борьбы с Тюркским каганатом. Какая-то часть савиров осталась в Восточном  Предкавказье, когда сюда хлынул поток тюркских племен. Среди них было тюркское племя ко-са, известное из китайских источников. Исследователи с ним связывают этноним "хазары". Именно это тюркское племя, которое затем в течение второй половины VI в. и позже ассимилировало остатки савир в Предкавказье, а также некоторые другие местные племена, в результате чего и сложился хазарский этнос.

Время становления  Хазарского каганата в пределах Восточной  Европы это 30—80-ые годы VII в. В это время хазары столкнулись с арабами в районе Дербента, а затем в 60-х годах, пользуясь смутой в Халифате, активно вмешались в закавказские дела. Но не они составляли главное содержание хазарской истории этого времени. Основной ее ареной в ту пору стало Предкавказье, а затем и более обширные районы Восточной Европы.

В Предкавказье наряду с хазарами сложилась и  другая крупная политическая сила —  Великая Булгария. Пределы ее в  общем — это Западное Предкавказье, район р. Кубань, хотя некоторые историки относят западную границу Великой Булгарии к Днепру, а подвластные ей области могли охватывать и пределы юга современной Украины.

Возвышение  Великой Булгарии источники связывают  с правлением хана Куврата. В начале 30-х годов VII в. булгары освободились от номинальной зависимости от Западнотюркского каганата. Но после смерти Куврата Булгарское объединение распалось, отдельные орды булгар под началом сыновей Куврата были разбиты Хазарами где-то в 40—70-х годах VII в . Хазарские предания говорят о преследовании хазарами врагов до р. Дуна, т. е. Дуная, и поселения беглых булгар Аспаруха, вблизи Константинополя.

Таким образом  под власть хазар попали степные (и частично лесостепные) районы Восточной  Европы. Аспарух бежал на запад  в 70-х годах VII в, и эта дата может  служить конечной в процессе формирования Хазарского каганата и его территории (в 90-х годах VII в. почти весь Крым был во власти хазар). Но как все-таки малочисленные хазары сумели победить многочисленных, "как песок у моря", булгар? Большую роль сыграла вражда между сыновьями Куврата. Но также из источников становится ясно, что имел место союз хазар и аланских племён, находившихся в то время (середина VII в.) под властью Великой Булгарии.

Хазарский язык, как доказано лингвистами, тюркский, но он вместе с булгарским относился  к обособленной группе тюркских языков довольно сильно отличаясь от других тюркских, наиболее распространенных в IX—Х вв. (огузского, кимакского, кыпчакского и др.), хорошо известных в мусульманском мире

Доступные исторические источники свидетельствуют о  том, что хазары вели не полностью  кочевой, а полуоседлый образ жизни, являясь полукочевниками. Это характерно для многих тюркских племен в переходный период истории. В работе арабского географа Ибн Руста говорится о периодическом кочевом образе жизни хазар, соответствующем времени года. Автор Kitab al-alak an-nafiza пишет: "Зимой все хазарское население живет в городах, а когда наступает весна они перебираются из городов в степи и остаются там до зимы" (cM.Bibliotheca geografhorum arabicorum). Сведения из так называемой "хазарской переписки" на древне-еврейском языке подтверждают это: "Мы живем всю зиму в городе, а в месяце нисан (конец марта-апреля) мы выезжаем каждый к своему полю. В конце месяца Кислев (ноябрь-декабрь) мы возвращаемся в город".

В работах мусульманских  авторов есть описания хазарских городов. В Семендере было много садов, а в его окрестностях было 40000 виноградников. Население городов состояло из мусульман и др.: там имелись мечети, церкви, храмы — кенасы (не мусульманские храмы).

Чаще всего  границы Хазарии пытаются определить вне времени, т. е. как какие-то стабильные, не изменявшиеся на протяжении трех веков. Но границы этого государства, как и других, не были неизменными. Арабские источники (в основном географические сочинения) рисуют пределы Хазарии главным образом для IX — начала Х в. и только по Кавказу их информация более обширна и охватывает VII—VIII вв. Византийские источники вносят важные коррективы для конца VII— начала VIII в. и кануна падения Хазарии (40-е годы Х в.). Для IX—Х вв. незаменимы известия русской летописи.

Административно-территориальной единица Хазарской державы - Климат. Во главе таких единиц в Хазарии стояли наместники (тудуны), конкретно известные нам для Крыма и Волжской Булгарии.

Восточноевропейские владения Хазарии, куда не входила коренная территория последней (Приморский Дагестан и соседние территории до устья Волги) являлись главным источником дани для хазар, собственная территория которых, исключая части Приморского Дагестана, была бедна природными ресурсами. К подвластным землям (климатам) относились земли буртасов (мордвы), Волжской Булгарии (с Суваром), марийцев, части славян и некоторые другие территории в Подонье. Район Подонья был особенно важен для хазар, их крепости располагались и по Дону, и по Северскому Донцу.

Известнейшая  из них, Саркел (Белая Вежа), была построена византийцами по просьбе хазар в 30-х годах IX в., но известны и другие хазарские укрепления здесь. Они давали хазарам возможность контролировать торговые пути не только по Волге, но и с Волги (через Переволоку) на Дон, Азовское море, Крым и т. д., учитывая, что международная торговля была одним из главных источников существования Хазарии и ее господствующего класса.

Хазарская застава  существовала и на кавказском берегу Керченского пролива. Контроль над  этим проливом всегда был крайне важен для хазар. В

VIII—IX вв. присутствие  хазар в Крыму было столь  значительно, что Черное море  называлось Хазарским, хотя у  хазар флота не было и по  Черному морю они не плавали,  в отличие от русов Х—XI вв., по имени которых Черное море  тогда стало именоваться Русским. Пределы Хазарии на северо-западе сколько-нибудь ясно не вырисовываются. В середине Х в. Саркел был пограничный город. Дальше на запад в то время кочевали печенеги, которые, согласно трактату Константина Багрянородного, выглядят не только самостоятельными от хазар, но и одной из трех важнейших политических сил (другие — Русь и Венгрия) Восточной Европы. Далее граница идет на север и доходит в некоторых источниках (пространная редакция письма Иосифа) до Днепра, где в то время были локализованы печенеги. К вопросу о северной границе хазарский царь в том же послании по каким-то причинам не придал должного значения. Бассейн Волги (исключая ее верховья) был в Х в. главной частью Хазарского государства. По-видимому, и Волжская Булгария не смогла до похода Святослава сбросить хазарское иго, хотя в 921/922 гг. такая попытка была сделана. Южная граница Хазарии середины X века – горы Кавказа. В районе Кавказа Хазарии подчинялось в основном Восточное Предкавказье с береговой полосой вдоль Каспия до Дербента. Здесь был древнейший центр Хазарии, откуда власть хазар распространилась на другие территории Восточной Европы. Крупнейшие местные этносы (аланы, кашаки) в VII—VIII вв., а также частично в IX в. были связаны с Хазарией, хотя говорить об их прямом подчинении каганату оснований нет. Уже в VII в. хазары закрепились в Крыму, Подонье и на Нижней Волге. С середины VIII в.

Поволжье и  Подонье становятся главными областями  Хазарии. Каганату подчинялись буртасы, Волжская Булгария, часть восточных  славян. В период расцвета Хазарии (70-е годы VII в. — VIII в.) ее власть на западе простиралась до Дуная. В IX в. ситуация изменилась, и к концу столетия пределы Хазарии не заходили на запад далее Дона и его притоков. Восточная граница каганата не простиралась далеко в глубь Заволжья.

В вопросе этнического  состава прежде всего надо рассмотреть  вопрос о самих хазарах, местах их расселения. "Родина" хазар находилась в Восточном Предкавказье, где они и сложились из смешения пришельцев савиров и тюрок с местным, в основном иранским, населением степной и прибрежной (прикаспийской) полосы. Здесь хазары обитали и позже, после крушения каганата. Они упоминаются в дербентских хрониках конца XI — начала XII в.

Уже в VII в. хазары расселялись в разных, преимущественно  окраинных, опорных пунктах. Первоначально одним из таких пунктов являлось устье Волги, куда затем был перенесен и центр государства. Здесь хазары известны и в середине XII в. Русская летопись их именует саксинами, т. е. жителями г. Саксин, сменившего разрушенный русами Атиль. Большая хазарская колония возникла в Крыму, где сохранилась и после падения Хазарии. Наконец, хазарская колония была на Дону, прежде всего в районе Саркела. Другие центры расселения хазар нам неизвестны. Но уже это показывает, что хазары в своем государстве не имели компактной территории, а составляли как бы островки в пестром этническом мире юго- востока Европы.

Столица - город Итиль был окружен стеной, и он состоял из двух частей, разделенных рекой Итиль (Волгой). В городе имелись базары и бани. Дома были построены из дерева или войлока. Глина, как строительный материал, применялась мало. Только царский дворец, расположенный на острове и соединенный с западной частью города плавучим мостом, построен из кирпичей. Частным лицам не разрешалось использовать кирпич, как строительный материал. Западная часть города предназначалась для придворных сановников, а восточная была обычным городом, населенным ремесленниками и торговцами разных религий — мусульманами, христианами, евреями и язычниками. Обе разные части хазарской столицы назывались Аль-Байда, буквально Белый город, по хазарски Сарыгшин (Ибн Руста). "Страна хазар — пишет арабский географ — не производит ничего, что могло бы вывозиться на юг, за исключением рыбьего клея. Продукция, получаемая Персией из Хазарии — мед, воск, меха — вывозится вниз по Итилю из Руси и Волжской Булгарии. Хазары не производят текстильные изделия и носят одежду, вывозимую с южных берегов Каспийского моря, из Византии и др. соседних стран. Доход Хазарии состоит из дани и налогов, уплачиваемых путешествующими купцами и пошлины, с товаров взимаемой, на всех дорогах, ведущих в столицу".

Информация о работе Хазарская культура