Цивилизация ацтеков и испанская конкиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Ацтеки – это индейский народ, живущий на территории современной Мексики. Государство ацтеков было образовано в начале XIV века с центром в городе Теночтитлан. У ацтеков была хорошо развита культура. Они достигли такого уровня развития, который во многом соответствовал уровню стран Европы. Их империя возвышалась над многими племенами и народами и была поистине великой, сказочно богатой и красивой. Конец этой империи пришёл в результате события вошедшего в историю как «конкиста» - завоевание Мексики, Центральной и Южной Америки испанцами и португальцами в конце 15-16 веков.

Содержание работы

Введение
Источники ацтеков о периоде конкисты
Источники конкистадоров о периоде конкисты
Другие источники о периоде конкисты
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Цивилизация ацтеков и испанская конкиста.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРГАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра Всемирной  истории и историографии

Дисциплина  «История средних веков»

 

 

Цивилизация ацтеков  и испанская конкиста

 

 

Курсовая работа

 

 

Выполнил: студент №3019 группы

Специальности История (заоч.)                                  Евсюкова В. С.

 

Руководитель: ст. преподаватель                                Алексеев В.А.

 

Зав. кафедрой: к. и. н., доцент                                     Менщиков И. С.

 

 

 

КУРГАН 2012

Содержание

  1. Введение
  2. Источники ацтеков о периоде конкисты
  3. Источники конкистадоров о периоде конкисты
  4. Другие источники о периоде конкисты
  5. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

  Ацтеки – это индейский народ, живущий на территории современной Мексики. Государство ацтеков было образовано в начале XIV века с центром в городе Теночтитлан. У ацтеков была хорошо развита культура. Они достигли такого уровня развития, который во многом соответствовал уровню стран Европы. Их империя возвышалась над многими племенами и народами и была поистине великой, сказочно богатой и красивой. Конец этой империи пришёл в результате события вошедшего в историю как «конкиста» - завоевание Мексики, Центральной и Южной Америки испанцами и португальцами в конце 15-16 веков. Самым ярким её моментом стало завоевание главного города ацтеков – Теночтитлана.  Наступление на него началось 13 мая 1521 года. Три штурмовые колонны возглавлялись — Педро де Альварадо , Кристобалем де Олида, Гонсало де Сандовалем. Эрнан Кортес осуществлял общее руководство, находясь на одной из бригантин. Ацтеки умело противодействовали флоту. Они по ночам на лодках патрулировали вдоль дамб и вбивали сваи (которые были скрыты водою, но должны были пробивать борта напоровшимся бригантинам). Вскоре одна из 13 бригантин напоролась на такую сваю и была разобрана испанцами, а её пушки перекочевали на другие суда. С той поры отряды на трёх дамбах поддерживали по 4 бригантины, которые вынуждены были находиться на почтительном расстоянии. Бои на дамбах продолжались три месяца днём и ночью. Кульминацией этих боёв был трагический для испанцев эпизод. Один из отрядов, которым к тому времени командовал Кортес, сошедший с бригантины на сушу, ацтеки заманили в ловушку. В бою погибло около 10-15 рыцарей и более 50 попало в плен. На протяжении следующих десяти дней, под громкие стуки барабанов проводились обряды жертвоприношения этих пленных на главной пирамиде богу войны Уицилопочтли. Их сердца скармливали идолу, а головы метали в осаждающих. Союзники индейцы покинули испанцев в суеверном страхе. Но рыцари продолжали удерживать дамбы, отражая многотысячные атаки ацтеков. Их дух не дрогнул. Стотысячная армия ацтеков, психологическое давление жрецов с их показными ужасными обрядами — не сломили маленький отряд испанцев.

Через десять дней стали возвращаться союзники индейцы, поражённые этим чудом. Бои в городе продолжались три дня. Пирамида, на которой вырванные сердца подносили богу войны Уицилопочтли, была взята штурмом отрядом Педро де Альварадо. Вот как писал об этом королю Испании, Карлу V, Кортес — «…из нашего лагеря, мы увидели клубы дыма на двух башнях (святилищах-башенках на главной пирамиде храма Тлателолько), самых высоких, которые были в Тлателолько — у торговой площади, и не сразу поняли, что произошло, поскольку дыма было гораздо больше, чем при воскурении, обычно совершаемом индейцами своим идолам, и мы догадались, что это люди Альварадо прорвались туда, и хотя это была правда, нам не верилось. И точно, в тот день Педро де Альварадо со своими людьми совершил этот подвиг…».

13 августа 1521 года Гонсало  де Сандоваль и его оруженосец  Гарсия Ольгуин захватили в  плен последнего тлатоани Теночтитлана (императора ацтеков) — Куаутемока. Теночтитлан пал. Империя ацтеков перестала существовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2. Источники ацтеков о периоде конкисты

 Источники по истории Центральной и Южной Америки 15 – 16 веков довольно многочисленны и разнообразны. К ним относятся отдельные тексты сапотеков, майя и некоторых других народов Мезоамерики; многочисленные письма, воспоминания и отчеты участников и оцевидцев Конкисты; так называемые хроники, написанные в XVI-XVII вв., авторами которых были как испанцы, так и потомки индейской знати; памятники материальной культуры; данные этнографии и сравнительного языкознания.

  Неоднозначна источниковедческая база в отношении Центральной и Южной Америки. Традиции древнемексиканского общества начала XVI века оказались понятнее европейцам, чем андские. Религиозные и календарно-астрономические представления, государственные и политические институты, экономические организации, а главное, распространенный в Мексике способ накопления и передачи информации, т.е. письменность, не отличались принципиально от известных европейцам либо но собственному опыту, либо благодаря общению с другими народами Старого Света или сведениям, дошедшими от античности. Представители прежней ацтекской знати в свою очередь сравнительно легко перешли на латиницу и рассказали в своих сочинениях о жизни и истории разрушенного испанцами государства. В Андах пропасть между европейской и местной культурами была столь глубокой, что после конкисты образованные индейцы и метисы оказались способны изложить свои взгляды в доступной завоевателям форме лишь в тех случаях, когда их собственное мышление в определенной мере европеизировалось.

 Еще одна категория источников – памятники материальной культуры –представлена  лучше у ацтеков. Прежде всего, это касается монументального искусства. Инкские памятники искусства этого рода испанцы уничтожили практически все. Из-за обилия золота и серебра, находившихся в их распоряжении, индейцы Перу делали свои наиболее важные культовые изображения не из камня, а из драгоценных металлов. Естественно, что все это было немедленно пущено испанцами в переплавку.

 Письменные источники XV-XVI вв. по истории ацтеков представляют собой отрывочные и полупиктографические рукописи. Индейские рисованные книги, известные под названием «кодексы», составляют особую группу источников. Содержат они ритуальные, календарные и генеалогические сведения. Кодексы рисовались на длинных, сложенных гармошкой полосах бумаги и оленьей кожи шириной около 30 сантиметров и длиной иногда свыше 14 метров. Эти полосы с двух сторон были покрыты цветными пиктограммами по белой известковой грунтовке. В настоящее время известны  несколько ацтекских кодексов. Один из самых известных кодексов - Кодекс Ботурини, содержание которого впоследствии было перенесено в Кодекс  Чимальпаин. Вот что этот кодекс, к примеру, говорит о прибытии испанцев: «1515, Десять Тростник. В это время Несауальпильцинтли, правитель Тешкоко, умер. Он правил двадцать четыре года. И когда все сложить вместе, он прожил на земле пятьдесят два года. Но хотя разнеслось, что Несауальпильцинтли умер, на самом деле он не умер. Он воистину ушел, он воистину исчез. Неизвестно, куда он ушел, хотя все деды знают и рассказывают, будто говорили, что он ушел в пещеру возле горы Тецкоцин [Tetzcotzin], как только первым узнал, что в ту пору испанцы пришли сюда, в Новую Испанию, и что они должны будут распространиться, и что они должны будут править. Ибо вышеназванный Несауальпильцинтли все это хорошо знал. Он был великий чародей и мудрый человек.

1516, Одиннадцать Нож. В  это время владыка Какамацин [Cacamatzin] был возведен на владычество Тешкоко. Он был сыном Несауальпильцинтли, который воистину исчез.

1519, Один Тростник. В это  время капитан дон Эрнандо  Кортес, Маркиз дель Валье, достиг  Теночтитлана и вошел в него. Он вел сюда испанских конкистадоров. И те, кто встречали его, были в Шоллоко [Xolloco], там где сейчас Сан-Антонио, где были три великих правителя, особенно величайший и высший среди всех их, правитель Теночтитлана Мотеуксома Шокойотль, который шел между ними. А справа от него шел Тетлепанкецацин [Tetlepanquetzatzin], правитель Тлакопана, а слева шел Какамацин, правитель Тешкоко.

1520, Два Нож. В это  время владыка Мотеуксомацин  Шокойотль умер. Он правил девятнадцать  лет. Вот как он умер: его  на самом деле удушили испанцы, когда ночью убегали отсюда, из Мешико, в Тлашкалу. И в это же время, в вышеназванный год Мотеуксома был заключен в кандалы, это было делом испанцев. И там же владыка Какамацин, правитель Тешкоко, умер вместе с ним. Он правил пять лет. И здесь в Теночтитлане, уже в вышеназванном году Два Нож владыка Куитлауацин был возведен на владычество. Он сначала был правителем Ицтапалапана [Itztapalapan]. Но здесь в Теночтитлане, когда он правил, это было всего восемьдесят дней. Когда он тогда умер, господствовала оспа. В этот названный год он сделал сиуакоатлем Матлацинкацина [Matlatzincatzin].

1521, Три Дом. В это  время владыка Куаутемокцин был  возведен на владычество, он  стал правителем Теночтитлана. И  также в это время, в названный  год, владыка Коанакочцин [Coanacochtzin] был возведен на правление, он стал правителем Тешкоко. И когда Куаутемокцин правил, он сделал Тлакоцина [Tlacotzin] сиуакоатлем.

1524, Шесть Нож.  В это время там в Акаллане [Acallan] они повесили двоих правителей  на хлопковом дереве когда  все шли в Уэй Моллан [Huey Mollan]. Первым был владыка, которого, когда он крестился, звали дон Эрнандо Куаутемокцин, правитель Теночтитлана. Он правил четыре года. Двое были повешены тогда, также называвшийся дон Педро Тетлепанкецацин, правитель Тлакопана, когда он был окрещен. Эти двое правителей таким образом погибли, когда они были повешены в Акаллане по приказу капитана дона Эрнандо Кортеса, маркиза дель Валье. Это было по фальшивому обвинению. Некто по имени Коцтемеши [Cotztemexi], чей дом был в Тлателолько, воистину солгал о них. Перед капитаном он лгал о них, было сказано, что однажды двое вышеупомянутых правителей говорили о войне, было сказано, что они хотели уничтожить испанцев. Но это не была правда, он только лгал о них. И когда владыка дон Эрнандо Куаутемокцин таким образом умер, тогда же, в названный год капитан дон Эрнандо Кортес возвел на правление дона Хуана Веласкеса Тлакоцина, сиуакоатля, который уже был окрещен. Он должен был бы быть правителем Теночтитлана, но когда все возвращались из похода в Уэй Моллан, владыка дон Хуан Веласкес Тлакоцин сиуакоатль умер по дороге в местности, называемой Уэуэтлан [Huehuetlan]. Тогда должность сиуакоатля пришла к концу, с тех пор никто больше не был назначен. И когда названный дон Хуан Веласкес Сиуакоатль умер там, еще один был назначен временным правителем. Он был окрещен, его имя было дон Андрес Мотельчиуцин [Andrés Motelchiuhtzin]. В тот же самый названный год он был возведен и тогда исполнял обязанности. |Он был простым мешиком|, незнатным человеком. И также в это время умер там в Уэй Моллане дон Педро де Альварадо Коанакочцин, правитель Тешкоко, который уже был окрещен. Он также правил четыре года. И тогда же, в названный год, его старший брат, который тогда имел имя дон Эрнандо Текокольцин [Hernando Tecocoltzin], был возведен там на правление. Он правил только один год. Он умер в год Семь Дом, 1525.

1526, Восемь Кролик. В это время владыка дон  Эрнандо Кортес Иштлильшочитль [Hernando Cortés Ixtlilxochitl] был возведен и сделан  правителем Тешкоко».

 Кроме того имеется некоторое количество кодексов, созданных уже после завоевания Мексики испанцами.

3. Источники  конкистадоров о периоде конкисты

 Еще одной категорией источников являются письма, воспоминания и отчеты непосредственных участников и очевидцев конкисты. Они содержат ценные сведения о религии и культуре индейцев накануне и в период завоевания. Среди этих ранних документов важнейшими являются письма Кортеса к императору Карлу V и записки конкистадора Берналя Диаса дель Кастильо.

 Вот что последний говорит во введении к своему труду: «Я, Берналь Диас дель Кастильо, житель и рехидор весьма честного города Сантьяго де Гватемала, один из первых открывателей и конкистадоров Новой Испании и ее провинций, и мыса Гондурас, и Игуэраса, который в этой земле так называют; уроженец весьма благородного и выдающегося города Медина дель Кампо, сын Франсиско Диаса дель Кастильо [(Francisco Diaz del Castillo)], что был рехидором в нем, которого называли иначе, по его прозвищу, "Любезник" [(Galari)], и Марии Диес Рехон [(Maria Diez Rejon)], его законной жены, имевших праведную славу. То, что касается меня и всех истинных конкистадоров, моих товарищей, сослуживших службу Его Величеству при открытии, завоевании, усмирении и заселении всех провинций Новой Испании, которая была одной из лучших частей, открытых в Новом Свете [(Nuevo Mundoi)], то, как открывалось нами и какой ценой, не было известно Его Величеству, и я говорю здесь, за то в ответе персоны, докладывавшие и писавшие, которые, не участвуя, не видя и даже не имея правдивого сообщения относительно этой темы, излагали, без опаски извещая на свой вкус, оставляя в тени, раз имели возможность, наши многие и выдающиеся труды, чтобы не было известно о них и не было такого уважения, как заслуживающим всеобщего внимания. И еще, так как недоброжелательность человеческая бывает такого сорта, не хотелось бы, чтобы вредные клеветники получали предпочтение и вознаграждались и Его Величество назначал их своими наместниками, председателями и губернаторами. Но отложим эти рассуждения в сторону, а чтобы столь героические дела, о которых я расскажу впереди, не забыли, более того не сокрыли, они будут представлены ясно и правдиво, потому что они не воссозданы и не предложены ни в одной из книг, написанных на эту тему, весьма дурных и затемняющих правду. И дабы дать памятную известность нашим завоеваниям, поскольку есть истории свершения подвигов, произошедших в свете, будет законным делом, наши, столь же знаменитые, поместить среди этих весьма известных, совершенных ранее. Ибо столь же чрезмерные смертельные опасности и ранения, и тысячи печальных потерь, ситуаций и рискованных предприятий было и в наших жизнях. Так, переправившись через море, мы, открывая земли, о которых никогда не было известно, и днем, и ночью сражались с толпами свирепых воинов; и были мы столь отдалены от Кастилии, не имели никакой поддержки, ни содействия, кроме великой милости Бога Нашего Сеньора, который был тем истинным помощником, что помог завладеть Новой Испанией и весьма знаменитым и великим городом Теночтитланом-Мешико, который так назывался, и другими многими городами и провинциями, из-за их множества я здесь не буду объявлять их названий; после усмирения их заселили испанцы. Как весьма хорошие и преданные вассалы и слуги Его Величества, мы, согласно обязательствам нашему королю и природному сеньору, крепко соблюдая закон, отправили дары вместе с нашими посланцами в Кастилию, а оттуда - во Фландрию, где Его Величество в ту пору находился со своим двором. И столь многие блага, как я расскажу впереди, были нами совершены, и обратили мы столько заблудших душ, которые были спасены, и каждый день спасали их от того, от чего прежде попадали они пропащими в преисподнюю. А помимо этого святого дела, обращали мы внимание на величайшие богатства, из которых отправлялись доли Его Величеству, и так было раньше, так и по сей день отправляются королевские пятые части, которые вносили и многие другие особы во всех случаях. В этом повествовании я расскажу, кто был первым открывателем страны Юкатан, как открывалась Новая Испания, и кто были капитаны и солдаты, завоевавшие и заселившие ее, и многое другое относительно совершенных завоеваний, что заслуживает известности, а не забвения, это представлю вскоре, насколько хватит сил, и к тому же весьма точно и правдиво, как непосредственный участник событий».

Информация о работе Цивилизация ацтеков и испанская конкиста