Что означает слово «кинематограф»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 19:55, доклад

Описание работы

Слово «кинематограф» происходит от греческих слов «движение» и писать, изображать, таким образом, можно сказать, что кинематограф занимается созданием, записью движущихся изображений. Немногим более 100 лет назад братья Огюст и Луи Люмьер подарили миру «движущиеся фотографии», как называли первые зрители этот новый вид искусства. Датой рождения кинематографа принято считать 28 декабря 1895 года.

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 30.09 Кб (Скачать файл)

Что означает слово «кинематограф»

Слово «кинематограф» происходит от греческих слов «движение» и писать, изображать, таким образом, можно сказать, что кинематограф занимается созданием, записью движущихся изображений. Немногим более 100 лет назад братья Огюст и Луи Люмьер подарили миру «движущиеся фотографии», как называли первые зрители этот новый вид искусства. Датой рождения кинематографа принято считать 28 декабря 1895 года.

Изобретение кинематографа

Для создания первого фильма (записи на материальном носителе движения изображений и  показа проекции этих объектов на экране) человечеству предстояло совершить  немало открытий и технических изобретений, которые в последствии легли в основу кинематографа, главную роль среди них играли достижения в области фотографической техники и науки:

XVIII век  – изобретение голландским ученым  Христианом Гюйгенсом проекционного (или так называемого «волшебного») фонаря, использование его для показа «фантасмагорий» во время путешествия по Европе датским математиком Томасом Волгенстеном и получение патента на него американским физиком Робертсоном в 1799 году.

1829 г.  – первая фотокамера Нипса и Даггера

1853 г.  – первые попытки создания  киноаппарата австрийца Ф.Ушатиуса, бельгийца Плато, американца Мейбриджем (1877 г.), россиянина И.А. Тимченко (1893), «хронофотограф» Ж. Демени (1893), проектор американского изобретателя Ж.А. Ле Роя (1894), «паноптиком» американца У. Латама (1895), «плеограф» поляка К. Прушинского (1894)

1878-81 гг. изобретение русским фотографом  И.В. Болдыревым первой гибкой  светочувствительной пленки

1882 г.  – первый аппарат моментальной  фотографии французского физиолога  Марея

1888 г.  – первая целлулоидная фотопленка  Фризе-Грина

1892 г.  – фоноскоп Демени

1893 г.  – «кинетоскоп» Эдисона

1894 г.  – изобретение братьями Люмьер  способа прерывистого передвижения  ленты при помощи вилки

1895 г.  – изобретение братьями Люмьер  первого киноаппарата и его  демонстрация в Физическом Обществе  в Париже

Интересно, что практически одновременно с  кинематографом братьев Люмьер, практически  по всему миру стали возникать  изобретения, по техническим характеристикам  максимально приближенные к кинематографу: «хронофотограф» Ж. Демени во Франции в 1895 году; «биоскоп» М. Складановского в Германии в 1895 году и кинопроектор О. Местера в 1896 году; «аниматограф» Р.У. Пола в Англии в 1896 году, «хронофатограф» А. Самарского тоже в 1896 году и «стробограф» И. Акимова в России в 1896 году, «витаскоп» Т. Армата в США в том же 1896 году.

Первый  в истории человечества кинопоказ

28 декабря  1895 года, вечер, Франция, Париж,  бульвар Капуцинов, дом 14, “Grand Caf?”, билет стоимостью 1 франк, раскуплено 35 билетов. Братья Огюст и Луи Люмьер, которые до этого момента руководили фабрикой фотоматериалов в Лионе, публично демонстрируют свое изобретение, которое они назвали «синематограф». На белом полотне экрана оживают пять коротких, меньше одной минуты сценок из жизни горожан. «Синематограф» производит на зрителей потрясающее впечатление: люди искренне смеются и плачут.

Этот  новый «аттракцион» (так относились к кинематографу первые зрители) заинтересовывает не только публику, но и привлекает коммерческими выгодами владельцев кафе, баров, мюзик-холлов, варьете. И уже в следующем  году «синематограф» появляется в репертуаре увеселительных заведений Англии, Италии, Германии, Австрии и других европейских  стран. В большинстве таких заведений  в перерывах между показами фильмов  устраивают дивертисменты: перед «почтеннейшей  публикой» выступают укротители змей, акробаты, фокусники, танцовщицы.

В ближайшие  годы публичные демонстрации первых короткометражных фильмов состоялись и на других континентах, во всех крупных  городах. В России первый в истории  фильм показывается 4 мая 1896 года в  Санкт-Петербурге в летнем саду «Аквариум», между вторым и третьим актами оперетки «Альфред-паша в Париже», 26 мая того же года – в увеселительном саду «Эрмитаж» в Москве и других крупных городах. В Нижнем Новгороде  на Всероссийской ярмарке показ  кино проходит в кафешантане Шарля  Омона под названием «Театр концерт-паризьен». В этом же году были сняты первые русские любительские кинофильмы.

Развитие  жанров немого кино

Первая  киноаппаратура была далека от совершенства. Поэтому первые в истории человечества фильмы братьев Люмьер были немыми короткометражками продолжительностью около 1- 2 минут. По жанру это были документальные «зарисовки из жизни»: «Улица Республики в Лионе», «Прибытие  поезда на вокзал», «Выход рабочих с  фабрики Люмьера», «Завтрак бебе».

«Аттракционные» фильмы

В первых кинофильмах зрителей поражал не сюжет, а сам факт «живой фотографии». Людей глубоко удивляла, впечатляла и даже пугала сама возможность увидеть  на белом полотне экрана «как настоящую» жизнь города и других людей, мчащийся прямо в зрительный зал поезд, волны прибоя. Это был «аттракционный»  период развития кино. В то время  широко снимаются номера цирковых, балетных, мюзик-холльных и эстрадных  представлений, а среди названий кинолент того времени можно прочитать: «Японские эквилибристы», «Греческие танцовщицы», «Вальс апашей», «Джиу-джитсу», «Дамская борьба», «Акробатические  упражнения на проволоке», «Ученые  слоны», «Галлюцинации Пьеро».

Другое  направление развития «аттракционных»  фильмов – кино про экзотические страны и редких представителей животного  мира: «Сиам», «Конго», «По реке Миссисипи», «Медуза», «Осьминог», «Кенгуру», «Охота на жирафов», «Сахарный тростник, его сбор и обработка», «Производство шляп из бамбука», «Культура ананасов», «Производство шампанского в Эперней».

В жанре  «аттракционного» кино запечатлевают  и важные политические события: «Коронация Николая II», «Пребывание английской королевской четы в Париже». Если такое событие невозможно отснять  документально, его «восстанавливают»  с участием актеров, как например, «восстановленные кинохроники» или  как еще называют этот жанр «псевдодокументалистика»: «Дело Дрейфу-си», «Война в Трансваале», «Кровавое воскресенье», «Восстание на броненосце «Потемкин».

«Натурные»  фильмы расширяли кругозор кинозрителей, давая им наглядное представление  о многих неизвестных вещах и  явлениях. Так жители России видели на киноэкране улицы Парижа, Лондона, Рима, узнавали, как выглядит быт  народов Индии и Китая, следили  за хирургическими операциями доктора  Дуайена, «присутствовали» при захватывающем  состязании между гидропланами и  моторными лодками. Ранний кинематограф играл большую просветительскую, положительную роль в жизни общества.

«Немые» комедии

Однако, уже среди этих первых фильмов братьев Огюста и Луи Люмьер попадаются и первые комедийные сюжеты, такие как «Политый поливальщик». Кроме того, в то время становятся известны и комические кино скетчи: «Пожарный и служанка», «Том Пус флиртует», «Изъян в костюме», «Состязания тещ». Так зарождался новый жанр игрового кино – комедии.

Говоря  о рождении первых комедийных фильмов  нельзя не сказать о Чарли Чаплине. Чаплин родился в Лондоне 16 апреля в 1899 году. Впервые Чарли Чаплин участвовал в публичных выступлениях в возрасте пяти лет, заменив свою мать на выступлении  в варьете. В 11 лет Чаплин выступает  в танцевальной группе «Восемь ланкаширских парней» в рождественской пантомиме  «Золушка», он играет первую в своей  жизни комедийную роль – кошку. После  смерти отца Чаплин подрабатывает во многих местах: в типографии, продавцом  газет, помощником врача. С 14 лет Чаплин получает постоянную роль в театре в пьесе «Шерлок Холмс» и играет в варьете, а затем в театральном  предприятии Фреда Карно. Во время  гастролей в США его приглашают на работу в киностудию «Кейстоун Филм». В сентябре 1913 года Чаплин становится киноактером с недельным жалованием в $150. Довольно быстро Чаплин становится знаменитым комедийным актером и начинает формировать, оттачивать свой неповторимый кино образ. Сначала его персонаж Чез довольно-таки грубоватый ловелас и жулик, со временем в нем появляется мечтательность и теплота образа Маленького Бродяги. Это образ, в котором Чарли Чаплина навсегда заполнится любителям кино: огромные темные штаны, узкий жилет, огромные башмаки, котелок и трость. В те годы был еще очень молод, поэтому для солидности образа ему приклеили небольшие усики. Постепенно Чаплин осваивает новые кино профессии. В 1914 году он снимает свой первый фильм «Застигнутый дождем», где Чаплин пробует себя не только в роли актера, но и сценариста, и режиссера. В 1917 году он становится самым высокооплачиваемым киноактером. За свою жизни Чарли Чаплин снялся в более чем в 70 короткометражных 14 полнометражных фильмах, издал мемуары, два раза получил премию «Оскар», а в его последнем фильме (Чаплин снимает его в возрасте 71 года) «Графиня из Гонконга», главные роли сыиграли Софии Лорен и Марлон Брандо. Чаплин был женат четыре раза, вырастил 11 детей и скончался в возрасте 81 год (25 декабря 1977 года) в собственном доме в Швейцарии.

Но именно с первыми игровые фильмами кино начинает играть не только положительную  роль. Торгаши, владельцы кабаре и  баров, которые в большинстве  своем и завладели гениальным изобретением того времени, рассматривали  кино как способ извлечь большую  прибыль из «серых масс». Поэтому  многие комедийные фильмы того времени  были «рассадником» ограниченности и мещанской пошлости. В таких  фильмах воспевались буржуазная мораль, выставлялась на показ глупость служанок и мелких служащих и их жалкие претензии на равноправие с представителями социальных верхов. В комедийных фильмах и феериях нередко показывались двусмысленные пошлые, гривуазные сценки, сюжет которых нередко соскальзывал в порнографию. Такое кино повсеместно насаждало дурные вкусы.

Фантастические  фильмы и «магия» в эпоху немого кино

Первые  фантастические фильмы представляли собой  разновидность кинокомедии, где  акцент делался не на трюках и сюжете, а на какой-то невероятной технологии. Прообразом фантастического фильма стал фильм Луи Люмьера, снятый еще  в 1895 году, «Механический мясник» (Le charcuterie m?canique). В этой короткометражке без спецэффектов и особых приемов монтажа рассказывается о вымышленной машине, которая превращает живых поросят в сосиски. В результате в этом немом кино рождается впечатляющий и живой образ бездушного механического монстра, уничтожающего живые существа.

Позднее предпринимаются попытки отснять  первые кинотрюки. Пионером в этой области принято считать француза Жоржа Мельеса (фанц. Maries-Georges-Jean M?li?s). Еще в 1896 году он снимал первые киноэффекты, основанные на стоп-кадре, покадровой съемке, многократной экспозиции, изменении скорости протяжки пленки, кэшировании и других трюках. В 1897 году Жордж Мельес основал собственную киностудию «Стар фильм” и начал активно снимать фантастические короткометражные фильмы.

Первым  фантастическим фильмом со спецэффектами  считается фильм Жорджа Мельеса, снятый в 1896 году – «Замок Дьявола» («Le manoir du diable»). В этом двухминутном фильме зрителю демонстрируются невероятные исчезновения, появления и трансформации людей и предметов в антураже готического замка. В 1897 году выходит еще следующий фильм – «Лаборатория Мефистофиля» (Le сabinet de M?phistoph?l?s). В основе сюжета этой кинокартины тоже спецэффекты: Мефистофель превращается в призрака, его голова отделяется от туловища и летает по кабинету. Следом выходят и другие фантастические фильмы Мельеса: «Заколдованная гостиница» ( L’auberge ensorcel?e), «Начинающий ренгенолог» (Les rayons R?ntgen), «Молниеносные превращения» ( L’Homme Prot?e), «Фауст и Маргарита» (Faust et Marguerite), « Четыреста проделок дьявола» (Les Quatre cents farces du diable ), «Галлюцинации барона Мюнхаузена» (Les Aventures de baron de Munchhausen ) и еще более 30 фильмов.

Искусство киноэффектов давало Мельесу огромное преимущество перед другими кинематографистами, т.к. он мог снимать первые фантастические фильмы, а остальные были ограничены жанром бытовых и исторических кинозарисовок.

Благодаря спецэффектам фильмы перешли из разряда  забавных зрелищ в категорию чрезвычайно  мощных изобразительных искусств. Это  как нельзя лучше соответствовало  тогдашним задачам кинематографа, который считался развлекательным  видом искусства и прежде всего должен был быть доходным. Именно новые кинотрюки давали возможность привлечь в кино еще больше публики, а прокатчикам – продать больше копий фильмов.

Расцвет «немного» кино

Совершенствование кинотехники (с 1900-го года длина фильмов  увеличилась до 15-20 минут) и его  экономическая выгодность, которая  обеспечивала кино популярность и быстрое  распространение сыграли определяющую роль в быстром распространении  кинематографа и становлении  его как нового вида искусства. Происходило  быстрое улучшение художественных приёмов съемки, игры актеров, приемов  режиссуры. Заметно повышался профессиональный уровень фильмов, увеличивалась  художественная ценность снимаемых  кинокартин.

Большая длина фильмов способствовала появлению  новой профессии – киносценариста, т.к. более длинный фильм требовал более сложного, увлекательного сюжета. Так начинают формироваться жанры  кино, оформляется их художественное своеобразие, создается специфический  набор приёмов.

Отсутствие  в кино звука стало катализатором  поиска новых художественных возможностей. Благодаря этому ограничению  сложилась «немая» школа передачи эмоций и сложного сюжета средствами монтажа, был выработан совершенно особый стиль «киношной» мимики и жестов. В основе актерской игры стал особый для кино вид пантомимы. Красноречивость движений актёров в немом кино вряд ли может быть превзойдена даже в театре.

Первые  фильмы показывают с «музыкальной иллюстрацией»: под аккомпанемент пианино (в  то время даже возникла новая профессия  «тапер», т.е. пианист, работающий в  кинотеатре) или саксофона, сопровождая  чтением поясняющих текстов. Многие мелодии из репертуара кино показов того времени стали классикой и дошли и до наших дней.

Со временем появляется и другой специфический  инструментарий передачи сюжета в немом  кино – титры. Первые титры в кино появляются в виде заглавных надписей. С 1905 года начинают вставлять титры  в местах, где необходимо пояснять развитие сюжета. До этого времени  надписи иногда делали на стеклянных диапозитивах и показывали с помощью  волшебного фонаря на дополнительном экранчике, помещавшимся рядом с основным киноэкраном.

Информация о работе Что означает слово «кинематограф»