Чернила и орудия письма XVII-XXвв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 22:30, доклад

Описание работы

Удивительно, что вплоть до середины XX века многие ученые считали, будто бы образованность в средневековой Руси была лишь уделом князей, бояр, служителей церкви. А ремесленники, торговцы, тем более крестьяне в подавляющем большинстве не знали грамоты. Грамотность, как считалось, была им ни к чему, да и писчий материал — пергамент — стоил в то время недешево. С другой стороны как же темные и невежественные люди возводили великолепные храмы, занимались ремеслом, создавая чудесные изделия из дерева, железа, золота и серебра, совершали далекие путешествия в заморские страны, строили корабли, если не умели ни читать, ни писать?

Содержание работы

Берестяные грамоты…………………………………………3
2. Пергамен……………………………………………………...7
3. Привозная бумага в России XIV-нач. XX вв……………….9
Русская бумага ручного отлива……………………………..12
Чернила……………………………………………………….13
Орудия письма………………………………………………..15

Файлы: 1 файл

Русский папирус.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

 

  1. Берестяные грамоты…………………………………………3

  2.  Пергамен……………………………………………………...7

3.  Привозная бумага в России XIV-нач. XX вв……………….9

  1. Русская бумага ручного отлива……………………………..12
  2. Чернила……………………………………………………….13
  3. Орудия письма………………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Берестяные  грамоты

Удивительно, что вплоть до середины XX века многие ученые считали, будто  бы образованность в средневековой Руси была лишь уделом князей, бояр, служителей церкви. А ремесленники, торговцы, тем более крестьяне в подавляющем большинстве не знали грамоты. Грамотность, как считалось, была им ни к чему, да и писчий материал — пергамент — стоил в то время недешево. С другой стороны как же темные и невежественные люди возводили великолепные храмы, занимались ремеслом, создавая чудесные изделия из дерева, железа, золота и серебра, совершали далекие путешествия в заморские страны, строили корабли, если не умели ни читать, ни писать? 
   Доказательств широкого распространения грамотности на Руси долгое время не существовало. И только 26 июля 1951 года в Великом Новгороде при археологических раскопках, которыми руководил профессор А.В.Арциховский, был найден кусок потемневшей от времени березовой коры с процарапанными на нем едва заметными буквами. Это была большая берестяная грамота, содержащая тринадцать строк. Длина каждой составляла 38 сантиметров, а всего текста было пять метров. В грамоте шла речь о повинности нескольких сел в пользу какого-то Фомы. 
    Позже находки берестяных грамот следовали одна за другой и продолжаются до настоящего времени. Они свидетельствуют о том, что грамота была известна уже с X века, что грамотностью отличались не только бояре, князья и монахи, но и купцы, ремесленники, крестьяне, в том числе женщины. Берестяные грамоты будто передают голоса людей, живших 800,

3

900, 1000 лет назад. На  сегодняшний день найдено более  тысячи берестяных грамот, которые  обогатили наше представление  о жизни людей Средневековой  Руси. 
    О том, что береста (кора березы) использовалась в качестве письменного материала, было известно и раньше. В конце Х века известный арабский путешественник Ибн эль Недим упоминал, что видел у руссов «кусок белого дерева, на котором были изображения». А в описи книг Троице-Сергиева монастыря упоминаются «свертки на деревце чудотворца Сергия». Это подтверждает и церковный деятель, писатель-публицист Иосиф Волоцкий, отмечавший, что в монастыре и самые книги «не на хартиях писаху, а на берестах» («писали не на пергаменте, а на бересте»). Кроме того, береста употреблялась в качестве писчего материала в Швеции, Прибалтике, Северной Америке.  
   Почему эти письмена были названы «грамоты»? Это название им дали наши предки. Оно сохранилось на самих грамотах. Например, автор одного послания просит: «С человеком грамотку пришли тайно». А еще грамотки называли просто «берестами», что подтверждает другое послание: «Послал я тебе бересту...». 
   О чем же писали друг другу люди? Обратимся к текстам русских средневековых берестяных грамот. Некий приказчик Михаил обращается к господину своему Тимофею: «Земля готова, надобе семена. Пришли, господину, человека спроста, а мы не смеем иметь ржи без твоего слова». А вот эпизод из жизни одной семьи: житель Новгорода по имени Борис просит свою жену Настасью: «Как придет эта грамота, пришли мне человека на жеребце, потому что у меня здесь дел много. Да пришли мне сорочку. Сорочку забыл». На другой бересте мать пишет сыну Григорию: «Купи мне зендянцу (это дешевая хлопчатобумажная ткань) добру. А куны (деньги) аз даю Давыду Прибыте. И ты, чадо, издей при собе да привези семо». Из грамотки видно, что мать и сын — люди небогатые. Мать знает, что у

4

Григория денег могло  не оказаться, и она с оказией  посылает ему нужную сумму на покупку  материи. Грамота № 752, найденная  в 1993 году, по своему содержанию является посланием влюбленной женщины. В переводе на современный язык послание гласит: «Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что за эту неделю ко мне не приходил? А я к тебе относилась, как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было бы любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и пришел. Буде даже я тебе по своему неразумию задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то судит тебя Бог».  
   Береста «служила» и школьными тетрадками. Археологи нашли такую тетрадку с упражнениями. Принадлежала она шестилетнему мальчику Онфиму. Рядом с буквами алфавита он нарисовал сказочного зверя, а затем слоги: «ба, ва, га... бе, ве, ге, би, ви...». Себя он изобразил на коне, храбрым воином, побеждающим врагов. Трудно представить, что написано и нарисовано это было более 700 лет назад! 
    Грамоты-бересты передают живую разговорную речь, что дало ученым огромный материал для изучения повседневной жизни и быта наших далеких предков. На берестяных грамотах можно встретить загадки и ребусы, упражнения по счету и отчет о судебном разбирательстве, хозяйственные распоряжения и жалобы на семейные неурядицы, список повинностей, учебный и литературный тексты. В этих письмах из прошлого раскрываются повседневные дела и заботы наших далеких предков, удивительные жизненные мелочи, о которых не говорится ни в летописях, ни в официальных документах. 
   В берестяных грамотах встречаются имена, знакомые ученым по другим источникам. Летопись XIV века упоминает Онцифора Лукинича, который был посадником в Новгороде. Его род восходил к знаменитому Мише — сподвижнику Александра Невского. Сам Онцифор Лукинич прославился и как военачальник, и как правитель — он предложил и провел реорганизацию

5

боярского управления. После  этого, по словам летописца, «отступился посадничества Онцифор Лукинич по своей воле».  
   Археологи нашли «Челобитие ко госпожи матери от Онсифора...», послание к сыну Юрию и другие берестяные грамоты, раскрывающие черты характера этого человека. В «Челобитии...» он предстает человеком беспокойным, вникающим в каждую мелочь. Отправляя в людей Торжок, Онцифор дает наставления: «по приезде в этот город коней следует кормить добрым сеном, к житнице приложить собственный замок, а на гумне нужно самолично наблюдать за молотьбой, а коней кормить на глазах, чтобы можно было видеть конюхов и проверить их…» и т. д. 
   После находки «Челобития» историк В.Л.Янин написал: «Эта находка впервые слила воедино два мира, до тех пор лишь соприкасавшихся друг с другом — мир летописных событий русской средневековой истории и мир вещественных, археологических источников». 
    Берестяные грамоты найдены археологами не только в Великом Новгороде, но и в других древнерусских городах — Смоленске, Торжке, Старой Руссе, Пскове, Твери. В Москве первая берестяная грамота была найдена в1988 году при археологических раскопках в Историческом проезде, что ведет на Красную площадь.

   По форме и внешнему виду берестяные грамоты, как правило, имели вид «листа», т. е. состояли из одного куска коры березы. (Однажды археологи нашли и целую берестяную книжку! И хотя число «страниц» в ней невелико — всего 12, — это была настоящая берестяная книга с текстом и виньеткой). Березовую кору предварительно вываривали, чистили, снимали белую пленку. Затем обрезали и просушивали.

   Текст на бересте писали двумя способами: первый — при помощи пера и чернил, во втором текст процарапывался или продавливался специальным орудием письма. Его называли «писало» и изготовляли из металла или кости.

6

 

С одной стороны писало имело заострение наподобие шила, им процарапывали текст. С другой стороны была лопаточка вроде отвертки, ей буквы продавливали.

   Письма на бересте пролежали в земле столетия. И только процарапанность

                                         




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

текста предохранила его от уничтожения. Сегодня берестяные грамоты хранятся в музеях и архивах.

     Важной задачей палеографии является изучение книжного дела на Руси (материалов и орудий письма). Это необходимо знать для правильной датировки и установления подлинности исторических документов.

Пергамен

     Материалом для большинства письменных памятников до XIV в. служил пергамент, а в быту употреблялась береста. Слово «пергамент» входит в употребление в Российском государстве только с XVIII в. В Древней Руси он имел особое название «хартья» (хартия). С XIV в. пергамент постепенно вытесняется бумагой.

Самый тонкий, но прочный  пергамент получали из кожи молодых ягнят. Однако для выделки пергамента чаще всего использовались телячьи, бараньи 7

и козлиные кожи. Их тщательно  промывали, обрабатывали поташом, чистили  внутреннюю и внешнюю стороны, натирали мелом для удаления жира, обрабатывали пемзой, растягивали на раме для просушки и, наконец, резали на

листы.     

 С XIV в. пергамент  стал вытесняться бумагой. Ее  привозили из Италии, Франции,  Германии, а также с Востока  (Самарканд). Появившаяся первой итальянская бумага к концу XIV в. вытесняется французской, получившей наибольшее распространение в  XV—XVI вв., которая в свою очередь с конца XV в. уступает место немецкой. Попытка наладить собственное Производство бумаги относится к XI—XVIII вв.     

 До утверждения в XIX в. машинного  способа производства бумаги  она изготовлялась вручную следующим способом. Волокнистый материал из льняного или пенькового тряпья варили с золой и известью, промывали и размалывали. Полученную кашицеобразную мелковолокнистую массу погружали в чан с водой и затем черпали оттуда специальной формой в виде прямоугольника с натянутой на нем проволочной сеткой. При этом вода стекала, а масса задерживалась на сетке, и высыхала. Слежавшийся тонкий бумажный слой извлекали и подвергали выглаживанию и лощению. Для того чтобы лист бумаги стал жестким и не пропускал чернила, его погружали в раствор желатина, приготовлявшегося из рогов и копыт животных. Обычно на сетке формы делали какой-нибудь рисунок из проволоки (два круга, пересеченные линией, кораблик, гусь, перчатка, орел, рожок и др.). В результате на листе оставалось видимое на свет изображение рисунка, называемое водяным знаком или филигранью. Наличие на бумаге таких знаков служит для историка важным датирующим признаком.      

    Дошедшие до нас древние рукописи на листах пергамента  неодинаковые по размеру. С распространением бумаги входят в употребление листы двух форматов. Один из них соответствовал формату современного писчего листа, другой был вдвое больше. Как правило, листы

8

продавались сложенными вдвое и водяной знак при этом находился в середине одной из половин сложенного листа. Рукопись в большой лист называлась «дестным» листом; листы, сложенные вторично пополам, давали

рукопись, написанную в четверку (или в «полдесть»); затем шла восьмушка и далее шестнадцатая часть. Для обозначения формата рукописей или книг пользуются не только терминами, но и специальными знаками: 1°—лист, 4°—четверть листа, 8°—восьмушка, 16°—шестнадцатая часть.     

 Тексты рукописей  обычно скрепляли в тетради  из 16 страниц (форматом в 4°), исписанных с обеих сторон. Если рукопись была большая, то тетради сшивали в книгу, для которой делали переплет. Он представлял собой две доски, обтянутые кожей или дорогой тканью (отсюда существует выражение «читать от доски до доски»). Переплеты ученых и церковных книг украшались золотыми или серебряными окладами, драгоценными камнями, на коже переплета делалось тиснение. Для скрепления переплетов изготовлялись застежки, иногда золотые или серебряные. Страницы книг нередко украшались орнаментами, выполненными в определенном стиле. Так, в XI—XII вв. применялся так называемый старорусский орнамент, состоявший из геометрических фигур и стилизованных изображений растений. С XIII в. стал употребляться орнамент, который изображал фантастических животных. С возникновением книгопечатания в XVI в. появляются новые виды орнаментов, которые в дальнейшем изменялись и развивались.      

 Многие русские  рукописи украшались миниатюрами  (рисунками). Так, 12-томный Лицевой летописный свод содержит 16 тысяч миниатюр. С развитием книгопечатания миниатюры постепенно заменяются книжными гравюрами.

Привозная бумага в России XIV-нач. XX вв.

Русский термин «бумага» для обозначения соответствующего писчего материала впервые зафиксирован в записи на Прологе 1481 г. из Российской

9

национальной библиотеки, но, несомненно, существовал и ранее. Исследователи указывают на родство этого слова с обозначениями хлопка на разных языках: греческом (βóμβαξ, βóμβυξ, βάμβαξ), турецком (pambuk,

pamuk), персидском (pambah), армянском (bambak), грузинском (bamba). Кроме того, в обиходной и книжной речи XV —XVII вв. термин «бумага» обозначал вату, т. е. хлопок, что видно из следующих выражений: «кафтан стеган на бумаге», «аще будеть свинаа шерсть мягче бумаги», «в бумажнице оден».

Использование бумаги в  русских землях впервые зафиксировано  в первой половине XIV в. На бумаге написаны два документа, относящиеся к этому времени: договор смоленского великого князя Ивана Александровича с Ригой и договор московского великого князя Семена Ивановича с братьями Иваном и Андреем. Первый из них написан на бумаге с итальянской филигранью Арбалет, которая датируется 20-ми гг. XIV в. Правда, исследователи допускают, что местом написания договора могла быть Рига, либо бумагу могли привезти из Риги специально для составления этого документа, и поэтому на его примере нельзя судить о времени проникновения западноевропейской бумаги в Россию: Второй документ, договор князя Семена Ивановича с братьями, по содержанию датируется концом 40-х — началом 50-х гг. XIV в., филигрань же не просматривается, так как манускрипт еще в XIX в. был наклеен на плотную бумагу.

Известно несколько  рукописей, написанных на пергамене  и бумаге «в прокладку», т. е. листы  пергамена чередуются в них с  бумажными листами. Так, в одной  из этих рукописей, «Архивской» лествице, в каждой тетради из восьми листов листы 1 и 8,     4 и 5 — пергаменные, а остальные (листы 2 и 7, 3 и 6) — бумажные. Пергаменными являются, таким образом, крайние и срединные листы тетради.

      Рукописные книги XIV в., написанные на бумаге, как правило, происходят из Византии или юго-славянских стран. Одной из самых ранних

10

бумажных рукописных книг, несомненно созданных в России, является Евангелие, написанное в Спасо-Преображенском соборе Твери в 1417 г. Исследователи  определяют бумагу этой рукописи как  итальянскую с 

небольшим добавлением французской. Ту же ситуацию можно наблюдать и в ранних рукописях из собрания Кирилло-Белозерского монастыря, которые датируются началом XV в. Вплоть до XV в. Италия сохраняла роль монополиста в деле распространения бумаги в Европе. Именно на этом этапе, видимо, и созданы древнейшие русские бумажные рукописи. Французская бумага оставалась самой распространенной и в XVI в., и вплоть до второй четверти XVII в. со второй половины XVI в.

      Так, наиболее популярная в этот период французская бумага ввозилась в страну английскими купцами через Архангельск. Импорт бумаги со временем возрастал: в 1585 г. среди ввезенного английскими купцами в Архангельск товара зафиксировано 400 стоп бумаги, в 1600 г. - 1000 стоп, в 1621 г. - 1990 стоп, в 1635 г. -9150 стоп. Другим, более древним путем проникновения бумаги в Россию могла быть Рига. Известно, что бумагой в Риге торговали уже в начале XV в. Внутри страны бумагу развозили русские купцы. Они закупали ее на ярмарке в Архангельске, везли в Вологду по воде на дощаниках, а из Вологды до Москвы отправляли зимой на ямских подводах. Уже в 80-е гг. XVI в. в Москве известен книжный ряд, где торговали бумагой в розницу, а, возможно, и оптом. Стоила бумага недешево — на внутреннем рынке цена одной дести колебалась от 3 — 4 денег в первой половине XVI в. до 4—7 денег — во второй. Новгородская II летопись под 1555 г. сообщает об исключительной дороговизне бумаги, когда один лист стоил полденьги. Есть данные, что для нужд государственных учреждений бумага закупалась непосредственно на архангельской ярмарке. Сохранилось упоминание о царском наказе таможенным головам о покупке в Архангельске бумаги «на свои государевы нужды». Можно проследить и такую закономерность: если требовалась

11

большая партия, то бумагу закупали у иностранных купцов; если нужно было купить всего несколько стоп бумаги, то обращались к розничным торговцам в Москве. 27 января 1631 г. был выпущен царский указ о покупке в приказы

Информация о работе Чернила и орудия письма XVII-XXвв