Человек как носитель культуры своего народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 17:06, контрольная работа

Описание работы

1) Определение понятия «культура своего народа»
2)Взаимоотношение между мировой и национальной культурами
3)Свобода выбора человеком своих культурных ориентиров (предпочтений)

Файлы: 1 файл

istoria.doc

— 58.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

на тему:

«Человек как носитель культуры своего народа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План сообщения:

1) Определение понятия «культура  своего народа»

2)Взаимоотношение между мировой и национальной культурами

3)Свобода выбора человеком своих культурных ориентиров (предпочтений)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Определение понятия «культура своего народа»

 

    Культура народа - это сформированный на протяжении времени 
образ жизни и веровании народов, отличающийся от других народов. Если совсем коротко, то культура - это такое выражение духа человека, которое поддается объективному наблюдению.

 

    Культура (лат. cultura - возделывание, воспитание, почитание) - это универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными). Важной особенностью культуры является то, что ее объективные структуры всегда, в конечном счете, замыкаются на личностное приятие (или неприятие), толкование, воспроизведение и изменение. Таким образом, соотнесение себя с культурой есть одно из фундаментальных свойств личности.

 

    Вхождение индивида в культуру своего народа называется  инкультурацией. В процессе инкультурации индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. Процесс инкультурации начинается с момента рождения — с приобретения первых навыков и освоения речи, а заканчивается, можно сказать, со смертью.

 

    В своей национальной культуре каждый народ должен ярко выявить всю свою индивидуальность, притом так, чтобы все элементы этой культуры гармонировали друг с другом, будучи окрашены в один общий национальный тон. Отличия разных национальных культур друг от друга должны быть тем сильнее, чем сильнее различия национальных психологий их носителей, отдельных народов. У народов, близких друг к другу по своему национальному характеру, и культуры будут сходные. Но общечеловеческая культура, одинаковая для всех народов, — невозможна. При пестром многообразии национальных характеров и психических типов такая «общечеловеческая культура» свелась бы либо к удовлетворению чисто материальных потребностей при полном игнорировании потребностей духовных либо навязала бы всем народам формы жизни, вытекающие из национального характера какой– нибудь одной этнографической особи. И в том и в другом случае эта «общечеловеческая» культура не отвечала бы требованиям, поставленным всякой подлинной культуре. Истинного счастья она никому не дала бы.

 
Таким образом, стремление к общечеловеческой культуре должно быть отвергнуто. Наоборот, стремление каждого народа создать свою особую национальную культуру находит себе полное моральное оправдание. Всякий культурный космополитизм или интернационализм заслуживает решительного осуждения. Однако отнюдь не всякий национализм логически и морально оправдан. Есть разные виды национализма, из которых одни ложны, другие истинны, и только истинный национализм является безусловным положительным принципом поведения народа.

 

2)Взаимоотношение между мировой и национальной культурами.

 

  Смысл культурного движения по пути во взаимоотношениях между мировой и нац. культурами в том, чтобы открыть простор национальному духовному развитию, свободе национальных 
культур и языков, вниманию к особенностям каждой культуры на основе общечеловеческих приоритетов. Будучи открытой для мира, национальная культура не может развиваться вне целостного исторического контекста всей культуры данной эпохи. Способность одного народа осваивать достижения другого — важный показатель жизнеспособности его культуры. Эта способность не только обогащает свою нацию, преобразовывая ее облик, но и позволяет щедро делиться своими духовными ценностями с другими, обеспечивает взаимодействие и взаимопонимание людей, их восприятие инонациональных ценностей, преодолевает деформации в межнациональных отношениях. Являясь 
составной частью мировой культуры, каждая культура взаимодействует как партнер и соучастник в создании общечеловеческих духовных ценностей, развиваясь. Отсюда стратегическое направление культурной национальной политики: органическое сочетание национальных и общечеловеческих ценностей, идейное и духовное содружество суверенных народов.

 

Достаточно часты взгляды, рассматривающие национальную культуру как антипод общечеловеческой, как нечто ей противоположное, конфронтационное, рассуждения о национальной культуре как об анахронизме, чем-то устаревшем, обреченном уйти с исторической сцены. Отсюда и контрдоводы, что общечеловеческая культура, в свою очередь, чужда национальному, противостоит ему, что это искусственный тип безнациональной культуры. В этом споре истина, как всегда, в практике. Культура, будучи сложной системой, включает в себя сегодня существующие национальные элементы. Если послезавтра они прекратят свое существование, то система исключит этот принцип деления и будет основываться на параллельных ему, существующих и ныне. Но нельзя сегодня исключить реальную культурную практику, не разрушая всю систему. Вот почему столь важна научная стратегия по дальнейшей консолидации и гармонизации национальных культур. И параллельно программам национального культурного развития необходимы научные программы межнационального культурного сотрудничества.

 

    Что касается мировой культуры, то ее наличие также не вызывает сомнения. Но здесь все гораздо сложнее. Дело в том, что до недавнего времени мировая культура формировалась как объединение лучших достижений национальных культур, но не их слияние или взаимное растворение. Просто часть созданных в национальной культуре ценностей, например произведений искусства, становилась известной и признанной во всем мире. Первой такого уровня достигла античная греко-римская культура, затем культура европейских стран. Русская культура приобрела мировое значение в XIX в. Однако, становясь частью мировой культуры, обретая новое качество, культура не переставала быть национальной, сохраняла свою самобытность и уникальность.

 

В наши дни наметилась иная, тревожная тенденция, которая ведет к нивелированию, усреднению, однообразию культур, к созданию некой единой и универсальной культуры. Другими словами, становление мировой культуры все более уподобляется становлению мировой цивилизации. Такой путь ведет к обеднению национальных культур, утрате богатства культурного многообразия.

 

 

3)Свобода выбора человеком  своих культурных ориентиров.

 

    Культурная свобода является жизненно важной составляющей человеческого развития, поскольку для полноценной жизни человеку совершенно необходимо определить свою идентичность, то есть ответить на вопрос "Кто я?" И не потерять при этом уважения других людей, а также не лишить себя выбора в других важных аспектах реализации. Люди требуют культурной свободы, чтобы открыто исповедовать свою религию, говорить и учиться на родном языке, гордиться своей этнической или религиозным наследием без боязни быть непонятым, высмеянным или наказанным со стороны других людей или лишенным возможностей, доступных другим людям. Людям нужна такая свобода участия в общественной жизни, ради которой им не нужно было бы отказываться от присущих им культурных связей.

 

     Культура способна предоставить человеку поистине безграничные возможности для выбора, т.е. для реализации его свободы. В понятиях отдельного человека практически безгранично количество видов деятельности, которым он может себя посвятить. Hо каждый профессиональный вид деятельности - это отдифференцированный опыт предшествующих поколений, т.е. культура.

 

     Культура не только приобщает человека к достижениям предшествующих поколений. Одновременно она сравнительно жестко ограничивает все виды его общественной и личной деятельности, соответствующим образом регулируя их, в чем проявляется ее регулятивная функция. Культура всегда предполагает определенные границы поведения, тем самым ограничивая свободу человека.

 

    Культура выполняет целый ряд функций, неотделимых от процесса человеческого развития. Прежде всего, она выступает как средство хранения и распространения человеческого опыта (функция социальной памяти). Вместе с тем она объединяет духовные богатства, накопленные человечеством в прошлом и духовных ценностей современного общества. Именно поэтому культура выполняет образовательную, воспитательную, коммуникативную и регулятивную функции. Будучи средством социального воздействия, культура обеспечивает освоение и преобразование мира, т. е. выполняет функцию интеграции и дифференциации общества. Продуктивная функция культуры реализуется через ее соучастие в человеческом развитии, она является необходимым фактором развития.

 

    Люди должны иметь свободу выражения своей идентичности, не подвергаясь дискриминации в других областях жизни (например, в выборе места жительства, получении образования, работы, медицинских услуг). Культурная свобода одно из основополагающих прав человека и важная составляющая человеческого развития в целом. Социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, обусловливают реформирование системы образования, которое в полной мере способствовало бы формированию самостоятельного мышления, усилению индивидуального подхода к развитию творческих способностей, коренному улучшению профессиональной и общеобразовательной подготовки специалистов, способных работать в новых условиях, ориентированных на развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационные ресурсы:

http://www.vevivi.ru/best/Narody-i-kultury-razvitie

http://moy-bereg.ru/vzaimodeystvie-kultur

http://otherreferats.allbest.ru/culture

http://uchebalegko.ru/lections/viewlection/kulturologiya

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Человек как носитель культуры своего народа