Человеческий капитал в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Человеческий капитал – совокупность всех знаний, умений, навыков, использующих для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Без задействования человеческого капитала невозможен переход на инновационный путь развития. Именно за счет человеческого капитал можно увеличить такие факторы как: конкурентоспособность страны, эффективность производства, также его развитие способствует экономическому росту стран. Согласно теории человеческого капитала, разработанной в 20 веке, улучшение качественных характеристик человека в сферах образования и здравоохранения обеспечивает создание экономических ресурсов длительного пользования. Образование трансформирует рабочую силу, придавая ей способность к высококвалифицированному труду, а здравоохранение увеличивает срок и интенсивность накопленной человеком способности к труду. Исходя из этих предпосылок, производительные качества и характеристики работника были признаны особой формой капитала, поскольку они, подобно прочим видам капитализированных ресурсов, обеспечивают своему обладателю получение в течение некоторого времени определенных доходов.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 529.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Человеческий капитал – совокупность всех знаний, умений, навыков, использующих для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Без задействования человеческого капитала невозможен переход на инновационный путь развития. Именно за счет человеческого капитал можно увеличить такие факторы как: конкурентоспособность страны, эффективность производства, также его развитие способствует экономическому росту стран. Согласно теории человеческого капитала, разработанной в 20 веке, улучшение качественных характеристик человека в сферах образования и здравоохранения  обеспечивает создание экономических ресурсов длительного пользования. Образование трансформирует рабочую силу, придавая ей способность к высококвалифицированному труду, а здравоохранение увеличивает срок и интенсивность накопленной человеком способности к труду. Исходя из этих предпосылок, производительные качества и характеристики работника были признаны особой формой капитала, поскольку они, подобно прочим видам капитализированных ресурсов, обеспечивают своему обладателю получение в течение некоторого времени определенных доходов.

Во время экономического кризиса, тема человеческого капитала является особенно важной и актуальной в частности для России. Работник нового типа должен получать образование в течении всей свой жизни. Феномен «человеческий капитал», выступает в качестве неотъемлемой части рыночного хозяйства.

Целью исследование механизмы формирования и развития человеческого капитала в России.

Задачи:

Определить сущность понятия «человеческий капитала».

Охарактеризовать объектную структуру  человеческого капитала.

Выделить этапы формирования человеческого капитала.

Провести анализ современных взглядов на теорию человеческого капитала.

Определить основные характеристики человеческого капитала в России, тенденции его развития

Выявить основные проблемы развития человеческого капитала.

Выяснить современное состояние человеческого капитала в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Человеческий капитал: понятие, основные  характеристики

1.1 Определение сущности человеческого  капитала

Теория человеческого капитала имела весьма не простою и противоречивую историю. Человеческий капитал, как объективное экономическое явление,  признавался еще со времен А.Смита и К.Маркса. А.Смита писал, что составной частью основного капитала являются  полезные способности членов общества, приобретение которых всегда требует действительных издержек, которые представляют собой человеческий капитал. К.Маркс же считал, что с точки зрения непосредственного процесса производства  сбережения рабочего времени можно рассматривать как производство человеческого капитала. Человеческий капитал признается как объективная реальность, существующая в мире экономических явлений, но до сих пор так и не стал субъективной реальностью в теоретических построениях большинства представителей фундаментальной  теоретической науки. Если рассматривать человеческий капитал как сложное и противоречивое явление, то до сих пор имеются разногласия среди немногих представителей экономической теории прошлого и настоящего [1].  Первооткрывателем термина «человеческий капитал» был Т.Шульц, который интересовался трудным положением слаборазвитых стран. Он заявлял что благосостояния бедных людей зависело не от техники, земли или усилий а именно от знаний. Шульц получив нобелевскую премию в 1979 году, предложил следующее определение: «Все человеческие способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденные способности. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом» [2]. Он рассматривал человеческий капитал как накопленные в стране затраты на воспроизводство рабочей силы независимо от источника их покрытия. Результатами таких инвестиций являются накопление способностей людей к труду, их созидательная деятельность в обществе, поддержание самой жизни людей, здоровья и.т.д. Он также обосновал необходимость расширительной трактовки ряда категорий воспроизводства, особенно накопления, предположив, что из производимого в обществе продукта на накопление человеческого фактора используется уже не 35-50%, как следовало из большинства теорий воспроизводства в 20 в., а  его общей величины [5].

Последователем Теодора Шульца был Гэри Беккер, который развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению[3].

Предикативные трактовки сущности человеческого капитала представляют собой формулировки, которые лишь соприкасаются со сферой человеческого капитала, но не проникают вглубь, не выявляют и не отражают действительной сущности проблемы.

Ресурсные трактовки сущности человеческого капитала являются наиболее распространёнными в экономической литературе. Смысл «ресурсных» определений человеческого капитала заключается в том, что здесь говорится не о капитале как об актуализированных ресурсах, а непосредственно о самих ресурсах, являющихся всего лишь потенциалом, а не фактом созидательной деятельности.

Эклектические характеристики сущности и связанного с этим содержания человеческого капитала вбирают в себя различные разорванные положения и трактовки рассматриваемого явления. В частности, человеческий капитал здесь определяется одновременно как элемент национального богатства, как часть экономических ресурсов индивида, организации и общества в целом, как процесс создания требуемых благ и т.д.

Представленные трактовки сущности человеческого капитала являются объектом критики, поскольку они не отражают качественной определённости рассматриваемого явления. В то же время эти определения и характеристики человеческого капитала весьма полезны с точки зрения выявления его социально-экономического содержания, а также исследования различных аспектов формирования и развития данного капитала. Но, для того, чтобы понять, в чем же заключается качественная определённость человеческого капитала и как в связи с этим следует трактовать данное сложное социально-экономическое явление.

Важнейшей особенностью человеческого капитала является его качество самовозрастания, т.е. человеческий капитал, рассматриваемый в единстве с самим человеком, наращивает сам себя, формирует и воспроизводит необходимые созидательные качества и характеристики. Динамика, сложности и противоречия современного воспроизводственного процесса, а также растущие и меняющиеся требования к созданию жизненных благ обуславливают необходимость не только ускоренного, но и опережающего, диверсифицированного развития человеческого капитала.

Рассмотренные особенности человеческого капитала сводятся ещё в одно специфическое его свойство, которое предстает в виде способности данного капитала к внутренней систематизации всех качественных характеристик и количественных свойств личности, при непосредственном созидательном использовании человеческого капитала работает система человеческих свойств, реализуется личность как таковая, а не один или два её характерных признака.

Современной важнейшей особенностью человеческого капитала является то, что осуществляемая на рынке человеческого капитала купля-продажа способностей человека к определённой созидательной деятельности все меньшей степени отражается и объясняется принципом эквивалентного обмена, а в нарастающей степени приобретает экстернальный характер. Выявление экстернального характера человеческих взаимодействий и развития членов организации, а также наличие разумного начала в человеческом капитале как таковом позволяют выделить ещё одну его особенность как фактора производства. Эта особенность заключается в том, что человеческий капитал – единственный фактор производства, который в процессе использования одновременно и потребляется, и развивается. Таким образом, человеческий капитал приобретает мультипликативную, или «двойную» ценность. Эффект мультипликации заключается в том, что в результате производственного процесса с целью создания какого-либо жизненного блага созидательная ценность человеческого капитала «на выходе» превышает его ценность «на входе». Этим и объясняется постоянно растущая эффективность инвестиций именно в человеческий капитал при относительно угасающей результативности инвестиций в природный и вещественный капитал.

Важнейшей особенностью человеческого капитала является его способность создавать блага без участия природного и вещественного капитала. Такими благами являются прежде всего новые знания, необходимые для человеческого развития.

2. Механизмы формирования и развития  человеческого капитала

2.1 Формирование, развитие человеческого  капитала

Экономический рост государства может быть увеличен с помощью финансирования различных отраслей экономики: человеческий капитал,  качество рабочей силы, культура и инфраструктура. Одной из важнейших задач страны становится непосредственно накопление духовных, материальных и интеллектуальных  способностей человека. Основной целью расходов страны являются  именно инвестирование в человеческий капитал. Для повышения значительных возможностей общества нужно увеличивать  потенциал каждого члена общества, увеличив потенциал, мы достигнем динамичного темпа роста экономики. Развитие человеческого капитала России предполагает [1]:

- создание качественных условий  для развития и усовершенствования  способностей каждого человека, улучшение условий жизни граждан  России;

- повышение конкурентоспособности человеческого капитала.

В настоящее время от степени формирования человеческого капитала  зависит очень многое, в том числе и экономический рост.

Человеческий капитал- это знания и навыки, изученные  человеком, играющие для него очень важную роль в производительности труда [2]. 

Формирования человеческого капитала можно объединить  в следующие группы: институциональная, социально – демографическая, интеграционная, социально- ментальная, экологическая, экономическая, производственная [4].

В целях обеспечения реализации функций в части формирования человеческого капитала в России гарантируется:

- повышении доступности жилья  для граждан через механизмы  ипотеки;

- доступность рынка потребительского  кредитования;

- содействие повышению уровня  качества жизни и личного благосостояния;

- помощь в содействии механизмов  пенсионного страхования.

Концептуальная модель формирования человеческого капитала приведена на рисунке 1 [5].

Рисунок 1 – Концепция модели формирования человеческого капитала

Формирование человеческого капитала это процесс повышения продуктивных качеств рабочей силы, обеспечивающий высокий уровень образования, мастерства. Для долгосрочного экономического роста страны решающее значение имеет именно формирование человеческого капитала. Взаимодействие людей между собой влияет на распространение знаний.

В среднем процесс формирования человеческого капитала требует примерно 15-20 лет,  это чаще всего приводит к высокому уровню нескольких поколений людей в пределах страны.

Ведущая роль в формировании человеческого капитала отводится сфере культуры, что обусловлено следующими обстоятельствами [1]:

- переход к более усовершенствованному  типу развития экономики;

- развитие рынка услуг в сфере  культуры.

Человеческий капитал формируется с детства и считается сформированным в 23 -25 лет. У каждого ребенка в возрасте 3 – 4 лет формируется культура совершенно свободного доступа к любой информации. Развитие способностей у ребенка дает ему возможность свободно управлять своими талантами, вложить в его инструментарий как можно больше понятий, навыков, умений. На развитие ребенка влияют результаты его обучения, которые в последствии могут повлиять на развитие рынка труда [6]. Количество человеческого капитала, приобретенного в процессе обучения, зависит от врожденных способностей. Основным периодом формирования человеческого капитала является возраст с 13 до 23 лет. Это период гормонального взрыва, полового созревания, когда природа дает растущему организму прилив огромной энергии. Эту энергию необходимо преобразовывать (сублимировать) на стадионе, чтобы укрепить здоровье, на студенческой скамье и в театре, чтобы получить образование и культуру, научиться ставить и достигать цели в жизни, преодолевать препятствия. Человек может стать квалифицированным работником путем приобретения человеческого капитала, который характеризуется высоким содержанием знаний, способствует инновациям и развитию новых идей. Сформированный человеческий капитал обеспечивает человеку стабильный доход, статус в обществе, самодостаточность.

Особенностью процесса формирования человеческого капитала является то, что:

- продолжительность жизни делает приобретение человеческого капитала относительно более привлекательной для людей любого уровня способностей; 
          - повышенные врожденные способности облегчают приобретение человеческого капитала.

Знания и навыки, воплощенные в человека трудно отделить от здоровья человека, которые также определяет производительность труда [7]. Общественная политика в области здравоохранения является ключом к эффективному формированию человеческого капитала. Доступность к медицинской помощи и правильное питание увеличивает продолжительность жизни и помогает людям стать более эффективными в работе. Поскольку продолжительность жизни населения увеличивается, то обществу выгодно использовать опыт и мастерство людей, которое позволяет им выполнять свою работу более эффективно.

Основой формирования человеческого капитала является приобретение новых знаний и навыков. Формирование навыков становится приоритетом экономического развития страны. Образование является важным инструментом для формирования человеческого капитала. Образование способствует повышению качества жизни людей и осуществлению ими своих гражданских прав и обязанностей. Образование делает жизнь человека богаче, развивая в нем познавательные и социальные навыки и информируя людей об их гражданских правах и обязанностях.

Работники с высшим образованием являются более производительными, чем лица, имеющие среднее образование. Работники со средним образованием – более продуктивны, чем лица с начальным образованием, а рабочие с начальным образованием более продуктивны, чем те, кто не имеет образование [8].

Образованные люди обладают более высокими навыками и способны для эффективного выполнения своей работы, располагают более широким арсеналом средств для решения возникающих проблем и преодоления трудностей. Они также лучше подходит для выполнения более сложной работы, которые часто связаны с более высоким уровнем заработной платы и большей экономической выгоды.

Для благополучия, благосостояния человека формирование и накопление человеческого капитала есть основная цель экономической политики государства. Государственные формы образования являются одним из важнейших средств формирования человеческого капитала среди малообеспеченных слоев населения. Люди из малообеспеченных слоев населения, не имея доступа к физическим и финансовым ресурсам, имея при этом высокую стоимость собственного человеческого капитала, приобретают возможность зарабатывать и влиять на уровень и качество жизни.

Информация о работе Человеческий капитал в России