Церковный раскол

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 07:32, курсовая работа

Описание работы

Казалось, что более трехсот лет, прошедшие со времени церковной смуты, разразившейся при царе Алексее Михайловиче, были достаточным сроком для изучения и выяснения причин трагедии раскола, который тяжело отразился на судьбах России. Но, к сожалению, корни старообрядчества и причин Русского церковного раскола еще не полностью раскрыты в исторической литературе и остаются далеко не ясными.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…..3
Глава 1. Реформа патриарха Никона…………………………………….…….….4
1.1 . Предпосылки и причины реформы……………………………………4
Глава 2. Раскол в Русской Православной Церкви……………………………..6
2.1. Социально-политическая сущность церковного раскола………….6
2.2. Последствия церковной реформы Никона…………………………10
Заключение………………………………………………………………………...11
Список использованных источников и литературы……………………….……12

Файлы: 1 файл

история.docx

— 36.94 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………...…..3

Глава 1. Реформа патриарха Никона…………………………………….…….….4

    1. . Предпосылки и причины реформы……………………………………4

Глава 2. Раскол в Русской Православной Церкви……………………………..6

2.1. Социально-политическая сущность церковного раскола………….6

2.2. Последствия церковной реформы Никона…………………………10

Заключение………………………………………………………………………...11

Список использованных источников и литературы……………………….……12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Русская православная церковь, без  сомнения,  является  самой  крупной православной организацией в нашей стране. Но наряду с ней вне рамок  Русской православной церкви в течении длительного времени в  Российской  империи,  в СССР и в  современной  России  действовали  и  продолжают  действовать  иные православные  организации,  исторически  связанные  с  Русской  православной церковью.  Возникновение  этих  организаций,  в  свою  очередь,  связано   с глубокими коллизиями, которые возникали в Российском обществе и  захватывали в свою орбиту и церковь.

      Наиболее  значительные потрясения Русская  православная церковь испытала в середине семнадцатого века, когда  произошел  раскол.  В  религиоведческой литературе  под  расколом  подразумевают  религиозно-общественное  движение, приведшее к отделению от Русской православной церкви старообрядчества.

      Казалось, что более трехсот лет, прошедшие  со времени церковной смуты, разразившейся при царе Алексее  Михайловиче,  были  достаточным  сроком  для изучения и выяснения причин трагедии раскола, который  тяжело  отразился  на судьбах России. Но, к сожалению, корни старообрядчества  и  причин  Русского церковного раскола еще не полностью раскрыты  в  исторической  литературе  и остаются далеко не ясными.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Реформа  патриарха Никона

    1. . Предпосылки и причины реформы

Церковная реформа патриарха Никона — предпринятый в 1650-х — 1660-х годах комплекс богослужебно-канонических мер в Русской Церкви и Московском Государстве, направленных на изменение существовавшей тогда в Москве (северо-восточной части Русской Церкви) обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Вызвала раскол Русской Церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений.

Усиливающаяся централизация Московского государства требовала централизованной церкви. Необходима была ее унификация — введение одинакового текста молитвы, одного и того же типа богослужения, одних и тех же форм магических обрядов и манипуляций, составляющих культ. С этой целью во время правления Алексея Михайловича патриархом Никоном была проведена реформа, оказавшая значительное влияние на дальнейшее развитие православия в России. За основу изменений была взята практика богослужений в Византии.

Реформа была провозглашена на торжественной службе в московском Успенском соборе в так называемую Неделю православия 1656 г. (первое воскресенье Великого поста). Царь Алексей Михайлович поддержал реформу, а соборы 1655 и 1656 гг. одобрили ее. Однако со стороны значительной части бояр и купечества, низшего духовенства и крестьянства она вызвала протест. В основе протеста лежали общественные противоречия, принявшие религиозную форму. В результате начался раскол церкви. Тех, что был не согласен с реформами, называли раскольниками. Во главе раскольников стояли протопоп Аввакум и Иван Неронов. Против раскольников использовались средства власти: тюрьмы и ссылки, казни и гонения. Аввакум и его сподвижники были расстрижены и отправлены в Пустозерский острог, где были сожжены заживо в 1682 г.; других ловили, пытали, били, обезглавливали и жгли. Особенно жестоким противостояние было в Соловецком монастыре, который удерживал осаду со стороны царских войск около восьми лет.

В Москве на защиту старой веры встали стрельцы под руководством Никиты Пустосвята. Они потребовали проведения диспута между никонианцами и старообрядцами. Диспут вылился в перебранку, однако староверы почувствовали себя победителями. Тем не менее победа оказалась иллюзорной: на следующий день руководители старообрядцев были арестованы и через несколько дней казнены.

Приверженцы старой веры поняли, что  надежд на победу в государственном  плане у них не остается. Усилилось  бегство на окраины страны. Самой  крайней формой протеста стали самосожжения. Считается, что за время существования  старообрядчества количество сжегших  себя достигло 20 тыс. «Гари» продолжались в течение большей части XVIII в. и прекратились только в царствование Екатерины II.

Патриарх Никон попытался утвердить  приоритет духовной власти над светской, поставить патриаршество выше самодержавия. Он рассчитывал, что царь не сможет обойтись без него, и в 1658 г. демонстративно отрекся от патриаршества. Шантаж успеха не имел. Поместный собор 1666 г. осудил Никона и лишил его сана. Собор, признав независимость патриарха  в решении духовных вопросов, подтвердил необходимость подчинения церкви царской  власти. Никон был сослан в Белозерско-Ферапонтов монастырь.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Раскол в  Русской Православной Церкви

2.1. Социально-политическая  сущность церковного раскола

 

      Во время одного из своих выступлений Владимир Путин заявил, что с теми, кто «стремится использовать любые поводы, в том числе и религиозные, для достижения своих, прежде всего - политических, целей, нужно бороться специальными средствами, объединяя усилия всех государств». В том же выступлении он отметил, что нужно выяснить, в чем находятся «корни терроризма», «если мы не хотим просто заниматься тем, чтобы сбивать плоды с дерева терроризма». Вот именно о «корнях», а точнее - об истоках появления религиозного терроризма, и пойдет речь в нашей статье.

Более трех веков назад в России, вследствие реформ патриарха Никона и московского царя Алексея Михайловича, произошел раскол православной церкви, что привело к длительному  противостоянию между двумя ее ветвями. Были изменены некоторые моменты в церковной службе, которые большинство населения России приняло без особых на то возражений. Церковная реформа стала лишь причиной, искрой, взорвавшей и расколовшей русское общество на два непримиримых лагеря. Для русского народа были еще памятны годы «великой смуты» в начале XVII века, когда лишь объединившись, страна, нация смогла остаться единой. Однако полного «выздоровления» общества, как показали события второй половины XVII века, не произошло. Внутри страны возникла оппозиция, в которую входили различные социальные слои населения, не принявшие как реформу, так и позицию государственных структур, инициировавших ее. Главные причины неприятия скрывались прежде всего в отчетливой ориентации властей на западную культуру, что началась до знаменитых преобразований Петра I.

Слабость государственных позиций  в Поволжье, на Русском Севере и  в Сибири привела к возникновению  в этих местах старообрядческих общин, лидеры которых повели непримиримую борьбу не только с церковными, но и  гражданскими властям. Главным методом, наряду с побегами из мест традиционного проживания в глухие леса, болота, горы, стали массовые гари, когда в огонь по собственному желанию бросались не только взрослые, но и умудренные опытом старики, женщины с грудными детьми. В одночасье пустели крестьянские поселения и даже целые волости. Путешественники с ужасом сообщали, что иногда проезжали по несколько десятков сел и деревень и нигде не встречали ни единой «живой души» - все или сбежали, или «самоохотно погорели». Стоит ли говорить, что приходили в запустение поля, не платились подати, государство терпело явные экономические убытки.

Нередко во  главе  раскола  становились  служители  церкви.  Их  давно  раздражало властолюбие Никона, оскорбляло его презрительное,  высокомерное отношение к рядовому духовенству. К  тому  же,  многие  духовные  лица  были просто малограмотны и совершенно не подготовлены  к  тому,  чтобы  осваивать новые тексты богослужебных книг, а потому относились к нововведениям  как  к тягостной повинности.

      Среди раскольников  было много  посадских  людей.  Отношения  посада  с церковными  властями  осложнились  из-за  враждебности  патриарха  Никона  к ликвидации  «белых»  слобод.  Купцы  были  недовольны  тем,  что  церковь  и монастыри   вторгались  в  торговлю  и   промысловые  занятия. Также среди раскольников  были  и  представители  господствующего сословия. Особенно известны имена боярыни Морозовой и княгини Урусовой.

     Основную же  массу раскольников составляли  крестьяне.  Скрывавшиеся  от барских  и монастырских поборов, произвола  властей, искавшие  там  не  только старины, но и воли.

      Гонения  на старообрядцев продолжались  более двухсот лет. При  Петре  I старообрядцам разрешили жить  в  городах  и  селениях,  но  обложили  массой дополнительных  налогов и штрафов. При Екатерине  II преследования стихли,  но однако  в двадцатых годах девятнадцатого  века  вновь  начали  набирать  силу. Особой жестокости они достигли  в царствование Николая  I.  Лишь  после  1905 года старообрядцы  получили право организовывать  общины, устраивать  крестные ходы, иметь колокольный звон.  В  1971  году  на  поместном  соборе  Русской православной  церкви  было  признано,  что   старые   обряды   «равночестны» послереформенным, то  есть  также  каноничны  (правомерны).  Таким  образом, Московская Патриархия сделала серьезный шаг к  преодолению  раскола  Русской церкви, происшедшего три столетия назад.

      Итак, в  1652 - 1667 годах заметно укрепился  союз светской и  церковной  властей. Царь и правительство  добились  осуществления  церковью  религиозно-обрядовой  реформы,  учитывавшей  внешнеполитические  цели   господствующего класса  феодалов,  и  централизации   церковного  управления,   а   затем   и преодоления кризиса,  возникшего  в  связи  с   уходом  Никона  с  патриаршего  престола.

       Заинтересованность  царской  власти   в   проведении   названных   мер обусловила  уступки в пользу церковной  власти  и  усиление  ее  политического  значения, что проявилось в деятельности  Никона и в постановке им  вопроса  о  соотношении  «священства» и «царства». Падение  Никона не сняло этого  вопроса  с повестки дня. Более важным  следствием проведения указанной   политики  было возникновение  в 1650 - 1660  годах  движения  сторонников  «старой  веры»   и раскола в русской православной  церкви, что отразило  несовпадение  интересов господствующего класса  и народных масс в церковно-религиозной  сфере. 

      Раскол  и оформление старообрядческой  церкви были  главным  показателем  падения влияния официальной  церкви на  народные  массы   во  второй  половине семнадцатого  века.

       Царская  власть активно поддержала  церковь   в  борьбе   с  расколом  и использовала при этом всю  мощь государственного аппарата.

      Раскол  последней  трети  семнадцатого  века  -   сложное   социально-религиозное  движение. Но  враждебность  раскольников  официальной  церкви  и государству   определялась  отнюдь  не   расхождением   религиозно-обрядового характера.  Ее  обусловили   прогрессивные   стороны  данного  движения,  его социальный состав и характер.

       Идеология  раскола отразила чаяния крестьянства  и  отчасти  посадского сословия, и потому ей были присущи  как консервативные, так  и   прогрессивные черты.

       К консервативным  чертам можно отнести : идеализацию  и защиту старины; проповедь  национальной замкнутости; враждебное  отношение к распространению  светских знаний пропаганда  принятия  мученического  венца  во   имя   «старой   веры»   как единственного пути спасения  души;

      К прогрессивным  сторонам идеологического раскола  следует отнести: освящение, то  есть  религиозное  обоснование   и  оправдание  различных   форм сопротивления власти официальной  церкви; разоблачение репрессивной политики царской и церковной властей по  отношению к старообрядцам и другим верующим, не признававших официальной церкви; оценка   этой   репрессивной   политики   как    действий,    противоречащих христианскому вероучению.

       Эти  черты идеологии движения и  преобладание в составе  его   участников крестьян и посадских  людей, страдавших от феодально-крепостнического  гнета, придали расколу характер  социального,  антикрепостнического  по  своей  сути движения, что  выявили  народные  выступления   последней  трети  семнадцатого  века. Так что борьба царских  и церковных властей  в   то  время  была  прежде всего   борьбой  против  народного   движения,  враждебного  господствовавшему  классу феодалов и его идеологии.

      

 

 

 

 

2.2. Последствия церковной реформы Никона

 

Реформы Никона привели к расколу церкви, в результате которого образовалось две группы старообрядцев: поповцы (имели священников) и беспоповцы (священников заменили уставщики). В свою очередь, эти группы делились на множество толков и согласий. Наиболее мощными течениями были «духовные христиане» — молокане и духоборы. Основателем молоканства считается бродячий портной Семен Уклеин. Молокане признают Библию в отличие от духоборов. У них она ассоциируется с образом «духовного молока», которым окормляется человеческая душа. В их учении, изложенном в книге «Догматы молокан», большое место уделяется предсказаниям второго пришествия Христа и установления на земле тысячелетнего царства. Управляются общины выборными руководителями-наставниками. Богослужение состоит в чтении Библии и пении псалмов.

Информация о работе Церковный раскол