Централизация Российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 23:43, контрольная работа

Описание работы

Преодоление феодальной раздробленности и создание централизованных государств - закономерный процесс развития феодализма, в основе которого лежали прежде всего социально-экономические факторы: интенсификация сельскохозяйственного производства, связанные с ней рост феодального землевладения и включение феодального хозяйства в торговые связи; появление новых и укрепление старых городов - центров торговли и ремесла; расширение экономических связей и товарно-денежных отношений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Причины и особенности формирования единого
централизованного русского государства. Система
государственного управления………………………………………………..5
1.1. Предпосылки централизации Российского государства………………5
1.2. Государственный строй………………………………………………….7
1.3. Высшие органы власти и управления……………………………..........8
2. Изменение социальной и национальной структуры общества………...15
2.1. Правовое положение феодалов………………………………………...15
2.2. Правовое положение крестьян…………………………………………16
2.3. Городское население……………………………………………………17
2.4. Монастыри и церковь…………………………………………………..18
3. Княжеское законодательство. Общерусский Судебник 1497 г.
Царский Судебник 1550 г. Стоглав. Царские указы и узаконения…........20
4. Судебник Ивана III 1497 г. – судоустройство и судопроизводство.
Зарождение розыскного (инквизиционного) процесса.
Уголовно-правовые институты. Гражданское право……………………..23
Заключение…………………………………………

Файлы: 1 файл

государственный строймосковского царства 1 (1) - копия.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

1. Причины и особенности формирования  единого

централизованного русского государства. Система

государственного управления………………………………………………..5

1.1. Предпосылки централизации Российского  государства………………5

1.2. Государственный строй………………………………………………….7

1.3. Высшие органы власти и  управления……………………………..........8

2. Изменение социальной и национальной  структуры общества………...15

2.1. Правовое положение феодалов………………………………………...15

2.2. Правовое положение крестьян…………………………………………16

2.3. Городское население……………………………………………………17

2.4. Монастыри и церковь…………………………………………………..18

3. Княжеское законодательство. Общерусский  Судебник 1497 г.

Царский Судебник 1550 г. Стоглав. Царские указы и узаконения…........20

4. Судебник Ивана III 1497 г. – судоустройство и судопроизводство.

Зарождение розыскного (инквизиционного) процесса.

Уголовно-правовые институты. Гражданское право……………………..23

Заключение…………………………………………………………………..28

Список использованной литературы………………………………………30

 

Введение

 

Преодоление феодальной раздробленности и создание централизованных государств - закономерный процесс развития феодализма, в основе которого лежали прежде всего социально-экономические факторы: интенсификация сельскохозяйственного производства, связанные с ней рост феодального землевладения и включение феодального хозяйства в торговые связи; появление новых и укрепление старых городов - центров торговли и ремесла; расширение экономических связей и товарно-денежных отношений.

С изменением условий жизнедеятельности государства менялся и его строй. На исследуемом этапе развития российской государственности изменения социально-экономического порядка неминуемо приводили к более интенсивной эксплуатации крестьян и закрепощению их. Рост сопротивления со стороны крестьянства, обострение классовой борьбы требовали от господствующих классов проведения политических реформ, которые могли бы способствовать упрочению их власти.

Развитие городов - центров ремесла и торговли - обусловливало необходимость упразднения многочисленных таможенных барьеров, политических границ. Дальнейший прогресс в области экономики был возможен только на основе ликвидации бесконечных столкновений, феодальных войн, характерных для всего периода феодальной раздробленности. Укрепление экономических связей, как и обострение классовой борьбы, требовало совершенствования аппарата управления, ставило перед государственной властью задачи, ранее решавшиеся отдельными крупными феодалами: организация управления, суда, сбора податей; и новые: создание дорог, почтовой связи и т.п. Политически важным моментом в процессе централизации могла быть (и она имела значение в истории ряда государств Европы) необходимость защиты от внешних врагов. Процесс формирования строя Московского царства во многом идентичен общим закономерностям исторического развития феодального государства, но он имел и свои особенности.

Актуальность темы. Образование великой державы с центром в Москве – одно из важнейших событий в мировой истории. Процесс объединения русских земель вокруг Москвы привел к принципиальному изменению её политического значения и великих московских князей. Будучи совсем недавно правителями одного из русских княжеств, они оказались во главе обширнейшего государства в Европе. Возникновение единого государства создало благоприятные условия для развития народного хозяйства и для отпора внешним врагам. Многонациональный состав единого государства создавал условия для роста связей разных народностей с более высокой по своему уровню экономической и культурой России. На сегодняшний день, когда все ещё продолжается формирование постсоветского государства, когда разные, бывшие «советские» народности, входившие некогда не только в состав СССР, но являющиеся автономией России, производят раздел земель, отмежевывая «свои» территории, как никогда важно изучение истоков образования государственности России – и для того, чтобы лучше понимать общественно-политическую обстановку в стране, и для того, чтобы знать свои корни.

Цель работы: изучение различных аспектов становления системы управления Московского государства.

С учетом поставленной цели предполагается решение следующих задач:

– осветить факторы, повлиявшие на процесс образования единого государства с центром в Москве;

– обусловить формирование государственного строя Московского царства.

Для выполнения работы была использована следующая литература: документальные источники исследуемого периода (Хрестоматия по истории Отечества, 2004); монографии (Исаев И.А., 998) учебная литература по истории Отечества (Мунчаев Ш.М., 2006; Орлов А.С., 2005, Полнер Л.Н., 2000 и др.); статьи периодических изданий, освещающие поставленные в работе вопросы.

 

 

 

1. Причины и особенности  формирования единого централизованного  русского государства. Система государственного  управления

 

1.1. Предпосылки централизации Российского государства

Предпосылки ликвидации феодальной раздробленности на Руси наметились еще в XIII в., особенно на северо-востоке, во Владимирском княжестве. Однако дальнейшее развитие русских земель было прервано монгольским завоеванием, нанесшим большой ущерб русскому народу и значительно замедлившим его прогресс. Только в XIV в. русские княжества начали постепенно возрождаться: восстанавливалось сельскохозяйственное производство, отстраивались города, возникали новые торгово-ремесленные центры, усиливались экономические связи. Большое значение приобретала Москва, Московское княжество, территория которого постоянно (начиная с XIII в.) расширялась.

Крупными городами были Владимир, Дмитров, Можайск, Переяславль, Углич, Тверь, Нижний Новгород, Рязань и др. Многие из них стали укрепленными пунктами (например, Москва с каменным Кремлем XIV в.). Это играло немаловажную роль в борьбе с внешними врагами и соперниками - князьями, давало определенные гарантии защиты жителям. В связи с развитием торговли возрастало значение старых торговых путей и появившихся новых. Стремление овладеть ими было причиной острой политической борьбы, требовало расширения территории княжеств, политической централизации.

В условиях развития производительных сил в сельском хозяйстве существенно изменялся характер феодального землевладения. Земля приобретала все большую ценность, свободных площадей становилось все меньше, и борьба за них усиливалась. Стремление удержать за собой (в порядке верховного собственника) огромные земельные владения, обеспечить их защиту во время междоусобиц и эксплуатацию крестьянского населения приводило в XIV-XV вв. к раздаче князьями земель в условное, "служилое" владение, к развитию поместной системы. Владельцы поместий, средние и мелкие феодалы-землевладельцы, получившие землю за службу (или на время службы), становились важной опорой великокняжеской власти. Рассматриваемый период был переломным в истории русского крестьянства. Интенсификация сельскохозяйственного производства происходила не только (и не столько) в связи с развитием производительных сил, совершенствованием орудий труда, но и за счет усиления эксплуатации крестьян. Рост феодальных повинностей вызывал все больший протест зависимого сельского населения, уход от старых владельцев в поисках лучшего, требования зафиксировать в особых грамотах размер оброка или барщины. Крестьяне открыто выступали против феодалов (разбой, поджоги, душегубство). Острая классовая борьба велась и в городах. Так называемый "черный посад" - городские низы - не раз поднимался на восстания, протестуя против увеличения поборов, податей, усиления гнета. Развитие классовых противоречий заставляло господствующий класс феодалов действовать с большим единством, применять новые формы политических связей, усиливать государственный аппарат. Таковы основные предпосылки образования Русского централизованного государства. Важную роль в этом процессе сыграло внешнеполитическое положение русских земель, необходимость военного объединения перед лицом иноземных захватчиков, и особенно борьба с Золотой Ордой. Только объединившись, русские княжества сумели выиграть сражение на Куликовом поле, а в конце XV в. окончательно сбросить гнет монгольского владычества, продолжавшегося двести с лишним лет.

Процесс образования единого Российского государства выразился, во-первых, в объединении территорий ранее независимых государств-княжеств в одно - Московское великое княжество; а во-вторых, в изменении самого характера государственности, в преобразовании политической организации общества. Удобное географическое и экономическое положение Москвы в центре русских земель, на перекрестке торговых путей, дальновидная политика московских князей обусловили ее быстрое развитие и возвышение среди других городов. Уже в XIV в. Москва - значительное военное укрепление с Кремлем, сравнительно большой по численности населения город. Постепенно Москва стала центром складывавшегося централизованного государства, а затем его столицей.

Объединение земель вокруг Москвы и Московского княжества начинается в конце XIII в. и заканчивается в конце XV в. - начале XVI в. В это время к Москве были присоединены Новгородская республика и Псков, Рязанское княжество, Смоленск и др. Иван III и его сын Василий III - великие князья Московские - стали именовать себя "государями всея Руси"1.

 

1.2. Государственный строй

Великие московские князья становятся типичными монархами ранней феодальной эпохи. По свержении татарского ига к московскому князю переходит власть хана, бывшего полновластного хозяина земли Русской. Но им принадлежала вся полнота власти только в собственном уделе (домене). На территории же подчиненных княжеств и земель великокняжеская власть определялась или договорами, заключенными с удельными князьями, или жалованными грамотами, которые выдавались своим боярам, слугам, церкви. Как отмечалось выше, великий князь был главой всех присоединенных к Москве уделов и земель. Власть московских князей росла за счет постепенной ликвидации уделов и превращения удельных князей в служивых.

Московские князья не ограничиваются титулом великих князей. Уже с Ивана Калиты они именуются «великими князьями всея Руси», что указывает на их стремление установить единодержавие. Иван III в сношениях с другими государствами называл себя царем. Окончательно этот титул укоренился в России при Иване Грозном.

В особом положении находились князья тверские, рязанские и ростовские. Они носили титул великих князей, многие годы являясь самостоятельными главами своих владений. Со временем эти князья вынуждены были признать главенство великого московского князя и превратились, по примеру других князей, в служилых людей, т.е. в таких же слуг, что и бояре.

В Древней Руси с половины XII в. начало избрания князя народом берет перевес над началом наследственного перехода власти. Но с XIV в. избрание не практикуется. Власть переходит по наследству. Сначала существовал принцип родового старшинства, но с XIV в. родовое старшинство заменяется старшинством семейным. Власть переходит от отца к старшему сыну. Утверждается начало первородства и единонаследия. Земля не делится на уделы между всеми сыновьями.

Вступление нового князя на княжеский стол стало обставляться торжественно. В обряде посажения князя участвовал митрополит, а с конца XV в. появляется торжественное венчание или коронование, что указывало на то, что власть монарха московского - божественного происхождения и передается по наследству в силу «божественной благодати».

 

1.3. Высшие органы власти и управления

Что касается власти великих князей и царей московских, то не было такого закона, который точно формулировал бы их права. Они стремились к неограниченной власти. Сначала усилению власти московских князей способствовало уменьшение власти Золотой Орды. Начиная с Ивана III, они стали называть себя «государями всея Руси», а иногда и царями (от латинского слова «цесарь», как именовались римские и византийские императоры).

Вместе с тем, нельзя сказать, что Московское государство было неограниченной монархией. Деятельность московских государей направлялась верхушкой феодалов - боярами и церковью.

1.2.1. Боярская дума не составляла особого учреждения, которое имело бы четко определенный состав и свой регламент. Она состояла из родовитых и богатых бояр, которые принимали участие в обсуждении вопросов войны и мира. При участии бояр заключались межкняжеские договоры, В их присутствии и, вероятно, после совещания с ними, великие князья составляли духовные грамоты. Бояре принимали участие в управлении государством, в суде, в законодательной деятельности. Не раз бояре даже правили государством за малолетних или неспособных князей. Дмитрий Донской, умирая, приказал своим детям : «бояр же своих любите и честь им достойную воздавайте, без их думы ничтоже творите».

Нежелание считаться с мнением Боярской думы могло иметь своим последствием отъезд бояр к другому князю, изоляцию князя, ослабление его влияния. В своих вотчинах они чувствовали себя по-прежнему удельными князьями, какими были их отцы и деды. Словом, новое московское боярство приняло вид родовой и земельной аристократии с притязаниями на участие в управлении государством. С конца XV в., когда стало расти политическое влияние дворянства и когда великий князь принял суровые меры против отъезжающих из Москвы бояр, стало падать и значение Боярской думы.

1.2.2. Путные бояре. До XIV в. на Руси отсутствовало понятие центральных и местных органов управления. Существовали некоторые органы административного управления времен Киевской Руси. Встречаются должности тысяцких. Сохраняется дворцовая система управления, в которой под управлением дворецкого определены были дворцовые пути, под управлением путных бояр. Слово «путь» означало выгоду, доход, имущества. Существовали следующие пути: сокольничий, конюший, стольничий, чашничий. В ведомстве сокольничего пути находились сокольники и другие служители птичьей охоты; в ведомстве конюшенного пути - княжеские конюшни, конюхи, луга; в ведомстве стольничего пути - бортные леса, села и деревни. Деревни, приписанные к двору и путям, были разбросаны по всей территории государства. Рядом с деревней или селом, находившимся в ведении местных органов власти, можно было видеть деревни то путных бояр, то дворецкого и вотчинников. Пути ведали населением, которое жило на приписанных к ним землях.

Во главе путей, этих самостоятельных ведомств, находились путные бояре - верхушка феодальной знати.

1.2.3. Приказы, именуемые в первой половине XVI в. третями, а во второй половине того же века - четвертями, по времени своего происхождения относятся к XV веку. Трети явились следствием деления доходов с Москвы и черных московских волостей на три удела между сыновьями Ивана Калиты. Эти уделы состояли в ведомстве трех московских наместников, из которых великокняжеский именовался «большим».

Информация о работе Централизация Российского государства