Цели и задачи России на постсоветском пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 13:52, доклад

Описание работы

Сотрудничество со странами СНГ для нашей страны имеет исключительное, можно сказать прямо, приоритетное значение. Ключевая задача здесь - обеспечить России стабильное и дружественное окружение, а также использовать совместные с этими государствами преимущества для роста национальной конкурентоспособности, для успешной интеграции в региональные и мировые процессы и, конечно, для развития полномасштабных гуманитарных связей и обеспечения прав наших соотечественников. Интеграционное ядро Содружества составляют такие организации, как ОДКБ и ЕврАзЭС. Они уже стали реальным фактором экономического роста, они уже обеспечивают региональную безопасность, противодействие терроризму, преступности и наркотрафику, содействуя тем самым и нормальному развитию разноплановых контактов, и запуску новых моделей сотрудничества.

Файлы: 1 файл

Цели и задачи политики России на пространстве СНГ.docx

— 43.89 Кб (Скачать файл)

Цели и задачи политики России на пространстве СНГ.

   25 декабря 2008 г. Президент России Дмитрий Медведев провёл в Большом Кремлёвском дворце совместное заседание Государственного совета и Совета Безопасности. Как сообщила пресс-служба Президента России, тема заседания - "О политике Российской Федерации на пространстве Содружества Независимых Государств". 

   Вступительное слово Президента России Дмитрия Медведева на совместном заседании Государственного совета и Совета Безопасности: 

   Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые коллеги, добрый день! Хотел бы сразу обозначить цели совместного заседания Государственного совета и Совета Безопасности Российской Федерации. Целей несколько.  Первая из них - обозначить приоритетные задачи, вытекающие из стратегических ориентиров нашей страны на пространстве СНГ и принятой концепции долгосрочного развития нашего государства. Вторая цель - это обсуждение конкретных мер по противодействию или в связи с влиянием глобального кризиса на страны Содружества, а также в плане укрепления региональной безопасности. И, наконец, третья - мы должны определиться с механизмом, постоянно действующим механизмом координации такой работы.

   Сотрудничество со странами СНГ для нашей страны имеет исключительное, можно сказать прямо, приоритетное значение. Ключевая задача здесь - обеспечить России стабильное и дружественное окружение, а также использовать совместные с этими государствами преимущества для роста национальной конкурентоспособности, для успешной интеграции в региональные и мировые процессы и, конечно, для развития полномасштабных гуманитарных связей и обеспечения прав наших соотечественников. Интеграционное ядро Содружества составляют такие организации, как ОДКБ и ЕврАзЭС. Они уже стали реальным фактором экономического роста, они уже обеспечивают региональную безопасность, противодействие терроризму, преступности и наркотрафику, содействуя тем самым и нормальному развитию разноплановых контактов, и запуску новых моделей сотрудничества.

   Наш стратегический курс на пространстве СНГ определён в принятой этим летом Концепции внешней политики. Особая роль в этой концепции отводится межрегиональным связям. Большинство регионов нашей страны в силу естественных причин могут рассматриваться как приграничные. В них живут миллионы людей, а их связи с соседями напрямую определяют и характер, и само наполнение межгосударственных отношений. Теперь назову основные задачи в межрегиональном взаимодействии со странами СНГ. 

   Первая задача - сейчас, когда уже принята концепция развития нашей страны до 2020 года, такое сотрудничество должно стать инструментом долгосрочной политики на пространстве Содружества. Надо видеть стратегическую перспективу этих отношений и не замыкаться на уже известных и накатанных моделях такого рода взаимодействий. Во-вторых, межрегиональные связи способны стать немаловажным фактором противодействия кризисным явлениям, которые уже оказывают своё негативное влияние на экономики всех стран СНГ. Причём речь идёт не только о совместных действиях по нейтрализации кризиса, хотя это тоже необходимо, но и о создании новых институтов и механизмов развития. 

   Кризис в любом случае закончится, и мы должны быть готовы к запуску новых проектов с нашими соседями. Здесь был ряд решений на эту тему, которые мы с вами принимали, в том числе в ноябре на заседании Госсовета, - по ним уже необходимо отчитываться. 

   Кроме того, на последнем саммите, на последней встрече глав государств в Казахстане мы также рассмотрели ряд решений, таких как создание специального фонда противодействия кризису, а также создание центра высоких технологий. 

   И, наконец, третья крупная задача - это совершенствование законодательства, регулирующего внешние связи регионов. Надо помогать с созданием необходимой правовой базы для продуктивной работы с партнёрами. Дело в том, что уже сейчас регионами заключены сотни соглашений, почти каждый из здесь присутствующих так или иначе когда-то подписывал подобное соглашение. Но главная проблема, конечно, остаётся в их практической реализации и, естественно, договорной дисциплине по этим соглашениям. 

   Есть и позитивный опыт - прежде всего он касается наших вопросов регионального взаимодействия, регионального сотрудничества с Казахстаном. Каждый год проходит приграничный форум. Уже в этом году он пройдёт в формате более глобального форума межрегионального сотрудничества, когда не только приграничные регионы в нём будут участвовать. Есть определённые успехи и в развитии российско-белорусских связей по межрегиональному взаимодействию. Необходимо не только расширять границы доступного нам рынка товаров, услуг и капиталов, но и с учётом курса на инновационное развитие, который мы с вами выбрали, способствовать созданию новых ниш для взаимодействия с другими государствами. Это и совместное освоение природных богатств с использованием трудовых ресурсов, общая инфраструктура для стран СНГ. Сейчас в условиях сокращения импорта из стран дальнего зарубежья это может быть особенно актуальным. 

   Новые перспективы создаёт и образование таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Он, безусловно, способен стать основой для формирования общего экономического пространства Содружества. У нас есть сегодня все предпосылки, чтобы сделать это ускоренными темпами, и уже к 1 января 2010 года унифицировать таможенный тариф и режим администрирования, и даже создать специальные наднациональные органы. 

   Серьёзным фактором развития и укрепления стабильности в Содружестве может стать формирование в России нового международного финансового центра. Эта цель нами сформулирована уже некоторое время назад, и, как вы знаете, с повестки дня не снимается независимо от кризиса. Наоборот, в условиях глобального финансового кризиса, может быть, есть возможность достичь в этом направлении более быстрых результатов. Это может обеспечить и доступ к финансовым ресурсам, и будет стимулировать новые инвестиции. 

   Есть и многосторонние форматы межрегионального сотрудничества в контексте так называемых еврорегионов, на них тоже следует обратить внимание. 

   Таким образом, мы с вами сегодня рассмотрим все вопросы такого рода связей для того, чтобы придать им новую динамику. Вы хорошо знаете, насколько велика тяга наших людей к развитию деловых и гуманитарных контактов, к дружескому общению с государствами СНГ, с государствами, которые близки нам и исторически, и в силу естественных причин. И в наших силах реально этому всему помочь". 

   В нашем комментарии мы хотим в первую очередь отметить тему этого заседания. Президент России Дмитрий Медведев в отличие от некоторых политиков, экспертов и аналитиков отнюдь не считает СНГ полу умершей или умирающей организацией. Наоборот, он хочет воспользоваться мировым кризисом для её реанимации. Поэтому в своём вступительном слове он чётко сформулировал цели этого совещания и соответствующие им задачи в межрегиональном взаимодействии со странами СНГ. 

   Мы согласны с Президентом в том, что сотрудничество со странами СНГ имеет для России исключительное, приоритетное значение и то, что ему длительное время не уделяли пристального внимания, ограничиваясь только обсуждениями сложных, иногда болезненных вопросов, говорит о возможной ошибки руководства страны ещё ельцинских времён. Дескать, Россия-то без стран СНГ выживет, а вот они пусть попробуют. Попробовали и выживают, некоторые достаточно успешно. 

   Задачи, им поставленные, тоже понятны. Нужно искать и находить в новых условиях новые методы взаимодействия, вместе противодействовать кризису, создавать новые институты и механизмы развития, а также совершенствовать законодательство, регулирующее внешние связи регионов.  
 
   Эти связи надо всячески расширять и в связи с решением проблемы создания в России нового международного финансового центра. Мы приветствуем эту инициативу Президента России Дмитрия Медведева и считаем, что она служит национальным интересам Российской Федерации в полном объёме. 

Политика Российской Федерации

За годы существования  СНГ политика России в отношении  Содружества и его стран претерпела заметную эволюцию. С начала 1992г. ряд  политиков и специалистов критиковали  правительство, и прежде всего МИД  за недооценку значения стран бывшего  СССР как зоны «особых интересов» и «исключительного влияния» России. К концу 1992 г. МИД России подготовил проект концепции внешней политики, в котором СНГ отводилось приоритетное место. Отмечалось, что политика соседствующих  с бывшим СССР государств (прежде всего  Турции), использующих распад СССР для  укрепления собственных позиций, может  нанести ущерб интересам России. Заявлялось, что «Россия будет активно противодействовать любым попыткам наращивания военно-политического присутствия третьих стран в сопредельных с Россией странах». Вместе с тем в проекте концепции российской внешней политики отмечалось, что тенденция к укреплению отношений третьих стран с новыми независимыми государствами является «неизбежной, т.к. отражает объективные процессы в мире. В ней нет однозначно негативной направленности».

Утвержденные Советом  безопасности в апреле 1993 г. Основные положения концепции внешней  политики Российской Федерации усилили  акцент на поддержание целостности  пространства СНГ. Налаживание устойчивых позитивных взаимоотношений со странами Содружества в целях обеспечения  приоритетных военно-политических и  экономических интересов России было объявлено главным содержанием  российской внешней политики наряду с задачей сохранения ее позиций  как великой мировой державы. Действия, направленные на подрыв интеграционных процессов в СНГ, были поставлены в число основных политических угроз  и вызовов безопасности России.

В 1994 г. в МИД России был  подготовлен проект доктрины политики в отношении СНГ. Однако после  обсуждения в Совете безопасности в  апреле 1994 г. доработка проекта так  и не завершилась. Вместо него 14 сентября 1995 г. президентским Указом был утвержден  Стратегический курс России с государствами - участниками СНГ. В этом документе  главной целью России провозглашалось  «создание интегрированного экономически и политически объединения государств, способного претендовать на достойное  место в мировом сообществе». При этом оговаривалось: «развивая  отношения с партнерами по СНГ, важно  твердо руководствоваться принципом  ненанесения ущерба интересам России».

Основные задачи политики России в отношении государств СНГ  предполагают:

- обеспечение надежной  стабильности во всех ее измерениях: политическом, военном, экономическом,  гуманитарном и правовом;

- содействие становлению  стран СНГ в качестве политически  и экономически устойчивых государств, проводящих дружественную политику  в отношении России;

- укрепление России в  качестве ведущей силы формирования  новой системы межгосударственных  политических и экономических  отношений на территории постсоюзного пространства;

- наращивание интеграционных  процессов в СНГ.

В области экономического сотрудничества «стратегический курс»  исходит из необходимости постепенного расширения таможенного союза; сближения  национальных экономических систем путем выработки единых модельных  актов в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ; ускорения формирования платежного союза; эффективного сотрудничества в развитии производства, науки и  техники; сближения национальных правовых и экономических условий для  создания совместной собственности, создания в перспективе общего рынка капиталов. В основе российского подхода к экономическому сотрудничеству лежит концепция разноскоростной интеграции, исходящая из возможности формирования в рамках СНГ узкой группы стран, связанных узами более тесной интеграции, не отталкивая при этом другие государства.

В области национальной безопасности предполагается создание системы коллективной безопасности на основе ташкентского договора и двусторонних соглашений между государствами СНГ. Считается  целесообразным военное базирование  российских войск в странах СНГ при условии четкого регламентирования правового положения российских военных баз, статуса военнослужащих. Ставится задача добиваться от стран СНГ выполнения обязательства воздерживаться от участия в союзах или блоках, направленных против любого из этих государств.

Предполагается углубление сотрудничества в обеспечении совместной охраны «внешних» границ Содружества; завершение работы по урегулированию комплекса пограничных вопросов с государствами СНГ и созданию договорно-правовой базы пребывания Пограничных  войск России в этих странах. Одновременно подчеркивается необходимость обустройства государственной границы России с сопредельными странами при  сохранении принципа открытости границ внутри СНГ. Ставится задача более активного  вовлечения государств СНГ в решение  вопросов миротворчества. Эту деятельность предполагается осуществлять во взаимодействии с ООН и ОБСЕ, добиваясь участия  последних в урегулировании конфликтов в бывшем СССР при понимании того, что СНГ является, прежде всего, зоной интересов России.

В области гуманитарного  сотрудничества и прав человека поставлены цели активизации культурного обмена с государствами СНГ, сотрудничества в области науки, образования, спорта; обеспечения российского теле- и  радиовещания на страны Содружества, поддержки  продвижения российской прессы в  регион. Особое внимание уделяется  восстановлению позиций России как  главного образовательного центра на постсоветском пространстве. Ставится и задача добиваться реального обеспечения  всем гражданам государств СНГ равных прав и свобод; способствовать выражению, сохранению и развитию этнической, культурной, языковой и религиозной  самобытности всех народов; содействовать  адаптации россиян к новым  политическим и социально-экономическим  реалиям в странах их постоянного  проживания.

Стратегический курс предполагает выработку общих позиций стран  СНГ по международным проблемам, координацию их действий на мировой  арене, совместные усилия по утверждению  СНГ в качестве влиятельной региональной организации и по налаживанию  сотрудничества СНГ с международными организациями. Основное внимание при  этом уделяется согласованию позиций  стран СНГ в ООН, ОБСЕ, их подходов к отношениям с НАТО, ЕС, Советом  Европы.

Стратегический курс, принятый в 1995 г., стал определенным компромиссом между двумя основными подходами  к политике в отношении СНГ, проявляющимися в политической дискуссии. Немалая  часть российской политической элиты  до сих пор не смирилась с распадом СССР и по-прежнему рассматривает бывшие республики как неспособные к независимому существованию, продолжает мыслить масштабами СССР и отказывается признать Россию в нынешних границах Российской Федерации, видит ее как минимум в размытых границах «этнической» России; относится к странам СНГ как к нуждающейся в патронаже российской периферии.

Информация о работе Цели и задачи России на постсоветском пространстве