Царствование Екатерины II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 17:51, контрольная работа

Описание работы

Разные историки по-разному оценивают время правления Екатерины II. И это не случайно. Вклад Екатерины в русскую историю весьма противоречив, ибо ее время отмечено сильнейшим ужесточением крепостного права, обнищанием народа, чудовищным, разорительным для страны мотовством правящей верхушки, тон которому задавала императрица, тратившая фантастические суммы на своих любовников.
Но с другой стороны, это эпоха военного могущества страны, укрепления авторитета и безопасности Российского государства, значительных внутриполитических преобразований и небывалого расцвета культурной жизни.

Содержание работы

Введение 3
Екатерина II. Реформы II половины 18 в. 4
Превращение России в мировую империю 13
Заключение 17
Список используемой литературы и источников 18

Файлы: 1 файл

отечественная история.docx

— 37.78 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российский государственный торгово-экономический  университет»

(РГТЭУ)

челябинский институт (филиал)

 

Кафедра «менеджмент  и мировая экономика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Отечественная история

тема: «Царствование Екатерины II»

 

 

 

 

Выполнил: студент 2 курса

специальности 080507 «Менеджмент  организации»

заочной формы обучения                                                    _____________       Д.Т. Мукатова

                                                                                                                                                      (подпись)

 

Проверил преподаватель                                                     _____________       Т.Н. Захарова   

                                                                                                                                                     (подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2012

 

 

Содержание

Введение                                                                                                     3

  1. Екатерина II. Реформы II половины 18 в.                                          4
  2. Превращение России в мировую империю                                       13

Заключение                                                                                                17

Список используемой литературы и источников                                  18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Разные историки по-разному  оценивают время правления Екатерины II. И это не случайно. Вклад Екатерины  в русскую историю весьма противоречив, ибо ее время отмечено сильнейшим ужесточением крепостного права, обнищанием народа, чудовищным, разорительным  для страны мотовством правящей верхушки, тон которому задавала императрица, тратившая фантастические суммы  на своих любовников.

Но с другой стороны, это  эпоха военного могущества страны, укрепления авторитета и безопасности Российского государства, значительных внутриполитических преобразований и  небывалого расцвета культурной жизни.

Существует множество  противоречивых суждений и о самой  императрице. Одни считают ее притворной, распутной, легко поддающейся чужому влиянию, другие же видят в ней  цельную натуру, человека высокообразованного, делового, энергичного, необычайно работоспособного, самокритичного, знающего свои слабые и сильные стороны.

И хотя со времени правления  Екатерины II прошло более двух столетий, и за этот период было написано множество  работ о той эпохе, актуальность данной темы не уменьшается. Потому что, чем больше нам удается узнать об этой необычной и загадочной женщине, тем больше появляется непонятного  и необъяснимого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Екатерина II. Реформы II половины 18 в.

Потрясенная до основания  гигантским социальным взрывом дворянская империя Екатерины II почти сразу  же приступает к своеобразному ремонту  своей государственной машины.

В первую очередь было реорганизовано ее наиболее слабое звено - местные  органы власти. Умудренные опытом крестьянской войны крепостники подвергли  местное управление кардинальной перестройке. Активнейшую роль в этом сыграла  и сама Екатерина II. В письме к  Вольтеру в конце 1775 г. она сообщала: “Я только что дала моей империи  “Учреждение о губерниях”, которое  содержит в себе 215 печатных страниц... Это плод пятимесячной работы, исполнен мною одной”. Конечно, Екатерина разрабатывала этот проект не одна. Было подано 19 проектов, составленных видными сановниками и государственными деятелями.

По проекту вся Россия делилась теперь на 50 губерний вместо 23 прежних. Основной фигурой в губернии являлся отныне губернатор, стоявший во главе “губернского правления”. Функции губернского правления  были довольно обширны, но главная из них - широкое объявление закона правительственных  распоряжений, надзор за их выполнением  и, наконец, право отдачи под суд  нарушителей закона.

Губернскому правлению подчинялись  все местные суды и полиция. Всеми  расходами и доходами в губернии, ее промышленностью, сбором налогов  ведала казенная палата. Она же брала  на себя часть функций центральных  коллегий. Совсем новым учреждением  был “приказ общественного призрения”.

За столь безмятежным  названием, звучащим на манер благотворительного заведения, скрывались довольно прозаические функции - охрана “порядка” в интересах  господства дворян. Приказ общественного  призрения был помощником губернской полиции, хотя ведал он и народным образованием, и охраной здоровья населения, и общественной благотворительностью, и смирительными домами. Наконец, в губернии были губернский прокурор и целая система судебных учреждений с приданными к ней прокурорами.

Самыми высшими из судов  были две палаты: палата гражданских  дел и палата уголовных дел, имеющие  право пересмотра дел губернских и уездных судов. Сами же губернские суды были сословными, т.е. для дворян был свой суд (он назывался “верхний земский суд”), для купцов и мещан  свой (“губернский магистрат”). И, наконец, был губернский суд для “свободных” (государственных) крестьян (“верхняя расправа”). В каждом из этих судов  были два департаментам двумя  председателями (по уголовным и гражданским  делам).уголовные дела из всех судов  попадали для утверждения в палату уголовных дел. Но в палату гражданских  дел попадали лишь те дела, по которым  иск был ценой не ниже 100 руб., притом, если тяжущийся вносил еще и в  залог 100 руб. Для подачи апелляции  в Сенат иск должен был быть не менее 500 руб., а залог - 200 руб. Вот  здесь и выходит наружу классовый  характер суда, так как право апелляции  могли осуществить практически  лишь представители имущего класса.

Спустимся теперь на ступеньку  ниже, в уезд. В каждой губернии было теперь в среднем 10-15 уездов. Главным  исполнительным органом был здесь  так называемый “низший земский  суд”. Он вместе со стоящим во главе  его капитан-исправником имел всю  полноту власти в уезде. Наблюдение за выполнением законов, исполнение распоряжений губернских властей, исполнение судебных решений, розыск беглых крестьян - вот лишь важнейшие функции этого  учреждения. Огромную власть имел теперь капитан-исправник, принимавший любые  меры для восстановления порядка  в уезде. Капитан-исправник и два-три  заседателя нижнего земского суда выбирались только дворянами и только из местных  помещиков.

Судами в собственном  смысле слова в уезде были “уездный суд” (для дворян) и “нижняя расправа” (для государственных крестьян). Дворяне практически господствовали не только в своем суде, но и в  “нижней расправе”. О дворянских вдовах и сиротах заботилась теперь “дворянская опека”. Для выборов  кандидатов на многочисленные должности  собирались уездные и губернские дворянские собрания, руководимые уездным  предводителем дворянства и губернским предводителем.

Город по реформе 1775 г. стал самостоятельной административной единицей. Основными учреждениями в  городе были: городской магистрат, совестный  суд и ратуша в посадах. Компетенция  городового магистрата с городским  головой во главе была аналогична компетенции уездного суда, а состав городового магистрата выбирался местным  купечеством и мещанством. У купечества и мещанства появилась теперь и своя опека на манер дворянской опеки - городовой сиротский суд. Таким образом, на первый взгляд, в  городе была создана своя сословная  полноправная система выборных учреждений. Поэта только на первый взгляд. Если дворяне в уезде избирали капитан-исправника и у него была полнота всей власти, то во главе города стоял городничий, которому также принадлежала огромная власть, но... городничий назначался Сенатом  из дворян.

Совсем необычным учреждением  стал “совестный суд”. Он подчинялся генерал-губернатору, а в его функции  входило лишь примирение сторон, контроль над арестами.

Все эти преобразования, ускоренные Крестьянской войной, назревали  еще до нее. Но, идя навстречу интересам  помещиков, проведением губернской реформы Екатерина II одновременно существенно  усилила государственную власть на местах. В 1789 г. были введены городские  полицейские управы, получившие трогательное, но лживое наименование “управ благочиния”. Эти управы в Москве и Петербурге возглавляли полицмейстеры, а в  остальных городах - городничие. В состав управ входили два пристава (по уголовным и гражданским делам) и два советника (ратманы). Каждый город делился на участки в 200-700 домов, а каждый участок - на кварталы по 50-100 домов. Во главе участков стоял частный пристав, а во главе кварталов - квартальный пристав. Под зорким наблюдением полиции был теперь каждый дом, каждый горожанин.

Децентрализуя управление, царица сохранила вместе с тем  мощный и действенный контроль центральной  власти над губерниями. Над каждыми 2-3 губерниями Екатеринам II поставила  наместника или генерал-губернатора  с неограниченными полномочиями.

Система местных губернских учреждений оказалась настолько  прочной, что просуществовала в  своей основе вплоть до реформы 1861 г., а в некоторых деталях вплоть до 1917 г.

Реформа центральных учреждений

Теснейшим образом с губернской реформой 1775 г. были связаны и преобразования центральных учреждений. Их общая  тенденция одна - освобождение центральных  учреждений от дел текущего управления и сосредоточение власти в руках  императрицы.

Еще в 1763 г. Сенат окончательно утратил свои широкие полномочия. Тогда он был разделен на 6 департаментов. Два из них (один в Петербурге, а  другой - в Москве) занимались судебными  делами, одни ведал делами Украины  и Прибалтики, еще один департамент  выполнял функции Московской сенатской  конторы и т.д. Лишь один из шести  департаментов сохранил за собой  какое-то политическое значение (публикация законов). Таким образом, Сенат стал высшим судебно-апелляционным учреждением.

Одновременно резко возросла роль генерал-прокурора Сената и  обер-прокурора. Через генерал-прокурора (а им при Екатерине II долгие годы был князь А. А. Вяземский) императрица  и сносилась теперь с Сенатом. У генерал-прокурора была огромная власть. Вяземский сконцентрировал  в своих руках функции министра финансов, юстиции и государственного казначея.

Важнейшим звеном государственного управления стал Кабинет Екатерины II с его статс-секретарями. В Кабинете рассматривались теперь многие вопросы  внутренней политики (сенатские дела, вопросы промышленной политики и  т.д.). Важнейшими фигурами стали статс-секретари  Екатерины такие как А.В. Олсуфьев, А.В. Храповитский, Г.Н. Теплев и др. Через  них Екатерина вела основную часть  дел по управлению государством. Некоторые  екатерининские вельможи выполняли  персональные поручения в определенной части внутренней политики. Так, И.И. Бецкой был главной фигурой в  области просвещения, Л.И. Миних - в  области таможенной политики и т.д. Так постепенно зарождался принцип  единоличного управления, что впоследствии вылилось в организацию министерств. С течением времени обнаружилась необходимости в создании совета при императрице из ближайших  и влиятельных сановников. С 1769 г. стал действовать Императорский  совет.

В связи с передачей  большей части дел текущего управления на места, в губернские учреждения роль коллегий резко снизилась и в 80-х годах назрела необходимость  их ликвидации. Из коллегий продолжали сохранять прочное положение  лишь три - Иностранных дел, Военная  и Адмиралтейская. Сохранил свое положение  в качестве одной из коллегий и  Синод, но теперь Синод находился  в полнейшем подчинении светской власти.

В итоге всех этих преобразований окрепла самодержавная власть абсолютного  монарха, окрепла и диктатура  дворянства на местах, создана была прочная полицейско-бюрократическая  система учреждений, просуществовавшая  вплоть до эпохи падения крепостного  права.

 

Жалованная грамота дворянству 1785 г.

Помимо реформирования государственного механизма управления Екатерина  огромное внимание уделила сословной  политике. Это был систематический  свод всех прав и привилегий, которые  в течение десятилетий одну за другой получали дворяне в XVIII столетии. В Жалованной грамоте подтверждалось вольность дворянства от обязательной государственной службы, свобода  от уплаты податей, постоя в дворянских домах войск, от нанесения дворянам телесных наказаний за какие либо преступления. Вместе с тем в Грамоте  подтверждалась исключительная прерогатива  дворянства во владении населенными  имениями, т.е. землей и крестьянами (так называемой крещеной собственностью). Дворянина имели право судить только равные ему. Имения дворян не подлежали  конфискации, даже если владелец, оказался преступником, они передавались его  наследникам. Жалованная грамота закрепляла за дворянами право заниматься торговлей, иметь в городах дома, строить  промышленные заведения и т.д.

Важным моментом в Жалованной грамоте была кодификация дворянского  самоуправления. У дворян, имеющих  обер-офицерский чин, было право организации  дворянских обществ (дворянского собрания) в уездах и губерниях, что стимулировало  государственную службу. Участвовали  в дворянском собрании лишь владельцы  населенных имений. Право быть избранным  на выборные должности в губернии или в уезде имели теперь лишь дворяне, обладавшие доходом не менее  чем в 100 руб. Это отсекало от дворянской корпорации прослойку деклассированного  и разорившегося дворянства.

Вместе с тем по Жалованной грамоте сословное самоуправление дворянской корпорации было поставлено под контроль государственной власти. Право созыва дворянских собраний (раз в 3 года) принадлежало лишь генерал-губернатора и губернатору. Губернатор утверждал результаты выборов дворян вплоть до выборов губернского предводителя.

Информация о работе Царствование Екатерины II