Борьба за власть в Киевском государстве после Владимира Святославича

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 09:50, реферат

Описание работы

Принятие христианства с его многообразными последствиями представляет собой в истории Киевской Руси тот рубеж, который отделяет древнейшую эпоху от эпохи XI и XII вв. Изучая период дохристианский, мы приходим к тому заключению, что единодержавия в то время не было; Русь несколько раз дробилась на княжества (после Святослава, Владимира Св.). При жизни князя-отца сыновья сидели наместниками в главных городах и платили отцу дань. По смерти отца земля дробилась на части по числу сыновей , и лишь политическая случайность приводила к тому, что в конце концов восстанавливалось единодержавие. Братья, враждуя из-за наследства, обыкновенно истребляли друг друга. После такой борьбы между сыновьями Св. Владимира Русь разделилась на две части: левою стороною Днепра владел Мстислав, правою – Ярослав.

Файлы: 1 файл

Политическое и социально.docx

— 49.84 Кб (Скачать файл)
  1. Борьба за власть в Киевском государстве после

Владимира Святославича.

 

   Принятие христианства с  его многообразными последствиями представляет собой в истории Киевской Руси тот рубеж, который отделяет древнейшую эпоху от эпохи XI и XII вв. Изучая период дохристианский, мы приходим к тому заключению, что единодержавия в то время не было; Русь несколько раз дробилась на княжества (после Святослава, Владимира Св.). При жизни князя-отца сыновья сидели наместниками в главных городах и платили отцу дань. По смерти отца земля дробилась на части по числу сыновей , и лишь политическая случайность приводила к тому, что в конце концов восстанавливалось единодержавие. Братья, враждуя из-за наследства, обыкновенно истребляли друг друга. После такой борьбы между сыновьями Св. Владимира Русь разделилась на две части: левою стороною Днепра владел Мстислав, правою – Ярослав. По смерти же Мстислава Ярослав владел всей землей; умирая (1054), он разделил землю таким образом: старшему сыну Изяславу дал Киев и Новгород, т.е. оба конца водного торгового пути (очевидно, что Изяслав был самый богатый и могущественный князь), второму сыну Святославу – Чернигов, третьему – Всеволоду – Переяславль (недалеко от Киева), четвертому – Вячеславу – Смоленск, пятому – Игорю – Владимир-Волынский; но у Ярослава был еще внук от старшего сына, Владимира Ярославовича, доблестный Ростислав, о котором сложилось много легенд; ему Ярослав ничего не дал. Ростислав бросился сам на Тмутаракань, захватил ее и оставил за собою. Ярослав велел почитать Изяслава, как старейшего, но Изяслав не сумел поддержать свой авторитет, восстановил против себя киевлян, которые его изгнали. Возвратясь затем в Киев, Изяслав был вторично изгнан оттуда братьями; он бежал в Польшу; киевский стол занял Святослав и княжил там до смерти. Затем Киев опять переходит к Изяславу, а Чернигов в это время достается Всеволоду. После смерти Изяслава, киевский престол занял Всеволод. А второй город – Чернигов – Всеволод отдал своему старшему сыну Владимиру. Детей Святослава он совсем вычеркнул из общего наследия, как изгоев, которые не имели права на великокняжеский престол, ибо отец их не мог бы стать великим князем, если бы соблюдал старшинство и не прогнал с престола старшего брата своего, который его пережил. В 1093 г. Умер Всеволод, оставив после себя сына Владимира, прозванного Мономахом по имени своего деда со стороны матери. Владимир не встретил бы препятствий со стороны киевлян, если бы захотел занять отцовский великокняжеский престол, но, не желая новых усобиц и соблюдая родовое старшинство, Мономах предоставляет киевский стол старшему из своих двоюродных братьев, Святополку Изяславичу, который, как старший в роде, имел на великокняжеский стол все права. Этот князь, однако, не сумел поддержать спокойствие в русской земле и потому не пользовался народным расположением; во время его княжения Святославичи, признанные изгоями со стороны дядей Изяслава и Всеволода, стали добиваться полноправности и заявили притязание на черниговский стол, занятый Мономахом. После долгих смут Любеческим съездом 1097 г. права Святославичей на Чернигов были восстановлены и вместе с тем съезд поделил все русские волости между князьями на началах справедливости, утвердив правило: <<каждо да держит отчину свою>>. Но справедливость была вскоре попрана главным её блюстителем Святополком, который, действуя заодно с Давидом Игоревичем, ослепил одного из князей изгоев Василька. Это насилие повлекло за собой новые усобицы, для прекращения которых был назначен новый съезд. В 1100 г. в городе Уветичах, или Витичеве, Святополк, Мономах и Святославичи заключили между собой союз для восстановления мира на Руси. Когда Витичевским съездом был водворен порядок порядок во внутренних делах, тогда стало возможно подумать и о делах внешних – о борьбе с половцами. Владимир и Святополк съехались на берегу Долобского озера (1103) и решили двинуться общими силами на половцев. Эти съезды – Любеческий, Витичевский и Долобский – показывают нам, что в важных спорных вопросах князья – внуки Ярослава – прибегают к съездам, как к высшему учреждению, имеющему право на безапелляционного решения. События же, их вызвавщие, свидетельствуют, что Русь во время княжения Святополка не пользовалась спокойствием и что нарушителем этого спокойствия и что нарушителем этого был сам великий князь. Понятно, почему до смерти Святополка (1113) даже летописец, всегда готовый хвалить покойного князя, хранит о нем полное молчание.

   После смерти нелюбимого  князя киявляне посылают звать  на великокняжеский престол Владимира  Мономаха, но Мономах, не желая нарушать раз признанные права Святославичей, отказывается от великого княжения. Однако киявляне, не любившие Святославичей, ни оказа Мономаха и отправляют к нему новое посольство с тем же предложением, угрожая возмущением в случае его упорства; тогда Владимир вынужден был согласиться и принять Киев. Так воля граждан нарушила права старшинства, передав их в руки достойнейшему помимо старейшего. Однако это нарушение старшинства, хотя и вынужденное, должно было вызвать новые усобицы, и если при жизни сильного и всеми любимого Мономаха Святославичи должны были затаить свою ненависть к невольному нарушению их прав, то они передали эту ненависть своим детям; она-то и послужила причиной кровавых усобиц между потомством Святослава и потомством Всеволода. Эти усобицыпроизошли значительно позднее. Потомки Святослава Черниговского не препятствовали тому, что после смерти Мономаха (1125) занял киевский стол сян его Мстислав. Да и нелегко было оспаривать у него великокняжеский стол: Святославичи, по тогдашним понятиям, потеряли свои права на Киев, оттого что не противились занятию киевского стола Мономахом; этим они понизили свой род перед родом Мономаха и утратили, не только в настоящем, но и в будущем всякое право на великокняжеский стол. Со стороны черниговских князей также не последовало возобновления притязаний на Киев и тогда, когда (1132) Мстислав умер и старшинство перешло в руки брата его Ярополка Владимировича, что вполне согласовалось с желанием киевлян, никого не желавших, кроме Мономаховичей. Черниговские князья не могли протестовать, ибо они были бессильны, пока мир господствовал в роде Мономаха.

   Перед смертью Мстислав обязал своего брата и преемника Ярополка отдать Переяславль его старшему сыну Всеволоду Мстиславовичу. Вступив на великокняжеский престол, Ярополк исполнил предсмертную волю брата, но это вызвало неудовольствие со стороны младших сыновей Мономаха — Юрия Ростовского и Андрея Владимиро-Волынского. Узнав о перемещении племянника в Переяславль, они сочли это шагом к старшинству помимо их и поспешили выгнать Всеволода из Переяславля. Тогда Ярополк водворил туда второго Мстиславича — Изяслава, княжившего в Полоцке. Но и это распоряжение не успокоило младших князей: в каждом племяннике, который сидел в Переяславле, они видели наследника старшинства, будущего князя киевского. Чтобы успокоить братьев, Ярополк вывел и Изяслава из Переяславля и послал туда брата своего Вячеслава, но тот скоро сам оставил эту область, и она была уступлена Юрию Ростовскому. Враждой между дядями и племянниками в потомстве Мономаха не замедлили воспользоваться Святославичи и предъявляли свои права на великое княжение. Обстоятельства сложились благоприятно для Святославичей: Ярополк Владимирович скончался в 1139 г. и место его заступил брат его Вячеслав, человек бесхарактерный и неспособный. Таким ничтожеством великого князя воспользовались Святославичи в лице Всеволода Ольговича; он подступил к Киеву и занял его. Вячеслав не оспаривал у него великого княжения, и Всеволод не только сам остался в Киеве до своей кончины, но и укрепил там после себя брата своего Игоря. Но едва Игорь вокняжился, как киевляне отправили посольство звать на киевский стол Изяслава Мстиславича. Последний немедленно двинулся к Киеву, объявив, что терпел на старшем столе Всеволода, как мужа старшей сестры своей, но что других Ольговичей на киевском столе не потерпит. Киевляне перешли на его сторону. Игорь был взят в плен и погиб, а Изяслав занял великокняжеский стол. В лице Изяслава род Мономаха снова восторжествовал над родом Святослава.

 

 

 

  1. Правление Ярослава Мудрого.

 

     В последние годы  жизни Владимира его многочисленные сыновья перестали повиноваться отцу. Сначала восстал Туровский князь Святополк, за что был брошен в тюрьму. Потом отказался платит дань Новгородский князь Ярослав. Разъяренный Владимир стал готовиться в поход против него, но 15 июля 1015 г. скоропостижно скончался. Между братьями вспыхнула война. Святополк, прозванный Окаянным, вел себя наиболее брутально. Он убил трех братьев - Бориса, Глеба, Святослава. Несколько раз приводил на Русь поляков, чтобы получить Киев. Наконец, разбитый на реке Альте войсками Ярослава, состоявшие из новгородцев и варягов, Святополк бежал в Польшу, да бесследно исчез. Великим князем киевским стал Ярослав Владимирович (1019-1054), прозванный за ум и ученость Мудрым. Несмотря на своё слабое здоровье, врожденную хромоту, новый князь был заядлым полководцем и энергичным правителем. Его христианское имя – Юрий.

    Придя к власти, Ярослав  Мудрый еще долгие годы укрощал  других князей и племена. Черниговщина  перешла к нему лишь после смерти брата, сильного князя Мстислава, который более 10 лет владел левобережной частью Руси от Чернигова до Тмутаракани. Он помог Ярославу вернуть захваченные польским королем Болеславом I Храбрым червенские города. Над рекой Сан братья соорудили западный форпост Руси – город Ярославль. Были укреплены населенные пункты на территории Волыни, где жили дулебы и бужане.

    Ярослав распространил  власть на западное побережье Чудского озера, где был сооружен город Юрьев (ныне Тарту в Эстонии). Восстановилась власть киевского князя над ятвянгами на Немане. После завершения междоусобной борьбы князь способствовал возрождению сельского хозяйства, ремесла, торговли. Перестраивал Киев, Чернигов, Владимир-Волынский, Новгород.

     Много сделано князем  Ярославом для укрепения юго-восточных  границ. Как и его отец, Ярослав  строил города-крепости на Руси, решительно боролся с кочевниками. Когда в 1036 г. нашествие печенегов докатилось до Киева, князь собрал большие силы и дал решительный бой под столицей. Летописец отметил: “Была битва жестокая, и только на вечер Ярослав взял гору. Побежали печенеги в разные стороны, потому что не знали куда бежать. Убегая, одни тонули в реках, а иные неизвестно где бегают и поныне. Разбитые враги больше не нападали. Часть их пошла на восток в далекие степи, где ассимилировалась с другими народами, а оставшаяся часть у границ Руси, покорилась её власти и растворилась в местном населении”.

     Успехи внешней политики Ярослава основывались не на применении вооруженных сил, а на дипломатической деятельности, опиравшаяся на династические родственные связи. Так, трехлетняя война Руси с Византией завершилась примирением и браком сына Ярослава Всеволода с дочерью императора Константина IX Мономаха Анастасией. Позже их сын, Владимир Всеволодович, унаследовал от византийского деда прозвище Мономах.

    Сам Ярослав был женат  на дочери шведского короля Ингигерде. Сын норвежского короля Гарольд Смелый женился на дочери Ярослава Елизавете. Анастасия Ярославна стала женой венгерского короля Андриана И. Талантливая и образованная Анна вышла замуж, за короля Франции Генриха I  и после его смерти некоторое время управляла страной. Польский король Казимир Восстановитель был женат на сестре князя Марии-Доброгниви. Династические отношения были так же с Германией. За Ярослава Мудрого средневековое государство русичей получила международного признания. Князя Руси недаром называли “тестем Европы”.

    Киев превратился в  одно из крупнейших и красивейших городов в средневековой Европе – “мать городов русских”, прекрасную столицу Руси. На месте разгрома печенегов князь начал городскую застройку. Он окружил новую часть города большим валом и высокой деревянной стеной. В отличие от старой части – “города Владимира”, юная получила название “города Ярослава”. Главные южные ворота, над которыми высилась церковь с золотой башней, получили название Золотых. В центре “города Ярослава” в 1037 г. построен митрополичий Софийский собор, сохранившийся и поныне. Укреплялись городские укрепления. Ремесленно-торговый Подол обнесли верхним и нижним валом. В Киеве накапливались богатства. Он стал выдающимся административным и торговым центром. Его связи охватили многие страны Европы и Азии.

    Население Киева быстро  росло. Кроме княжеской семьи, бояр, дружинников, в нем селились ремесленники, купцы, ростовщики. В период расцвета город имел 8 тыс. дворов и около 50 тыс. человек населения. По размерам. Бурный жизни и богатством Киев достиг уровня крупнейших столиц Европы - Лондона и Парижа. Его даже стали называть соперником Константинополя.

    Население столицы Русской  Земли в целом было однонациональным – русичи – украинского. Но рядом в XI в. в Киеве проживали иностранные купцы – греки, варяги-скандинавы, арабы, сирийцы, франки, поляки, еще в X в. появилась община евреев-иудеев.

    Рост военной, политической  и экономической мощи государства  повлекло консолидацию праукраинских  племен, ассимиляцию их языка,  характера, вело постепенному формированию единой украинской народности.

    Большое значение в  политической и религиозной жизни  русского государства мало оформление константинопольским патриархом в 1039 г. самостоятельной киевской церковной митрополии. Повышению  её авторитета способствовало назначение в 1054 г. первого митрополита-русича Иллариона. Он был выходцем из народа, священником в Берестове, но впоследствии выдающимся деятелем христианской церкви и писателем. Ему принадлежит выдающееся произведение “Слово о законе и благодати”. В инициативе князя Ярослава и митрополита Иллариона по всей стране разворачивалось церковное и монастырское строительство, широкая образовательная, культурная и благотворительная деятельность. В “Повести временных лет” сказано, что за Ярослава “стала вера плодиться и распространяться по Русии черноризцы (монахи) стали множиться, появились монастыри”. Любил Ярослав церковные уставы (законы) и священников очень уважал, а более всего почитал черноризцев. До конца правления князя Русь уже имела шесть церковный округ-епархий во главе с епископами. При нем же возник и Киевско-Печерский монастырь. Сначала в пещере на берегу Днепра поселился будущий митрополит Илларион. А впоследствии, в 1051 г., пришли монахи Антоний и Феодосий, которые происходили из бояр. Они стали первыми печерскими черноризцами и святыми. Мощи Антония и сегодня хранятся в Лавре. В этом же монастыре в начале XII в. монах Нестор на писал летопись “Повесть временных лет”.

    С формированием новых  общественных отношений началась  уборка и запись распространенных  в народе правил взаимоотношений  между различными слоями населения  страны. Появились писаные законы. Начало юридическому оформлению  законодательства был положен сборником законов под названием “Русская Правда”. До нас дошло более 100 списков этого исторического документа, переписанных в течение XIII-XVIII вв.

    Полагают, что автором  старейшего варианта “Русской Правды” был князь Ярослав. Поэтому этот первый краткий список получил название “Правда Ярослава”. Позднейшие списки значительно дополнили сыновья и внуки князя. В первом варианте документа сохранилось значительное влияние родовых обычаев, в том числе и кровной мести. В целом же законы “Русской Правды” определяли правовое положение различных групп тогдашнего населения. В кодексе четко выражены нормы уголовного права, в частности наказание за убийство, оскорбление, воровство.

   Отразилась в законе и  становая борьба: убийства княжеских слуг, распашка несправедливо установленного предела, бегство крестьян и слуг от злых владельцев. Оформление писаных законов, появление княжеских судей и сборщиков штрафов преподнесло внутреннюю мощь и международный авторитет Руси. В будущем законы “Русской Правды” послужили основой законодательства Украины, Беларуси, Литвы, Москвы.

Информация о работе Борьба за власть в Киевском государстве после Владимира Святославича