Борьба русских земель с западными завоевателями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:13, доклад

Описание работы

Цель урока: Создать представление какой трудной и дорогой ценой удалось русскому народу остановить и ослабить вторжение крестоносцев и шведов на уроке истории и музыки.

Файлы: 1 файл

Борьба русских земель с западными завоевателями.doc

— 52.50 Кб (Скачать файл)

История 6д класс

Тема: Борьба русских земель с западными завоевателями

 

Цель урока: Создать представление какой трудной и дорогой ценой удалось русскому народу остановить и ослабить вторжение крестоносцев и шведов на уроке истории и музыки.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с полководческим талантом Александра Невского.
  2. Способствовать формированию хронологических, картографических, образных способностей школьников, проявлению и развитию их индивидуальных, творческих особенностей, поощрять интерес к чтению научно-популярной литературы и самостоятельной поисковой деятельности.
  3. Воспитывать у учащихся любовь к Родине на примере жизнедеятельности Александра Невского.

Основные понятия: рыцарский орден, крестовый поход, крестоносцы.

Оборудование: карта «Русские земли в ХП-ХШ вв.», схемы Невской битвы и Ледового побоища, флеш-анимация карт, Презентация «Борьба русских земель с западными завоевателями»,отрывки из

 

фильма  Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»,  мультипликационный фильм проекта  ТВЦ «История государства Российского» серия № 83

Ход урока

I.Опрос домашнего задания.

В чем  особенности государства монголов?

  • Когда и где Тимучин был провозглашен великим ханом? Какие события этому предшествовали?

Когда впервые русские столкнулись  с монголо-татарами на поле битвы?

  • Почему русские князья проиграли битву на Калке?
  • Когда монголы приняли решение о походе к «последнему морю»? Что под этим подразумевалось?
  • Какую дань потребовали монголо-татары с Рязанского княжества? Как ответили рязанцы? Почему?
  • В чем причины падения Рязани?
  • Что произошло 4 марта 1238 года?
  • Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголы-татары победили?

В)  Обобщение опроса и объявление темы урока  (слайды 1-7)

II. Изучение нового материала.

 

                                

                                                  План.

  1. Походы шведов и крестоносцев.
  2. Невская битва.
  3. Ледовое побоище.

На  сегодняшнем уроке  мы познакомимся с событиями, произошедшими  на северо-западных границах Руси, - вторжением на Русскую  землю немецких и шведских рыцарей. Вам предстоит узнать об одном и величайших полководцев Руси - Александре Невском и победах русского воинства, одержанных под его командованием. “Как разворачивались события, как Русь противостояла врагу, и почему удалось одержать победу в этой нелегкой борьбе?” - вот те вопросы, которые стоят перед нами на сегодняшнем уроке.

Походы  шведов и крестоносцев.

В годы владычества монголов единственным свободным городом  на Руси оставался  Новгород, через  который проходил важнейший торговый путь, связывавший север Европы с  Русью и странами Востока. Но он привлекал  других завоевателей, пытавшихся воспользоваться  бедой

Русской земли. Получив  известия о нашествии  монголов на северо-восточную Русь, шведы решили воспользоваться ослаблением  Руси. Для похода на Новгород были собраны значительные силы. Новый поход на Русь поддержали и

 

 

католические  священники, которые хотели обратить русских в католическую веру. Но не только шведы угрожали русских  землям с запада. В конце XII века римский  папа объявил крестовый  поход против «язычников» - жителей  прибалтийских земель (показать на карте): литов, эстов и других. На обращение папы откликнулись немецкие феодалы, мечтавшие о завоевании новых земель на востоке. Духовные рыцарские ордена захватили земли Прибалтики и обосновались здесь, заложив крепость Ригу, позже Ревель (Таллин) (показать на карте).Завоеватели силой заставляли местное население принять котоличесвто, отбирали у них земли, строили свои замки.

На  помощь литам и эстам пришла Русь. В 1234 году князь Ярослав Вселодолович одержал победу над Ливонским орденом под Юрьевом. Вскоре рыцари потерпели новое поражение, на этот раз от литовцев, и были вынуждены умерить свои захватнические планы. Когда полчища Батыя начали громить русские земли, по указанию папы римского Тевтонский орден объединился с Ливонским. Между германскими и датскими рыцарями был заключен союз. В Ливонию стали прибывать подкрепления из Западной Европы.

(слайды 8-10)

 

 

вооружение русских воинов: слайды (11-16)

- Войска Новгорода состояли из дружин князя (знатные люди) и ополчения, куда входили ремесленники и крестьяне, призывавшиеся в войско в наиболее важных случаях. Основой войска была пехота, конница была малочисленной. Вооружение состояло из ударных метательных копий, мечей, топоров, самострелов. Для осады крепостей использовали стенобитные (тараны) и метательные приспособления (пороки). Защитное вооружение новгородцев состояло из щита, который закрывал воина от плеч до колен, кольчужные рубахи, сделанные из железных колец, и шлема - шишака.

 

3. Невская битва.  (слайды 17-20)

Заслушивается сообщение о личности Александра Невского.

 Первым свой поход на русь начали шведы.В июле 1240 года шведские суда вошли в устье невы.часть войск высадилась на берегу, часть осталась на короблях.я уже здесь и пленяю землю твою

Получив такое известие, князь Александр  Ярославич принял решение внезапно атаковать врага. Александр начал  сбор собственной дружины. К войску также присоединились новгородские ополченцы.

 

 

Шведский  лагерь не охранялся, так как шведы  не думали о возможности  нападения  на них. Воспользовавшись туманом, войска Александра скрытно  подошли к  неприятелю и застали  его врасплох: без возможности  создать боевое построение, шведы  не могли оказать  полноценного сопротивления. 15 июля 1240 года началось сражение, запишите, пожалуйста, эту дату в тетрадь 15 июля 1240 г. – Невская битва.

Конные  дружинники во главе  с Александром  ударили по центру шведских войск, а  новгородское ополчение  пробилось  вдоль берега реки и  отрезало лагерь от кораблей (показать на карте). По ходу битвы войско Александра владело инициативой, а сам князь, согласно летописным сведениям, нанёс своим копьём удар Биргеру в лицо.

 

4.Рассказ о  Ледовом побоище  (слайды 21-25)

Успех русских воинов на долгое время отбил у шведов желание  воевать с Русью.

Но разгром  шведов не остановил  датских и  немецких завоевателей. Летом 1240 г. они  захватили русскую пограничную  крепость Изборск, а затем овладели Псковом. Отряды рыцарей появились  вблизи Новгорода, грабили купцов и местное население. Но Новгородская земля была беззащитна.

 

С чем это  было связано? Для того что бы ответить на этот вопрос зачитайте текст на стр. 107.

 

1241 году князь  отбил  у рыцарей и Псков. 

После этого  поражения  немецкие рыцари стали сосредоточивать свои силы в пределах Дерптского епископства, подготавливая наступление против русских. 1242 года из Дерпта (Юрьев) была выслана разведка ливонского ордена  с целью прощупать  силу  русских войск (показать на карете). Александр также выслал вперед несколько разведывательных отрядов. Один из них, был разбит примерно  в  18  километрах  южнее  Дерпта орденским разведывательным отрядом. Уцелевшая часть отряда вернулась к князю и  донесла  ему  о  происшедшем.

Александр решил  заманить рыцарей на лед Чудского озера. Лед затруднял движение тяжелой рыцарской конницы – ведь не только всадники, но и кони были покрыты тяжелыми металлическими доспехами. Зато на льду было легче действовать русским дружинникам и ополченцам. Битва на Чудском озере, вошедшая в историю под названием "Ледовое побоище", началась утром 5 апреля 1242года. Запишите, пожалуйста, эту дату, 5 апреля 1242 года Ледовое побоище.

Александр Невский  расположил русскую рать на юго-

 

восточном берегу Чудского озера, напротив острова Вороний  камень. Рыцари построили свои войска в форме клина. В центре находилась хорошо вооруженная и защищенная доспехами пехота, на флангах – тяжелая конница(показать построение войск рыцарей). Александр хорошо знал боевые приемы врага и перед сражением усилил свои фланги конницей, а против клина поставил менее подготовленных ополченцев(показать на карте). Лучшая дружина Александра укрылась в засаде за одним из флангов. Как только немецкое войско вступило на лед озера и двинулось на ополченцев, они с боем стали отступать. Рыцари считая сражение выигранным, устремились вперед. Но русские войны по сигналу Александра бросились справа и слева на малоповоротливую рыцарскую конницу(показать на карте). Мужественно сражались русские войны, их нажим на фланги клина все более усиливался и закончился полным разгромом немецкого войска.

Много рыцарей  было убито  и взято в плен, часть из них  под тяжестью своих  доспехов и  коней ушла под лед. Остальные  в панике бежали, преследуемые русской  конницей.

Значение победы русских войск под руководством князя Александра Невского над немецкими рыцарями было поистине

историческим. Орден запросил мира. Мир был заключен на условиях, продиктованных русскими: орденские послы 

 

торжественно  отреклись от всех посягательств  на русские земли, которые были временно захвачены орденом.

  использование фрагмента из кинофильма «Александр Невский»,  мультипликационный фильм проекта ТВЦ «История государства Российского» серия № 83

 

Вопросы для закрепления:


  • Какой был боевой порядок и расстановка сил русских накануне битвы на Чудском озере?
  • Какова была их тактика ведения боя?
  • Почему русские одержали победу?

III.  (слайды 26-27):

- Потомки чтят память полководца. ,

Так, Петр I приказал перенести прах Александра Невского в Петербург и захоронить в Александро-Невской лавре.

Русская Православная Церковь причислила Александра Невского к лику святых.

За несколько лет до начала Великой  Отечественной войны К. Симонов написал поэму «Ледовое побоище», в годы войны был поставлен фильм СМ. Эйзенштейна «Александр Невский».

В 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры за выбор «удачного места для внезапного, смелого и стремительного нападения на врага и

 

нанесения ему  крупного поражения с малыми

потерями для своих войск»

 

Домашнее задание: прочитать § 13; ответить на вопросы; творческое задание:

подготовить сочинение «Борьба с иноземными захватчиками в XIII веке» или

рисунок на тему «Ледовое побоище».


Информация о работе Борьба русских земель с западными завоевателями