Благотворительная и коммерческая деятельность русского купечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 16:06, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования выражается в том, что особый тип предпринимателей, представленных купечеством, привнесло ощутимый вклад в развитие российской экономики. К тому же в общественной жизни купцы оставили весомый след, став благотворителями и меценатами. Благодаря им национальная культура пережила свое возрождение. Все это раскрывает значимость исследуемой темы. Отечественные историки в последние годы активно обращаются к истории купеческого сословия – А.И.Куприянов, В.П.Бойко, Ю.М.Беспалова, В.В.Захаров, А.А.Преображенский, Разгон В.Н. Объектом работы является купечество России. Предметом выступает коммерческая и благотворительная деятельность купечества.

Содержание работы

Введение 3-4
1 Купечество - особый социальный слой в истории России
1.1 Место купечества в социально-экономической структуре общества 5-6
1.2 Правовое положение купечества 6-7
2 Благотворительная и коммерческая деятельность русского купечества
2.1 История благотворительности в России. Благотворительность купечества 8-11
2.2 Коммерческая деятельность русского купечества 11-12
3 Меценатство в России
3.1 Меценатство купечества в Российском государстве 13-15
3.2 Религиозные воззрения российских меценатов 15-16
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

Благотворительная и коммер. 2.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра Истории Отечества

 

 

Реферат по дисциплине «История» 

на тему «Благотворительная и коммерческая деятельность русского купечества»

 

 

Выполнил__________________

 

Проверил __________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

                                       Содержание

 

Введение                                                                                                         3-4

1 Купечество - особый социальный слой в истории России

1.1 Место купечества в социально-экономической структуре общества  5-6

1.2 Правовое положение купечества                                                             6-7                               

2 Благотворительная и коммерческая деятельность русского купечества

2.1 История благотворительности в России. Благотворительность купечества                                                                                                       8-11

2.2 Коммерческая деятельность русского купечества                              11-12                  

3 Меценатство в России

3.1 Меценатство купечества в Российском государстве                           13-15

3.2 Религиозные воззрения российских меценатов                                   15-16

Заключение                                                                                                         17

Список использованной литературы                                                              18

                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Коммерческая и благотворительная  деятельность русского купечества была рассмотрена данной работе. В начале XX века, благодаря предпринимательству, Россия считалась одной из самых динамично и быстро развивающихся стран мира. Сложившиеся вековые традиции купечества вызывают большой интерес с точки зрения истории и экономики. Новый класс предпринимательства, формирующийся в настоящее время, должен учитывать установившийся национальный менталитет.

С появлением купечества и промышленников широкое развитие в России получила коммерческая деятельность, которая стала основным видом деятельности купечества. Искусство коммерции в этот период достигло высокого уровня в России. Появился так называемый кодекс чести купца-коммерсанта, предусматривающий нерушимость и твердость купеческого слова, обязанность строго и добросовестно выполнять обязательства по торговым операциям. В деловом мире очень высоко ценилась репутация купцов, оставивших свой след в истории, многие из которых внесли огромный вклад в развитие России и известны широкой благотворительностью и меценатством.

Актуальность темы исследования выражается в том, что особый тип предпринимателей, представленных купечеством, привнесло ощутимый вклад в развитие российской экономики. К тому же в общественной жизни купцы оставили весомый след, став благотворителями и меценатами. Благодаря им национальная культура пережила свое возрождение. Все это раскрывает значимость исследуемой темы. Отечественные историки в последние годы активно обращаются к истории купеческого сословия – А.И.Куприянов, В.П.Бойко, Ю.М.Беспалова, В.В.Захаров, А.А.Преображенский, Разгон В.Н.

Объектом работы является купечество России. Предметом выступает коммерческая и благотворительная деятельность купечества.

Благотворительность в России появилась ещё до татаро-монгольского ига. Случаи самых элементарных видов благотворительности описываются в летописях как кормление нищих отдельными «нищелюбцами», к коим относились духовенство, князья, виднейшие люди государства.

Благотворительность считается важнейшей частью предпринимательской деятельности, нацеленной на материальную поддержку неимущим. Обычно её объектами выступают люди, страдающие тяжёлыми недугами, имеющие ограниченные возможности жизнедеятельности, а так же население, чей способ развития не вписывается в нормы, являющиеся общепринятыми.

Целью данной работы выступает изучение коммерческой и благотворительной деятельности купечества, решение конкретных задач, таких как:

– выявление первостепенных правовых и социально-экономических факторов, которые оказывают влияние на развитие купечества;

– определение в социальной структуре общества места купечества;

– исследование истории благотворительности, коммерческой деятельности и меценатства купечества.

    Огромное число исследований посвящено коммерческой и благотворительной деятельности купечества. Использовались в работе главным образом статьи, учебные пособия, учебники, труды отечественных авторов.

 

1 Купечество - особый социальный слой в истории России

1.1 Место купечества в социально-экономической структуре общества

Купечеству принадлежит ведущая роль в развитии нашего государства. Часть так называемого «третьего сословия» отличалась грубым характером и невежеством. В то время как «лучшие» представители купечества способствовали развитию торговли и промышленности, наполняя товарами рынок, вносили в культуру и социальное развитие страны неоценимый вклад. Почти все купцы занимались благотворительной деятельностью, основываясь на своеобразной назидательной формуле, которая гласила: «Богатство обязывает».

Виднейшими идеологами предпринимательства в российском государстве являются И.Т. Посошкова и М.Д. Чулкова. Посошков известен как оригинальный мыслитель, написавший "Книгу о скудости и богатстве".

В "Книге о скудости и богатстве" нет ни одного намека, на стремление к обогащению дворян. Стремление сословий общества к торговле Посошков видел в заслуге высокого социального статус в российском государстве купечества. "Нет на свете такого чина коему купецкий человек не потребен был", – отмечал мыслитель.

Речь о богатстве начинается еще названия книги. Посошков противопоставляет богатству скудость населения – его нужду, недостаток, убожество, бедность, нищету. Однако его больше интересует не столько бедность, сколько возможность населения выйти из такого состояния [4; c.75].

Посошков предлагает Петру I интенсивнее осуществлять строительство промышленных предприятий и прекратить продавать Западу промышленное сырье. В истории XVIII века более активного и последовательного сторонника развития промышленности нет.

Чулков М.Д.– видный российский экономист периода отмены крепостного права и развития в России капиталистического уклада.

Главный труд Чулкова – «Историческое  описание российской коммерции» состоит из 7 томов, в которых содержатся рассуждения, изложение указов, описания, подлинные документы, сведения о заводах, о монете, внутренней и внешней торговле, о мануфактурах и пр.

Чулков ставил перед собой цель восполнить в отечественной экономической литературе пробел и написать труд, который смог бы вооружить купечество знаниями в области торговли и промышленности. Он рассматривает экономические проблемы с точки зрения купца, стремящегося перейти к предпринимательской деятельности. Чулков старался обосновать значение развития торговли и промышленности для укрепления экономической независимости, самостоятельности и мощи государства [1, c.189].

 

1.2 Правовое положение купечества

Взаимоотношения дворянства и купечества на протяжении российской истории подверглись сложной эволюции: от признания купечества сословием второго разряда и доминирования дворянства к их уравниванию в правах.

Городовым положением 1785г. с целью выделения купечества в особое сословие был введен институт «именитых граждан». Такое звание присваивалось всем оптовым судовладельцам, банкирам, торговцам с капиталом больше 50 тыс. руб. Они учитывались в обывательской книге в 5-м разделе  и не включались в состав гильдий.

1800 г. для купечества – год утверждение в качестве знака особого отличия звания коммерции советника. Обладателям этого звания полагались права штатной службы 8-го класса, они могли получить привилегии, сродни дворянским.

В 1807 г. увидел свет манифест «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях и преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий». Он указывал на разницу между купцами «действительными» (негоциантами или «первостатейными») и обычными лавочниками, откупщиками и подрядчикам, к которым относились только оптовые торговцы.

Манифест, вышедший в 1810г., «О способах к лучшему устройству суконных фабрик», устанавливал для купцов, относящихся в течение12 лет к первой гильдии и ежегодно производящих на своей фабрике больше, чем 100 тысяч аршин сукна, звание мануфактур-советника. Этот титул давал те же права, как и у коммерции-советника. Купцы, получившие звание мануфактур-советника или коммерции переходили в разряд почетных граждан, введенный в 1832г. и освобождались от телесных наказаний, подушного оклада и рекрутской повинности. Почетными гражданами становились и купцы, которые пробыли 10 лет в 1-й гильдии. Почетные граждане имели «право титуловаться, как ваше благородие и дворяне». Таким образом, они были промежуточной прослойкой между купечеством и дворянством и играли весомую роль в рождении слоя городских предпринимателей [3; c.143].

Купцы, которые на протяжении 5 лет торговали  заграницей более чем на 50 тыс. руб., приравнивались к штатной службе 7-го класса. Этими преимуществами пользовались и члены купеческих семей.

Наличие этих привилегий в сословном строе поднимало общественный статус купечества, что способствовало накоплению капитала, и значительно облегчало ведение коммерческой деятельности.

Некоторые представители купечества стремились получать чины и дворянское звание, руководствуясь честолюбивыми побуждениями. Для них даже благотворительная деятельность была способом получения высоких титулов и чинов. Например, купец Е.А. Кузнецов на благотворительные цели пожертвовал более 1 млн. руб. в 1848–1849гг., и получил за такой жест чин статского советника. Мечтой его жизни было стать действительным статским советником, чтобы наравне с губернатором к нему обращались: «ваше превосходительство. Со временем ослабевала значимость тщеславных расчетов, получения дворянского звания и чина. Ведь в первой половине XIX в. для лиц, которые успешно занимались торговлей и промышленностью, был введен правительством ряд почетных званий (почетный потомственный гражданин именитый гражданин, советник коммерции), носители которых могли получить социальный статус, схожий со статусом дворян. Звания коммерции советник или мануфактур-советник приравнивались к гражданской службе VIII класса, а их обладатели приобретали право чтобы их титуловали, как «ваше высокоблагородие».

Купцы принимали участие в общественных, совещательных, представительных организациях.

 

2 Благотворительная и коммерческая деятельность русского купечества

2.1 История благотворительности в России. Благотворительность купечества

Дату крещения Руси (988 год) принято  считать началом благотворительной деятельности в России. Основатели христианского учения призывали к благотворительности и любви к ближним. Они видели в этом верный путь к достижению просветления и вечного блаженства, а благотворительность считали одной из важнейших добродетелей. Даже пословицы тех времен говорят о сложившихся стереотипах: «Нищий богатым питается, а богатый нищего молитвою спасается», «В рай входят святой милостыней»[5; с.158].

Принятие христианства породило понятие – «нищелюбие». Ключевский писал, что для наших предков человеколюбие было сродни нищелюбию. Любить ближнего означило, что, прежде всего, надо напоить жаждущего, накормить голодного. Древняя Русь ценила и понимала только непосредственную личную милостыню и благотворительность, подаваемую тайком от посторонних глаз и собственной левой руки.

Значимость князей при этом определялась помимо их богатства власти, государственных заслуг, еще их отношением к обездоленным, бедным и слабым.

С 988 года призрение убогих и сирых подбадривается религиозным чувством и обнаруживается в монастырях и церквах. Милостыня становится основным ритуалом для спасения души.

В летописях говорится, что князь Владимир Святославович,  повелевал приходить на княжий двор всем  нищим и убогим, чтобы брать деньги из казны, утолять голод и жажду, а немощным, дряхлым и больным приказал посылать телеги с запасами пищи и питья [5; с.159].

При нем были созданы первые странноприимные дома, больницы и богадельни. В 996 году был издан указ, согласно на содержание церквей и монастырей направлялась «десятина» для благотворительных нужд.

При князе Владимире призрение слепых и глухих детей являлось составляющей системы социального призрения. Дети, у которых имели место некоторые органические недостатки, считались «увечными» или «убогими». Князь Владимир передал Церкви всеобщее призрение убогих: «Убогие даны митрополиту или епископу, да ведает их той и рассуждает».

Во времена татаро-монгольского нашествия, первое время церковь пользовалась у татарских ханов относительным уважением, и благотворительные функции полностью брала на себя.

Церковь, убеждая людей, что помогать нуждающимся и обездоленным – благое дело, во многом подавала пример. В случае, когда  год выдавался неурожайным, она раздавала зерна для посева; в период войн или каких-либо стихийных бедствий раздавала всем нуждающимся съестные припасы и предоставляла кров. При крупных монастырях стали возникать бесплатные больницы, школы и богадельни.

Информация о работе Благотворительная и коммерческая деятельность русского купечества