Балтийский флот в великой отечественной войне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:18, статья

Описание работы

Балтийский флот – старейший флот нашей Родины. В ходе Великой Отечественной войны он являлся важной составной частью Советских вооруженных сил, оборонявших Северо-Запад страны. Его главной задачей была помощь войскам Красной Армии в обороне Латвии, Эстонии, удержании центра и опорного пункта всего Северо-Запада – Ленинграда.
Защита Ленинграда, крупнейшего промышленного, культурного и научного центра Советского Союза, являлась общенародным делом. С сентября 1941 г. И до окончательного разгрома фашистских захватчиков под Ленинградом в 1944 г. Балтийские моряки вместе с войсками Ленинградского фронта непосредственно защищали город, участвовали в контрбатарейной борьбе с осадной артиллерией врага, обеспечивали перевозки по ладожской коммуникации.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 55.93 Кб (Скачать файл)

    Когда все возможности удержания города были исчерпаны, было принято решение об эвакуации Таллинна и переходе кораблей в Кронштадт для укрепления обороны Ленинграда.

    Условия перехода были невероятно тяжелыми. Большому числу кораблей и транспортов  предстояло пройти 220 миль по фарватеру, простреливаемому противником как  с южного. Так и с северного берега Финского залива. На прибрежных аэродромах было сосредоточено большое количество вражеских кораблей-бомбардировщиков. Лучшие летчики гитлеровской морской авиации привлекались для нанесения ударов по кораблям КБФ. Советская истребительная авиация, потерявшая свои аэродромы в Эстонии и перебазированная под Ленинград, е могла из-за ограниченного радиуса действия прикрыть корабли на наиболее опасном участке Таллин, остров Гогланд.

    Положение усугублялось еще и тем, что флот не имел достаточного количества тральщиков. Поэтому он не смог организовать эффективную борьбу с минными постановками противника, а перед выходом кораблей из главной базы – провести тщательную минную разведку и контрольное траление по маршруту перехода.

    К утру 28 августа боевые корабли и  транспорты под огнем артиллерии и минометов врага вышли на внешний рейд. Море встретило их сильным, семибалльным ветром с норд-оста. Сначала они держались в кильватерном строю за тральщиками, но непрерывные  налеты вражеской авиации и наступившая  темнота нарушили строй.

      Между тем, ночью пришлось форсировать  плотное минное заграждение. Корабли  не успевали расстреливать мины, подсекаемые параванами и тралами.  Один из эсминцев в течение  часа обнаружил 12 плавающих мин,  а крейсер «Киров» - в течение  получаса 5 мин. корабли и транспорты, не успевавшие отвернуть от  внезапно появлявшихся на их  пути мин, подрывались. На минах погибли тральщики «Краб» и «Барометр», подводные лодки «С-5» и «Щ-301», эсминцы «Артем», «Володарский», «Калинин», «Скорый», «Яков Свердлов», сторожевые корабли «Снег» и «Циклон».

    С рассветом противник ввел  действие береговую артиллерию и торпедные  катера, базировавшиеся в финских  шхерах. На переходе от острова Родшер до острова Гогланд корабли и суда подвергались массированным ударам вражеской авиации. Более ста налетов вражеских бомбардировщиков отбило учебное судно «Ленинградсовет». В результате попадания бомб потерял ход транспорт «Казахстан», на котором находилось около 5 тыс. человек, в том числе 356 раненых. Объятое пламенем судно придрейфовало к острову Вайндло. В результате мужественной борьбы экипажа транспорта ха его живучесть «Казахстан» прибыл 2 сентября в Кронштадт.

    Несмотря  на настойчивые усилия, противник  не смог уничтожить боевое ядро КБФ. Преодолев  исключительные трудности, в Кронштадт  прибыли 112 кораблей, 23 транспорта и  вспомогательных судна. Не переходе погибли 15 кораблей (5 эсминцев, 2 подводные лодки, 2 сторожевых корабля, 3 тральщика, канонерская лодка, сторожевой катер, торпедный катер), 31 транспорт и вспомогательное судно.

    Балтийцы  в Таллинском переходе, явившемся одним из наиболее драматических и вместе с тем героических эпизодов Великой Отечественной войны, проявили большое мужество и самоотверженность, сохранив основные силы флота, которые затем приняли активное участие в обороне Ленинграда. На кораблях было эвакуировано более 18 тыс. защитников главной военно-морской базы флота.

    С оставлением Таллинна северное и  южное побережье Финского залива а всем его протяжении оказалось в руках гитлеровцев. В глубоком тылу противника остались венно-морская база Ханко и острова Моонзундского архипелага. Из защитники стойко удерживали этот передовой оборонительный рубеж. В то время как войска фашистской Германии уже вышли на ближние подступы к Ленинграду, ее флот еще находился в сотнях миль к западу от приморского фланга своей армии.

    Связанный боями в Эстонии противник  не имел свободных резервов для захвата  Моонзундских островов. В течение июля – августа немецкое морское командование, чтобы удовлетворить настойчивые требования сухопутного командования, вынуждено было пойти на проводку конвоев через Ирбенский пролив в Ригу, выделяя для их обеспечения значительные корабельные и воздушные силы. На морских коммуникациях противника в Ирбенском проливе и в Рижском заливе развернулась напряженная борьба.

    В июле и начале августа группы торпедных  катеров под командованием С.А. Осипова и В.П. Гуманенко провели ряд сменных атак на конвои и боевые корабли протиника, прорывавшиеся в Рижский залив.

    Первый  же фашистский конвой, направлявшийся в Ригу, подвергся ударам береговой  батареи, морской авиации и торпедных  катеров. Метким огнем комендоры  отбивали атаку противника. Действия легких сил, морской авиации и  береговой артиллерии флота на коммуникациях  в Рижском заливе ограничили возможности  противника перевозить воинские грузы  и технику в Ригу, дезорганизуя снабжение его группировки, наступавшей на Ленинград и Таллинн. Подобные действия наших сил приносили успех благодаря удержанию Моонзундских островов, где могли базироваться корабли и самолеты. 27 августа отряд кораблей вынужден был уйти из Рижского залива в связи с решением об эвакуации Таллинна. Но отряд торпедных и других катеров продолжал обеспечивать оборону островов.

    Оставаясь форпостом Советского флота, Моонзундские острова напоминали о себе гитлеровцам подчас самым неожиданным способом. В начале августа Советское Верховное главнокомандование решило нанести ряд воздушных ударов по фашистской столице и другим важным центрам Германии. Для этой цели было намечено использовать самолеты минно-торпедного полка морской авиации с аэродрома на острове Сарема (Эзель) – в тот период ближайший к Берлину аэродром. Бомбардировки Берлина предпринимались как ответная мера, как возмездие за налеты фашистской авиации на мирные советские города. Они должны были развеять лживые утверждения фашистской пропаганды об уничтожении советской авиации и о неуязвимости Берлина, а также оказать моральное воздействие на врага.

    Только  после ухода советских кораблей из Таллинна немекцо-фашистское командование наметило операцию по захвату островов Моонзундского архипелага. Советское командование имело, таким образом, более двух месяцев для укрепления обороны островов.

    В директиве  фашистского командования № 33 от 19 июля 1941 г. была поставлена задача «как можно быстрее овладеть островами  на Балтийском море, которые могут  являться опорными пунктами советского флота…» к решению этой задачи фашистские войска приступили в начале сентября. Дл захвата островов были выделены 3 пехотные дивизии, усиленные саперными, понтонными и артиллерийскими частями, поддержанные авиацией, силами флота и авиадесантных войск – всего около 50 тыс. солдат и офицеров. В период борьбы за острова противник вынужден был привлечь корабли флота, в том числе три легких крейсера, эсминцы и другие, что лишний раз свидетельствовало о провале первоначальных планов агрессора.

    Напряженная, полная героизма борьба советских воинов за Моонзундские острова продолжалась около полутора месяцев. 8 сентября гитлеровские войска на катерах и шлюпках при поддержке большого количества артиллерии форсировали пролив и высадились на остров Вормси. Трое суток на острове шли непрерывные бои, остатки гарнизона вынуждены были отойти на остров Хаума. В течение двух дней авиация и артиллерия противника бомбардировали позиции советских войск а остров Муху (Моон) и береговую батарею №43, которая с острова Сарема прикрывала своим огнем Муху. 14 сентября противник высадится в восточной части острова Муху, бои здесь продолжались до 17 сентября. При отходе частей на остров Сарема не удалось взорвать дамбу, соединяющую эти острова, и фашистские войска проникли на остров Сарема.

    В обороне островов Муху и Сарема высокие образцы воинского мастерства и мужества показал личный состав береговой батареи № 43 на полуострове Кюбассаре. В течение нескольких дней противник бомбардировал батарею с воздуха и обстреливал из артиллерии. На нее было сброшено до 500 бомб и выпушены тысячи снарядов. Но когда началась высадка вражеских войск на остров Муху, батарея открыла сильный и точный огонь. Тогда враг выбросил против нее воздушный и морской десанты и подверг обстрелу кораблей. Береговые артиллеристы целый день вели нарпяженный бой, они отбили две попытки высадить морской десант в распоряжение батареи, а на следующий день вместе с прибывшими подкреплениями уничтожили и воздушный десант.

    Недостаток  войск и отсутствие промежуточных  оборонительных рубежей вынудили наши части отойти на полуостров Сырве, где была подготовлена оборона и можно было закрепиться, используя поддержку мощной береговой батареи на мысе Сырве (Церель). Две недели продолжались бои за этот небольшой участок советской земли. 3 октября остатки гарнизона острова Сарема были сняты торпедными катерами, а частично на плотах ушли на латвийский берег.

    12 октября после артиллерийской  подготовки гитлеровские войска  высадились на остров Хаиума. 12 часов продолжался бой с десантом противника. к тому времени гарнизон Хаиума начал испытывать недостаток в боеприпасах. С 19 по 22 октября с полуострова Тахкуна была произведена эвакуация части гарнизона на полуостров Ханко. 
 
 

 

На  защите города Ленина

На протяжении всей Великой Отечественной войны боевая деятельность КБФ была неразрывно связана с героической обороной Ленинграда. В тесном боевом содружестве с воинами Советской Армии и трудящимися Ленинграда моряки КБФ в течение 2,5 лет срывали неоднократные попытки врага овладеть вторым по величине городом нашей Родины.

Захвату Ленинграда немецко-фашистское командование придавало исключительно больше значение. Гитлеровцы рассчитывали с  ходу овладеть Ленинградским промышленным районом, соединиться в Ленинграде с финской армией и, лишив КБФ  баз, захватить или уничтожить его. На северных подступах к Ленинграду были сосредоточены финские полевые армии – «Юго-восточная» и «Карельская», имевшие 15 пехотных дивизий (в том числе одну немецкую), 2 пехотные  и одну кавалерийскую бригады под общим командованием маршала Маннергейма. «Юго-восточная армия» должна была ударом в южном направлении уничтожить советские войска на Карельском перешейке и ворваться в Ленинград с севера. «Карельская армия» имела задачу наступать на Онежско-Ладожском перешейке, выйти на реку Свирь и содействовать группе армий «Север» в уничтожении советских войск восточнее Ленинграда.

Разгром советских войск в Прибалтике и захват Ленинграда наряду с разгромом наших армий в Белоруссии гитлеровское командование считало решающим условием успеха наступления на Москву. Фашисты планировали нанести решающий удар по Москве, являвшейся главным объектом наступления вражеских войск, только после захвата Ленинграда с тем, чтобы овладеть Морским путем совместного наступления двух групп армий «Центр» и «Север».

29 дивизий,  насчитывавшие 300 тыс. солдат и  офицеров, свыше 6 тыс. орудий, более тысячи самолетов, были брошены гитлеровским командованием против города. Лавина танков общей численностью около тысячи должна была за несколько недель сквозным ударом через Двинск, Псков и Лугу ворваться в Ленинград.

Враг  стремился вперед, не считаясь ни с  какими потерями, гитлеровцы настолько  были уверены в успехе, что, находясь еще в районе Шауляя, за сотни  километров от Ленинграда, не только определяли сроки захвата города, но и дату военного парада на Дворцовой площади. Было даже утверждено меню торжественного банкета в ленинградской гостинице  «Астория». Однако очень скоро гитлеровцы убедились в преждевременности своего ликования, наткнувшись на упорное сопротивление советских сухопутных войск и балтийских моряков.

В середине июля 1941 г. группа армий «Север» была почти на месяц остановлена войсками Советской Армии и моряками КБФ  на рубеже реки Луга. Только дополнительно  перебросив под Ленинград авиационный  корпус пикирующих бомбардировщиков, гитлеровцы смогли 8 августа возобновить  наступление на красногвардейском и новгородско-чудовском направлениях.

Танковые  соевдинения противника в сентябре прорвались к побережью Невской губы на участке Петергоф (Петродворец) – Урицк (Лигово). 8 сентября гитлеровцам удалось выйти к истокам Невы и захватить Шлиссельбург (Петрокрепость), но путь к правому берегу Невы, навстречу финским войскам, им преградили советские солдаты, форпостом которых была крепость Орешек – древний бастион, овеянный русской военной славой.

Среди артиллерийских батарей.

    Весь  сентябрь продолжались ожесточенные бои  у стен Ленинграда. Тысячи бомб, снарядов и мин обрушили гитлеровцы на позиции советских войск. В отражении вражеского штурма участвовала вся авиация КБФ и почти вся корабельная и береговая артиллерия. Кроме того, часть морских орудий была установлена в укрепленных районах и передана командованию сухопутных войск. В районе Пулково по инициативе секретаря Центрального Комитета и Ленинградского областного и городского комитетов партии А.А. Жданова были оборудованы 2 стационарные батареи из орудий, снятых с легендарного крейсера «Аврора». Снова по врагу, как четверть века назад «бабахнула шестидюймовка Авророва».

Информация о работе Балтийский флот в великой отечественной войне