Аввакум Петрович (1615-1681)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 12:49, реферат

Описание работы

Первый по времени и талантливейший из противников нововведений патриарха Никона, он родился в селе Григорово Нижегородской губернии. Отец его был священником и рано умер. Мать взрастила в нем сильное чувство религиозности, соединенное с искренностью убеждения, не допускавшего никаких уступок. Это и погубило его.

Файлы: 1 файл

Биография Аввакума.docx

— 15.07 Кб (Скачать файл)

Аввакум Петрович

Аввакум Петрович

(1615-1681)

Первый по времени и  талантливейший из противников нововведений патриарха Никона, он родился в  селе Григорово Нижегородской губернии. Отец его был священником и  рано умер. Мать взрастила в нем  сильное чувство религиозности, соединенное с искренностью убеждения, не допускавшего никаких уступок. Это  и погубило его.

Переехав в Москву, Аввакум  стал известен в среде придворного  духовенства и был представлен  царю Алексею Михайловичу. Его поставили  в протопопы города Юрьевца. Но здесь  ревностный и неуклонно строгий  обличитель человеческих пороков возбудил против себя как прихожан, так и  духовенство, поднявшее на протопопа  весь город. Он вновь отправился в  Москву, поселился у своего единомышленника  Неронова и стал “ведать, при отлучках его, церковь” (Казанский собор в  Китай-городе).

Казалось, все устроилось как нельзя лучше. Аввакум был  в столице в почете и довольстве и думал заняться общеполезным делом. Но именно в это время Никон, вступив  в патриаршество, начал проводить  церковно-обрядовую реформу. Аввакум  стал ярым отрицателем церковной  новизны. Он считал, что всякое изменение  в богослужебных книгах — ересь, а всякое выражение, употреблявшееся  исстари, должно быть свято и оставаться неизменным, как догмат. Он сделался врагом Никона, против которого открыто  выступил в 1654 г., когда указом патриарха  вместо 12 земных поклонов были введены  поясные и троеперстное (вместо двуперстного, как было в старину) знамение креста. Возмутителя спокойствия Аввакума сняли со службы во время всенощной  в Казанском соборе.

Патриарх решил Аввакума расстричь (15 сентября 1655 г.), но государь упросил вместо расстрижения сослать  его в Сибирь на жительство. Однако следствием этой ссылки оказалось то, что в Сибирь было занесено раскольническое  учение.

Через шесть лет Аввакума возвратили в Москву. Враги патриарха  Никона всюду искали людей, готовых  против него выступить с обвинениями, и протопоп оказался самым ярым и  непреклонным из них.

В первое время государь часто встречался с Аввакумом  и говаривал: “Благослови меня и  помолись о мне!” Одно время он даже думал сделать его царским  духовником. Но неукротимый нрав Аввакума скоро опять сказался. Боярыня  Феодосия Морозова сделалась горячей  его сторонницей, Аввакум даже переехал в ее дом. К числу приверженцев протопопа принадлежала и царица Марья Ильинична, урожденная Милославская, просившая об Аввакуме царственного супруга. Однако Аввакум в милосердии видел только слабость. Государь оскорбился на пренебрежение к своему расположению и, увидев, что протопоп не унимается, пригрозил ему новой ссылкой. Последовали отлучение и анафема, на которую протопоп ответил также  анафемой. Патриархи Александрийский  и Антиохийский, находившиеся в Москве, тщетно уговаривали его смириться. Аввакум своей несговорчивостью так разгневал патриархов, что  сами они и свита их принялись  бить его.

После этого Аввакума сослали  в Пустозерск, дав 70 ударов кнутом. Здесь  содержали его в остроге 14 лет.

Аввакум обратился с дерзким  посланием к царю Федору Алексеевичу, в котором просил позволения перебить иерархов, уподобляя себя пророку  Илии, а их — жрецам царя Ахава. О  царе Алексее Михайловиче Аввакум  поместил в послании оскорбительную укоризну, что он на том свете  “в муках сидит” за неприятие мнений протопопа.

В Великую пятницу, 1 апреля 1681 г., в Пусто-зерске взвели на костер в срубе Аввакума и трех его  соузников. Подожгли дрова — народ  снял шапки, и все замолкли. Аввакум  сложил двуперстный крест и с  угрозою начал говорить: “Будете  так креститься — не погибнете, а  оставите — городок ваш погибнет, мхом его занесет. А погибнет городок  — настанет веку конец!” Тут огонь  охватил страдальцев. Один из трех мучеников  закричал. Аввакум наклонился к нему и стал шепотом увещевать, чтобы  тот потерпел; сам же он до самого конца не произнес ни слова.

Аввакум — это образ  русского мученика за идею, причем идеей  этой было не только отстаивание права  “болеть о законе своем”, но и  само мученичество. Нельзя забывать, что  в религиозной среде, в которой  прошла вся жизнь мятежного протопопа, образцом нравственного совершенства являлись именно христианские мученики. Вся история жизни Аввакума, его  духовного развития показывает, что  он жаждал тернового венца, сознательно  шел к нему, увлекая за собой  и своих последователей, завороженных величием его личности и той идеи, которую он исповедовал. Ярчайший пример тому — жизнь и смерть сестер Урусовых (старшая известна как боярыня  Морозова).

Все дошедшие до нас в  рукописях сочинения Аввакума содержат богатейший материал для изучения не только его личности, но его времени. Самое обширное и наиболее важное из творений Аввакума — его “Житие”, к которому примыкает “Краткая записка  о своем страдании и страдании  своих соузников”. Время написания  большинства Сочинений Аввакума определяют лишь приблизительно.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ezr.narod.ru/


Информация о работе Аввакум Петрович (1615-1681)