Авиньонское пленение пап

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 19:16, реферат

Описание работы

Авиньо́нское плене́ние пап — период с 1309 по 1378, когда резиденция глав католической церкви находилась не в Риме, а в Авиньоне. В 1309 Климент V (француз), ставший папой вскоре после поражения папы Бонифация VIII в конфликте с королём Франции Филиппом IV Красивым, переехал в Авиньон. Этот город, принадлежавший графам Прованса, папа Климент VI выкупил в 1348 в свою собственность. В Авиньоне папы чувствовали себя в гораздо большей безопасности, чем в беспокойном Риме, где происходили острые конфликты между аристократическими родами. К тому же Папское государство в центре Италии тогда фактически распалось.

Файлы: 1 файл

Avinjonsko ropstvo.docx

— 54.75 Кб (Скачать файл)

Авиньонское пленение пап

 

Авиньо́нское  плене́ние пап — период с 1309 по 1378, когда резиденция глав католической церкви находилась не в Риме, а в Авиньоне. В 1309 Климент V (француз), ставший папой вскоре после поражения папы Бонифация VIII в конфликте с королём Франции Филиппом IV Красивым, переехал в Авиньон. Этот город, принадлежавший графам Прованса, папа Климент VI выкупил в 1348 в свою собственность. В Авиньоне папы чувствовали себя в гораздо большей безопасности, чем в беспокойном Риме, где происходили острые конфликты между аристократическими родами. К тому же Папское государство в центре Италии тогда фактически распалось.

К Авиньонскому периоду относится  правление римских пап:

  • Климент V: 1305—1314
  • Иоанн XXII: 1316—1334
  • Бенедикт XII: 1334—1342
  • Климент VI: 1342—1352
  • Иннокентий VI: 1352—1362
  • Урбан V: 1362—1370
  • Григорий XI: 1370—1378

Авиньонский период в истории  папства мало напоминал реальный плен, скорее это было сотрудничество пап с сильными французскими королями. Все папы этого периода были французами (точнее, окситанцами), французское большинство было и в коллегии кардиналов, избиравших пап. Немало кардиналов служило ранее при королевском дворе. Папы выполняли важные дипломатические миссии в пользу французского короля, были исполнителями его воли. К этому времени папство утратило былую роль в политической жизни Европы. Однако как внутрицерковный институт оно усилилось. Власть пап в церкви приобрела поистине монархический характер. Епископы и аббаты отныне не избирались местным духовенством и монахами, а назначались папами. Значительно увеличились доходы папской казны, был создан центральный финансовый орган папской администрации. С помощью непомерно разросшегося бюрократического аппарата своей курии папы контролировали все сферы церковной жизни. Итальянский гуманист Петрарка, побывавший в Авиньоне и резко осуждавший невиданную роскошь папского двора, охарактеризовал пребывание пап в этом городе как «вавилонский» плен. В 1377 Григорий XI вернулся в Рим. На этом закончилось «Авиньонское пленение пап», но не история папства в Авиньоне. После кончины Григория в 1378 г. кардиналы, недовольные его преемником Урбаном VI, избрали антипапу Климента VII, который вернулся в Авиньон. Так уже через год после окончания «Авиньонского пленения» начался Великий западный раскол, когда и в Авиньоне, и в Риме находились конкурирующие папы, разделившие между собой весь католический мир. Преемником Климента VII был Бенедикт XIII, низложенный и отлучённый Констанцским собором в 1417, после чего бежал в родную Испанию. Он и был последним авиньонским папой.

 

Предпосылки

В 1294 году король Франции Филипп IV объявил войну Англии. Для покрытия расходов он обложил налогом в том числе и духовенство, не согласовав это с папой Римским Бонифацием VIII. Тот в свою очередь издал в 1296 году буллу «Clericis laicos», где выступил с критикой в адрес французского короля, запретил обложение духовенства и угрожал отречением от Церкви тех, кто будет взимать или платить налоги. В этом же году Филипп IV запретил вывоз драгоценных камней и металлов из страны, тем самым лишив папу средств, получаемых из Франции. В 1297 году в булле «Romana Mater» Бонифаций VIII смягчил свою позицию насчёт Франции и разрешил духовенству в добровольном порядке вносить налоги, согласно указу французского короля. Наступившее зыбкое перемирие продлилось недолго. Найдя другой источник доходов для казны, Папа Римский в 1302 году вновь выступил с критикой против французского короля. Филипп IV обвинил папу в ереси и симонии. Сначала во Франции, а затем и в Италии началась агитация за свержение папы. В 1303 году Бонифаций VIII был арестован и избит заговорщиками в своей резиденции в Ананьи и вскоре умер. На папский престол взошёл Бенедикт XI, однако спустя 8 месяцев был отравлен. Спустя 11 месяцев кардиналы избрали папой гасконского прелата Бертрана де Го. Новой резиденцией папы стал город Авиньон, пожалованный французским королём. Первым делом папа Климент V раздал должности в коллегии кардиналов французам и вернул в лоно церкви Францию.

 

Климент V

Климент V (лат. Clemens PP. V, в миру — Раймон Бертран де Го, фр. Raymond Bertrand de Got; 1264 — 20 апреля 1314) — папа римский с 5 июня 1305 по 20 апреля 1314. Климент V родился во Франции (Гасконь), происходил из знатной семьи. Старший брат был архиепископом Лиона. Являлся каноником в Бордо, генеральным викарием архиепископа Лиона, капелланом Бонифация VIII, епископом Комминже и с 1299 архиепископом Бордо. Известен своим непотизмом: в кардинальской коллегии, насчитывавшей 25 членов, было 11 родственников или свойственников папы (например: Пьер Ла-Шапе́ль). Был избран на папский престол в 1305 году при содействии французского короля Филиппа IV, которому он за это обязался уступить на пять лет церковные доходы в пределах Франции и обещал полную покорность. Стал первым папой, короновавшимся тройной короной — тиарой. Климент V короновался в Лионе, остался во Франции и в 1309 перенес папскую резиденцию в Авиньон, положив начало «авиньонскому пленению церкви», длившемуся до 1377 и приведшему к полному падению её самостоятельности и престижа. При Клименте V особенно широко процветала симония. В 1312 году дал согласие на разгром тамплиеров (булла «Faciens misericordiam»). Климент умер в 1314 году после инцидента на охоте.

 

Иоанн XXII

Француз Жак д’Юэз (фр. Euse) — сын сапожника из Каора. Избранный в Лионе, после продолжительных раздоров между французскими и итальянскими кардиналами, Иоанн прочно утвердил папский престол в Авиньоне. Не лишённый некоторых познаний в каноническом праве, он отличался крайним суеверием, жестокостью и нетерпимостью и больше всего боялся колдовства. Он сжигал живыми за ересь тех миноритов, что в абсолютной бедности видели подражание Христу и апостолам, но сам вызвал всеобщее неудовольствие учением, что святые будут лицезреть Бога только после Страшного Суда, и вынужден был отказаться от этой идеи. Во время своего понтификата Иоанн запретил в Италии алхимию; особенно жестоко, используя инквизиционные трибуналы, Иоанн преследовал спиритуалов. Буллой 1321 года был запрещён спор о том, как относился Христос к вопросу о нищете и частной собственности; через 2 года объявил, что всякая ссылка на Библию с целью «идеализировать» нищету и бедность являются ересью. Опираясь на Францию, Иоанн хотел распоряжаться немецкой императорской короной, но встретил противодействие и в Германии, и в Италии. Во время спора Людовика Баварского с Фридрихом Австрийским Иоанн предъявил претензии на временное управление Германией и на решение спора. После окончательной победы Людовика он стал на сторону его противника, а самого Людовика отлучил от церкви. Это не помешало Людовику найти много сторонников в Италии и, после коронования в Риме, созвать в Тренто собор, объявивший Иоанна еретиком и избравший на его место минорита, принявшего имя Николая V. Иоанну удалось захватить антипапу, а чтобы наказать Германию, он декретом отделил Италию от Немецкой империи. Используя борьбу партий в Германии за императорскую корону, смещал императорских чиновников. Объявлял крестовые походы, однако так и не осуществил этот проект, что не помешало ему собрать немалые средства на это предприятие. Иоанн умер в возрасте 90 лет, после самого длительного в XIV веке восемнадцатилетнего понтификата, оставив колоссальное богатство — свыше 750 тысяч флоринов.

Бенедикт XII

Бенедикт XII (лат. Benedictus PP. XII, в миру — Жак Фурнье, фр. Jacques Fournier; 1280-е (1285?) — 25 апреля 1342) — папа римский с 20 декабря 1334 по 25 апреля 1342. Был сыном мельника из Савердена (около Фуа, Юго-Западная Франция). Вступил в орден цистерцианцев, где получил солидное богословское образование. Был аббатом монастыря Фонфруад, затем епископом Памье и Мирепуа и, наконец, кардиналом. После вступления на папский трон Бенедикт XII приложил большие старания, чтобы оздоровить отношения, господствовавшие в монашеских орденах. В конституции «Benedictus Deus» от 1336 года он провозгласил официальную доктрину о состоянии святых и блаженных душ, которые на небе лицезреют Бога. В области политики он сотрудничал с французским королем. Роберту Неаполитанскому он доверил функцию администратора Рима, поручив ему водворить мир и порядок в Вечном городе. Но добиться улучшения отношений с Людвигом Баварским ему не удалось. Чтобы положить конец папским претензиям относительно германской короны, он созвал съезд выборщиков, на котором было принято решение, постановляющее, что кандидат, избранный по правилам, будет признан королем Германии, независимо от того, какую позицию займет по этому вопросу папство. Бенедикт XII поддерживал тесный контакт при помощи переписки с великим поэтом Франческо Петраркой (1304—1374), с которым познакомился лично в 1326—1327 годах, когда поэт находился в Авиньоне. Папа рассчитывал, что Петрарка проложит ему путь к возвращению в Рим. В 1341 году поэт получил высшее отличие: его голова была увенчана лавровым венком на римском Капитолии. Во времена Бенедикта XII папская тиара была украшена третьей диадемой (до этого их было две). Папа умер в Авиньоне и там же погребен.

 

Климент VI

Пьер Роже де Бофор родился  в замке Момон (возле Лиможа, Франция) в дворянской семье. Вступил в орден бенедиктинцев. Занимал должности епископа Арраса (1328—1329), архиепископа архиепархий Санса (1329—1330) и Руана (1330—1339), в 1338 году получил кардинальскую шапку. Был всесторонне образован, обладал прекрасными манерами и незаурядными дипломатическими способностями. Его интронизация в Авиньоне произошла 19 мая 1342. Во время своего понтификата он назначил 25 кардиналов, среди них 19 из южной Франции, его родины. 8 из них были его племянниками, в том числе Пьер Роже де Бофор, в будущем папа римский под именем Григорий XI. После смерти Людвига Баварского признал избрание германским королем Карла IV. В 1347 Климент VI откупил Авиньон вместе с прилегавшими к нему имениями за 80 тысяч золотых флоринов у его владелицы Иоанны I, графини Прованса и Неаполя, и одновременно обеспечил молодой правительнице дорогу к неаполитанской королевской короне. Таким образом папа намеревался закрепить южные границы папского государства. Горячка, которая охватила многие города Италии, добивавшиеся независимости и республиканского устройства, коснулась также и папского Рима. В 1342 новоизбранного папу Климента VI приветствовал в Авиньоне от имени города Рима молодой Кола ди Риенцо, сын хозяина постоялого двора, талантливый оратор. Папа назначил его городским нотариусом Рима. Тремя годами позднее ди Риенцо стал вождём римского народного восстания и мечтал о возвращении Риму былого блеска. Его безграничное честолюбие вызвало в конце концов недовольство народа, который вынудил своего трибуна покинуть город. Климент VI, располагавший огромными доходами, оказался щедрым меценатом для людей искусства и писателей. В Авиньоне чувствовалось свежее дуновение нарождавшегося Ренессанса. Папа отдал Петрарке доходы канониката в Пизе и поручил ему собирание произведений классиков для папской библиотеки. Благодаря щедрости папы развивалось творчество выдающегося художника Симоне Мартини (1284—1344) — предтечи Возрождения. В Риме Климент VI организовал изучение классических языков: греческого и цицероновской латыни. В Авиньоне он созвал комиссию учёных-астрономов, которые были призваны провести коррекцию действующего юлианского календаря, введённого в 46 до н. э. Юлием Цезарем.

Мерам папы по преобразованию Авиньона в столицу культуры, искусства  и науки помешала занесённая с  Востока «чёрная смерть» — чума, которая в середине XIV века собрала ужасающий урожай. Вследствие эпидемии и вызванного ею голода погибла треть населения Европы. «Чёрная смерть» не обошла и Авиньон. Папа и курия закрылись во дворце. Одним из следствий эпидемии было усиление религиозных движений мистико-фанатического характера. Одни призывали к погромам еврейского населения, которое обвинялось в насылании заразы. Другие, так называемые бичующиеся, проводили публичные покаяния в форме паломничества и процессий полуобнажённых бичующих друг друга людей. Буллы Климента VI решительно осуждали обе практики и обязывали духовенство брать евреев под защиту. Однако не везде это распоряжение выполнялось духовенством и церковными иерархами. В 1350 в Авиньоне был торжественно отмечен очередной юбилей Рождества Христова. 2 декабря 1352 года колокольня Святого Петра была подожжена ударом молнии. Все колокола упали на землю, разбились и расплавились, будто бы перемешанные в тигле. Спустя несколько дней пришла весть о том, что папа Клемент скончался. Бригитта Шведская писала об этом от лица Бога: «Услышьте теперь! Колокола пылают, и люди кричат: Государь наш мертв, государь наш Папа покинул нас; благословен будь сей день, но не благословен сей государь. Как странно, ибо кричать им было б уместно — Да благословит Господь нашего государя жизнью длинной и благополучной; а они кричат и приговаривают с радостью: Упал он, и пусть не встанет никогда!. Но не странно это, ибо сам он, которому следовало б восклицать: Придите ко мне и обретите покой в душах своих, призывал всех: Придите ко мне и поклонитесь ко мне, живущему в роскоши и славе более, чем у царя Соломона были. Придите ко двору моему, и опустошите кошели свои, и мы найдем прощение вашим душам. Так кричал он и устами и пергаментами своими. По сему и Моему гневу пришло время, и буду судить я его как одного из тех, кто разгонял стада святого Петра. О, что за суд ожидает его! Но всё же, если он успеет обратиться ко Мне, я приду к нему и встречу на полпути, как заботливый отче».

Иннокентий VI

Инноке́нтий VI (лат. Innocentius PP. VI, в миру — Козимо Этьен Обер, фр. Etienne Aubert; 1282 или 1295 — 12 сентября 1362) — папа римский с 18 декабря 1352 по 12 сентября 1362, также профессор гражданского права в Тулузе. В 1338 стал епископом Нуайонским. А с 1340 — епископ Клермонский.

Урбан V

Родился в 1309 или 1310 году в городе Манд (Южная Франция). Был профессором в Авиньоне и Монпелье. Вступил в орден бенедиктинцев и стал аббатом монастыря св. Виктора в Марселе. Не принадлежал к кардинальской коллегии. Урбан V предпринял первые конкретные шаги в целях возвращения в Рим. Склонили его к этому не только настояния Бригитты Шведской и Петрарки, но и ситуация, в которой находилась папская курия в Авиньоне. Спокойному существованию папства угрожали хаос и многочисленные банды разбойников, безнаказанно разгуливавшие по Европе в период англо-французских войн. В 1367 году Урбан V пустился в путь через Марсель и Витербо и достиг Рима, где поселился в Ватикане, поскольку Латеранский дворец, горевший в 1361, не годился для папской резиденции. На итальянской земле его приветствовали старый и больной кардинал Альборнос (умер в 1367 году), а также Петрарка и Боккаччо. В 1368 году папа увенчал императорской короной супругу Карла IV, а в 1369 году принял византийского императора Иоанна V Палеолога, который прибыл в Рим с просьбой о помощи в борьбе с Оттоманской империей. Иоанн даже принял римско-католическую веру, но акт этот не был признан православной церковью. Поездка Палеолога не принесла Византии ни политических, ни религиозных выгод. После трех лет пребывания в Риме Урбан V признал, что настроение местного населения, негативно относившегося к «французскому» папе, вынуждает его к возвращению в Авиньон. 5 сентября 1370 года папа направился морским путем во Францию, а 19 октября того же года он умер в Авиньоне. Урбан V был известен своей щедростью: на свои средства содержал 1400 студентов, обучавшихся во французских университетах. В 1870 году был признан блаженным.

Григорий XI

Григорий  XI (лат. Gregorius PP. XI, в миру — Пьер Роже де Бофор, фр. Pierre Roger de Beaufort; 1329, 1331 или 1336, замок Мамон, диоцез Льежа, Франция — 27 марта 1378, Рим) — папа римский с 30 декабря 1370 по 27 марта 1378. Француз по национальности. Под влиянием святой Екатерины Сиенской вернул папский престол из Авиньона в Рим, закончив таким образом 70-летнее авиньонское пленение пап. В миру Пьер Роже де Бофор, происходил из знатной семьи. Его дата рождения не установлена: 1329, 1331 или 1336 год. Был одним из детей Гильома II, графа де Бофора, который приходился родным братом авиньонскому римскому папе Клименту VI. У него было пять родных братьев, пять сестер и три сводных брата[1]. Старшим братом Пьера Роже был Гильом III, отец виконта Раймонда де Тюренна, военачальника Григория XI, а затем командира банды. Обучался в университете Анжера, а затем изучал право в Перудже, в школе Piétro Baldo degli Ubaldi. Он получил степень доктора канонического права и стал пользоваться среди своих коллег репутацией учёного богослова. Как писали о нём современники: «Он завоевал уважение всех своим смирением и чистотой сердца». Приняв сан, Пьер Роже быстро поднимался в церковной иерархии. В 1342 году каноник Руанского собора с правом на пребенду; каноник собора Родеза, каноник парижского собора, затем его архидиакон. Апостольский нотариус. Климент VI назначил своего племянника Пьера Роже кардиналом 28 мая 1348 года, когда тому было 19 лет — в числе других своих племянников (получил новообразованный сан кардинала-дьякона церкви Санта-Мария Нуова на консистории). Вошёл в число членов папской курии в Авиньоне 5 июня 1348 года. Стал деканом Байё 11 июля того же года. Назначен архидьяконом собора Сенса и протоиреем папской Латеранской базилики. Послан своим дядей учить право в Перудже. Затем стал архидьяконом Руанского собора в 1350 году. В 1352 году участвовал в конклаве, который возвел на Святой Трон Иннокентия VI, и в конклаве 1362 года, избравшего Урбана V[1].

Информация о работе Авиньонское пленение пап