Астраханский кремль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 21:02, доклад

Описание работы

И стены, и башни завершались двурогими зубцами - так называемым «ласточкиным хвостом». Зубцы были прорезаны печурами с бойницами-стрельницами навесного боя для стрельбы из пищалей. В местах соедине-ния зубцов и боевой площадки были оборудованы наклонные отверстия – варницы - для обливания неприятеля кипятком (варом) или горячей смолой. Ширина площадки колеблется от 2,8 до 5,2 м в зависимости от толщины стен.

Файлы: 1 файл

Astrakhansky_kreml.docx

— 79.62 Кб (Скачать файл)

Северо-восточная угловая  глухая Артиллерийская башня - третья сохранившаяся до нас древняя  башня кремля. В плане она квадратная и мало чем отличается от других угловых башен. 
В 30-х гг. XVII в. к ее северному фасаду была пристроена простиравшаяся в восточную сторону от кремля стена Белого города.  
В 1958 г. Артиллерийская башня реставрирована. Ей возвращено изначальное убранство, восстановлены утраченные и искаженные многочисленными ремонтами и перестройками детали.  
В плане башня имеет ромбовидную форму со сторонами 12,7Х12,3 м. Высота с зубцами после восстановления их по древней форме около 16 м. Башня четырехъярусная, имеет 15 бойниц и завершается пятью зубцами с каждой стороны. Средние три зубца имеют стрельницы.  
Долгое время северо-восточная угловая башня кремля была безымянной. К башне примыкал Зелейный двор, огороженный каменным забором. Здесь по сей день сохранился погреб - ровесник кремлевских башен и стен, сложенный из татарского квадратного кирпича на известковом растворе, а в более позднее время облицованный кирпичной кладкой. Стены его не имеют цоколя. Погреб представляет собой три прямоугольных помещения, перекрытых цилиндрическими сводами, с сенями. Толщина стен его около 1 метра. Первоначально пол в погребе был глиняный, затем его выстлали досками. В настоящее время пол в погребе выстлан кирпичом. В погребе с толстыми стенами и мощным сводчатым перекрытием в прохладе и сухости хранили «зелье» - дымный или черный порох в бочках. Некоторое время в погребе хранились также старинные знамена и стрелецкие бунчуки.  
Северо-восточную угловую глухую башню кремля в начале XVII столетия при городовом воеводе Иване Дмитриевиче Хворостинине стали использовать как застенок для проведения судебных дознаний с применением пыток, после чего эта башня и получила от астраханцев название Пыточной. Недалеко от Пыточной башни у северной стены кремля находилось здание Астраханской Приказной палаты - центрального учреждения административного управления краем. Башня, став местом пыток, сохранила свое боевое назначение, только бойницы первого яруса были заложены камнем и замазаны известковым раствором. Ее толстые стены скрывали крики и стоны истязаемых на допросах.  
Эта башня доставила немало хлопот повстанцам Степана Разина. В то время как уже весь городбыл в руках восставших, «в Пыточной башне сели насмерть, - писал известный русский историк С.М. Соловьев, - люди Каспулата Муцаловича Черкасского, двое русских да пушкари, всего девять человек, и бились до полудня, не стало свинцу, стреляли деньгами, не стало пороху - покидались за город; некоторые пришиблись до смерти, других схватили и посекли».  
После Петровских реформ в первой трети XVIII в. Зелейный двор стал именоваться Артиллерийским двором. Утратила свое мрачное наименование и Пыточная башня, перестав быть местом следственных дознаний. Башню стали называть Артиллерийской по названию Артиллерийского двора, на территории которого она находилась.

10. Успенский Кафедральный Собор с церковью-усыпальницей во имя Сретения Владимирской Иконы Божией Матери. Арх. Д.М.TOP Мякишев. 1698-1710гг.

«Видишь, какое величественное и прекрасное здание  
воздвигнул он (митрополит Сампсон): во всём  
Государстве нет такого лепотного храма»… 
(Слова Императора Петра I, обращённые к  
Императрице, при обозрении собора). 
 
 История построения собора довольна интересна. 
Бывшая на том – же месте древняя церковь, освящённая в 1602 году, пришла при митрополите астраханском Савватии (1683 – 1696 гг.), в ветхость. Савватий долго хлопотал, чтобы даны были средства на постройку собора, в виде возврата пошлин с рыбных промыслов за 1692 и 1693 гг. и т.п. Наконец, Савватий умер, скопив на собор до 10 тысяч рублей, и уже войдя в соглашение с подрядчиками по доставке материалов. Смерть застала Савватия в хлопотах по подготовлению работ. 
Прибывший вместо Савватия митрополит Сампсон (последний астраханский митрополит), энергично взялся за устройство собора. Архитектором и строителем нашёлся Дорофей Мякишев, с которым 10 октября 1700 года был заключен контракт (Мякишев взял за свой труд 100 руб., с обязательством наблюдать за работами пока не будет окончен храм. Постройка продолжалась 12 лет.). Через два года, когда уже работы доведены были до куполов – случилось несчастье. 10 июля 1702 года обрушился и упал свод. Это побудило строителя завершить стены храма иначе, чем предполагалось, а именно: возвести пять куполов. Собор окончен к 1710 году и 14 августа освящён. 
Следующее предании связано с историей построения собора. Митрополит Сампсон однажды стал отчаиваться, что не доведёт постройку до конца по недостатку средств (Преосвящённый, горя желанием завершить постройку собора, по преданию, сам таскал, по ночам, кирпич на стены.)  Вдруг является какой – то мужичок и предлагает в подарок бочёнок груздей. Получив благословение, мужичок удалился, оставив бочонок. Вскрыли его и что же? в нём оказалось золото. Мужичка, как ни старались, отыскать не могли. 
Собор состоит из двух этажей. Верхний храм – величественный, богатый, изящный, с замечательным иконостасом 32 – х аршинной высоты; нижний: мрачный, низкий, полутёмный, душный. Верхний храм – место торжественных богослужений в тёплое время; нижний – это усыпальница астраханских иерархов и, между ними, митрополита Иосифа, убитого шайкою Стеньки Разина. На боковых стенах надгробные надписи на плитах. Прежде, зимою, богослужение производилось в нижнем храме, но темности и удушливость побудили оставить его и перейти в Троицкий собор. Вышина собора, включая крест среднего купола, 30 сажень. В самой Астрахани и её окрестностях мало таких мест, откуда не было – бы видно собора. На фотографических видахгорода – собор всегда почти красуется. Изображениями собора часто пользуются для украшения разных печатных и художественных произведений: на адресах, дипломах, подносимых высокопоставленным лицам, на блюдах с хлебом – солью, даже на страхоывх полисах местного  О – ва взаимного страхования изображён астраханский собор. Любопытную коллекцию подобных изображений можно было – бы составить какому – нибудь любителю коллекционирования.

11.Лобное место

Успенский собор - единственный из сохранившихся в России архитектурных храмовых комплексов, где и храм, и Лобное место являют собою неразрывную связь, единение. Если в Москве с Лобного места оглашались всевозможные указы, извещалось о победах русских войск, представлялись народу наследники трона, то астраханскому Лобному месту предопределено было стать и трибуной, и местом наказания. В его круглом объеме была оборудована Судная палата, ниже - подвал для заключенных под стражу. Это было связано с учреждением в нашем крае в начале XVII века Астраханского судного Духовного приказа как органа управления и суда на территории епархии. Его непосредственным главой был архиерей, который, в свою очередь, был подотчетен патриарху. Здание Астраханского судного Духовного приказа находилось на территории Архиерейского подворья в кремле недалеко от Архиерейского дома и Успенского кафедрального собора, к западу от Лобного места. В 1677 году здание Духовного приказа было выстроено из кирпича.  
В 1728 году Духовный приказ был реорганизован в консисторию. Консистория являлась епархиальным (окружным) учреждением при архиерее, осуществлявшем церковное управление и суд в епархии. Через него вся деятельность консистории была подотчетна Святейшему Синоду.  
В 1778 году после перестройки здание консистории стало двухэтажным, затем сильно пострадало от пожара и вновь перестраивалось. В 1828 году на круглой площадке Лобного места были установлены солнечные часы, просуществовавшие 90 лет. В 1893 году консисторию расширили с северо-западной стороны, и в таком состоянии здание дошло до наших дней. Некоторое время при консистории находилась редакция газеты «Астраханские епархиальные ведомости». В 1918 году консистория была упразднена. Сейчас здесь размещено художественное училище им. П.А. Власова.

15. Астраханский судный духовный приказ (консистория). 1667, 1778, 1893гг

Здание приказа было построено  в 1677 году из кирпича, а в 1728 году Духовный приказ был реорганизован в консисторию. По латыни Консисто?рия (consistorium) – место проведения собраний, совет. В Русской Православной Церкви консистория являлась епархиальным (окружным) учреждением при архиерее, осуществлявшем церковное управление и суд в епархии. Через него вся деятельность консистории была подотчетна Святейшему Синоду.

В 1778 году после перестройки  здание консистории стало двухэтажным, затем сильно пострадало от пожара и было искажено при последующих перестройках в 19 веке - в 1893 году консисторию расширили с северо-западной стороны, и в таком состоянии она дошла до наших дней.

Некоторое время при консистории  находилась редакция газеты «Астраханские  епархиальные ведомости». В 1918 году консистория  была упразднена.

С 1986 года в здании размещалось  художественное училище имени П.А. Власова.

В настоящее время здание передано Русской Православной Церкви и с 2007 года ведутся работы по его  реставрации. В дальнейшем планируется  размещение в здании воскресной школы.

Архитектура

Первоначально здание было двухэтажным  и имело в каждом этаже по три  помещения, перекрытых цилиндрическими  сводами. Внутри современного объёма сохранилось  более древнее ядро, которое выделяется большей толщиной стен и сохранившимися сводчатыми перекрытиями.

12.Троицкий Собор с Церквями Сретения Господня и введения во храм Пресвятой Богородицы, с большой и малой трапезными палатами троицкого монастыря. 1593-1603, 1696-1700, 20в.

Прямая противоположность  Кафедральному собору по архитектуре, величию и изяществу, Троицкий собор  важен, однако, в историческом отношении. 
В 1586 году прибыл в Астрахань игумен Кирилл, присланный Иваном Грозным для крещения народа, строения церквей и монастырей. 
Кирилии, основал монастырь и выстроил церковь, деревянную; за нею другую, третью, а также кельи, палатки, курени. В 1593 году игуменом Феодосием начат каменный храм, который и окончен в 1603 году. В 1620 году в монастыре было 170 братий. В 1623 году почти весь монастырь сгорел. Монастыре возобновился, но не скоро и не в прежнем богатстве. 
По ветхости Троицкий собор пришлось сломать в 1696 году и начать новый, который окончен в 1700 году. 
Монастырь, как очень богатый, имевший большие рыбные ловли, часто терпел посягательства на своё благосостояние. 24 октября 1700 года он был приписан к Троицко – Сергиевской лавре и потерял самостоятельность. В 1765 году монастырь со всеми угодьями, строениями и рыбными ловлями, отдан в ведение губернатора, для помещения в нём гарнизонной школы, которая и находилась с того времени в монастыре по 1785 год. 
По упразднении в 1785 году школы, угодия монастырские перешли к приказу общественного призрения. В этом же году большая часть каменных монастырских строений сломана, вследствие надобности в кирпиче на постройку главного народного училища (ныне гимназия). Монастырь совсем упразднился, а в кладовых под Троицким храмом хранили суммы коменданты крепости. В доме же, при храме, по указу 19 октября 1800 года, устроен острог. В 1806 году губернатор Тенишев настаивал на сломке храма, но преосвящённый Анастасий доказал, что церковь совсем не так ветха. Это дало повод отчислить от приказа общественного призрения церковь и часовню при ней, и присоединить к Кафедральному собору. Арестанты и казённая амуниция помещались в монастырском доме до 1825 года. (**) 
В 1930 году иконостас Троицкого собора был уничтожен, позолота с него была смыта, а иконы сожжены. Здание Троицкого собора уцелело скорее всего потому, что сухое и просторное, оно оказалось удобным в качестве складского помещения: долгое время в нем размещался окружной архив. 
Воскрешение этого уникального памятника началось в 70-е годы нашего века, в ходе генеральной реставрации всего кремля.  
Троицкий собор представляет собою сложный архитектурный комплекс. С западной стороны он представлен трапезными палатами - Большой и Малой, отреставрированными в 1974 году. 
В 1614 году в Троицком монастыре жили Марина Мнишек и атаман Иван Заруцкий. Марина даже приказала монахам не благовестить к ранней заутрене, поскольку колокольный звон пугает ее маленького сына. Заруцкий вел себя вызывающе, расхитил часть монастырских сокровищ, казнил неугодных. Позже астраханский воевода доносил в Москву: «Семена Чуркина и многих добрых людей и попов и чернецов велел казнить и в воду сажать; а животы их и остатки грабить, а паникадило серебряное в монастыре у Троицы живоначальныя взял да стремена слил себе». Сама же Марина приказала устроить при монастыре домовую католическую церковь. 
Астраханцы всё более смело возмущались бесчинствами самозванцев. Вскоре прекратился подвоз припасов в Астрахань, что ещё более накалило обстановку. Весной 1614 года, испугавшись начавшегося восстания, Заруцкий и Марина Мнишек со своими людьми бежали из кремля. Вскоре их схватили, заковали в кандалы и отправили в Москву.

13. Кирилловская Часовня. 1677г,начало 19 века

Она находится над могилою  первого игумена Троицкого монастыря  Кирилла, скончавшегося в 1576 году. Вместо обветшавшей деревянной была поставлена в 1677 году каменная, поддерживаемся до сего времени. В часовне гробница Кирилла и над нею изображение игумена. То и другое сооружено в 1678 году одни купцом, спасшимся от несчастья во время бури на Волге. Перед иконою на восточной стене часовни – неугасимая лампада. Преподобный Кирилл глубоко чтим астраханцами. 
Внутри часовни на право от двери надписи на стене: «1731 года ноября 18 – го представился г.-м., тайный советник астраханский губернатор И.А. Фон – Менгденъ». На северной стене надпись, относящаяся до игумена Кирилла. (**) 
В начале XIX века, в кремле разместился гарнизон. На его территории стали возводиться классические постройки. Чтобы выдержать стилистику, старинные здания духовного ведомства приобрели ампирный декор и строгую простоту фасадов: Троицкий собор - красное крыльцо с классическим фронтоном, Кирилловская часовня - 4-колонный портик. 
В советское время Кирилловская часовня долгие годы была в ведении кремлевского гарнизона и использовалась как хозпостройка для армейских нужд. 
После реставрации кремля, в 70-е годы, в часовне был устроен магазинчик для торговли сувенирами. И только в 1992 году она была возвращена Астраханской епархии.

14. Архиерейские (Митрополичьи) палаты с домовой крестовой церковью во имя Спаса Нерукотворного. 1677, 1709, 1799гг, 19в.

Крестовыми назывались домовые  храмы русских архиереев. Устраивались они обычно в архиерейских палатах, где для них выделялись особые комнаты с иконостасом и небольшим  алтарём с престолом за ним. Почему эти домовые церкви назывались крестовыми? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно  обратиться к историческим письменным памятникам. Уже в XVI веке появляется выражение «служить у крестов», которое  фигурирует вплоть до XVIII века, относясь к домовым царским или боярским храмам. Здесь, в домах русских  государей или знатных русских  семейств, в особых моленных комнатах веками накапливались различные  святыни, как-то: в виде частиц от святых мощей, почитаемых икон и других святынь, чаще всего привезённых с православного  Востока и из Святой Земли. Святыни чаще всего благоговейно вкладывались в особые кресты-мощевики, ставшие обязательным предметом этих молельных комнат или домовых храмов. Присутствие этих крестов со святынею, как главных атрибутов домашних церквей, и придало им название крестовых, которое со временем закрепилось только за архиерейскими домовыми храмами.

Появление Крестового храма  в Астрахани можно отнести  ко времени учреждения здесь самостоятельной  епархии в 1602 году. При первом Астраханском архиепископе Феодосии были выстроены  рядом с Успенским собором  в кремле деревянные архиерейские палаты. Возможно, что в этих палатах была устроена и домовая архиерейская церковь. Первое достоверное упоминание о ней относится ко времени  митрополита Иосифа (1666 – 1671 гг.). В  известной летописи Петра Золотарёва, повествующей о страдании и мученической кончине святителя Иосифа, говорится, что когда в ноябре 1670 года прибыла  к митрополиту царская милостивая грамота, призывавшая мятежников разинцев к прекращению бунта, то он, митрополит, благословив сделать с неё три списка, один повелел положить «в домовой церкви у Спаса». То есть это известие подтверждает существование в это время в архиерейских палатах домовой крестовой церкви в честь Нерукотворного образа Спасителя. Известно также, что при митрополите Иосифе были выстроены каменные одноэтажные архиерейские палаты. Вот как описывает их голландский путешественник Корнелий де Бруин, побывавший в Астрахани в 1703 году: «Митрополичьи палаты составляют главное здание в городе, чрезвычайно обширное, длинное и каменное». В это самое время астраханский митрополит Сампсон (1697 – 1714 гг.) задумал расширить архиерейские палаты, надстроив над ними второй этаж. В восточной части этого второго этажа им был вновь сооружён домовый храм в честь Нерукотворного образа Спасителя, освящённый 14 августа 1709 года. Этот построенный митрополитом Сампсоном храм получил название «Крестовый», под которым и был более всего известен. В Крестовой церкви молились и служили астраханские архиереи в дни, которые на церковном языке назывались будничными. В праздники же архиереи, отслушав раннюю литургию здесь, выходили в Успенский Кафедральный собор. Для этого специально между архиерейскими палатами и Успенским собором была поставлена двухъярусная галерея.

Информация о работе Астраханский кремль