Ассамблея народов Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:05, реферат

Описание работы

Развитие промышленности по переработке сельскохозяйственного сырья, к концу XIX в. вытеснила на второй план горнодобывающую промышленность. Большинство предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья являлось мелкими кустарными и полукустарными заведениями с примитивной техникой. Количество рабочих на таких предприятиях, как правило, не превышало 5-10 человек. Промышленность в Казахстане в конце XIX в. развивалась гораздо медленнее, чем капиталистическая промышленность в Центральной России. Крупные предприятия в Казахстане создавались не на базе мелкого производства, а за счет привозного капитала. Колониальная политика царизма, превратившая Казахстан в рынок сбыта и источник сырья, обрекала промышленность края на вечную отсталость.

Содержание работы

1.Культура Казахстана в 18вв – начале 20 вв.
2.Новый этап переселенческой политики.
3.Нациально-освободительное движение казахов в начале 20 вв.
4.Развитие промышленности и рабочее движение в Казахстане
5.Население Казахстана в начале 20 века
6.Казахстан в 1965-1985 годы

Файлы: 1 файл

srs istoriya 7.docx

— 59.26 Кб (Скачать файл)

Содержание:

1.Культура Казахстана  в 18вв – начале 20 вв.

2.Новый этап переселенческой  политики.

3.Нациально-освободительное  движение казахов в начале 20 вв.

4.Развитие промышленности  и рабочее движение в Казахстане

5.Население Казахстана  в начале 20 века

6.Казахстан в 1965-1985 годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Развитие промышленности по переработке сельскохозяйственного сырья, к концу XIX в. вытеснила на второй план горнодобывающую промышленность. Большинство предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья являлось мелкими кустарными и полукустарными заведениями с примитивной техникой. Количество рабочих на таких предприятиях, как правило, не превышало 5-10 человек. Промышленность в Казахстане в конце XIX в. развивалась гораздо медленнее, чем капиталистическая промышленность в Центральной России. Крупные предприятия в Казахстане создавались не на базе мелкого производства, а за счет привозного капитала. Колониальная политика царизма, превратившая Казахстан в рынок сбыта и источник сырья, обрекала промышленность края на вечную отсталость.

Число наемных  рабочих в разных регионах Казахстана было разным. Большие отряды национальных рабочих находились в центральных  и восточных областях, где в 1855 году насчитывалось около 1,5 тыс. горнорабочих, а в 1900 году - 11 тыс., около 70 % которых  составляли казахи.

Банковская система  создавалась путем открытия отделений  государственного банка в крупных  городах Казахстана: Уральск (1876 г.), Петропавловск (1881), Семипалатинск (1887 г.), Омск (1895 г.), Верный (1912 г.). Также функционировали филиалы коммерческих банков – Сибирский торговый (7 отделений), «Русский торгово-промышленный», банковская сеть постепенно росла.

Железнодорожная сеть разрасталась малыми темпами, к 1905 году составив всего 1818 км. С городами России были связаны Уральск и  Петропавловск, всего 178 из 3138 км Сибирской  магистрали проходили через территорию Казахстана (построена в 1893-1895 гг.). В 80-х годов возникают проекты по созданию водного пути по Иртышу и озеру Балхаш. Для полного использования Иртышского бассейна в 1900 году было учреждено «Общество буксирного пароходства», куда вошли грузовые и пассажирские пароходы.

Развитие капитализма  в сельском хозяйстве Казахстана пагубно повлияло на кочевое скотоводство казахов. Новый размах получило переселение  крестьян из центральных губерний в  национальные окраины.

В 1901 году царским  правительством был издан Закон  об отводе казенных земель частным  лицам. Под казенными землями  подразумевались и земли казахов, объявленные государственной собственностью еще во время реформы 1867-1868 годов. В 1904 году было образовано Переселенческое  управление, ведавшее всеми делами по переселению крестьян из центра России на окраины.

Автором реформ по аграрному вопросу был министр  сельского хозяйства царского правительства  П. Столыпин. Реформы были направлены на разрушение сельской общины и формирование социального слоя собственников  в деревне. Однако при сохранении помещичьего землевладения вставал  вопрос о новых землях для крестьян. В связи с этим начался новый  этап переселения русских и украинских крестьян на земли Казахстана.

Массовое переселение  крестьян из Центральных губерний России на территорию Казахстана привело к  тому, что огромные плодородные участки  были переданы на пользование крестьянам, а казахи вытеснены на пустынные  и полупустынные регионы Центрального и Южного Казахстана. Некоторая часть  населения, оставив этническую родину, вынуждена была откочевать в пределы  соседних стран.

В 1906-1912 годах  статистическими экспедициями, руководимыми П. Скрыплевым и П. Румянцевым, были обследованы казахские хозяйства в Сырдарьинской и Семиреченской областях. В 1904-1911 годах аналогичная экспедиция, руководимая П. Хворостинским, В. Кузнецовым и А. Переплетчиковым, провела статистическое обследование Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской областей.

В результате переселенческой  политики царское правительство  создало себе в Казахстане опору  в лице кулаков-колонизаторов. Осенью 1910 года было принято решение об отводе кулацким хозяйствам в Сибири и Казахстане переселенческих участков под единоличное владение. В марте 1911 года министерство земледелия издало особые инструкции, по которым переселенческие  управления могли создать участки, удобные для единоличного владения. Только в 1911 году в Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях был образован 431 участок для единоличного пользования и 919 хуторских участков.

Более медленными темпами осуществлялось промышленное освоение Казахстана. Развитие в Казахстане промышленности, особенно мелких промышленных предприятий и сети железных дорог ускорило рост городов. Быстро росло население областных и уездных городов, которые становились не только административными и торговыми, но и промышленными и культурными центрами. Росли города, основанные как опорные пункты при колонизации Казахстана. Одним из торгово-промышленных центров на востоке Казахстана стал Семипалатинск.

Быстро росли  такие города, как Павлодар, Гурьев, Усть-Каменогорск, Каркаралы, Кокшетау. Увеличилось население Чимкента и Аулие-Аты. В центре Семиреченской области, городе Верном в начале XX века насчитывалось около 37 тысяч жителей.

В городах заметно  росло казахское население. Усилившееся  расслоение в казахском ауле вынуждало  часть разорившегося населения  уходить в города на поиски работы. Вместе с тем в городах Казахстана жили и крупные казахские баи, торговцы, перекупщики. Значительно  увеличилось казахское население  Верного, Семипалатинска, Петропавловска, Чимкента и других городов. В таких  городах как Иргиз, казахи составляли треть населения, в Каркаралы - более половины.

Большую часть  городских жителей составляли ремесленники, рабочие промышленных предприятий  и мелкие служащие. Многие их них  занимались сельским хозяйством. Вместе с тем в городах, являющихся экономическими и административными центрами, жило много чиновников и торговцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура Казахстана в 18 - начале 20вв.

Разрушение  традиционных устоев казахского общества, с одной стороны, и утверждение  новых общественно-экономических  отношений, с другой, вызвали к  жизни ранее не известные виды человеческой деятельности. Углубление общественного разделения труда  объективно сказывалось на культуре и духовной жизни народа. В условиях, когда Казахстан оказался на перекрестке  интересов России, Англии, Франции  и других государств, и заметно ускорилось промышленно-транспортное, торговое и иное освоение края, в общественном сознании прочно утвердилось понимание того, что историческая перспектива за теми народами, которые овладели достижениями науки, техники, культуры. Наиболее просвещенные представители народа добровольно взяли на себя великую миссию учителей, своими знаниями способствовали развитию культуры края. Просторы для сохранения и воспроизводства прежних обычаев, традиций, нравов были значительно ограничены, нов тоже время появились новые социокультурные ценности и ориентиры.§ 1. Народное образование j Грамотность населения. Почти до середины XIX в. обучение казахских детей осуществлялось в мектебах, где главным считалось механическое зазубривание сур Корана. Функции учителя выполнял преимущественно мулла, как правило, не имеющий представления об учебных планах и методике обучения, Мусульманские мектебы в основном посещали мальчики, что стало одной из причин высокого уровня женской неграмотности. В 1884 г., например, в мусульманских школах Верненского, Канальского и Ссргиопольского уездов обучались 47,5 тыс. мальчиков и всего 17,3 тыс. девочек. В 1895 г. «Киргизская степная газета», описывая урок в мектебах, писала: «Иэ юрты, где учатся дети, несутся адские крики. Каждый ученик выкрикивает свой урок. Такое преподавание продолжается около четырех лет. По истечении этого срока ученики проходят весь курс учения и оканчивают его, ничего не зная, оставаясь такими же невеждами, какими были». Вопиющая неграмотность населения Казахстана обнаружилась в ходе переписи 1897 г., хотя она фиксировала прежде всего умение опрашиваемых читать по- русский. Грамотность на родном языке фиксировалась лишь в том случае, если опрашиваемый не умел читать по-русски. Однако материалы переписи не отражали уровня грамотности отдельных народов. По данным переписи 1897 г. лишь 8,1% населения края относились к числу грамотных, грамотность мужчин составила 12%, женщин — 3,6%. Относительно высокий уровень азбучной грамотности наблюдался в северо-восточных губерниях, где проживала основная часть переселенческого населения. Серьезного роста уровня грамотности населения Казахстана не произошло и в начале-ХХ в.: из 10 детей школьного возраста лишь один посещал школу. Если в центральных районах России по инициативе прогрессивной интеллигенции искоренением азбучной неграмотности занимались воскресные школы, земства, то в Казахстане дело дальше слов не шло. Те воскресные школы, которые открылись в городах, охватывали ничтожное количество людей. Школьное и профессиональное образование. В Казахстане народное образование развивалось по двум направлениям: религиозному и светскому.

Религиозное направление представляли мектебы и медресе, содержавшиеся на средства родителей. Обучение велось на арабском алфавите. Еще в XIX в. Ч. Валиханов с горечью писал о тяжелом положении аульных мектебов, где учительствовали в основном татарские муллы: «Чудовищная фанатика, мертвая схоластика и ни одной реальной мысли». В начале XX в. мектебы перестали удовлетворять возросшие запросы времени. Началось движение за реформирование конфессиональной школы, организаторами которого выступили джаддисты. Они предлагали заменить букво слагательный метод обучения звуковым, доказывали необходимость преподавания в мектебах светских дисциплин — арифметики, географии, естествознания, истории и др. Там не менее новомстодные мектебы не получили широкого распространения. В системе религиозного образования большим влиянием пользовались медресе. Они готовили мулл, преподавателей мектебов и функционировали, как правило, при мечетях. В зависимости от типа медресе определялся срок обучения — от трех до четырех лет. Наряду с изучением ислама учащиеся получали сведения по философии, астрономии, истории, лингвистике, медицине, математике. Из этой среды вышли крупнейшие деятели казахской культуры А. Кунанбаев, С. Торайгыров, М. Жумабаев, Б. Майлин и др. Учебные заведения светского характера открылись после присоединения края к России. Они готовили чиновников для колониального аппарата, переводчиков, учителей, медиков. Так, в 1786 г. в г. Омске открылась Азиатская школа, в 1789 г. — правительственная школа при меновом дворе г. Оренбурга. Эти учебные заведения обучали детей, в т. ч. и казахских, профессиям переводчика, писаря. Военных специалистов и административных чиновников готовили Неплюевский кадетский корпус, открытый в 1825 г. в г. Оренбурге и Омский кадетский корпус, основанный в 1846 г. Первая казахская советская школа начала функционировать с 1841 г. в Букеевской Орде по инициативе хана Джангира. Ученики этой школы изучали русский язык, математику, географию, восточные языки, а также религию — ислам. Следующим учебным заведением для казахских детей стала семилетняя школа при Пограничной комиссии в г. Оренбурге. В 1850 г. при Оренбургской Пограничной комиссии открылась другая светская школа. За 19 лет существования она выпустила 48 человек. В 1857 г. школу успешно закончил И. Алтынсарин. В последней трети XIX в. открылись городские училища, приходские училища, прогимназии, русско-казахские и русско-туземные училища и школы, аульные школы и школы первоначальной грамотности. Они содержались за счет государства и выполняли роль начальных учебных заведений. В Букеевской Орде создавались старшинские школы. Учителями в них были казахи, окончившие курс двухклассного училища и сдавшие экзамен в учительской семинарии на звание учителя. С 1898 по 1914 г. количество начальных школ в Казахстане выросло с 730 до 1988, а численность учащихся в них — с 29,1 тыс. до 101 тыс. человек. Медленно расширялась сеть средних учебных заведений — реальных училищ, мужских и женских гимназий. В 1914г. их насчитывалось 12 с численностью учащихся 4 тыс. человек. Прогрессивным явлением в постановке школьного дела стало развитие женского образования.

Благодаря стараниям И. Алтынса-рина в 1887 г. было открыто женское училище в Иргизе. В 1890—1896 гг. открылись русско- казахские женские училища в Тургае, Кустанае, поселке Карабутак, в Актюбинске. К 18% г. в них обучались 211 девушек, в том числе 70 казашек. Основными препятствиями на пути к более широкому распространению женского образования у казахов были бесправное положение женщин и реакционные традиции ислама. В составе учащихся начальных и средних учебных заведений доля казахских детей была незначительна. Так, в Верненской мужской гимназии в 1911 г. обучалось 316 русских и всего 10 казахов. В Сырдарьинской области, по данным 1912 г., имелось 56 русско-туземных училищ, в которых обучались 3 тыс. детей коренного населения, что составляло 2% от общей численности учащихся. Царизм рассматривал школьное образование как одно из действенных средств русификации национальных меньшинств. «Конечной целью образования всех инородцев, живущих в пределах нашего отечества, — писал в 1870 г. Министр народного просвещения Д. А. Толстой, — бесспорно, должно быть обрусение и слияние с русским народом». Почти во всех учебных заведениях обучение велось на русском языке, не изучались история и литература коренного населения. Глубокий след в истории просвещения и национальной школы оставил Ибрай Алтынсарин. Родился он в Кустанайской области. Рано потеряв отца, воспитывался у деда— бия Балхожи Жанбурчина, войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии. После окончания школы Алтынсарин около трех лет работал писарем у своего деда, а затем в Оренбургском правлении в качестве переводчика. В 1860 г. областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в Оренбургском управлении (Тургай) и назначило учителем русского языка. Воодушевленный просветительскими идеями, он разъезжал по аулам, разъясняя населению значение светского образования. Собрав у казахского населения средства, он приступил к строительству школы, торжественное открытие которой состоялось 8 января 1864 г. В школу записались 16 мальчиков, при школе был создан интернат. В 1869 г. Алтынсарин поступил на службу в Тургайское уездное управление в качестве делопроизводителя, затем исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника и обязанности уездного судьи. По долгу службы бывал в аулах, участвовал в выборах волостного управителя и аульных старшин. На выборах пытался не давать хода подкупам, взяточничеству и злоупотреблениям. Недовольные баи подавали на него жалобы в областное управление, военному губернатору и министру внутренних дел, обвиняя его в нарушении правил выборов, предусмотренных «Временным положением» 1868 г. В 1879 г. Алтынсарин получил назначение на должность инспектора. По его инициативе и при непосредственном участии была создана в Казахстане сеть народных светских школ, в частности центральные училища во всех уездных городах области. С этой целью он ездил по казахским аулам Тургайской обл., собирал у населения средства, а затем открыл двухклассные русско-киргизские училища в Иргизском, Николаевском, Тургайском и Илецком уездах; укомплектовал их учителями и учениками.

Информация о работе Ассамблея народов Казахстана