Архитектурные памятники г. Суздаля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 06:32, реферат

Описание работы

Эти строки принадлежат перу московского поэта Игоря Кобзева (стихотворение называется «Поездка в Суздаль»). К слову, именно такие впечатления производит прелестные путешествие по суздальским дубравам. Единожды посетив этот славный город, обыватель не в силах позабыть роскоши городских достопримечательностей.
Суздаль по праву зовется городом-музеем на территории его расположено немыслимое обилие различных музеев, монастырей и заповедников. Стоит ли говорить о баснословной прелести культурно – исторических памятников Суздаля?

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………
Музей деревянного зодчества и крестьянского быта……………..
Центральный ансамбль Суздальского Кремля………………………
Ансамбль Александровского монастыря……………………………..
Ансамбль Васильевского монастыря…………………………………..
Ансамбль Покровского монастыря……………………………………
Ансамбль Ризоположенского монастыря………………………………
Ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря………………………………
Список использованных источников литературы…………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 2.05 Мб (Скачать файл)

 

Рисунок 11 – Покровский монастырь

 

Покровский собор (1510–1514) – главное здание монастыря, его композиционный центр. Он был построен на месте прежнего деревянного и соответствует новым сложившимся к тому времени архитектурным принципам подобных сооружений: массивный, достаточно большой, окруженный галереями, визуально связывавшими его с соседними постройками.

Четырехстолпный храм на высоком цоколе окружен двухэтажной обходной галереей; с востока примыкает трехапсидная алтарная часть с узкими высокими окнами в глубоких нишах. Апсиды разделены между собой гладкими колонками и украшены резным карнизом с мелким рисунком. Галерея завершается легкой крытой аркадой, с северо-западного и юго- западного и юго – западного углов на галерею ведут лестницы.

 

 

Рисунок 12 – Покровский собор

 

С северо-запада от собора стоит шатровая колокольня (1515 г. – XVII в.) – интереснейший памятник древнерусского зодчества. Нижняя часть ее относится к 1515 году; это была столпообразная подколокольная церковь с престолом Происхождения честных древ. Она была построена в форме восьмерика с ярусом звона, очевидно, завершавшимся кирпичным шатром.

 

 

Рисунок 13 – Шатровая колокольня

 

Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью (1510–1518) – своего рода крепостная башня с двумя арками – большой проездной и малой для пешеходов. Мощный трехглавый четверик – уникальный образец древнерусского зодчества, сочетающий в себе функции крепостной башни и церкви. Собственно церковь располагается в верхней части квадратной в плане башни и представляет собой небольшой четверик, окруженный с двух сторон галереей с арочными проемами. По композиции она повторяет большой Покровский собор, хотя украшена более богато. В северном и южном углах церкви расположены два крошечных придела, увенчанные главками на световых барабанах. Центральная глава на массивном барабане с высокими узкими окнами опирается на два яруса килевидных закомар.  
Еще один интересный памятник расположен к северу от собора.

 

 

Рисунок 14 – Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью

 

Это Зачатьевская трапезная церковь (после 1551 г.). Она была построена на месте старой деревянной по приказанию Ивана Грозного после смерти его дочери Анны; за провоз камня на строительство этой церкви на монастырь не налагалась пошлина. Большое здание с одной главкой украшено необычным рисунком – в верхней части стены из красного кирпича выложены крупные ромбы. Кроме того, необычна и сама техника кладки стены и сводов – из мелкого кирпича, характерная для польской архитектуры. Основа церкви – большой одностолпный трапезный зал во втором этаже; с востока к нему примыкает небольшое помещение церкви с прямоугольной апсидой.

В нижнем этаже помещались хлебопекарня и прочие кухонные помещения.  

 

Рисунок 15 – Зачатьевская трапезная церковь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Ансамбль Ризоположенского  монастыря

 

Монастырь основан в 1207 году. Этот храм сыграл огромную роль в сохранении топографии города – в его ворота входила древнейшая дорога Суздаля, идущая из Кремля через посад по левому берегу реки Каменки. Уникальны также и двухшатровые ворота Ризоположенского монастыря. В 60-е годы XVIII века к девичьему Ризоположенскому монастырю был присоединен вдовий Троицкий монастырь с двухэтажным Троицким собором. В настоящее время Ризоположенский монастырь занят художественно-реставрационным училищем и Центром детского туризма и краеведения.  
Ризположенский собор (середина XVI в.) предположительно строился Иваном Шигоней-Поджогиным, одним из ближайших к Василию III бояр, причастному к заточению в Покровский монастырь жены последнего, Соломонии Сабуровой. Трехглавый собор с тремя апсидами необычен для суздальской архитектуры этого времени. Бесстолпный четверик был перекрыт крещатым сводом, из-за чего на лишенную внутренних опор кровлю пришлось ставить облегченные главы с более тонкими и высокими, чем это было принято в архитектуре того времени. Ложные закомары и лопатки на боковых фасадах здания не полностью соответствуют его внутренней организации и расставлены несколько путано. Стены собора разделены пилястрами на три части; в центральной части – перспективные порталы.

Южный портал украшен полуколонками с «дыньками», а северный – белокаменными вставками.

 

 

Рисунок 16 – Ризположенский монастырь

 

В 1813 г. в честь победы над Наполеоном в монастыре на средства городских жителей воздвигается самое высокое строение Суздаля – 72-метровая Преподобенская колокольня в стиле классицизм.

 Ее строительство велось под руководством суздальского каменщика Кузьмина и было окончено в 1819 г. Классическая для своего времени ярусная композиция колокольни составлена из постепенно уменьшающихся кверху отделений, опирающихся на нижнюю часть здания – мощный классический портал. На колокольне было 12 колоколов. Все они были сброшены и увезены, видимо, в переплавку, в 1931 г. Сейчас на колокольне – новые колокола.

 

Рисунок 17 – Преподобенская колокольня 

 

Трапезная Сретенская церковь была построена из красного кирпича в 1882 г., по-видимому, судя по остаткам декора, в псевдорусском стиле. После революции в ней разместился После революции в ней разместился клуб работников местного ОГПУ, а позднее – кинотеатр, следы работы которого (афишная доска и надписи на выходящем на улицу фасаде) сохранились до сих пор. Сейчас здание требует реставрации и никак не используется.  

 

Рисунок 18 – Трапезная Сретенская церковь 

7 Ансамбль Спасо – Евфимиева монастыря

 

Монастырь был основан в 1352 году. В XVI веке он превратился в один из самых крупных соборов Суздаля. Спасо-Евфимиев архитектурный ансамбль представляет классический образец монастырского ансамбля XVI–XVII веков. Спасо-Евфимиев монастырь был полностью передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. Позже здесь начались комплексные ремонто-реставрационные работы.

Этот собор считается  самым крупным музейным комплексом Суздаля.  
Центральное сооружение монастыря – массивный Спасо-Преображенский собор (XVI–XIX вв.). Он неоднократно достраивался и расширялся в течение всего времени своего существования. Поставлен он был на месте древней деревянной церкви Спаса Преображения, которую в 1507–1511 гг. сменила маленькая бесстолпная каменная Спасская церковь. Это и было древнейшее каменное сооружение на территории монастыря. В 1594 году к ней пристраивается громадный четырехстолпный собор, рядом с которым прежняя церковь стала выглядеть как придел и была названа Евфимьевским приделом. Стены нового храма были разделены пилястрами с закомарами на три части, а в XVII веке украшены наружной росписью. По периметру собор опоясан аркатурно-колончатым поясом. В XVIII веке притворы собора были объединены в одну галерею, идущую вокруг его стен, а в 1865 г. с севера пристроили придел Сергия Радонежского. Все это добавило массивности собору, прежде сходному с Рождественским собором Суздальского кремля.  

 

Рисунок 19 – Спасо-Преображенский собор

 

Рядом с собором, с восточной  его стороны, находился мавзолей над могилами князей Пожарских, где  в 1642 г. был похоронен князь Дмитрий Пожарский, герой борьбы с польско-литовскими войсками. Усыпальница была построена в 1885 г. по проекту архитектора Горностаева. В 1933 г. усыпальница была разобрана, часть плит каррарского мрамора отправилась в Москву.

Практически все иконы  и прочее внутреннее убранство было утрачено. Только в 1974 г. на этом месте была поставлена плоская плита с барельефом Д.М. Пожарского. 

 

 

Рисунок 20 – Плита с барельефом Д.М. Пожарского

 

Успенская церковь (1525) – уникальный образец русского зодчества XV–XVI веков. Здание объединяет в себе церковь и трапезную палату – хозяйственное строение. Шатровая центрическая церковь построена по типу «восьмерик на четверике» и увенчана шатром, опирающимся на два яруса кокошников.

Маленькую главку придела  также поддерживают кокошники, меньшие, но в три яруса, создающие эффект ажурности и пышности. Под гладким  граненым шатром сделана деревянная кровля – полица, добавляющая легкости и стройности всему храму и гармонирующая с крытой лемехом главкой.  
Надвратная Благовещенская церковь (первая половина XVII в.) – массивный, впечатляющий памятник монастырского зодчества. Вероятно, она была въездной башней до времени постройки новой крепостной стены с башнями.  

 

Рисунок 21 – Успенская церковь

 

 

Рисунок 22 – Надвратная Благовещенская церковь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Яркое искусство старых суздальских  мастеров и до сих пор оплодотворяет  творчество художников большого края. В деревянной резьбе можно видеть монументализированные образы зверей, напоминающие мотивы знаменитой владимиро-суздальской белокаменной пластики XII—XIII веков. Но особенно велико значение художественного наследия для прославленного искусства лаковой миниатюры Палеха, Холуя и Мстеры. Суздальская декоративная узорчатость сочетается в нем с изумительной композиционной слаженностью. При ювелирной отделке деталей миниатюры подчас кажутся произведениями монументального искусства.

Многие прекрасные произведения миниатюристов  вдохновлены бессмертной красотой Суздаля.

Так «живая старина» Суздаля соприкасается  с современностью, и город-музей  становится городом вечно живой  красоты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников литературы

 

  1. С.О. Ермакова/ Владимир и Суздаль.- М.: Вече, 2005г. -224с.: ил.- (Памятники всемирного наследия)
  2. Ю.С.Мелентьев/ О «Золотом кольце» и связи времен .- М.: Книга, 1990г.- 286с.
  3. Ю.А. Бычков, В.А. Десятников/ По Золотому кольцу России.- М.: Планета, 1981г.- 254с.
  4. А.Д. Варганов, А.А.Варганов/ Суздаль.- М.: Советская Россия, 1985г.- 158с.
  5. В. Косточкин/ Древнерусские города.- М.: Искусство, 1972г. -36с.
  6. Т. Астраханцева, В. Калашников/ Золотое кольцо. Альбом.- М.: П-2, 2002г.- 136с.
  7. П.А. Раппопорт/ Древнерусская архитектура.- М.: Наука, 1970г.- 142с.
  8. П.А. Раппопорт / Зодчество древней Руси.- Л.: Наука, 1986г.- 157с.
  9. Вагнер Б.Б. Золотое кольцо России/Б.Б. Вагнер. – М.: Вече, 1997
  10. Воронин Н.Н. Владимир. Боголюбово. Суздаль/ Н.Н. Воронин. – М.: Искусство, 1983

 

 

 

 


Информация о работе Архитектурные памятники г. Суздаля