Архитектура России XVI-XVIII вв..

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:31, реферат

Описание работы

Архитектура церкви Рождества Богородицы в Путинках тесно связана с развитием и прекращением строительства шатровых культовых сооружений на Руси, которое в XVI-ХVII вв. занимали особое место.
Шатровые храмы с высоким конусообразным граненым завершением (шатром) выполняли функции своеобразных "мемориальных памятников, отражавших в своих триумфальных формах общенародные патриотические идеи государства", в которых присутствовали победные мотивы одновременно память о русских воинах, героически сражавшихся за Родину.

Файлы: 1 файл

Архитектура России XVI-XVIIIвв..doc

— 57.00 Кб (Скачать файл)

Реферат

по  истории 

на  тему:

  «Архитектура России 

в XVI-XVIII вв.»

Выполнила

Ученица 10”А” класса

МОУ СОШ  № 26

Никифорова  Кристина.

 
 
 
 
 

Абакан, 2008год.

Развитие  шатрового зодчества  в Москве

Архитектура церкви Рождества Богородицы в Путинках тесно связана с развитием и прекращением строительства шатровых культовых сооружений на Руси, которое в XVI-ХVII вв. занимали особое место.

Шатровые храмы  с высоким конусообразным граненым завершением (шатром) выполняли функции  своеобразных "мемориальных памятников, отражавших в своих триумфальных формах общенародные патриотические идеи государства", в которых присутствовали победные мотивы одновременно память о русских воинах, героически сражавшихся за Родину.

Такой храм-памятник с высоким шатром, например, был построен в Медведково, в вотчине Дмитрия Пожарского.

Следует отметить, что за Москвой XVI-ХVII веков уже  давно было закреплено название "Третий Рим".

Получив статус столицы патриархальной, христианской Руси, спустя несколько веков после  крещеного византийским священником Киева Москва соответствовала "Третьему Риму" лишь по прямой преемственности ею христианской веры от зародившегося христианства в Риме - через Константинополь - на Киевскую Русь, затем в Москву.

Однако, если Константинополь ("Второй Рим") был, как часть империи, отстроен по образу и подобию Рима еще до принятия христианства (с триумфальными колоннами и триумфальными арками, конными памятниками полководцам), то в златоглавой, христианской Москве внедрение западной культуры и архитектуры происходило медленно и стало вводиться позже - при правлении Петра. Поэтому в XVI-XVII вв. в древнерусской архитектуре возникли храмы с высокими шатрами, являющие собой единственные в своем роде памятники российской славы.

С середины XVII века культовое шатровое строительство в России претерпевает изменения: Россия вступает в полосу восстаний в городах, включая Москву. Крестьянское восстание Степана Разина добавило еще больше потрясений.

Все это не могло  способствовать созданию новых памятников-триумфов, и шатровое строительство, обретя новый смысл, входит в последнюю, завершающую стадию - декоративную: шатры над основным помещением храма становятся менее высокими, более изящными, без внутреннего пространства, отделанными множеством декоративных деталей и играют роль архитектурных украшений. К этому роду шатрового строительства относится церковь Рождества Богородицы в Путинках.

Реформы патриарха Никона и окончание шатрового  строительства в  Москве

С приходом на пост главы Русской церкви консервативного  патриарха Никона (1653-1667 гг.), который добился запрета на возведение шатров непосредственно над молельными храмами и предписал вернуться к старому варианту (освященному пятиглавию), шатровое строительство над храмами прекратилось. Считалось, что шатры, украшавшие палаты бояр и терема в посаде, предназначены только для светского строительства. Однако работы по строительству церкви Рождества Богородицы в Путинках уже заканчивались (1648-1652 гг.), поэтому в историю архитектуры она вошла как последний шатровый храм в Москве. На колокольни, приделы и крыльца эти запреты не распространялись: они покрывались шатрами.

Традиции  деревянного зодчества  и новации мастеров каменных дел XVI-XVII вв.

Церковь возводилась  и декорировалась в свободной  манере народными умельцами, которые, совершая благое дело, строили не по чертежам, а по рисункам, ведя обмеры и расчеты приблизительно, отчего архитектура древнерусских церквей получалась живой, подвижной и очень живописной. Понятие красоты дополнялось отделкой храмов богатым и разнообразным декором. Возможно, поэтому церковь в Путинках утопает в декоративном убранстве.

Основной храм прямоугольный в плане отделан  по верхнему периметру сложным орнаментом из профилированного кирпича и декорирован  накладными деталями килевидной и треугольной формы - кокошниками, равно как и три декоративных шатра.

Примыкающий к  храму придел Купины Неопалимой имеет  фасад, выходящий на улицу, оформленный  таким множеством декора, что завершается  целой пирамидой из килевидных кокошников, увенчанной маленьким шатром с главкой.

Массивная восьмигранная  шатровая колокольня, поставленная на четырехгранное основание, стремительно возносится вверх над всеми частями  церкви, являясь общим композиционным центром всего сооружения. Внутри нее размещены колокола, а завершением служит также шатер с главкой.

Шатровое крыльцо  с тяжелыми опорами было поставлено в 1880 г. вместо первоначально сложенного крыльца. В нем каменных дел мастера  воспроизвели в камне характерные  формы деревянного зодчества.

На рубеже XVII и XVIII вв. в России закончилось Средневековье и началось Новое время. Если в западноевропейских странах этот исторический переход растягивался на целые столетия, то в России он произошёл стремительно — в течение одного поколения.

Русскому искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий суждено было превратиться из религиозного в светское, освоить новые жанры (например, портрет, натюрморт и пейзаж) и открыть совершенно новые для себя темы (в частности, мифологическую и историческую). Поэтому стили в искусстве, которые в Европе последовательно сменяли друг друга на протяжении веков, существовали в России XVIII столетия одновременно или же с разрывом всего в несколько лет.

Реформы, проведённые  Петром I (1689—1725 гг.), затронули не только политику, экономику, но также и искусство. Целью молодого царя было поставить русское искусство в один ряд с европейским, просветить отечественную публику и окружить свой двор архитекторами, скульпторами и живописцами. В то время крупных русских мастеров почти не было. Пётр I приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал самых талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» (ученики, содержавшиеся за счёт государственных средств — пенсиона) стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.

Архитектура Москвы первой половины XVIII века

В конце XVII в. в  московской архитектуре появились  постройки, соединявшие российские и западные традиции, черты двух эпох: Средневековья и Нового времени. В 1692— 1695 гг. на пересечении старинной московской улицы Сретенки и Земляного вала, окружавшего Земляной город, архитектор Михаил Иванович Чоглоков (около 1650—1710) построил здание ворот близ Стрелецкой слободы, где стоял полк Л. П. Сухарева. Вскоре в честь полковника его назвали Сухаревой башней.

Земляной вал — старинная система оборонительных сооружений; в 1683—1742 гг. был таможенной границей Москвы. Со временем утратил оборонительное значение и в начале XIX в. был срыт.

Необычный облик  башня приобрела после перестройки 1698— 1701 гг. Подобно средневековым  западноевропейским соборам и ратушам, она была увенчана башенкой с часами. Внутри расположились учреждённая  Петром I Школа математических и навигационных наук, а также первая в России обсерватория. В 1934 г. Сухарева башня была разобрана, так как «мешала движению».

Почти в то же время в Москве и её окрестностях (в усадьбах Дубровицы и Уборы) возводились храмы, на первый взгляд больше напоминающие западноевропейские. Так, в 1704—1707 гг. архитектор Иван Петрович Зарудный (? — 1727) построил по заказу А. Д. Меншикова церковь Архангела Гавриила у Мясницких ворот, известную как Меншикова башня. Основой её композиции служит объёмная и высокая колокольня в стиле барокко.

В развитии московской архитектуры заметная роль принадлежит  Дмитрию Васильевичу Ухтомскому (1719—1774), создателю грандиозной колокольни Троице Сергиева монастыря (1741 — 1770 гг.) и знаменитых Красных ворот в  Москве (1753—1757 гг.). Уже существовавший проект колокольни Ухтомский предложил дополнить двумя ярусами, так что колокольня превратилась в пятиярусную и достигла восьмидесяти восьми метров в высоту. Верхние ярусы не предназначались для колоколов, но благодаря им постройка стала выглядеть более торжественно и была видна издали.

Не сохранившиеся  до наших дней Красные ворота были одним из лучших образцов архитектуры  русского барокко. История их строительства  и многократных перестроек тесно  связана с жизнью Москвы XVIII в. и очень показательна для той эпохи. В 1709 г., по случаю полтавской победы русских войск над шведской армией, в конце Мясницкой улицы возвели деревянные триумфальные ворота. Там же в честь коронации Елизаветы Петровны в 1742 г. на средства московского купечества были построены ещё одни деревянные ворота. Они вскоре сгорели, однако по желанию Елизаветы были восстановлены в камне. Специальным указом императрицы эта работа была поручена Ухтомскому.

Ворота, выполненные  в форме древнеримской трехпролетной  триумфальной арки, считались самыми лучшими, москвичи любили их и назвали  Красными («красивыми»). Первоначально  центральная, самая высокая часть  завершалась изящным шатром, увенчанным фигурой трубящей Славы со знаменем и пальмовой ветвью. Над пролётом помещался живописный портрет Елизаветы, позднее заменённый медальоном с вензелями и гербом. Над боковыми, более низкими проходами располагались скульптурные рельефы, прославлявшие императрицу, а ещё выше — статуи, олицетворявшие Мужество, Изобилие, Экономию, Торговлю, Верность, Постоянство, Милость и Бдительность. Ворота были украшены более чем пятьюдесятью живописными изображениями.

К сожалению, в 1928 г. замечательное сооружение было разобрано  по обычной для тех времён причине — в связи с реконструкцией площади. Теперь на месте Красных ворот стоит павильон метро, памятник уже совсем другой эпохи.

Архитектура Санкт - Петербурга первой половины XVIII века

Для того чтобы  Россия укрепилась на Балтийском море, на отвоёванной у шведов земле Пётр I основал новую столицу — Санкт-Петербург, что означает «крепость Святого Петра» (апостол Пётр был небесным покровителем русского монарха).

1 мая 1703 г.  на Заячьем острове в устье  Невы была заложена первая  постройка города — крепость Санкт-Петербург, вскоре переименованная в Петропавловскую в честь апостолов Петра и Павла. Место оказалось удачным, но строить на болотистых почвах было необыкновенно трудно: приходилось вбивать под каждое здание множество дубовых свай.

По замыслу Петра I, прежде всего, нужно было застроить и заселить острова в устье Невы. При такой планировке река с её многочисленными рукавами и прорытые позже каналы становились магистралями Петербурга, почти как в Венеции или в Амстердаме (его и взял за образец русский царь). Мостов сознательно не строили; горожанам раздавали лодки, чтобы приучить их к водной стихии.

На Васильевском острове начали возводить каменные дома для дворян, например великолепный дворец сподвижника Петра I Александра Даниловича Меншикова, часто служивший местом торжественных царских приёмов. Именно там чествовали команду первого иностранного корабля, пришедшего в новый порт из Голландии.

Дворец А. Д  Меншикова, главный фасад которого обращён к Неве, долгое время был  самым роскошным частным домом северной столицы. И в оформлении фасадов (высокие крыши, окна с мелкими переплёта ми), и в интерьерах, отделанных деревом, бело-голубыми изразцами (плитками из обожжённой глины) и разнообразными тканями, господствует голландский вкус.

К середине 20х гг. на Васильевском острове появились и другие постройки. До сих пор украшают набережную Кунсткамера (1718— 1734 гг.), первый в России музей, и здание Двенадцати коллегий — министерств Петровской эпохи.

По проекту  французского архитектора Жана Батиста Александра Леблона (1679—1719) Васильевский остров предполагалось сделать центром будущего города. Однако вопреки планам быстрее заселялись не острова, а левый берег Невы, так называемая Адмиралтейская сторона. Само Адмиралтейство (здание, вмещавшее в себя верфи, мастерские и склады — всё необходимое для строительства кораблей) было основано в 1704 г. Рядом с ним поселились мастера корабелы и моряки, а неподалёку Пётр I заложил свой первый дворец, названный Зимним. Царь в нём почти не жил, называя его «конторой», но каждый день здесь бывал и работал.

Информация о работе Архитектура России XVI-XVIII вв..