Архитектор Доменико Трезини. Исторический портрет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 13:51, реферат

Описание работы

Доменико Трезини (1670 - 1734) - швейцарец итальянского происхождения, страстно мечтал стать архитектором и несмотря на скудные средства всё же отправился в Венецию, ибо где же, как не в Италии можно по настоящему обучиться архитектуре. Сложная штука жизнь, сначала, как это ни трудно, но надо получить профессию, особенно если она любимая. Вот, наконец, Доменико Трезини - архитектор, но теперь появляется огромная нужда - найти работу.

Содержание работы

Введение 3
1. Происхождение архитектора 4
2. Первый зодчий Санкт-Петербурга 7
Заключение 14
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

тема 1.docx

— 185.39 Кб (Скачать файл)

     Строительство не обходилось и без казусов. Так, в первоначальном варианте монастырский храм Александро-Невской лавры, спроектированный Трезини, фасадом был обращен  в сторону Невы, и вход в него находился на восточной стороне. Так как это противоречило  правилам литургии – вход в храм с запада, а алтарь – на востоке, - впоследствие план был изменен. Тем  не менее, Благовещенская церковь, возведенная  Трезини в 1717-1723 годах в лавре, остается одним из самых необычных  проектов архитектора, в котором  сочетаются традиции русской и западноевропейской архитектуры. 

     Для Двенадцати коллегий (1722-1734) Трезини  получил строгое указание от Петра  Великого: все коллегии, включая  Сенат и Синод, должны быть одинаковых размеров. Находчивый архитектор ровно  двенадцать раз повторил в необыкновенно  длинном здании – почти 400 метров! – один и тот же структурный  элемент. Разнообразил свою постройку  Трезини несущественными деталями, ограничившись стрельчатыми фронтонами фасадов Коллегий. В итоге указ царя был выполнен, а необыкновенная постройка украсила Стрелку Васильевского  острова. Возможно, источником вдохновения  послужило для Трезини здание Биржи в Копенгагене, которое  он, несомненно, хорошо знал. Правда, Биржа  – монолитное здание, но построено  в такой же вытянутой форме, акцентированной  размеренным ритмом слуховых окошек.

     Настоящим шедевром Трезини стал Петропавловский  собор (1712-1733) – трехнефная базилика с  великолепной колокольней высотой 112 метров, увенчанной грандиозным шпилем. Согласно легенде, именно с колокольни – по указанию Петра I – и начали строить собор. В этом проекте Трезини выступил смелым экспериментатором и представил совершенно необычный, новый в русском архитектурном искусстве тип собора, противопоставив взлетающий остроконечный шпиль колокольни гармоничному и спокойному барабану купола. Новыми, по сравнению с традиционными русскими храмами, казались большие окна, высокие колонны-пилоны и одинокий купол, вместо привычного пятиглавия. Историки искусства предполагают, что на Трезини повлияли лондонские церкви Кристофера Рена, Рижский собор, соборная архитектура балтийских стран и даже шпиль Роттердамской ратуши... 

     Одним словом, если Петр Первый заложил Санкт-Петербург, то Трезини – формы нового стиля  в русской архитектуре, позднее  названного «петровским барокко». Кроме  того, вслед за Трезини в Россию потянулись архитекторы из итальянской  части Швейцарии, обогатившие русскую  архитектуру европейскими традициями, – зять Доменико, Пьетро Антонио  Трезини, Плачидо Висконти, Луиджи Руска, Доменико Жилярди,Томазо Адамини. 

     Работы:

     1715 год Проект комплекса Александро-Невской лавры был разработан в 1715 году. Лавра должна была стать комплексом каменных строений, которые составят симметричный ансамбль между Невой и Чёрной речкой.

     Один  из старейших архитектурных ансамблей  Санкт-Петербурга, Александро-Невская  Лавра, был заложен в 1710 году на том  месте у Невы, где по преданию произошла важнейшая битва со шведами, определившая победу России.

     Строительство монастыря продолжалось с перерывами на протяжении почти всего 18 века и  было завершено лишь к 1790 году. За период строительства сменилось несколько  архитекторов, но основная идея Д. Трезини, который задумал монастырский комплекс как резиденцию, учреждение и дворец вместе взятые, была сохранена. Над созданием одного из крупнейших архитектурных ансамблей города трудились талантливейшие архитекторы своего времени: Д. Трезини, Т. Швертфегер, М. Земцов, Л. Пустошкин, Ф. Королев, А. Мышецкий, П. Еропкин, М. Расторгуев, И. Старов и другие. 

     Композиционным  центром лавры является Троицкий собор, построенный архитектором СтаровымОкончание постройки и освящение храма в августе 1790 года завершило формирование ансамбля Александро-Невской лавры. Собор увенчан куполом на высоком барабане, а его лаконичные монументальные формы гармонируют с монастырскими корпусами. Среди икон собора особо почитаема икона преподобного Серафима Саровского Чудотворца. 

     В 1724 году в монастырь был перенесен  прах князя Александра Невского, причисленного  русской православной церковью к  лику святых. 

     1721 годАничков мост: Перестроен для увеличения пропускной способности переправы. Новый проект — деревянный восемнадцатипролётный мост, в середине разводной пролёт. Строительство вёл голландский мастер Х. ван Болос. 

     17121733 годыПетропавловский собор: Возведён на месте одноимённой деревянной церкви (17031704). До 1859 года — кафедральный. Трёхъярусная колокольня высотой 122,5 метра, увенчанная золочёным шпилем с фигурой летящего ангела, является высотной доминантой и символом города. Шпиль колокольни водружён голландским мастером Х. ван Болосом.

     Зимой 1706 Петр I поручает архитектору начать перестройку в камне земляной Петропавловской фортеции. Этой работе Трезини посвятил 28 лет своей  жизни. Через два года в крепости уже были выстроены пороховые  погреба, началось возведение казарм, бастионов Меншикова и Головкина. 

     В 1718 завершены в камне парадные Петровские ворота — единственный сохранившийся образец триумфального  сооружения начала 18 в. Петровские ворота имеют форму однопролетной триумфальной арки, увенчаны массивным аттиком с полукруглым фронтоном, украшены деревянным резным барельефом «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» (скульптор К. Оснер; перенесен с деревянных Петровских ворот, построенных в 1708). В том же году Трезини выполнил и большую модель Александро-Невского монастыря. 

     К осени 1720 была завершена многоярусная колокольня Петропавловского собора, не успели только укрыть шпиль листами  позолоченной меди (высота 112 м, на 32 м  выше колокольни Иван Великий Московского  Кремля; общая высота со шпилем 122, 5 м). В августе того же года впервые заиграли на колокольне куранты (обошлись казне в 55 тыс. рублей). Петр лично поднялся на колокольню, чтобы осмотреть город.  
Собор достраивался и украшался еще более десяти лет (1712—33). Его план нетрадиционен для русского культового зодчества: прямоугольное вытянутое здание разделено на три нефа пилонами с раскрепованными пилястрами, поддерживающими крестовые своды. Собор увенчан куполом на высоком барабане, прорезанным люнетами  и заканчивающимся небольшой главкой. Резной деревянный позолоченный иконостас выполнен в виде триумфальных ворот, что характерно для европейского барокко (1722—26, архитектор И. П. Зарудный
иконы — А. М. Поспелов). Собор стал усыпальницей Петра I и других русских императоров. 

     Весной 1710 на месте, где теперь Эрмитажный театр, был заложен каменный Зимний дом для императора (не сохранился). К этому времени Трезини фактически стал главным архитектором столицы. Выполнил по указанию Петра I типовые («образцовые») проекты жилых домов и пригородных  дач для различных слоев населения: «именитых», «зажиточных», «подлых».  

     17211726 годыДом Трезини: Проектирование осуществлял сам Трезини, строительством занимался М. Земцов. Первое упоминание об этом участке было 19 сентября 1721 года, когда по указу императора Петра I это место было отдано Д. Трезини для строительства собственного дома. Дом представлял собой образец петровского барокко, это было двухэтажное здание с высоким крыльцом, на уровне второго этажа был балкон, в доме был устроен мезонин в три окна. С большой долей вероятности можно утверждать, что проект здания выполнен самим Трезини, при этом строителями здания были Ван Звитен, позже — М. Земцов. Строительство шло достаточно медленно, фундамент был заложен в 1723 году, но в 1726 году дом ещё не был подведён под крышу. В этом доме на склоне лет жил Трезини с семьёй, в двух комнатах располагалась его так называемая школа, где он работал с учениками. После того, как Д. Трезини в 1734 году скончался, здание перешло к его вдове (третьей жене архитектора) и детям[1].

     Долгое  время дом сохранялся в неизменном виде, во второй половине XVIII — первой трети XIX веков во дворе были построены флигели жилого и хозяйственного назначения. В 1830-х годах дом был перестроен по проекту И. К. Лаутера: перестроен фасад и надстроен один этаж. Фасад здания был оформлен в стиле безордерногоклассицизма, окна второго этажа были решены в виде арок. Дом был украшен аттиком, венчающим ризалит[1].

     Следующая перестройка здания произошла по указанию очередного хозяина дома Е. И. Клочкова. Перестройку осуществлял архитектор Х. И. Грейфан, облик дома был решён в видеэклектики. Фасад был оформлен рустом, окна второго этажа построены в прямоугольных формах, интерьеры обогащены лепниной, ряд комнат приобрёл камины. Вместе с этим был построен флигель дома, выходящий на Академический переулок, в таком виде здание просуществовало в течение долгого времени[1].

     В 1949 году здание в очередной раз  было перестроено и оформлено  в классическом стиле.

     В 1995—2010 году было восемь попыток реконструировать здание, в 2005 году дом был расселён, но работы планируется начать только в 2010 году. После реконструкции в  здании будет размещена гостиница, подконтрольная ООО «Конкорд Менеджмент и Консалтинг» 
 

     Васильевский  остров В 1710-х гг. у Петра возникает план создания на Васильевском острове центра города, и в 1716 Трезини составляет его проект. В основу проекта легла любимая идея Петра — сеть каналов по типу амстердамских (в дальнейшем на их месте пролегли современные проспекты и линии Васильевского острова). 

     По  приказу Петра Трезини строит на Васильевском острове первое правительственное  здание — Здание двенадцати коллегий (ныне Петербургский университет; 1722—42; позже частично перестроено). Здание, предназначенное для Сената, Синода и других коллегий (по их числу название), членится на одинаковые секции, перекрытые отдельными крышами. Фасады секций, оформленные  в стиле петровского барокко, объединены в единую прямолинейную  композицию, вытянувшуюся перпендикулярно  Неве на 383 м. С западной стороны во всю длину здания пристроена 2-этажная  галерея. 

     Жил Трезини сначала в Греческой  слободе (в районе набережной р. Мойка  и современной улицы Халтурина), затем в собственном доме (1720-е  гг., сохранился в перестроенном  виде) на Васильевском острове. Свою первую жену оставил в Астано и, вероятно, в 1709 женился вторично. Среди учеников — М. Г. Земцов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Время показало, что Трезини не был таким  гением, как Растрелли или Росси. Он был, как говорится, крепким профессионалом, мастером высокого уровня. Но тогда, в  первые годы Петербурга, и нужен  был талантливый, умный, всезнающий прораб. Гений, свободный художник не смог бы один поднять всю огромную черновую работу, которую пришлось изо дня в день три десятилетия  делать усердному Трезини. Он произвел в нашем городе как бы нулевой  цикл работ. При нем первые земляные и деревянные сооружения города сменили  мазанки и каменные строения. Сохранившиеся  документы говорят нам о его  характере. Архитектор Трезини был  уравновешен и покладист, он мог  попять, что хочет царь, приславший ему нацарапанный тупым карандашом, в спешке то ли рисунок, то ли чертеж. Он не обижался, когда царь заставлял  все переделывать снова и снова. Он пытался понять и воплотить  в каине стиль Петра Великого. Трезини строил, как велят, без  фантазий.

     Однако  в какой-то момент Петр понял, что  для его столицы нужен гений, нужен такой мастер, который поднимется над прозой счетов и типовых построек, создаст городской ансамбль, сочинит  Версаль или что-нибудь еще лучше. И в 1713 г. он пригласил Шлютера, строителя  Берлинского королевского дворца, а  когда тот умер — великого французского архитектора Жана Леблона. И Трезини  не обиделся, когда эти люди, а  не он, стали генерал-архитекторами. Он знал, что без него, вечного  прораба, не обойдутся. Он жил уединенно  в своем доме, в кругу своей  итальянской семьи, и ни с кем  из русских не сходился. Наверное, он, как все истинные сыны Лугано, собирался  вернуться домой, в свой благословенный край, в семейное гнездо в городке  Астано, что лежит в уютной долине среди зеленых гор. Но не получилось. Сначала нужно было окончить Петропавловский  собор, потом были другие заказы. Смерть пришла нежданно в 1734 г. Могила его потеряна, но он, первый архитектор Петербурга, лежит  в земле нашего города и останется  с нами навсегда. Мы даже не знаем, как  выглядел Трезини. Есть рисунок петровского  времени. На нем мы видим трех почтенных  джентльменов, которые разглядывают какой-то чертеж. Говорят, что один из трех этих господ — Трезини, но который  — только Бог один знает. Зато мы знаем и любим его главное  творение — могучий и прекрасный шпиль Петропавловского собора —  лучшая память об итальянце из-под  Лугано.

Информация о работе Архитектор Доменико Трезини. Исторический портрет