Археологические раскопки Кносского дворца под руководством Артура Эванса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 17:27, реферат

Описание работы

О наличии развалин в Кноссе было известно уже Генриху Шлиману (из писем местного купца Миноса Калокериноса, обнаружившего их в 1878 году). Шлиман планировал раскопки в Кноссе, но из-за натянутых отношений с турецкими властями этим планам не было суждено осуществиться. Систематические раскопки территории начаты в 1900 году английским археологом Артуром Эвансом, который скупил земли, на которых стоял дворец

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..… 3
Нахождение Кносса…………………………………………………………………... 3
Работа на раскопках………………………………………………………………….. 4
Архитектура дворца………………………………………………………………….. 4
Настенная живопись дворца………………………………………………………… 7
Что же это была за странная цивилизация?........................................................... 8
Результаты……………………………………………………………………………. 12
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Кносс.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Московский Государственный Педагогический Университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

По дисциплине: Археология

на тему: «Археологические раскопки Кносского дворца под руководством Артура Эванса»

 

 

 

 

Работа студента 107 группы

Дневного отделения

Шумилова Николая

 

 

 

 

 

 

Москва, 25 октября, 2014 года.

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………………..… 3
  2. Нахождение Кносса…………………………………………………………………... 3
  3. Работа на раскопках………………………………………………………………….. 4
  4. Архитектура дворца………………………………………………………………….. 4
  5. Настенная живопись дворца………………………………………………………… 7
  6. Что же это была за странная цивилизация?........................................................... 8
  7. Результаты……………………………………………………………………………. 12
  8. Список использованной литературы……………………………………………….. 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

О наличии развалин в Кноссе было известно уже Генриху Шлиману (из писем местного купца Миноса Калокериноса, обнаружившего их в 1878 году). Шлиман планировал раскопки в Кноссе, но из-за натянутых отношений с турецкими властями этим планам не было суждено осуществиться. Систематические раскопки территории начаты в 1900 году английским археологом Артуром Эвансом, который скупил земли, на которых стоял дворец. Поскольку англичан интересовал период до 1450 г. до н. э. (т. н. новодворцовый), все более поздние слои были уничтожены. Параллельно с раскопками велось воссоздание руин в «первоначальном виде» (как его представлял себе сам Эванс). В связи с этим в настоящее время рядовому туристу не всегда просто отделить останки др

Артуру Эвансу, за исключительные заслуги перед наукой получившему от английского короля титул сэра, суждено было открыть одну из величайших цивилизаций древности, получившую название крито-минойской.

Нахождение Кносса

К тому времени, когда Эванс прибыл на Крит, он уже имел репутацию серьезного ученого, знатока древнеегипетской письменности. На острове Эванс собирался выяснить одну малозначительную проблему, связанную с чтением некоторых иероглифов.

В первый же день пребывания на острове он посетил развалины города Кносса. Невдалеке от руин, относящихся к античному времени, он увидел земляные бугры, которые, как подсказала ему интуиция археолога, таили в себе остатки каких-то древних строений.

23 марта 1900 года Эванс приступил  к раскопкам. Он сам впоследствии  говорил, что не очень надеялся  на крупные открытия. Все, однако, обстояло иначе. Убедиться в этом Эвансу и его помощникам пришлось в течение ближайших нескольких дней.

Уже первые месяцы работы в Кноссе дали потрясающие результаты: были обнаружены развалины огромного дворца с великолепными фресками, античные вазы, статуэтки. Но найденные Эвансом произведения прикладного искусства были совсем не похожи на известные ранее. «Поразительно, ничего греческого, ничего римского», - писал Артур Эванс спустя лишь несколько дней после начала раскопок. Вскоре ученый понял, что перед ним совершенно новая, доселе неизвестная культура, существовавшая па Средиземноморье на целые тысячелетия раньше знаменитых творений классической Греции.

Бережно вскрывал Эванс слой за слоем на склоне горы Юктас, расположенной в 4 км к югу от побережья, и ему открылся огромный дворец, состоявший из массы помещении, окружавших обширный центральный двор. Соединенные множеством

Буквально через несколько часов в раскопе появились очертания древнего здания. Двумя неделями позже изумленный Эванс стоял перед остатками строений, покрывавших площадь в два с половиной гектара.

Между тем дела призывали Эванса в Лондон. Но результаты раскопок его заинтересовали, и он решил, что вернется на следующий год, чтобы заняться тайной открытого им здания. Тогда он еще не мог себе представить, что на разгадку этой тайны ему потребуется не один год, а полвека…

Работа на раскопках

Вернувшись на следующий год на Крит, Эванс провел здесь почти сорок лет. Шли годы, а работам все не было конца. Сорок лет в разных местах острова — на севере, на южном побережье, на востоке — копал Эванс, ибо поверил, и настолько, что заявил об этом публично, — что обнаруженное им здание — не что иное, как развалины легендарного Лабиринта.

Говорят, Эванса однажды спросили, почему он, не колеблясь, заявил о том, что открыл «Дворец Минотавра», хотя никаких достоверных фактов, подтверждающих правоту его слов, еще не было. Эванс ответил: «Я поверил в ариаднину нить истории — мифы». Ему возразили: «Но ведь они слишком красивы, чтобы показаться истиной?» Тогда Эванс сказал: «Любой самый красивый узор на ковре вышит обычной нитью, скрученной из овечьей шерсти. Так говорят на Крите. Я забыл про фантастические узоры и увидел нить, скрученную из фактов…»

Теперь, спустя семьдесят лет, мы снова можем повторить эти слова. Легенды не обманули Эванса. Он нашел не только огромный дворец, размеры которого могли вызвать к жизни сказания о Лабиринте, — он нашел дворец, в котором жил Минотавр.

… Загадочному зданию, казалось, не будет конца. Все новые и новые стены вырастали из-под земли, образуя причудливые переходы, сложную систему комнат, залов, внутренних двориков, световых колодцев, кладовых, и нельзя было предугадать, что откроет следующий взмах лопаты. Проходили годы, Уже были вскрыты тысячи и тысячи квадратных метров дворца, а из-под земли поднимались все новые и новые стены. В этом дворце были водоотводные каналы, великолепные банные помещения, вентиляция, сточные ямы.

Архитектура дворца

Сейчас в любом труде, посвященном истории Крита, можно увидеть детальный план этого «Дворца Миноса», сделанный в результате раскопок Эванса, его учеников и коллег. 16 тысяч квадратных метров составляла его площадь. В нем было множество залов, пристроек, кладовых, соединенных бесконечными лестницами, коридорами, переходами.

Кносский дворец превосходил по размерам и богатству все другие. Поэтому Кносс в 1600—1400 гг. до н. э. следует рассматривать как главный столичный город. Дворец расположен в шести километрах от северного побережья острова, поблизости от современного центра Крита — города Гераклиона. Несколько сотен различных помещений дворца общей площадью около 10 тыс. м2 образовали грандиозный ансамбль на невысоком плато, расположенном на склоне горы Юктас. Сложный, запутанный план дворца со множеством лестниц, связывающих три его этажа, поразил воображение греков и подсказал им миф о таинственном Лабиринте, откуда нет выхода. Название происходит от греческого слова «лабрис» — двулезвийный топор — одна из наиболее распространенных священных эмблем критской религии.

Несмотря на кажущийся беспорядок в расположении комнат, в планировке Кносского дворца существует определенная система. Центром дворца служит большой двор размером 50×30 м. Он как бы разделяет дворец на западную и восточную частя. Входы имелись со всех четырех сторон дворца.

Главным фасадом дворца была его западная сторона. Она облицована гипсовыми плитами. Правда, западный вход во дворец не выглядел внушительно. Это — открытый вестибюль, разделенный колоннадой, что часто встречается в критской архитектуре. Далее шел знаменитый коридор процессий, украшенный фресками, изображавшими шествие девушек и юношей, несущих дары. Отсюда можно было попасть на центральный двор.

Западную часть нижнего этажа дворца занимали огромные кладовые Кносса — 22 длинных и узких зала, заполненных огромными глиняными бочками (пифосами), украшенными рельефными орнаментами. В них хранились оливковое масло, вино и иные припасы. В полу кладовых с зерном были сделаны обширные ямы прямоугольной формы, облицованные камнем. Пространство между складами и центральным двором, как предполагают, служило местом религиозных обрядов, когда пользовались светильниками — эти комнаты не имели естественного освещение. Невдалеке находилось специальное помещение для предметов культа (статуэтки богинь со змеями и другие вещи).

Наиболее интересно юго-восточное крыло дворца. Оно хорошо сохранилось. Здесь были жилые помещения, занимавшие в общей сложности четыре этажа, из них два нижних заглублены в землю. Одно из помещений получило название зала двойного топора — изображение лабриса преобладает в росписях па стенах. Из зала двойного топора по небольшому коридору можно пройти в помещение под названием комнаты царицы.

На верхних этажах дворца, по-видимому, находились официальные парадные залы, о чем свидетельствуют остатки лестниц (рис. 23), колонн, а также стен. На сохранившейся части степы изображена критская красавица, известная сейчас под именем «Парижанка».

Планировка дворца была продуманной и целесообразной. Может вызвать удивление, что жилые комнаты располагались в подвальном помещении — в нижнем этаже дворца, заглубленном на несколько метров в землю. На это есть, однако, важная причина. Помещения, вырытые в земле, почти не страдают от землетрясений, способных разрушить любое здание. Критяне за двухтысячелетнюю историю пережили огромное число землетрясений и, естественно, убедились в том, что единственным спасением является сооружение жилых помещений и в особенности спален в земляном массиве.

Из-за палящего зноя во многих помещениях дворца не делали окон. Вместо этого была устроена хитроумная система световых колодцев — источников косвенного освещения, которые следует причислить к чудесам древности. С первыми лучами зари дворцовые покои заливал свет, но прохлада царила во всех помещениях дворца даже в самые знойные дни Воздух в них проникал через специальные вентиляционные устройства, а разветвленная и хорошо организованная подземная водоотводная система выводила дождевые и бытовые стоки. Трубы, уложенные с определенным уклоном, входили одна в другую и скреплялись цементом. Система была устроена так продуманно, что едва ли не в любом месте ее можно было, в случае необходимости, легко и быстро отремонтировать.

О том, что в архитектуре Кносского дворца все говорит о стремлении сделать каждодневную жизнь как можно комфортнее, говорят и вращающиеся двойные двери, и великолепные помещения для омовений, водоотводные каналы, бесчисленные мастерские и кладовые… Белые стены, темные сверкающие колонны, суживающиеся книзу, — и ничего громоздкого, давящего.

Когда рабочие раскопали небольшое помещение, в котором было устроено углубление в три метра длиной и два метра шириной, к которому вели вниз восемь ступеней, Эванс решил, что обнаружена ванная комната. Но рядом оказалось еще одно помещение, размерами примерно 4x6 м. С трех сторон в этой комнате у стен стояли каменные лавки, в четвертой стене — западной — была дверь, а возле обращенной на север стены археологи увидели нечто совсем неожиданное: высокий алебастровый трон — трон древнего правителя Крита.

Теперь можно было не сомневаться: они находились в самом центре дворца — в Тронном зале царя Миноса.

Трон покоился на высеченных из камня стеблях каких-то растений, связанных в узел и образующих дугу. Он был весьма удобным- сиденье точно следовало формам человеческого тела. Высокая спинка с изображениями морских волн накрепко приделана к стене На стене тронного зала находились изображения двух лежащих грифонов. Их лапы вытянуты вперед, головы гордо подняты Между фигурами грифонов — гибкие стебли и цветы папируса.

Три коричнево-черные блестящие колонны, сужающиеся книзу, отделяли тронный зал от помещения, в котором стояла ванна В его отделке господствовал красный цвет.

Впоследствии Эванс восстановил Тронный зал. Ему пришлось перекрыть его и многие другие помещения крышей, чтобы предохранить от дож-Дя драгоценные реликвии. В таком частично восстановленном виде и ныне предстает перед путешественниками Кносский дворец на Крите Не дворец-крепость, а просто дворец — со всем великолепием, связанным с этим понятием Вокруг дворца — высокие горы со сверкающими снегами на вершинах, цветущие равнины, зеленые оливковые рощи под синим небом. А за ними — теплое море, которое бороздят корабли критского царя… Жемчужиной, оправленной в синеву небес, должна была казаться столица Миноса приближающимся к острову морякам. Ее голубовато-белые стены и Колонны, казалось, излучали блеск роскоши и богатства.

Главным украшением дворцовых покоев была живопись. Стены залов покрывали великолепные фрески, краски которых остались спустя тысячелетия столь ярки и свежи, что, казалось, были нанесены лишь вчера. «Даже наши рабочие чувствовали их волшебное очарование», — писал Эванс. В сравнении с искусством Египта и Месопотамии эта живопись раскрывает перед нами совершенно новый волнующий мир.

К северо-западу от Кносского дворца находился так называемый Малый дворец, имевший культовое назначение, о чем свидетельствуют найденные там предметы. Близ минойского Кносса были и другие сооружения, принадлежавшие приближенной знати или служившие загородной резиденцией царя.

Вот как описывает ученик А. Эванса, английский археолог Дж. Пендлбери картину последних минут существования Кносского дворца: «Заключительная сцена разыгралась в помещении, которое воссоздаст перед нами наиболее драматическую обстановку из всех раскопанных строений — в «тронном зале». Этот зал был найден в состоянии полного беспорядка. В одном углу лежал опрокинутый большой сосуд от масла; культовые сосуды, казалось, были в употреблении в момент наступления катастрофы. Все имело такой вид, будто царь в смятении поспешил сюда, желая в последний момент совершить какую-нибудь религиозную церемонию, чтобы спасти свой парод».

Информация о работе Археологические раскопки Кносского дворца под руководством Артура Эванса