Арабы и Арабский халифат в раннем средневековье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 12:32, реферат

Описание работы

Домусульманская Аравия в раннем средневековье.
Возникновение ислама и образование государства у арабов.
Арабский халифат при Омейядах.
Арабский халифат при Аббасидах и его распад.
Мусульманская культура в странах средневекового арабского Востока.

Файлы: 1 файл

8. Арабы и Арабский халифат.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

Арабы и Арабский халифат в раннем средневековье.

 

  1. Домусульманская Аравия в раннем средневековье.
  2. Возникновение ислама и образование государства у арабов.
  3. Арабский халифат при Омейядах.
  4. Арабский халифат при Аббасидах и его распад.
  5. Мусульманская культура в странах средневекового арабского Востока.

 

Литература:

  1. Беляев Е.И. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннем средневековье. – М., 1965.
  2. Матвеев К.П. История ислама. – М.: АСТ; Восток-Запад, 2005. – 254 с.   / ЭБ /
  3. Мец А. Мусульманский Ренессанс. Изд. 2-е. Пер. с нем. Д.Е. Бертельса. – М.: Наука, 1973. – 473 с.   / ЭБ /
  4. Фадеева И.Л. Концепция власти на Ближнем Востоке. Средневековье и новое время. – М.: Восточная литература РАН, 2001. – 285 с.  /глава 1. Арабский халифат и мусульманский мир/.
  5. Хакимов Н. Арабский халифат: основные вехи истории // ПС. – История – 2000. - № 32 (август).

 

1. Аравия как обобщенное наименование родины арабов упоминается в самых древних ассиро-вавилонских источниках начиная с III тыс. до н.э. Известно, что народы Аравии вели интенсивную и регулярную торговлю с Шумером, Вавилонией, Ассирией, Индией, странами Средиземноморья. Во II тыс. до н.э. на территории Аравийского полуострова жили арабские племена, входившие в семитскую группу народов. В V-VI вв. н.э. арабские племена преобладали на Аравийском полуострове. Часть населения этого полуострова жила в городах, оазисах, занималась ремеслом и торговлей. Другая часть кочевала в пустынях и степях, занималась скотоводством. Через Аравийский полуостров проходили торговые караванные пути между Месопотамией, Сирией, Египтом, Эфиопией, Иудеей. Пересечением этих путей был Мекканский оазис близ Красного моря. В этом оазисе жило арабское племя курейш, родоплеменная знать которого, используя географическое положение Мекки, получала доходы от транзита товаров через их территорию. В Мекке часто устраивались большие торговые ярмарки.

Кроме того, Мекка стала религиозным центром Западной Аравии. Здесь был расположен древний доисламский храм Кааба (куб). По легенде этот храм воздвиг библейский патриарх Авраам (Ибрахим) со своим сыном Исмаилом. В этом святилище на запретной территории («харам») нельзя было ссориться и проливать кровь, т.к. это могло оскорбить религиозные чувства разных арабских племен, поклонявшихся своим божествам. Создание храма Кааба связано с упавшим на землю священным черным камнем1, которому поклонялись с древнейших времен, и с культом бога племени курейш Аллаха (от араб. илах – хозяин). В центре языческой Каабы стояло изваяние Хубала (божество, повелитель небес и луны, грома и дождя в образе человека с золотой рукой) из сердолика. Вокруг него располагались многочисленные идолы – бетилы, изображавшие другие аравийские божества (всего около 300, Аллах один из них). Неподалеку от Каабы находился свящ. колодец Замзам, два холма с идолами на вершинах, а в 5-б км восточнее Мекки - долина Мина и еще дальше - Арафат, где также имелись объекты поклонения.

Доисламскую эпоху мусульмане называют «джахилия» (невежество) – древний период истории, когда арабы не знали истинного Бога. Это название, кстати, объясняет слабую изученность в науке истории домусульманской Аравии.

В VI в. н.э. в Аравии в связи с перемещением торговых путей в Иран падает значение торговли. Население, потерявшее доходы от караванной торговли, вынуждено было искать источники существования в земледелии. Но пригодных для сельского хозяйства земель было мало. Их надо было завоевывать. Для этого необходимы были силы и, следовательно, объединение раздробленных племен, к тому же поклонявшихся разным богам. Все явственней определялась необходимость введения единобожия и сплочения на этой основе арабских племен.

 

2. Эту идею проповедовали приверженцы секты ханифов, одним из которых был Мухаммед («Восхваляемый», ок. 570-632 или 633), ставший основателем новой для арабов религии – ислама. В основе этой религии лежат догматы иудаизма и христ-ва: вера в единого бога и его пророка, страшный суд, загробное воздаяние, безусловная покорность воле бога (от араб. ислам – покорность). Об иудаистских и христ. корнях ислама свидетельствуют общие для этих религий имена пророков и других библейских персонажей: библейский Авраам (исламский Ибрахим), Аарон (Харун), Давид (Дауд), Исаак (Исхак), Соломон (Сулейман), Илья (Ильяс), Иаков (Йакуб), христианский Иисус (Иса), Мария (Марйам) и др. Ислам имеет с иудаизмом общие обычаи и запреты. Обе религии предписывают обрезание мальчиков, запрещают изображать бога и живых существ, есть свинину, пить вино и т.д.

На первом этапе развития новое религиозное мировоззрение ислам не было поддержано больш-вом соплеменников Мухаммеда, и в первую очередь знатью, т.к. они опасались, что новая религия приведет к прекращению культа Каабы как религиозного центра, и тем самым лишит их доходов. В 622 г. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать от преследований из Мекки в город Ясриб (Медину). Этот год считается началом мусульм. летоисчисления. Земледельч. население Ясриба (Медины), соперничавшее с торговцами из Мекки, поддержало Мухаммеда. Однако лишь в 630 г., набрав необходимое число сторонников, он получил возможность сформировать военные силы и захватить Мекку, местная знать которой вынуждена была подчиниться новой религии. Их устраивало, что Мухаммед провозгласил Каабу святыней всех мусульман.

Значительно позже (ок. 650) после смерти Мухаммеда его проповеди и изречения были собраны в единую книгу Коран (в переводе с арабского означает чтение), которая стала священной для мусульман. Книга включает 114 сур (глав), в которых изложены основные догматы ислама, предписания и запреты. Более поздняя исламская религиозная литература носит название сунна. В ней приведены предания о Мухаммеде. Мусульмане, признавшие Коран и сунну, стали называться суннитами, а признавшие лишь один Коран, – шиитами. Шииты признают законными халифами (наместниками, заместителями Мухаммеда), духовными и светскими главами мусульман только его родственников.

Экономический кризис Западной Аравии в VII в., вызванный перемещением торговых путей, отсутствием пригодной для сельского хозяйства земли, высоким приростом населения, подталкивал вождей арабских племен к поискам выхода из кризиса путем захвата чужих земель. Это нашло отражение и в Коране, где говорится, что ислам должен быть религией всех народов, но для этого надо бороться с неверными, истреблять их и забирать их имущество.

 

3. Руководствуясь этой конкретной задачей и идеологией ислама, преемники Мухаммеда – халифы (Абу Бакр, Умар, Усман, Али), начали серию завоевательных походов. Они завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Персию. Уже в 638 г. они захватили Иерусалим. До конца VII в. под властью арабов оказались страны Бл. Востока, Персия, Кавказ, Египет и Тунис. В VIII в. были захвачены Средняя Азия, Афганистан, Зап. Индия, Северо-Западная Африка. В 711 г. арабские войска под руководством Тарика переплыли из Африки на Пиренейский п-ов (от имени Тарика произошло название Гибралтар – гора Тарика). Быстро завоевав Пиренейские земли, они устремились в Галлию. Однако в 732 г. в битве при Пуатье потерпели поражение от короля франков Карла Мартелла. К середине IX в. арабами были захвачены Сицилия, Сардиния, южные районы Италии, остров Крит. На этом арабские завоевания прекратились, но велась многолетняя война с Византийской империей. Арабы дважды осаждали Константинополь.

Основные арабские завоевания были произведены при халифах Абу Бекре (632-634), Омаре (634-644), Османе (644-656) и халифах из династии Омейядов (661-750). При Омейядах столица халифата была перенесена в Сирию, в город Дамаск.

Победы арабов, захват ими огромных пространств были облегчены многолетней взаимоистощающей войной между Византией и Персией, разобщенностью и постоянной враждой между другими государствами, подвергшимися нападению арабов. Следует отметить также, что население захваченных арабами стран, страдая от гнета Византии и Персии, видело в арабах освободителей, которые снижали налоговое бремя в первую очередь тем, кто принимал ислам.

Объединение многих бывших разрозненных и враждовавших государств в единое государство способствовало развитию экономического и культурного общения народов Азии, Африки и Европы. Развивались ремесла, торговля, росли города. В пределах Арабского халифата быстро развивалась культура, вобравшая в себя греко-римское, иранское и индийское наследие. Через арабов Европа познакомилась с культурными достижениями восточных народов, в первую очередь с достижениями в области точных наук – математики, астрономии, географии и др.

 

4. В 750 г. династия Омейядов в восточной части халифата была свергнута. Халифами стали Аббасиды, потомки дяди пророка Мухаммеда – Аббаса. Они перенесли столицу государства в Багдад.

В западной части халифата, в Испании, продолжали править Омейяды, которые не признали Аббасидов и основали Кордовский халифат со столицей в городе Кордова.

Разделение арабского халифата на две части было началом создания более мелких арабских государств, главами которых стали правители провинций – эмиры.

Халифат Аббасидов вел постоянные войны с Византией. В 1258 г. после разгрома монголами арабского войска и взятия ими Багдада государство Аббасидов перестало существовать.

Испанский халифат Омейядов также постепенно сужался. В XI в. Кордовский халифат в результате междоусобной борьбы распался на ряд государств. Этим воспользовались возникшие в северной части Испании христианские государства: Леоно-Кастильское, Арагонское, Португальское королевства, которые начали борьбу с арабами за освобождение полуострова – реконкисту. В 1085 г. они отвоевали г. Толедо, в 1147 г. – Лиссабон, в 1236 г. пала Кордова. Последнее арабское государство на Пиренейском полуострове – Гранадский эмират – просуществовал до 1492 г. С его падением закончилась история арабского халифата как государства.

Халифат как институт духовного руководства арабов всеми мусульманами продолжал существовать до 1517 г., когда эта функция перешла к турецкому султану, захватившему Египет, где жил последний халифат духовный глава всех мусульман.

 

5. В истории мировой культуры классическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест. В эпоху средневековья эта высокоразвитая, самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включающих Ближний и Средний Восток, а также Северную Африку. Ее влияние ощущалось и ощущается сейчас во многих частях света; она явилась важным связующим звеном между культурами античности и средневекового Запада.

В соответствии с традицией — хадисом, приписываемой пророку Мухаммеду, ислам с самого начала поддерживал науку и образование, предписывая «поиск знания от колыбели до гроба». Ислам существенно способствовал развитию философии, искусства, гуманитарных и естественных наук, а также созданию утонченной культуры. Халифы (н-р, Аль-Мамун), эмиры и губернаторы различных провинций колоссальной мусульманской империи были завзятыми опекунами науки и философии, меценатами искусства и изящной литературы, особенно поэзии. Они были инициаторами и покровителями известных научных институтов — тогдашних университетов и академий наук, с которыми были связаны огромные по тем временам библиотеки, насчитывавшие многие сотни тысяч томов религиозных и светских произведений. Главные центры средневековой исламской культуры и науки находились в Багдаде, Каире, Кордове и других городах халифата.

С начала своего развития, в классическую эпоху (IX-XII вв.) и в постклассическую эпоху (XIII-XIV вв.) арабо-мусульманская культура находилась на высоком уровне, оставив далеко позади тогдашнюю европейскую науку и культуру. В создании и развитии этой культуры принимали участие арабы, персы и представители других исламизированных народов как члены единого мусульм. мира. Ее успешному развитию способствовало то, что арабский язык был единым языком, которым пользовались при изложении своих трудов все мусульм. ученые независимо от своего происхождения, а не только арабы. Именно на этом языке были написаны почти все научные, философские и литерат. произведения, не говоря уже о религиозных и юрид. трудах, которые были созданы в классическую эпоху арабо-мусульманской культуры. Первыми центрами науки в мусульманском мире были мечети — своеобразные университеты, ибо в них обучали всем религиозным и светским наукам. Некоторые из них получили большую известность как подлинные университеты: большая мечеть Омейядов в Дамаске (основана в 732 г.), каирская мечеть Аль-Азхар, и др. Ислам способствовал расцвету науки, ведь еще пророк Мухаммед сказал: «Лицезрение ученых равнозначно молитве», а его племянник Али говорил: «Добывай знания: они тебя украсят, если ты богат, и прокормят, если ты беден». Заслуживает внимания и изречение «книги — сады ученых».

Громадный расцвет науки и философии, литературы и искусства приходится, прежде всего, на первый период господства династии Аббасидов со столицей в Багдаде. Уже с конца VIII в. началась интенсивная работа по переводу важнейших греческих, персидских и индийских трудов на арабский язык. Знаменитый просвещенный халиф аль-Мамун (813-833) особенно поощрял науку и ученых, допускал свободу мысли. Именно в Багдаде в VIII-Х вв. родился подлинный энтузиазм по отношению к науке. «Поиск знания» стал как бы потребностью широких масс адептов ислама, согласно цитированным выше хадисам. Появились арабские мыслители, которые внесли в сокровищницу арабо-мусульманской культуры древние научные и философские достижения иных народов, но и своим оригинальным творчеством продвинули вперед науку и философию.

Не только на арабском Востоке, но и на арабском Западе, в арабской Испании, называемой Андалузией, развивались блестяще наука, философия, литература и искусство под покровительством халифов Омейядов из Кордовы, а затем их преемников, эмиров — властителей мелких государств. Кордова, столица «испанских» Омейядов, прославилась как центр утонченной культуры, не уступавший Багдаду Аббасидов. Наряду с Кордовой известны были также другие центры высокой культуры: Севилья, Толедо, Гранада. Ученые из мусульманских стран Востока, где наука и философия уже с XII в. начали клониться к упадку, а также ученые из Италии, Франции и Англии прибывали в эти центры культуры для изучения таких светских наук, как астрономия, медицина, география и другие естественнонаучные дисциплины. Определяющими в чертах, сообщенных мусульманским Востоком культуре Западной Европы, были научность, устремленность к радостям и красоте действительности. Культура мусульманского средневековья, таким образом, не только предваряла многими своими аспектами культуру Ренессанса, но и прямо подготавливала ее зарождение в эпоху, названную гуманистами XV в. эпохой средневековья. 

 

* * * 

История Араб. халифата, насчитывающая всего 6 веков, была сложной, неоднозначной и в то же время оставившей значит. след в эволюции человеч. общ-ва планеты.

Трудное экон. положение населения Аравийского п-ова в VI-VII вв. в связи с перемещением торг. путей в другую зону обусловило необходимость поиска источников существования. Для решения этой задачи проживавшие здесь племена встали на путь утверждения новой религии – ислама, который должен был стать не только религией всех народов, но и призывал к борьбе с неверными (иноверцами). Руководствуясь идеологией ислама, халифы осуществляли широкую завоевательную политику, превратив Арабский халифат в империю. Объединение бывших разрозненных племен в единое государство дало импульс к экономическому и культурному общению народов Азии, Африки и Европы. Будучи одной из самых молодых на Востоке, занимая среди них наиболее наступательную позицию, вобрав в себя греко-римское, иранское и индийское культ. наследие, арабская (исламская) цив-ция оказала огромное влияние на дух. жизнь Зап. Европы, представляя на протяжении ср. веков значит. военную угрозу.

Информация о работе Арабы и Арабский халифат в раннем средневековье