Античные государства и условие их возникновения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 08:25, доклад

Описание работы

Цель доклада. Изучить период возникновения государств, этапы развития античных государств, и дать анализ античных государств.
В период I тысячелетия до н.э. – I тысячелетия н.э. наиболее развитой можно было считать античную цивилизацию. Греко-римское сообщество достигло наивысших результатов во многих сферах деятельности. Достижения науки, философии, литературы, стали предпосылками новой политико-правовой тенденции – демократии. Зародившиеся в III-II тысячелетиях до н.э. южно-европейские протогосударства тесно взаимодействовали с Восточными народами, анализирую уже имевшийся азиатский опыт культурной, правовой, экономической деятельности, создавая свой собственный путь.

Содержание работы

Введение
1. Возникновение и развитие государства в античном мире.
1.1 Возникновение и развитие государства в Древней Греции
1.2 Возникновение и развитие государства в Древнем Риме
2. Государственное устройство в эпоху античности
2.1 Государственное устройство Древней Греции
2.2 Государственное устройство в Древнем Риме
Заключение

Файлы: 1 файл

история управленч мысли.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

Экономической основой ранней римской общины было сельское хозяйство. Все полноправное население Рима - римский народ, populus romanus -делилось на три племени, племена делились на роды (по сто в каждом племени, всего триста), курии (объединение из десяти родов, всего их было тридцать) и трибы (объединение десяти курий, всего три). Первоначально в определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел о спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах к смертной казни и т. д.

Период республики.

Республиканский образ правления установился  в Древнем Риме в 509 г. до н. э., после  изгнания рекса Тарквиния Гордого.

Республиканский период принято делить на периоды  ранней республики и поздней республики. В этот период интенсивно развивалось  производство, что привело к значительным социальным сдвигам.

В Римской  республике сочетались аристократические  и демократические черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев.

Период империи.

Период  Римской империи подразделяется на:

• период принципата (27 г. до н. э. - 193 г. н. э.);

• кризисный  период (193 - 284 гг. н. э.);

• период домината (284 - 476 гг. н. э.).

Период  принципата. Принципат - форма правления, созданная Гаем Юлием Цезарем  и окончательно установленная его  преемником Октавианом Августом в 27 г. до н.э.

Принципат сохраняет видимость республиканской  формы правления и почти все учреждения республики: созываются народные собрания, заседает сенат, по-прежнему избираются консулы, преторы и народные трибуны. Но все это только прикрытие постреспубликанского государственного строя. Фактически принципат был монархией, поскольку при сохранении старых республиканских учреждений власть была сосредоточена в руках одного человека - первого сенатора, то есть принцепса.

Переход управления государством к принцепсу  произошел вследствие наделения  его высшей властью, избрания на важнейшие  должности, создания им отдельного чиновничьего аппарата и командования всеми армиями. Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна.

Кризисный период. Со 193 по 284 гг. н. э. в Римской империи был кризисный период, так называемый "кризис третьего века".

Это было время волнений крестьян, солдатских мятежей, захвата провинций наместниками, вторжений соседних племен. Наступил упадок сельского хозяйства, ремесла  и торговли. Обострились отношения императоров с сенатом. Широкая раздача римского гражданства завершилась в 212 г. н. э., когда император Каракалла предоставил права римского гражданина всему свободному населению Римской империи.

Период  домината. При Диоклетиане (284 - 305 гг.), во время домината, Рим окончательно превратился в монархическое государство. Власть императора была признана абсолютной и божественной, сам император - государем и господином (dominus, отсюда - доминат).

§2. Государственное устройство в  эпоху античности

 

2.1 Государственное устройство  Древней Греции

 

Государственное устройство в Афинах.

1. По  своей сущности Афинское государство  являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

Афинская  демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии.

Основными органами Афинского государства  являлись:

• Народное собрание;

• Совет  пятисот;

• гелиэя;

• коллегия стратегов;

• коллегия архонтов.

2. Верховным  органом власти было Народное собрание - экклесия.

Право участия в Народном собрании имели  только мужчины, достигшие двадцатилетнего  возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий.

Компетенция Народного собрания охватывала все  стороны жизни Афин.

3. Рабочим  органом Народного собрания был Совет пятисот (булэ).

Членом  булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица).

Совет контролировал исполнение постановлений  Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действовал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.

4. Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегии архонтов.

Гелиэя  разбирала наиболее важные частные  дела афинских граждан, государственные  дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных  государств. Помимо судебных функций  гелиэя также выполняла функции  в области законодательства.

Государственное устройство Спарты.

Верховным органом власти в Спарте считалось Народное собрание - апелла, - фактически лишенное законодательной власти и не игравшее значительной роли в политической жизни страны Народное собрание решало такие вопросы, как избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, выбор главы военного похода. Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами.

Государство возглавлялось двумя царями, которые  выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако их полномочия были ограничены герусией, а затем  коллегией эфоров - высшим контрольным  органом, избиравшимся Народным собранием.Коллегия эфоров была органом спартанской олигархии, руководившим всеми сторонами жизни спартанского общества. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения большинством голосов. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам. Совет старейшин (герусия) представлял собой орган власти, унаследованный от родоплеменной организации.

Герусия состояла из 28 геронтов, пожизненно избираемых Народным собранием из среды наиболее знатных спартиатов. В герусию входили и оба царя. Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение Народного собрания, и тем самым направляла его деятельность. С усилением власти эфоров уменьшалось значение герусии.

 

2.2 Государственное устройство  в Древнем Риме

 

• царский  период.

Старейшины  родов входили в сенат - совет  старейшин, составленный,

по  преданию, Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената входило  предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительственной властью.

Главой  римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был  реке - царь. Он избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, - куриатных комициях), участвовать в которых могли только патриции, члены старейших римских родов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они.

• период республики.

Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры.

Существовали  три вида народных собраний:

• центуриатные;

• трибутные;

• куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладающих  аристократических и богатых кругов рабовладельцев. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кроме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н. э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима. Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов.

Действительное  значение в государственном механизме  Римской республики играл сенат.

• период Римской империи.

Старые  республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Руководство ими осуществляют сановники, находящиеся в непосредственном подчинении императора.

Заключение

 

Таким образом, мы рассмотрели возникновение, основные этапы развития государств античности.

Следует отметить, что греки и римляне  уже в ту далекую эпоху сумели достичь высоких успехов в :

1)организации  городской жизни с ее высоким  уровнем благоустройства;

2)установлением  демократической республики (демократии) – наиболее прогрессивной формы государственного устройства, которая присуще многим современным государствам.

3)появление  государственного аппарата, с дифференциацией  полномочий.

Крах  полисной системы вызван: слабостью  политического устройства, власти трудно обеспечить внутреннее гражданское единство (в связи с географическим положением полисов), периодические восстания рабов.


Информация о работе Античные государства и условие их возникновения