Античность в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 19:37, реферат

Описание работы

В многовековой истории развития человеческого общества особая роль принадлежит античному и средневековому периоду, что обусловлено, главным образом, его вкладом в мировую культуру. Античность и Средневековье дали человечеству высочайшие образцы философии, литературы, архитектуры и искусства, политической публицистики. Античная культура повлияла и на культуру средневековья и, особенно на новоевропейскую культуру. Античная культура — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1. Проявления античной културы в современном мире 4
1.1. Древняя Греция 4
1.2.Древний Рим 6
1.3. Значение памятников Древней Греции и Древнего Рима для современной культуры 7
2. Средневековая культура и современность 8
2.1. Романское искусство и его наследие для современности 8
2.2. Готика и современная архитектура 9
2.3. «Духовные леса» культуры нового времени 13
Заключение 14
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

реферат на тему АНТИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.docx

— 41.48 Кб (Скачать файл)

 Словом, готический собор - это целый  мир. Он и действительно вобрал  в себя мир средневекового  города. Если даже сейчас, в современном  Париже, собор Парижской Богоматери  царит над городом, и перед  ним меркнет архитектура барокко,  ампира, классицизма, то можно  представить, как еще более  внушительно он выглядел тогда,  в том Париже, среди кривых  улочек и маленьких двориков  по берегам Сены. Тогда собор  был чем - то большим, чем  просто местом церковной службы.

Вместе  с ратушей, это был центр всей общественной жизни города. Если  ратуша являлась центром деловой  деятельности, то в соборе, кроме  богослужения происходили театральные  представления, читались университетские  лекции, иногда заседал парламент, и  даже заключались мелкие торговые договоры. Многие городские соборы были так  велики, что все население города не могло его заполнить. Возле собора, как правило, располагались торговые ряды.

Потребности городской жизни побудили преобразовать  замкнутый толстостенный, крепостного  типа романский собор вот в такой пространственный, открытый вовне. Но для этого надо было изменить саму конструкцию.

А вслед  за конструкцией произошло и изменение  архитектурного стиля. Поворот к  готике начался с архитектуры, и  лишь потом стал распространяться на скульптуру и живопись.

 Архитектура  неизменно оставалась основой   средневекового синтеза искусств. Если сравнивать типичные сооружения  романского стиля и готики, то кажется, что они противоположны. Одни - представители массивности, другие - легкости. Но если взять сооружения переходного периода, то видно, что готика берет свое начало из романских корней. Началось все это с простейшей клетки, с ячейки, покрытой сводом. Они были квадратными, и это ставило определенный предел по расширению главного нефа.

Храм  при такой системе перекрытий не мог быть достаточно просторным внутри - он оставался узким и  темным. Мысль зодчих идет к тому, чтобы расширить и облегчить  систему сводов. Сплошные своды заменяются реберными перекрытиями - системой несущих арок. Вся воздушность, вся  сказочность готического строения имеет рациональную основу: она вытекает из каркасной системы постройки.

Средневековые зодчие с гениальной интуицией применили  здесь закон параллелограмма  сил. Исходя из этого, стена в соборе ничего не несет, и, следовательно, ее незачем  делать сплошной и глухой.

Так появляются сквозные галереи, аркады, огромные окна. Галереи используются для установки  статуй, а окна - для монументальной живописи из цветных стекол. Средневековые  художники страстно любили чистые, яркие, звучные краски. Это сказалось  и в витражах, и в миниатюрах, и в раскраске скульптур. Эти  соборы не снаружи, ни внутри не кажутся  подавляющими. Они предстают скорее как воплощение деятельной жизни средневекового  города. Они рассчитаны на многолюдье, чтобы вокруг кипела жизнь.

Внутри  собор просторен, трансепт почти  сливается с продольным пространством. Таким образом, устраняется резкая граница между клиром и посетителями.

"Святилище"  перестает быть чем - то недоступным  и сокровенным. Гробницы помещаются  прямо в храме, а не в темной  подземной крипте, как в романских  церквах. Стиль готики драматичен, но не мрачен и не уныл. Что  же представляли собой средневековые  города? Основная масса городского  населения представляла собой  самые мятежные, самые свободные  слои общества.

Все изобразительное  убранство готических  соборов, включая  статуи, рельефы, витражи и алтарную живопись, все это мыслилось как  своеобразная энциклопедия средневековых  знаний - конечно подчиненных богословию. Причем в каждом соборе прослеживалась своя тема.

 К  примеру, Парижский посвящался богоматери и всему, что с ним связано; Амьенский - выражал идею мессианизма: на его фасаде фигуры пророков. Но замыслы этих изобразительных богословских энциклопедий, были,  в общем, столь расплывчаты и аллегории настолько условны, что под их сенью находили  себе место самые разнообразные сюжеты и мотивы, в том числе и очень далекие от церковной концепции мироздания.6

Под руками средневековых камнетесов мертвый  камень оживает и расцветает тысячами соцветий. Трудно найти в истории  более органические формы синтеза искусства, возникающие на этой основе.

 В  большинстве готических соборов  скульптурное убранство преобладало  над живописью, если не считать  витражи: это опять - таки определялось характером архитектуры, сделав стены ажурными и потому неподходящими для фресок.

Готическая  живопись развивалась не в форме  стенной росписи, а главным образом  в миниатюрах рукописей и в  росписях створок алтарей. Живопись алтарей больше развивалась в  тех странах, где готическая архитектура, по тем или иным причинам сохраняла  относительную массивность и  гладь стен.

Замечательной алтарной живописью обладала, к примеру, средневековая Чехия. В большинстве  европейских стран, лежащих к  северу от Италии, готический стиль  господствовал долго. XV век в северных странах, можно считать или позднеготическим, или проторенессансным. Большой  разницы нет, т.к. Возрождение, при  всем своем безусловном новаторстве, было закономерной стадией средневековой  культуры, в которую та перерастала  органически.

2.3. «Духовные  леса» культуры нового времени

         Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования. Возникла новая парадигма мышления, дисциплинарная структура познания, без которой не была возможна современная наука, люди получили возможность думать и познавать мир гораздо более эффективно, чем прежде. Даже фантастические рецепты алхимиков сыграли свою роль в этом процессе совершенствования духовных средств мышления, общего уровня культуры.

 Как  нельзя более удачным представляется  образ, предложенный М. К. Петровым: он сравнил средневековую культуру  со строительными лесами. Средневековая  культура по отношению к нашей – современной, сыграла роль именно таких лесов: без нее западная культура не возникнула бы, хотя сама средневековая культура была на нее в основном не похожа. Поэтому надо понимать историческую причину столь странного названия этой длительной и важной эпохи развития европейской культуры.

Заключение

 

Культура  каждой эпохи и страны теснейшим  образом связана с историческими  условиями, особенностями и уровнем  развития того или иного народа.

Оно обусловлено  политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества.

В то же время искусство живет и развивается  по своим собственным законам, решает свои, художественные задачи.

И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства, которое  хранит для нас художественная культура человечества.

Следовательно, культура или цивилизация в широком  этнографичес-

ком смысле слагается в своем целом из знания,  верований, искусства, нравственности,  законов,  обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком, как членом общества.

 Являясь  вторым самостоятельным этапом  истории мировой  культуры

античная  (греко-римская) культура построена  на вере в силу освобожденного человеческого  духа,  в знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием  ранней  цивилизации  культура  античности  внесла огромный

вклад в развитие мировой культуры.

  Дошедшие  до нас памятники  архитектуры  и скульптуры, шедевры живописи  и поэзии, являются свидетельством  высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только  как произведения искусства, но  и социально-нравственное значение.

И сейчас сформулированные в них мысли  о добре,  зле, чести и бесчестии  являются современными.

         Хронологические дистанции, отделяющие нас от этого времени, огромны, однако находки, открытия и достижения далекого прошлого по-прежнему составляют бесценный вклад в сокровищницу мировой культуры.

         Сейчас  мы внимательнее, чем когда-либо, пытаемся осознать путь, пройденный  человечеством. Интерес к нему  тем сильнее, чем больше желание  понять настоящее, заглянуть и  спрогнозировать будущее.

        В далеких  эпохах для нас еще много  неясного и таинственного. Но  история мировой культуры всему  отводит свое место.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. .Арнольдов  А.И., «Введение в культуру», М., «Народная Академия культуры  и общечеловеческих ценностей»,  1993.

2. Добрынина  В.И. , «Культура и цивилизация» // Cоциально-политический журнал, 1994,  N 2,  С.92-106.

3. Куманецкий К.Е., «История культуры древней Греции и Рима», М, «Высшая школа»,1990

4. Немировская Л.З., «Культурология. История и теория культуры», М., 1992.

5. .Хачатурян  В.М., «Теория цивилизаций в русской  исторической мысли» // Новая и новейшая история, 1995,  N 5,  С.8-18.

6. Кошекова И.Э., «От Античности до Модерна. Стили в художественной культуре»,  М., «Просвещение», 2000

1 А.И.Арнольдов., «Введение в культуру», М., «Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей»,  1993., с.45

2 . В.И. Добрынина, «Культура и цивилизация» // Cоциально-политический журнал, 1994,  N 2,  С.92-106.

3 Немировская Л.З., «Культурология. История и теория культуры», М., 1992, с.56

4 Хачатурян В.М., «Теория цивилизаций в русской исторической мысли» // Новая и новейшая история, 1995,  N 5,  С.8-18.

5 Кошекова И.Э., «От Античности до Модерна. Стили в художественной культуре»,  М., «Просвещение», 2000, с.123

6 Немировская Л.З., «Культурология. История и теория культуры», М., 1992., с.156


Информация о работе Античность в современном мире