Анна Иоановна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 17:18, реферат

Описание работы

На рубеже XVI-XVII веков Русское государство вступило в полосу глубокого
государственно-политического и социально-экономического, структурного
кризиса, корни которого уходили в эпоху правления Ивана Грозного.
Настало Смутное время, ввергшее народ в пучину бедствий. Эти годы
(1598-1613) называют также эпохой самозванцев. Лжедмитрий I

Файлы: 1 файл

история.docx

— 21.04 Кб (Скачать файл)

На рубеже XVI-XVII веков Русское  государство вступило в полосу глубокого 
государственно-политического и социально-экономического, структурного 
кризиса, корни которого уходили в эпоху правления Ивана Грозного. 
Настало Смутное время, ввергшее народ в пучину бедствий. Эти годы 
(1598-1613) называют также эпохой самозванцев. Лжедмитрий I 
В феврале 1598 г. в Москве состоялся Земский Собор, в котором приняли 
участие люди разных сословий: бояре, дворяне, приказные, купцы, 
представители всех крестьян. Собор высказался за венчание на царство 
Бориса Годунова.  
Мирное течение московской жизни, нарушенное голодом 1601-1603 гг., было 
окончательно прервано самозванческой смутой. В 1603 году 
распространились слухи о том, что в Польше (по некоторым данным в Литве) 
появился человек, назвавшийся «чудесно спасшимся» угличским царевичем 
Дмитрием Ивановичем.В России было объявлено, что под именем Дмитрия скрывается беглый монах Чудова Монастыря Григорий (в миру – мелкий дворянин Юрий Богданович 
Отрепьев). Точных доказательств этому нет, но большинство специалистов 
склоняются именно к этой версии. Отрепьев обладал незаурядными 
способностями: он знал латинский и польский языки, имел каллиграфический 
подчерк, обладал редкой способностью быстро ориентироваться в конкретной 
обстановке. В молодости он был слугой Федора Романова, после ссылки 
которого постригся в монахи. Из Москвы с тремя другими монахами он бежал 
в Литву и Польшу. По всей видимости, Отрепьев сам верил в свое царское 
происхождение и не боялся никаких обличений в самозванстве.  
Заручившись поддержкой польско-литовских магнатов, Лжедмитрий тайно принял католичество и обещал римскому папе распространить католицизм в России. Он также обещал передать Речи Посполитой и своей невесте Марине Мнишек Северные и 
Смоленские земли, Новгород и Псков. Лжедмитрий понадобился польским 
магнатам для того, чтобы начать агрессию против России, замаскировав ее 
видимостью борьбы за возвращение престола законному наследнику. Это была 
скрытая интервенция.  
Осенью 1604 года с войском в 2 тысячи человек самозванец пошел на 
Московское государство, избрав при этом длинный путь – через Чернигов, 
где скопилось много людей, недовольных Годуновым. Ситуация в стране 
способствовала успеху его похода. Беглые крестьяне, казаки 
присоединялись к войску Лжедмитрия. Решающее сражение проходило под г. 
Кромы, где царские войска перешли на сторону самозванца. В это же время, 
13 апреля 1605 г., неожиданно умер царь Борис.  
На трон взошел 16-летний сын Бориса Федор. Юный царь и его мать по 
требованию самозванца были тайно убиты. 20 июня 1605 года Лжедмитрий 
вступил в столицу. Вскоре его «опознала» мать, инокиня Марфа, а 30 июня 
1605 г. «Дмитрий» был провозглашен царем.  
Новый царь был небывалым явлением на престоле московских государей. 
В.О.Ключевский характеризует его следующим образом: «Молодой человек, 
роста ниже среднего, некрасивый, рыжеватый, неловкий, с 
грустно-задумчивым выражением лица, он в свей наружности вовсе не 
отражал своей духовной природы: богато одаренный, с бойким умом, легко 
разрешавшим в Боярской думе самы трудные вопросы, с живым, даже пылким 
темпераментом, в опасные минуты доводившим его храбрость до удальства,податливый на увлечения, он был мастер говорить, обнаруживал и довольно 
разнообразные знания.»  
Оказавшись в Кремле, самозванец распустил свое войско и как бы забыл об 
обещаниях, раздававшихся в Польше. Он держал себя независимо от папы и 
короля. Самозванец показывал себя православным и не собирался вводить 
католичество на Русь. Земельных уступок он также не сделал.  
Деятельность нового управителя вызвала неудовольствие как в Польше, так 
и в Москве. Он был мало похож не только на государя, но и на 
благовоспитанного человека: не был богомолен, не держал постов, кутил и 
пьянствовал, был слишком близок к полякам, пришедшим с ним в Москву, в 
целом он не умел сохранять своего достоинства так, как это 
соотвествовало царскому чину.Окончательно озлобило 
народ против самозванца его свадьба с Мариной Мнишек. На эту свадьбу 
были приглашены только иноземные гости и придворные люди, новая царица 
не приняла православия, а сама свадьба проходила накануне праздника 
вопреки обычаям. 
все это привело к тому что 17 мая 1606 г был организован против самозванца  заговор.  
, затем настигли Лжедмитрия и убили его. 
Царицу Марину и ее приближенных арестовали и выслали в Ярославль. 
Лжедмитрий II 
19 мая 1606 г., без земского собора был провозглашен царем князь Василий 
Иванович Шуйский (1606-1610), главный руководитель заговора. Он дал 
оформленное в виде крестоцеловальной записи обязательство сохранить 
привилегии боярства, не отнимать у них вотчин и не казнить без суда. 
Знать пыталась разрешить создавшиеся глубокие внутренние и внешние 
противоречия с помощью боярского царя.  
С целью пресечения слухов о спасении царевича Дмитрия его останки были 
перенесены по приказу В.Шуйского из Углича в Москву. Царевич был 
причислен к лику святых.  
Летом 1607 г. поляки направили в Россию очередного самозванца – 
Лжедмитрия II. Внешне этот человек походил на Лжедмитрия I. До сих пор 
личность Лжедмитрия II вызывает много споров. По всей видимости, он 
происходил из церковной среды. Но, по сведениям иезуитов, он был 
учителем из г.Шклова. Новый самозванец объявился в городе Стародубе 
Северском во время подавления восстания Болотникова. Собрав 40-тысячное 
польско-литовское войско, летом 1608 г. Лжедмитрий подошел к Москве, но 
попытка взять столицу окончилась неудачей. Он остановился в подмосковном 
селе Тушино, откуда и пошло прозвище «тушинского вора» (государственного 
преступника). Из Тушина отряды самозванца грабили центральные и северные 
уезды. К Лжедмитрию II присоединились, кроме русских воров, литовские и 
польские мятежники и изгнанники, слуги короля Сигизмунда III. К нему 
приехала и “признавшая” мужа (за обещание 3000 золотых рублей и доходов 
с 14 русских городов) Марина Мнишек. Теперь польско-литовские войска не 
только поддерживали авантюру Лжедмитрия II, а защищали «русского царя» и 
«русскую царицу». 
Вор (так называли нового самозванца) был послушной марионеткой в руках 
польских шляхтичей, которые сумели взять под свой контроль северо-запад и север русских земель. В течение 16 месяцев сражалась крепость 
Троице-Сергиева монастыря, выступления против польских захватчиков 
произошли в ряде крупных городов Севера: Новгороде, Вологде, Великом 
Устюге. 
Если Лжедмитрий I одиннадцать месяцев провел в Кремле, то Лжедмитрий II 
двадцать один месяц безуспешно осаждал Москву. В Тушине при самозванце 
из числа недовольных Василием Шуйским бояр сложилась своя Боярская дума, 
приказы. Митрополит Филарет был наречен в Тушине патриархом. 
Во времена правления Василия Шуйского, сидевшего в Москве, и Лжедмитрия 
II, находившегося в Тушине, гражданская война достигла своего пика. 
Появились десятки претендентов на царский престол, лжецаревичей: 
Иван-Август, Лавер, Осиновик, Федор, Климентий, Савелий, Симеон, Ерошка, 
Гаврилка и т.д.Нужно сказать что все. попытки самозванцев удержаться на русском престоле были обречены на 
неудачу, т.к. претенденты не имели четких политических программ и не 
оправдали ожиданий тех, кто выдвигал их на царство, этот факт 
предопределил их скорую гибель; 
Самозванцы Смутного времени не были единственными самозванцами в истории 
России XVII в., в кругу их «последователей» один выдавал себя за 
царевича Дмитрия, другой – за сына Василия Шуйского, Ивашка Воробьев 
объявил себя царевичем Симеоном Алексеевичем. Опыт Смуты учил, что такие 
явления в общественной системе опасны и грозят дестабилизацией, поэтому 
новая власть внимательно отслеживала эти факты, всячески оберегая 
внутренний порядок, восстановленный с большим трудом после Смуты. 


Информация о работе Анна Иоановна