Анализ развития форм декора Мужского и женского костюма Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:09, контрольная работа

Описание работы

Древнеримское государство возникло в VIII в. до н.э. Первоначально это был город-государство, занимавший лишь небольшую часть Апеннинского полуострова (территорию современного Рима), недалеко от устья реки Тибр. Предки древних римлян — латины, обитавшие в Лации, расположенной в районе Тибра, отличались мужеством, выносливостью и суровостью. Военизированный характер римского рабовладельческого государства в течение нескольких веков превратил небольшой город-государство Рим в могущественную мировую державу, под властью которой находилась территория современной Европы, Малой Азии, Египта.

Файлы: 1 файл

Древний рим.docx

— 31.23 Кб (Скачать файл)

Министерство общего и  профессионального образования  РФ

ГУМАНИТАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Факультет конструирования  и моделирования одежды

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА №2

По дисциплине: «История костюма»

Тема: «Анализ развития форм декора

Мужского и женского костюма Древнего Рима»

 

 

 

Исполнитель: Портянко А.А.                                                                                                                                                                           Курс: 5

Преподаватель: Лаврова Л.Б.                                                                                                                                                                               № зачетной книжки: 20093070

 

 

 

ЕКАТЕРИНБУРГ

2013 год

Введение

 

Древнеримское государство  возникло в VIII в. до н.э. Первоначально  это был город-государство, занимавший лишь небольшую часть Апеннинского полуострова (территорию современного Рима), недалеко от устья реки Тибр. Предки древних римлян — латины, обитавшие в Лации, расположенной  в районе Тибра, отличались мужеством, выносливостью и суровостью.

Военизированный характер римского рабовладельческого государства  в течение нескольких веков превратил  небольшой город-государство Рим  в могущественную мировую державу, под властью которой находилась территория современной Европы, Малой  Азии, Египта. Захватнические войны, резкая классовая дифференциация, богатство  и роскошь на одном полюсе, нищета и бесправие на другом придают  римскому обществу облик, в котором  утрачиваются черты сходства с античной Грецией.

В период своего расцвета Рим получил название "вечного  города". Со всех концов земли в  него стекалось бесчисленное множество  иноземцев - поэтому римская толпа  была чрезвычайно красочной, пёстрой  и шумной. Стремление к внешнему блеску охватывало все слои населения.

Костюм древних  римлян сформировался в республиканский  период, отличавшийся относительной  строгостью быта. Эстетическим идеалом  римлян являлись суровые воины и  величественные женщины. Этот идеал  подчёркивали сложные одежды, придававшие  фигурам римлян величественность, статику  и монументальность.

Основными тканями  для изготовления одежд служили  шерсть и полотно. Однако в более  поздний период в Рим привозили  восточные шелка, иногда почти прозрачные.

В костюмах сочетались яркие цвета – красные, фиолетовые, коричневые, пурпурные, желтые. Парадным цветом одежды был белый.

Римский костюм во многом был похож на греческий. Сходство это объяснялось и влиянием греческой  культуры на римскую, и тем, что в  Риме, как и в Греции, было много  драпированных одежд. Однако эстетический кретерий костюма, да и представление  о красоте человека в Риме были совсем иными, чем в Греции. В Риме не существовало столь развитого, как  в Греции, культура прекрасного человеческого  тела. К тому же более суровые  климатические условия требовали  сравнительно теплых и закрытых одежд. Высшее общество Рима отличалось от греческого более изнеженным образом жизни, меньшим вниманием к физической тренированности тела. Римский костюм, за исключением воинского, не позволял быстро двигаться. Вообще медлительность в походке, безукоризненность драпировки, некоторая театральность в движениях считалась верхом изящества.

 

История костюма древнего Рима

 

Вся история римского народа, все этапы ее развития отразились и в одежде древних римлян. В  далеком прошлом римляне отличались простотой нравов, и их простая  одежда служила им лишь для защиты от жары или холода. Ее делали из шкур и шерсти животных, позже — из льна. Мужчины и женщины носили рубашки и плащи, обувались в  сандалии и башмаки с ремешками.

В истории Римского государства выделяются два периода: республиканский и императорский. Быт римлян в республиканский  период оставался еще довольно строгим. Римский костюм походил на греческий, он также был драпированным, но эстетическим идеалом древних римлян было не прекрасное человеческое тело, а суровые мужественные воины и величественные женщины. Поэтому сложный римский костюм, который первоначально изготовлялся из шерсти, а позже и из льняного полотна, придавал фигуре статичность, величественность, некую театральность. В императорский период одежды становятся богаче и пышнее. Появляются привозные  шелковые ткани.

В период расцвета Римского государства его границы  очень расширились, включив территорию современной Англии, Франции, Испании, Голландии и других стран. Рим  стал огромной мировой державой, которая  вела бесконечные войны и обширную торговлю. Награбленное богатство, множество  рабов, выполнявших всю работу, вели к роскоши даже в обыденной  жизни. Все это отразилось и в  характере древнеримского костюма.

Римляне одевались  в одежды ярких цветов: красные, пурпурные, фиолетовые, желтые, коричневые. Костюм белого цвета считался парадным, его  надевали для торжественных выходов.

Изготовлением одежды у римлян занимались женщины. До времен империи римляне носили одежду домашнего  изготовления. Даже император Август (I в. до н.э.) гордился тем, что его  туника и тога были сделаны руками матери и жены. В отличие от греков, которые свои одежды ткали цельными на станке, римские одежды сшивались.

 

Мужской костюм

 

Основой римского костюма  являлась «туника», которая считалась  нижней, домашней одеждой. Появляться в ней на улице без верхней  одежды было неприличным для римского гражданина. Туника имела много общего с греческим хитоном, но, в отличие  от него, была накладной одеждой: на плечах она сшивалась и надевалась через голову. Длина туники могла  быть разной, но в основном она доходила до середины икр. Существовало несколько  видов туник: «колобиум», «таларис»  и «далматика». У колобиума были короткие рукава, и он подпоясывался. Таларис носила знать, у этой туники были длинные узкие рукава. Далматика  была более длинной, с широкими рукавами, которые в развернутом виде напоминали крест. Поэтому далматику носили римляне-христиане.

Туники представителей различных общественных слоев зависели от их знатности и богатства. Пурпурный  цвет в Древнем Риме был символом власти. Лица, занимавшие высокие общественные должности, носили туники с нашитыми пурпурными полосами. Так, на тунике сенатора была нашита широкая вертикальная пурпурная  полоса («клавус»), на тунике всадников  — две узкие пурпурные полосы. Полководцы-триумфаторы носили туники пурпурного цвета, расшитые золотыми пальмовыми ветвями.

Иногда (особенно в  холодное время года) римляне надевали сразу несколько туник. Известно, что император Август носил одновременно четыре туники.

Самой главной верхней  одеждой древних римлян служила  «тога» — плащ из большого прямоугольного или эллипсообразного куска шерстяной  ткани. Размер тоги был приблизительно 6 метров на 1 метр 80 сантиметров, и обычно рабы драпировали в нее своего хозяина. Для римлян тога была их отличительным  признаком, и они называли себя «gens togata» — «одетые в тогу». Тога являлась символом гражданского достоинства  римлянина. Если он совершал преступление, то по закону лишался права носить эту одежду. Рабы, чужеземцы и  ссыльные также не имели права  носить тогу. Полководец-триумфатор появлялся  в затканной золотом пурпурной  тоге — пикте. Позже ее заменил  пурпурный плащ — «палудаментум», родоначальник мантий европейских  королей.

Существовали и  другие виды плащей. Римские императоры и высшая знать носили «палудаментум», который накидывался на спину  и левое плечо, а на правом скалывался пряжкой. Его можно было также  носить, несколько раз обмотав  в виде шарфа вокруг левой руки.

Парадным плащом была также «лацерна» — прямоугольный  кусок ткани, который закрывал спину  и оба плеча и скалывался впереди. Лацерну делали из очень дорогой, затканной золотом и серебром ткани, и доходила она до колен.

Бедняки носили «пенулу» — шерстяной или кожаный плащ в виде полукруга, часто с пришитым капюшоном. Пенула была одеждой пастухов и путешественников. Ее часто делали из плотной шерстяной ткани с  «начёсом». Римские щеголи носили пенулу из драгоценных тканей.

Штаны в обиход римлян вошли с III в. н.э. — эта деталь костюма была также заимствована ими от варваров (до войны с галлами  они не носили их). Но постоянно носили их только солдаты.

Некоторые римляне  пытались удивить и шокировать других своей одеждой. Так, молодые римляне  из богатых семей намеренно надевали мягкие женственные одежды, например, туники с длинными рукавами, яркие  покрывала и прозрачные шёлковые тоги. Философы часто появлялись в неопрятном виде, в грязной, оборванной одежде и изношенных плащах.

Верхняя одежда.

Тога являлась знаком римского гражданина. Виргилий называл римлян «Владыки мира, народ, одетый в тоги». Отправленный в ссылку гражданин терял право носить тогу, а иностранцам эта привилегия вообще не предоставлялась.

Тога была официальной  одеждой прежде всего богатых  людей, однако со временем её стали носить всё реже. Так, Ювенал писал о местах, где тогу носит только мертвец на смертном ложе. Марциал писал, что в маленьких городах Италии тогу надевают один или два раза в месяц, когда семья справляет праздник в честь Ларов и полагается надевать парадную одежду. В самом Риме, по крайней мере в позднюю Республику, всё чаще выходили закутанными в плащ или покрывало. При Августе эдилы должны были следить, чтобы каждый римский гражданин на форуме и его окрестностях, а также в цирке носил только тогу. Однако, тога всё больше выходила из моды, и её носили только там, где это было обязательно: на общественных играх, в суде и по другим официальным поводам, при жертвоприношениях, а также клиенты, приходившие утром приветствовать патрона.

Было известно несколько  разновидностей тоги:

Toga praetexta — тога  молодого свободного римлянина  (до совершеннолетия), с широкими  пурпурными полосами. Такую тогу  носили также только магистраты и жрецы.

Toga virilis — тога, которую  надевал молодой римлянин на  празднике в честь вступления  в гражданское общество.

Toga pura — повседневная  тога, изготовлялась из тяжелой  белой шерсти, без цветных орнаментов.

Toga candida — претендент  на пост чиновника носил эту  специально отбелённую тогу (отсюда  слово «кандидат»).

Toga pulla — такую  тогу (серого или чёрного цвета)  носили скорбящие.

Toga picta или toga palmata — пурпурная тога, которую надевал  триумфатор; на ней были золотом  вышиты сцены из римской истории.

Trabea — тога, украшенная  пурпурными горизонтальными полосами. Сервий описывает три вида трабеи: полностью из пурпурной ткани, посвящённая богам; белая и пурпурная трабея — одежда латинских и ранних римских царей; пурпурная и шафранного цвета с пурпурной каймой, которую носили авгуры, консулы на фестивалях и эквиты во время transvectio.

Туника изготовлялась  из шерсти или льна. Большинство  римлян носило тунику днём и ночью. Туника у мужчин доходила до колен (её подпоясывали на талии), более короткие туники носили солдаты и путешественники, у женщин — до щиколоток. Туники с длинными рукавами предназначались для женщин (лат. tunicae manicatae).

Состоятельные римляне  предпочитали белую тунику; крестьяне, ремесленники и рабы носили тунику темного цвета. Сенаторы и всадники носили туники с пурпурными вертикальными  полосами (лат. clavi), которые шли параллельно  одна другой от шеи до низа туники, на груди и на спине. У всадников: 1­-2 узкие пурпурные вертикальные полосы (лат. clavus angustus), примерно в 3 см шириной; туника сенаторов была длиннее обычной туники, имела 1 или 2 более широкие полосы (лат. latus clavus), около 10 см шириной[16] и не подпоясывалась. Особую тунику надевал триумфатор: она была расшита золотыми пальмовыми ветвями, хранилась в храме Юпитера Капитолийского, числилась в составе храмового инвентаря и выдавалась только на день триумфа.

Светоний рассказывает, что император Август зимой надевал  поверх нижней туники ещё четыре туники, шерстяной набрюшник и толстую тогу. В одной тунике по улицам Рима ходило только рабочее и бедное население Рима.

 

 

Женский костюм

 

Женский костюм древних  римлянок во многом схож с мужским. Он должен был придавать монументальность и величественность фигуре римской  матроны, подчеркивать неторопливую плавную  походку. Изготовляли его вначале  из шерстяных тканей, а позже, в  период империи, — из легких шелковых разноцветных тканей — иногда полупрозрачных, затканных золотом и серебром, которые со II в. до н.э. стали во множестве  привозиться из других стран.

Римские женщины  отличались особой страстью к богатым  нарядам и украшениям. Чтобы ограничить эту страсть к щегольству, в  Риме даже был издан строгий закон, запрещавший излишнюю роскошь. Впрочем, это ни к чему не привело: после  войн с Малой Азией в Рим  стало поступать еще больше восточных  товаров и драгоценностей, и стремление к роскоши только усилилось. Если в более ранние времена римские  матроны одевались в белую  одежду, украшенную всего лишь узкой  пурпурной каймой, то позже они  стали шить одежды из разноцветных, клетчатых или ярких однотонных (лиловых, пурпурных, зеленых, желтых, красных) тканей. И несмотря ни на какие запреты, римлянки одевались в полупрозрачные, золотые и драгоценные пурпуровые ткани.

Информация о работе Анализ развития форм декора Мужского и женского костюма Древнего Рима