Американское просвещение. Томас Джефферсон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 10:55, реферат

Описание работы

Целью работы является: рассмотрение деятельности представителя американского просвещения, заложившего фундаментальный путь развития Америки Томаса Джефферсона, а именно задач:
• Начало пути
• Декларация независимости
• Государственное устройство по Джефферсону
• Джефферсон президент. Конец карьеры

Содержание работы

Введение
1. Начало пути
2. Декларация независимости
3. Государственное устройство по Джефферсону
4. Джефферсон президент. Конец карьеры
5. Заключение
6. Список литературы

Файлы: 1 файл

введение.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

4. Президент Джефферсон. Конец карьеры.

4 марта 1801 года в Вашингтоне состоялась  первая в истории США церемония  передачи власти от одной партии  к другой. В своей инаугурационной  речи Джефферсон призвал к  национальному единству, к совместным  усилиям для достижения общего  блага. Став президентом активно проводил в жизнь выношенные замыслы. Были отменены прямые налоги, акцизные сборы, тяжким бременем ложившиеся на фермеров и приведшие в 1794 году к «восстанию из-за виски». Армия и военные корабли были резко сокращены в 1,5 раза. За восемь лет управления страной удалось сократить государственный долг страны с 83 до 57 миллионов долларов. В сфере  внешней политики высшим достижением оказалось приобретение у наполеоновской Франции Луизианы. Этим страна расширила свои территории вдвое и подняла престиж Джефферсона, укрепила позиции республиканской партии. Выборы в 1804 году заметно показали успех Джефферсона на посту президента, так как за него юыло отдано 162 голоса против 14. Безмятежное начало второй администрации Джефферсона оказалась вскоре омрачена внутренними и внешними неурядицами. Единство союза штатов подрывали сепаратистские устремления не смирившихся с поражением федералистов Новой Англии. Вследствие заговора Аарона Бэрра, задумавшего создать на западных территориях США испанское независимое государство, возникла прямая угроза раскола страны. Серьезные испытания для США несли возобновившиеся наполеоновские войны. Дипломатические переговоры не принесли успеха, поэтому в декабре 1807 года Джефферсон подписал закон об эмбарго, предусматривающий запрет о всей внешней торговли. Этим шагом он рассчитывал поддержать суверенитет страны и избежать вовлечения в европейский конфликт. На этот раз расчеты не оправдались. Эмбарго практически не затронуло Англию и Францию, наоборот, оно нанесло значительный урон для экономики Америки, привело к серьезным беспорядкам в штатах Новой Англии, против которых пришлось применять войска. Недовольство эмбарго проникло и в круг республиканцев, существенно ослабив их позиции. Все эти обстоятельства сузили возможности для дальнейшего развития программы социально-экономических преобразований и привели к их фактическому свертыванию.

Однако, законодательные  собрания штатов предложили Джефферсону  баллотироваться на третий срок. Конституция  не содержала ограничений по этому  поводу, но Томас Джефферсон, еще в пору обсуждения этого закона был против возможности неоднократного переизбрания президента, не изменил своего мнения.  «Мне бы не хотелось быть человеком, который, пренебрегая ясным прецедентом, установленным прославленным предшественником, предоставит первый пример пребывания в должности после второго срока», - отвечал он, отклоняя предложения.

Последний год  пребывания у власти Джефферсона, склоняли его к наиболее быстрому уходу  с поста президента. «Через несколько  дней я возвращаюсь к моей семье, моим книгам и фермам. Никогда еще узник, освобожденный от своих цепей, не ощущал такого облегчения, как я, сбрасываю свои оковы», - писал Джефферсон накануне инаугурации своего преемника.

Последним достижением  его стало создание университета Виргинии. Идея организации этого учебного заведения зародилась у него давно, но только на склоне лет он смог полностью на ней сосредоточиться. Университет штата должен был увенчать систему начального и среднего образования. Строительство университета в Шарлотсвилле заняло шесть лет. Джефферсон стал не только первым ректором, но и казначеем, подрядчиком, и даже выступил в роли строителя. На примере сооружения, он стремился показать студентам образцы разнообразных стилей архитектуры, которые напоминали бы о ряде былых триумфов его любимого искусства. Университет Виргинии, торжественно открылся в марте 1825 года, и являлся учебным заведением нового типа. Он был независим от церкви, чем способствовал секуляризации преподавания научных исследований в Америке. Основой академической политики университета была интеллектуальная свобода. По инициативе Джефферсона здесь впервые был применен принцип свободного выбора студентами изучаемых предметов, число которых значительно увеличивалось. Создание университета Джефферсон считал одним из своих вершинных достижений.

Последние 17 лет  своей жизни он провел почти безвыездно в своем любимом поместье Монтичелло. Дом, плантации, многочисленные внуки  требовали  неустанной заботы и внимания. Частыми гостьями были его друзья, знакомые, политические деятели, он до последних дней получал огромное количество писем от ученых, да и простых людей Америки и Европы.

Жизнь в Монтичелло приносила не только радости. Судьба готовила ему разорение и продажу  с аукциона столь горячо любимого семейного гнезда. Это было настоящей трагедией для Джефферсона -  при его независимости и силе привязанности. Также ему пришлось продать на аукционе свою легендарную библиотеку. Средств, полученных с ее продажи, хватило не надолго, их большая часть ушла на погашение кредита. Экономический кризис 1819-1820 годов поставили его на грань банкротства. Некоторое облегчение пришло к нему, когда узнал известие о сборе средств многих городов страны. « Я потратил в 3 раза больше денег и отдал всю свою жизнь моим согражданам, и теперь они благородно откликнулись в той единственной форме, в которой могли это сделать, чтобы оплатить мне и спасти старого слугу о угрозы быть вышвырнутым, как собака, за дверь», - с признательностью писал Джефферсон.

Скончался Джефферсон вскоре после полудня 4 июля 1826 года, в день пятидесятилетия принятия Декларации независимости во время праздничного шествия, салютов и колокольных перезвонов. В тот день американцы еще не знали, что потеряли своего прославленного автора.

 

 

 

 

Заключение.

«...Он живет  и будет жить в памяти и нашей  благодарности мудрым и добрым, как  светило науки, как приверженец  свободы, как образец патриотизма  и как благодетель рода человеческого», - выражал чувства современников  в дни траура Джеймс Мэдисон.

На Западном полушарии возникло государство, чьи  граждане не были угнетены наследственным неравенством. С населением, неразвращенным и не закованным в цепи, живущим  по большей части на плодородной  земле, не подвластной феодалу, было возможно построить новое общество, которое не будет повторять трагического пути Европы.  Кто мог построить новую страну с утопическими, на первый взгляд, принципами свободы, воли, собственности? Только сын своего века, человек, изучавший философию восемнадцатого века, труды европейских просветителей и наблюдавший политическую сцену своего времени. Этим человеком и стал Томас Джефферсон.

Джефферсон  прекрасно понимал, что в правительстве  всегда покушались на свободу личности, иногда с помощью законов, и нередко  с помощью неприкрытого насилия. Лишь немногие правители на протяжении всех времен использовали свою власть для достижения благих намерений. К ним стоит относить и президента Соединенных штатов Америки — Томаса Джефферсона.

Однажды обращаясь  к своему другу Дюпону де Немуру: « мы с вами оба думаем о людях как о наших детях... Но вы любите их как малолетних детей, которых боитесь предоставить самим себе без присмотра няни, а я - как взрослых людей, которых я предоставляю свободному самоправлению». Джефферсон верил в умственные и моральные силы человека и доверял «здравому смыслу человечества».

Свою работу хочется завершить высказыванием  Томаса Джефферсона: В большинстве  своем люди более склонны страдать, чем бороться, дабы устранить причину  страданий.

Это еще раз  нам подтверждает отличие американского просвещения от европейского. Ведь именно в Америки впервые люди устранили причины своих недовольств, страданий, мучений. Их теоретическое наследие не обрушилось на мир без экспериментальной работы. Мощный прорыв человеческих ценностей был сделан  только американскими деятелями эпохи Просвещения, в то время как в Европе оставалось, что и делать, только писать трактаты по современным проблемам, тревожившим взбунтовавшееся население.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Американские президенты: 41 исторический портрет от Джорджа Вашингтона до Билла Клинтона / под ред. Ю. Хайдекинга. – Ростов-на-Дону. : Феникс, 1997. 

2. Джефферсон Т.  О демократии / сост. К. Падовер. Спб.: Лениздат, 1992

3. Джефферсон, Т. Письмо Дж. Адамсу 1813 г. // Американские просветители. Избранные произведения. В 2 т., Т. 2 / под ред. Б. Э. Быховского. – М. : Мысль, 1969.

4. Джефферсон Т. Билль о религиозной свободе (1779 г.).

5. Декларация Независимости // Джефферсон Т. Автобиография; Заметки о штате Виргиния.

6. Иванян Э.А. История США. Хрестоматия: пособие для вузов. М.: Дрофа, 2007

7. Плешков В. О Томасе Джефферсоне. Спб.: Лениздат, 1994

8. Согрин В.В. Джефферсон: человек, мыслитель, политик. М.: Наука, 1980

 

 


Информация о работе Американское просвещение. Томас Джефферсон