Америка в годы правления Рейгана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 19:51, доклад

Описание работы

Рональд У. Рейган был - после Дуайта Д. Эйзенхауэра - вторым президентом американской послевоенной истории, который правил два срока и ушел с должности, имея высокий общественный авторитет. Если следовать комментариям некоторых журналистов, политологов и историков, то никакой другой президент после Франклина Д. Рузвельта не осуществил больших перемен в американской политике, чем он.

Рейган и его команда отчетливо видели опасность, исходившую от собственной некомпетентности, и приняли соответствующие меры. Незадолго до того как Рейган въехал в Белый дом, был создан Институт современных исследований, который разработал для него рекомендации относительно того, как следует вести себя с прессой

Файлы: 1 файл

Америка в годы правления Рейгана.docx

— 25.26 Кб (Скачать файл)

 

 

Америка в  годы правления Рейгана

 

 

 

 

 

Рональд У. Рейган был - после Дуайта Д. Эйзенхауэра - вторым президентом американской послевоенной истории, который правил два срока и ушел с должности, имея высокий общественный авторитет. Если следовать комментариям некоторых журналистов, политологов и историков, то никакой другой президент после Франклина Д. Рузвельта не осуществил больших перемен в американской политике, чем он.

 

           Рейган и его команда отчетливо  видели опасность, исходившую  от собственной некомпетентности, и приняли соответствующие меры. Незадолго до того как Рейган  въехал в Белый дом, был создан  Институт современных исследований, который разработал для него  рекомендации относительно того, как следует вести себя с  прессой. Ему, прежде всего,  советовали  свести до минимума  контакты с ней. Кроме того, президент очень быстро окружил  себя талантливыми профессионалами, 80% которых были республиканцами.

 

          Однако это не всегда помогало. Рейган довольно часто допускал  промахи. Но в полном соответствии  с его тезисом “Все вскоре  забудется” такие ситуации действительно  серьезно не влияли на симпатии  избирателей. Опросы общественного  мнения неизменно свидетельствовали  о высокой оценке его деятельности  со стороны избирателей. Да  и как было не любить человека, который умел так подсластить  пилюлю. Например, значительно сократив  социальные расходы и тем самым,  ухудшив положение миллионов  людей, он ошеломил многих соотечественников,  выражая им соболезнования по  телефону.

 

           Он был актером с политическими  принципами, который умел себя  самого и свою политику идентифицировать  с американскими ценностями и  традициями. К его личным качествам  относились спокойная уверенность  в себе и оптимизм.

 

         Его энергичная манера и целая  лавина кадровых и политических  деловых решений в первые месяцы после избрания усилили впечатление общественности, что с вступлением в должность нового президента пришел политический поворот, даже разразилась "консервативная революция". Что, прежде всего удалось Рейгану, так это восстановить утерянную веру в институт президента как институт, в котором формируется и проводится национальная политика. В одном интервью с "Фоген" президент объяснил, что метод его руководства состоит в окружении себя выдающимися личностями, сохранении авторитета и невмешательстве, пока его политика проводится правильно. Действительно, президент был отключен от ежедневного административного хода событий, что сначала превосходно функционировало, но на втором сроке привело к скандалу Иран-контрас, который ясно показал, что президент не является больше хозяином Белого дома.

 Насколько  блестяще Рейган и его ближайшие  советники были подготовлены  к президентству, показала их  кадровая политика 1980/81 года. Особое  внимание уделялось тому, чтобы  ниже уровня кабинета стояли посланники президента, которые преследовали политику Белого дома. Этих высокопоставленных чиновников, перед тем как они пошли в свои министерства, по-настоящему тренировали доверенные Рейгана. 300 важнейших кадровых назначений базировались на критерии партийной принадлежности, такого не было с 1960 года: более 80% всех вновь назначенных были республиканцами, только 3% демократами (среди них такая консервативная женщина, как посол Объединенных Наций Джин Киркпатрик). И в этой сфере второй срок президентства наметил перелом, коррупция играла все большую роль. До конца 1986 года более 100 членов администрации Рейгана были уволены по этой причине или находились под обвинением.

           В первый срок пребывания в  должности президент был окружен  двумя кольцами советников. Внутреннее  кольцо составляло так называемая  тройка, а именно: Джеймс Бейкер  как начальник штаба, Эдвард  Миз, шеф кабинета, и Майкл Дивер, ответственный за связи с общественностью. Второе кольцо состояло из тех, кто докладывал тройке, но сам не имел доступа к президенту. В 1980 году под руководством Миза было образовано 7 комитетов кабинета, чтобы таким путем привязать членов кабинета к Белому дому и избежать ошибок администрации Картера, когда члены кабинета публично спорили друг с другом. В апреле 1985 года эти 7 комитетов кабинета были переоборудованы в 2, а именно: совет по внутренней политике и совет по экономической политике. Члены кабинета теперь, однако, все больше игнорировали соглашения, принятые в этих советах. Прямо в начале президентства Рейгана был упрощен бюджетный процесс внутри исполнительной власти, централизован и политизирован в ведомстве по менеджменту и бюджету под руководством Дэвида Стокмана. Вообще, административно-организационные мероприятия в органах исполнительной власти после 1980-81 года были направлены на то, чтобы централизовать власть в Белом доме и программно привязать политических чиновников, возглавляющих учреждения. Во время второго срока президентства Рейгана эта концепция обернулась сверхцентрализацией вследствие того, что место тройки занял один-единственный человек Дональд Рейган, который был менее компетентен, чем его предшественники, и неспособен к коллективному руководству. Энергичная и честолюбивая первая леди Нэнси Рейган также явно все больше влияла на план-график своего мужа, при этом она привлекала гороскопы и доверяла советам астрологов. Авторитет президента и его института страдал из-за аферы Иран-контрас, краха биржи в октябре 1987 года и стремительно возрастающего дефицита бюджета и внешней торговли. Начальник штаба Дональд Рейган вынужден был, в конце концов, уйти в отставку, и был заменен политически опытным бывшим лидером республиканского большинства в сенате с Говардом Бейкером.

        В Белом доме в законодательном  бюро по связям Рейган собрал  профессиональную команду, которая  во главе с Максом Фридерсдорфом вначале чрезвычайно эффективно умела обходиться с парламентом. Удалось создать в обеих палатах независимую от партии коалицию голосования, которая поддерживала экономическую и социальную политику Рейгана, но, прежде всего, его проекты бюджета. С самого начала Рейган, и его сотрудники умело связали друг с другом прямое воздействие на Конгресс и косвенное давление на парламент посредством мобилизации общественности. Первые 6 месяцев правления Рейгана были отмечены захватывающими дух успехами в Конгрессе. Однако эта коалиция голосования распалась скоро вследствие грозящего дефицита бюджета и начинающегося глубокого экономического кризиса. Во второй срок своего президентства Рейган старался сохранить успехи голосования первых лет. В действительности Конгресс, в котором с 1986 года в обеих палатах снова большинство составляли демократы, все больше определял содержание политики. Рейган вовсе не стал самым преуспевающим законодателем после Франклина Д. Рузвельта и Линдона Б. Джонсона, как это утверждала легенда, созданная консервативными журналистами в первый год президентства Рейгана. Более того, он занимает предпоследнее место среди семи президентов с 1953 года относительно поддержки в Конгрессе.

          Больше Рейган преуспел в размещении  своих предпочитаемых кандидатов  на судейских стульях федерального  суда. Однако в силу конституционно-правового  обязательного согласия сената  при назначении судей президент  вынужден был вести очень осторожную  практику, как показало неудавшееся  выдвижение Роберта Борка в  Верховный суд. Тем не менее,  Рейгану удалось заменить новыми  лицами почти половину всех  судейских мест в окружных  и апелляционных судах, а также  3 из 9 мест в Верховном суде. Большинство  этих юристов были консерваторами, но вовсе не обязательно догматиками,  и уж тем более они не  были закоснелыми идеологически

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рейганомика и её роль в экономическом развитии США

 

 

 

 

 

        Выдвинув в качестве основной  идеи своей политики возвращение  к традиционным американским  ценностям, президент сделал акцент  на утверждение безусловного  главенства свободы частного  предпринимательства  над   всеми остальными  свободами.   Он  говорил: ”Прежде всего,  я хочу добиться того, чтобы  наша страна осталась местом, где человек может разбогатеть.  Это у нас уже есть и это  должно быть сохранено.” Так называемая  “рейганомика”, “консервативная революция”.

 

        Программа оздоровления американской  экономики, выдвинутая рейгановской администрацией в 1980 г., включала следующие основные положения:

 

1) сокращение  налогов на корпорации и личных  подоходных налогов;

 

2) ограничение  роста правительственных расходов  за счет сокращения социальных  программ;

 

3) дерегулирование предпринимательской деятельности;

 

4) проведение  жесткой кредитно-денежной политики, направленной на преодоление  инфляции.

 

       Сокращение налогов стало первым  шагом экономической политики  Рейгана. Конгрессом был принят  закон о снижении подоходных  налогов на 25 % в течение трех  лет, а также о сокращении  федеральных расходов на социальные  услуги.        Предполагалось, что в результате сокращения  налогов увеличатся инвестиции  в производство, что создаст новые  рабочие места, увеличит национальный  продукт и, следовательно, правительство  получит большой налоговый доход,  несмотря на снижение ставок  налогообложения.

 

       В области социальной политики  была выдвинута программа "нового  федерализма". Согласно этой программе  разделялись функции федеральных,  штатных и местных органов  власти. Правительства штатов должны  были взять на себя ответственность  за выполнение двух благотворительных  программ - помощь многодетным семьям  и талоны на питание, федеральное  правительство отвечало за медицинскую  помощь бедным. Остальные 44 социальные  программы были отданы в ведение  штатов, создан федеральный фонд  для их дополнительного финансирования  в течение четырех лет.

 

       К концу первого срока правления  администрации Рейгана инфляция  упала до 4 %. ФРС ослабила политику  сдерживания денежных средств.  Несколько снизились процентные  ставки, облегчив финансирование  покупок домов и автомобилей.  Безработица сократилась с 10% до 8 % рабочей силы. Вместе с тем  снижение налогов не привело  к ожидаемому росту инвестиций  в экономику, на который рассчитывали  в случае снижения инфляции. Картина  оздоровления омрачалась также  и ростом дефицита государственного  бюджета, который составил около  200 млрд.$, главным образом за счет увеличения расходов на военные цели.

 

       Основные цели внутренней политики  Рейгана - сократить сферу деятельности  федерального правительства, в  особенности в социальной области,  уменьшить подоходные налоги, увеличить  мощь вооруженных сил - оставались  неизменными и во время второго  срока его пребывания в Белом  доме.

 

Характерно, что сильнее всего сокращены, были те программы, которые касались самых бедных и хуже остальных  организованных групп населения, для  которых были отменены продовольственные  карточки и значительно сокращены  пособия для матерей-одиночек. Одновременно социальные программы, полезные для  среднего слоя, остались почти неизменными, так же как и пенсионное страхование  и связанное с ним страхование  на случай болезни. При Рейгане в  американском обществе произошла гиперполяризация между бедными и богатыми, перераспределение в пользу богатых, в то время как одновременно увеличилось число тех, кто жил ниже границы бедности. Налоговая политика стимулировала инвестиционную активность, повысила статус самых богатых американцев и дала возможность "среднему классу" улучшить свое материальное положение.

 

Но обновленная  американская экономика смогла создать  более 17 млн. рабочих мест, главным  образом в отраслях сферы услуг. Норма безработицы составила 5 %, находясь на самом низком уровне за период после 1973 г. В итоге подъема 1981-1989 гг. реальный объем ВНП и продукция производства в 1989 г. превысили максимальные уровни 1979 г. почти на 28 %. Объем личного потребления в 1989 г. на 1/3 превысил уровень 1979 г., что было связано с увеличением численности занятых.. Потребительский спрос свидетельствовал о росте доходов населения и явился стимулом хозяйственного подъема.

 

       Вместе с тем в 80-е гг. проявились  и негативные тенденции в экономическом  развитии США. В результате "рейганомики" дефицит государственного бюджета США составил .152 млрд.$, превышение расходов над доходами достигло 5 % ВНП; почти такую же долю ВНП составили расходы по обслуживанию государственного долг. За период 80-х гг. доходы самых богатых американцев, составивших 1 % от общей численности населения, почти удвоились, в то время как у 70 % американцев возросли в гораздо меньшей мере. Соединенные Штаты, имевшие в середине 60-х гг. самый высокий в мире показатель ВНП на душу населения, к 1987 г. были по этому показателю превзойдены 10 странами. Средняя заработная плата американцев к началу 90-х гг. находилась на самом низком уровне за последние 30 лет. В 1990 г. средняя часовая плата американских рабочих равнялась 14,8$. против 17,9$в Дании, 21,5 - в ФРГ и 21,9-в Швеции.

 

        Но, несмотря на это Рейгану  удалось преодолеть экономический  спад, начавшийся еще при Картере,  сократить инфляцию и безработицу,  снизить подоходный налог; ускорить  темпы подъема экономики, обуздать  забастовочное движение. Эти и  некоторые другие факторы обеспечили  ему вторичную победу на президентских  выборах в 84 году.

Информация о работе Америка в годы правления Рейгана