Америка в 
годы правления Рейгана
 
 
 
 
 
Рональд У. Рейган 
был - после Дуайта Д. Эйзенхауэра - вторым 
президентом американской послевоенной 
истории, который правил два срока и ушел 
с должности, имея высокий общественный 
авторитет. Если следовать комментариям 
некоторых журналистов, политологов и 
историков, то никакой другой президент 
после Франклина Д. Рузвельта не осуществил 
больших перемен в американской политике, 
чем он. 
 
           
Рейган и его команда отчетливо 
видели опасность, исходившую 
от собственной некомпетентности, 
и приняли соответствующие меры. 
Незадолго до того как Рейган 
въехал в Белый дом, был создан 
Институт современных исследований, 
который разработал для него 
рекомендации относительно того, 
как следует вести себя с 
прессой. Ему, прежде всего, 
советовали  свести до минимума 
контакты с ней. Кроме того, 
президент очень быстро окружил 
себя талантливыми профессионалами, 
80% которых были республиканцами.
 
          
Однако это не всегда помогало. 
Рейган довольно часто допускал 
промахи. Но в полном соответствии 
с его тезисом “Все вскоре 
забудется” такие ситуации действительно 
серьезно не влияли на симпатии 
избирателей. Опросы общественного 
мнения неизменно свидетельствовали 
о высокой оценке его деятельности  
со стороны избирателей. Да 
и как было не любить человека, 
который умел так подсластить 
пилюлю. Например, значительно сократив 
социальные расходы и тем самым, 
ухудшив положение миллионов 
людей, он ошеломил многих соотечественников, 
выражая им соболезнования по 
телефону.
 
           
Он был актером с политическими 
принципами, который умел себя 
самого и свою политику идентифицировать 
с американскими ценностями и 
традициями. К его личным качествам 
относились спокойная уверенность 
в себе и оптимизм.
 
         
Его энергичная манера и целая 
лавина кадровых и политических 
деловых решений в первые месяцы 
после избрания усилили впечатление общественности, 
что с вступлением в должность нового 
президента пришел политический поворот, 
даже разразилась "консервативная революция". 
Что, прежде всего удалось Рейгану, так 
это восстановить утерянную веру в институт 
президента как институт, в котором формируется 
и проводится национальная политика. В 
одном интервью с "Фоген" президент 
объяснил, что метод его руководства состоит 
в окружении себя выдающимися личностями, 
сохранении авторитета и невмешательстве, 
пока его политика проводится правильно. 
Действительно, президент был отключен 
от ежедневного административного хода 
событий, что сначала превосходно функционировало, 
но на втором сроке привело к скандалу 
Иран-контрас, который ясно показал, что 
президент не является больше хозяином 
Белого дома. 
 Насколько 
блестяще Рейган и его ближайшие 
советники были подготовлены 
к президентству, показала их 
кадровая политика 1980/81 года. Особое 
внимание уделялось тому, чтобы 
ниже уровня кабинета стояли посланники 
президента, которые преследовали политику 
Белого дома. Этих высокопоставленных 
чиновников, перед тем как они пошли в 
свои министерства, по-настоящему тренировали 
доверенные Рейгана. 300 важнейших кадровых 
назначений базировались на критерии 
партийной принадлежности, такого не было 
с 1960 года: более 80% всех вновь назначенных 
были республиканцами, только 3% демократами 
(среди них такая консервативная женщина, 
как посол Объединенных Наций Джин Киркпатрик). 
И в этой сфере второй срок президентства 
наметил перелом, коррупция играла все 
большую роль. До конца 1986 года более 100 
членов администрации Рейгана были уволены 
по этой причине или находились под обвинением. 
           
В первый срок пребывания в 
должности президент был окружен 
двумя кольцами советников. Внутреннее 
кольцо составляло так называемая 
тройка, а именно: Джеймс Бейкер 
как начальник штаба, Эдвард 
Миз, шеф кабинета, и Майкл Дивер, ответственный 
за связи с общественностью. Второе кольцо 
состояло из тех, кто докладывал тройке, 
но сам не имел доступа к президенту. В 
1980 году под руководством Миза было образовано 
7 комитетов кабинета, чтобы таким путем 
привязать членов кабинета к Белому дому 
и избежать ошибок администрации Картера, 
когда члены кабинета публично спорили 
друг с другом. В апреле 1985 года эти 7 комитетов 
кабинета были переоборудованы в 2, а именно: 
совет по внутренней политике и совет 
по экономической политике. Члены кабинета 
теперь, однако, все больше игнорировали 
соглашения, принятые в этих советах. Прямо 
в начале президентства Рейгана был упрощен 
бюджетный процесс внутри исполнительной 
власти, централизован и политизирован 
в ведомстве по менеджменту и бюджету 
под руководством Дэвида Стокмана. Вообще, 
административно-организационные мероприятия 
в органах исполнительной власти после 
1980-81 года были направлены на то, чтобы 
централизовать власть в Белом доме и 
программно привязать политических чиновников, 
возглавляющих учреждения. Во время второго 
срока президентства Рейгана эта концепция 
обернулась сверхцентрализацией вследствие 
того, что место тройки занял один-единственный 
человек Дональд Рейган, который был менее 
компетентен, чем его предшественники, 
и неспособен к коллективному руководству. 
Энергичная и честолюбивая первая леди 
Нэнси Рейган также явно все больше влияла 
на план-график своего мужа, при этом она 
привлекала гороскопы и доверяла советам 
астрологов. Авторитет президента и его 
института страдал из-за аферы Иран-контрас, 
краха биржи в октябре 1987 года и стремительно 
возрастающего дефицита бюджета и внешней 
торговли. Начальник штаба Дональд Рейган 
вынужден был, в конце концов, уйти в отставку, 
и был заменен политически опытным бывшим 
лидером республиканского большинства 
в сенате с Говардом Бейкером. 
        
В Белом доме в законодательном 
бюро по связям Рейган собрал 
профессиональную команду, которая 
во главе с Максом Фридерсдорфом 
вначале чрезвычайно эффективно умела 
обходиться с парламентом. Удалось создать 
в обеих палатах независимую от партии 
коалицию голосования, которая поддерживала 
экономическую и социальную политику 
Рейгана, но, прежде всего, его проекты 
бюджета. С самого начала Рейган, и его 
сотрудники умело связали друг с другом 
прямое воздействие на Конгресс и косвенное 
давление на парламент посредством мобилизации 
общественности. Первые 6 месяцев правления 
Рейгана были отмечены захватывающими 
дух успехами в Конгрессе. Однако эта коалиция 
голосования распалась скоро вследствие 
грозящего дефицита бюджета и начинающегося 
глубокого экономического кризиса. Во 
второй срок своего президентства Рейган 
старался сохранить успехи голосования 
первых лет. В действительности Конгресс, 
в котором с 1986 года в обеих палатах снова 
большинство составляли демократы, все 
больше определял содержание политики. 
Рейган вовсе не стал самым преуспевающим 
законодателем после Франклина Д. Рузвельта 
и Линдона Б. Джонсона, как это утверждала 
легенда, созданная консервативными журналистами 
в первый год президентства Рейгана. Более 
того, он занимает предпоследнее место 
среди семи президентов с 1953 года относительно 
поддержки в Конгрессе. 
          
Больше Рейган преуспел в размещении 
своих предпочитаемых кандидатов 
на судейских стульях федерального 
суда. Однако в силу конституционно-правового 
обязательного согласия сената 
при назначении судей президент 
вынужден был вести очень осторожную 
практику, как показало неудавшееся 
выдвижение Роберта Борка в 
Верховный суд. Тем не менее, 
Рейгану удалось заменить новыми 
лицами почти половину всех 
судейских мест в окружных 
и апелляционных судах, а также 
3 из 9 мест в Верховном суде. Большинство 
этих юристов были консерваторами, 
но вовсе не обязательно догматиками, 
и уж тем более они не 
были закоснелыми идеологически
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рейганомика 
и её роль в экономическом развитии США
 
 
 
 
 
        
Выдвинув в качестве основной 
идеи своей политики возвращение 
к традиционным американским 
ценностям, президент сделал акцент 
на утверждение безусловного 
главенства свободы частного 
предпринимательства  над  
всеми остальными  свободами.   
Он  говорил: ”Прежде всего, 
я хочу добиться того, чтобы 
наша страна осталась местом, 
где человек может разбогатеть. 
Это у нас уже есть и это 
должно быть сохранено.” Так называемая  
“рейганомика”, “консервативная революция”.
 
        
Программа оздоровления американской 
экономики, выдвинутая рейгановской 
администрацией в 1980 г., включала следующие 
основные положения:
 
1) сокращение 
налогов на корпорации и личных 
подоходных налогов;
 
2) ограничение 
роста правительственных расходов 
за счет сокращения социальных 
программ;
 
3) дерегулирование 
предпринимательской деятельности;
 
4) проведение 
жесткой кредитно-денежной политики, 
направленной на преодоление 
инфляции.
 
       
Сокращение налогов стало первым 
шагом экономической политики 
Рейгана. Конгрессом был принят 
закон о снижении подоходных 
налогов на 25 % в течение трех 
лет, а также о сокращении 
федеральных расходов на социальные 
услуги.        Предполагалось, 
что в результате сокращения 
налогов увеличатся инвестиции 
в производство, что создаст новые 
рабочие места, увеличит национальный 
продукт и, следовательно, правительство 
получит большой налоговый доход, 
несмотря на снижение ставок 
налогообложения.
 
       
В области социальной политики 
была выдвинута программа "нового 
федерализма". Согласно этой программе 
разделялись функции федеральных, 
штатных и местных органов 
власти. Правительства штатов должны 
были взять на себя ответственность 
за выполнение двух благотворительных 
программ - помощь многодетным семьям 
и талоны на питание, федеральное 
правительство отвечало за медицинскую 
помощь бедным. Остальные 44 социальные 
программы были отданы в ведение 
штатов, создан федеральный фонд 
для их дополнительного финансирования 
в течение четырех лет.
 
       
К концу первого срока правления 
администрации Рейгана инфляция 
упала до 4 %. ФРС ослабила политику 
сдерживания денежных средств. 
Несколько снизились процентные 
ставки, облегчив финансирование 
покупок домов и автомобилей. 
Безработица сократилась с 10% 
до 8 % рабочей силы. Вместе с тем 
снижение налогов не привело 
к ожидаемому росту инвестиций 
в экономику, на который рассчитывали 
в случае снижения инфляции. Картина 
оздоровления омрачалась также 
и ростом дефицита государственного 
бюджета, который составил около 
200 млрд.$, главным образом за счет увеличения 
расходов на военные цели.
 
       
Основные цели внутренней политики 
Рейгана - сократить сферу деятельности 
федерального правительства, в 
особенности в социальной области, 
уменьшить подоходные налоги, увеличить 
мощь вооруженных сил - оставались 
неизменными и во время второго 
срока его пребывания в Белом 
доме.
 
Характерно, 
что сильнее всего сокращены, 
были те программы, которые касались 
самых бедных и хуже остальных 
организованных групп населения, для 
которых были отменены продовольственные 
карточки и значительно сокращены 
пособия для матерей-одиночек. Одновременно 
социальные программы, полезные для 
среднего слоя, остались почти неизменными, 
так же как и пенсионное страхование 
и связанное с ним страхование 
на случай болезни. При Рейгане в 
американском обществе произошла гиперполяризация 
между бедными и богатыми, перераспределение 
в пользу богатых, в то время как одновременно 
увеличилось число тех, кто жил ниже границы 
бедности. Налоговая политика стимулировала 
инвестиционную активность, повысила 
статус самых богатых американцев и дала 
возможность "среднему классу" улучшить 
свое материальное положение.
 
Но обновленная 
американская экономика смогла создать 
более 17 млн. рабочих мест, главным 
образом в отраслях сферы услуг. 
Норма безработицы составила 5 %, находясь 
на самом низком уровне за период после 
1973 г. В итоге подъема 1981-1989 гг. реальный 
объем ВНП и продукция производства в 
1989 г. превысили максимальные уровни 1979 
г. почти на 28 %. Объем личного потребления 
в 1989 г. на 1/3 превысил уровень 1979 г., что 
было связано с увеличением численности 
занятых.. Потребительский спрос свидетельствовал 
о росте доходов населения и явился стимулом 
хозяйственного подъема.
 
       
Вместе с тем в 80-е гг. проявились 
и негативные тенденции в экономическом 
развитии США. В результате "рейганомики" 
дефицит государственного бюджета США 
составил .152 млрд.$, превышение расходов 
над доходами достигло 5 % ВНП; почти такую 
же долю ВНП составили расходы по обслуживанию 
государственного долг. За период 80-х гг. 
доходы самых богатых американцев, составивших 
1 % от общей численности населения, почти 
удвоились, в то время как у 70 % американцев 
возросли в гораздо меньшей мере. Соединенные 
Штаты, имевшие в середине 60-х гг. самый 
высокий в мире показатель ВНП на душу 
населения, к 1987 г. были по этому показателю 
превзойдены 10 странами. Средняя заработная 
плата американцев к началу 90-х гг. находилась 
на самом низком уровне за последние 30 
лет. В 1990 г. средняя часовая плата американских 
рабочих равнялась 14,8$. против 17,9$в Дании, 
21,5 - в ФРГ и 21,9-в Швеции.
 
        
Но, несмотря на это Рейгану 
удалось преодолеть экономический 
спад, начавшийся еще при Картере, 
сократить инфляцию и безработицу, 
снизить подоходный налог; ускорить 
темпы подъема экономики, обуздать 
забастовочное движение. Эти и 
некоторые другие факторы обеспечили 
ему вторичную победу на президентских 
выборах в 84 году.