Алихан Букейханов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:41, реферат

Описание работы

Принадлежал к потомкам казахских "чингизидов" торе. Окончил Омское техническое училище, затем экономический факультет Петербургского лесотехнического института.
Относил себя к «западническому направлению» общественного движения казахской интеллигенции, которая «видит будущее киргизской степи в сознательном претворении западной культуры — в самом широком смысле этого слова» и «возьмёт за образец… в частности, Партию Народной Свободы» («Киргизы», в книге: Формы национального движения в современных государствах, СПб., 1910, с. 599).

Файлы: 1 файл

Алихан Букейханов.docx

— 55.45 Кб (Скачать файл)

Анализ политической деятельности Алихана Букейханова  в период 1905-1913 годов, его политические взгляды этого периода дают возможность  сделать ряд методологически  важных выводов, способствующих воссозданию  картины общественно-политического  развития Казахстана в начале века. 
1. Именно в рассматриваемый период политические взгляды А. Букейханова, окончательно оформившись, способствуют четко выраженной политической деятельности. 
2. Деятельность А. Букейханова оказала немалое влияние на процесс консолидации разных течений национально-освободительного движения. 
В этот период ярко выразились такие черты Букейханова - политика, как умение объединить людей противоположных взглядов, аргументировано и последовательно отстаивать свою позицию, сохраняя способность к компромиссу.  
3. Букейханову в этот период были свойственны иллюзии относительно возможности изменения положения казахов в рамках существующего монархического строя путем конституционных методов борьбы. 
4. Политические взгляды А. Букейханова получили отражение, в основном, в русской периодике. Печатная полемика с представителями реакции ускорила процесс дифференциации общественной мысли, явилась важным фактором нарастающего национально-освободительного движения.  
          В 1910-1914 годах Букейханов пишет ряд научных статей в "Новом энциклопедическом словаре", в сборнике "Формы национального движения в современных государствах" статью "Казахи".

 

 Крупной вехой в  стремлении разбудить национальное самосознание казахов и организации  среди них учебно-просветительской деятельности стало издание газеты "Казах", в чем приняли участие  наряду с А.Букейхановым, А.Байтурсынов  и М.Дулатов. Это было замечательное  трио, обозначившее рождение демократической, патриотической и прогрессивной  казахской интеллигенции. Под псевдонимом "Кыр баласы" ("Сын степей", "Степняк") он опубликовал в газете "Казак" статьи "Думские партии", "Дума и казахи", "Август Бебель".

 

 В 1916 году Букейханов возглавил отделение отсталых народов  всероссийского земского съезда. Идея земства как широкого местного самоуправления, существующего наряду с центральной  властью и ее существенным образом  дополняющая, - важный элемент политической программы Букейханова.

Вступив в партию кадетов и имея большой авторитет  в ней , А.Н. Букейханов считал, что  именно с кадетами ему удается  достичь своих целей: вместе с  Россией и под ее патронажем добиться автономии Казахстана, включающий в  себя собственный парламент, самоуправление, т.е. право на управления финансами  и наличие собственного законодательства и ряда других атрибутов самостоятельной  государственности.  
         Февральская революция «была правильно понята и с радостью встречена киргизами, потому что, во- первых, она освободила их от гнёта и насилия царского правительства, и во-вторых, укрепила у них надежду осуществить свою заветную мечту – управляться самостоятельно»- писал соратник Ахмет Байтурсынов. О полной поддержке Временного правительства как легитимного органа государственного управления заявили газета «Казах», казахские комитеты, представляющие в тот период органы национального самоуправления. А. Букейханов приступает к выполнению обязанностей комиссара Временного правительства в Тургайской области. Весной и летом 1917 года прошли областные казахские съезды, которые сформировали политические и социально экономические требования казахского народа. 
           В июле 1917 года пути А. Букейханов и партии кадетов и разошлись после февральской революции, поскольку он перестал находить поддержку среди них в самом главном вопросе - предоставление автономии казахскому народу, а также по другим принципиальным вопросам (взаимоотношение государства и церкви, в несогласие стремлении кадетами, сохранить частную собственность на землю). Свои мотивы он изложил в статье "Почему я вышел из партии кадетов", отметив в качестве сути расхождений стремление товарищей по партии "сохранить империю при существующих границах".  
           Самоопределившись, А. Н. Букейханов создает национальную политическую партию "Алаш", идейные предпосылки которой были заложены газетой "Казах", выходившей с 1913 года. В декабре 1917 года по инициативе А. Букейханова на Всеказахском учредительном курултае была провозглашена "Алаш-орда", т. е. автономия казахов.

Съезд по докладу  Букейханова единогласно постановил: "…имея в виду, что... Российская Республика лишилась власти, пользующейся доверием народа и моральным авторитетом, что возможно возникновение гражданской  войны, что анархия угрожает опасностью жизни и имуществу казахско - киргизского  народа»", образовать территориально-национальную автономию областей, "представляющих сплошную территорию с господствующим населением казахско-киргизского единого  происхождения, единой культуры, истории  и единого языка", назвав её "Алаш", гарантировать права национальных меньшинств и пропорциональное представительство  во всех учреждениях автономии. Был образован Всекиргизский (Всеказахский) Народный Совет Алаш-Орда из 25 человек. 10 мест в нём отводилось русским и другим народам, живущим среди киргизов (казахов). Букейханов голосовал против немедленного объявления автономии, за провозглашение её "по выяснении отношения некиргизского населения степных областей к Киргизско-Казахской автономии", доказывал, что "обособляться... политически и взять самостоятельный курс чисто автономного управления было бы нецелесообразно". Из 3 кандидатур избран председателем Всекиргизского (Всеказахского) Народного Совета Алаш-Орда.*

В гражданской войне, развязанной большевиками, А.Н.Букейханов и алаш-ординцы были по "ту сторону  баррикад" вместе с сибирскими правителями  почти до конца 1919 года, когда они  оказались один на один с упрочившей свои позиции новой властью. Алаш-ординцам пришлось пойти на единственно приемлемое, хотя и чрезвычайно тяжелое решение - войти в соглашение с идейными и политическими противниками в  обмен на декларативное обещание сохранения национальной автономии. Лично  А.Н.Букейханов вынужден был в этих условиях отказаться от активной политической и государственной деятельности. Он считал противозаконной и террористической акцию Ленина и большевиков по вооруженному захвату власти. С ее осуждением он выступил в статье "Общесибирский  съезд", опубликованной в 1917 году в  газете «Сарыарка». Поскольку идея автономии не отвергалась Советской  властью, А Букейханов счел для себя возможным на легальной основе работать в сфере культуры. Платформа марксизма  и экономического материализма, казалось ему, давала условия для критического подхода к национальной политике, прикрытой фразами о пролетарском интернационализме, а на самом деле - имперской, русификаторской, и к  методам насильственно-репрессивного  насаждения социализма. Но даже сугубо культурническая деятельность А. Букейхана  и других интеллектуалов, поднявшихся  на гребне роста национального самосознания, была расценена не просто как оппозиция  и инакомыслие, а как "контрреволюционная борьба против советской власти".

* "Алаш-Орда", Сборник документов, Кзыл-Орда, 1929, с. 50, 51 – 52, 53, 56.

 

   27 сентября 1937 года  военной коллегией Верховного  суда СССР Алихан Букейханов  был осуждён по обвинению в  принадлежности к террористической  организации и в тот же день  расстрелян. Реабилитирован он в  1989.

 

 Поскольку связь  с "Алаш-Ордой" была одним из стандартных  обвинений сталинского режима против интеллектуальной элиты казахского народа есть необходимость в пояснениях. Исторический термин "Алаш" был  общим именем для тех древних  родов, которые впоследствии получили этноним "Казах". Этим именем названа  была партия, образованная по инициативе видного казахского политического  деятеля Алихана Букейханова  и ставившая себе целью достижение независимости казахов на уровне автономии в рамках России. В основе программы партии "Алаш" было провозглашено  первое самостоятельное государство  в 1918 году, которое вначале ввиду  имперской политики большевиков  вошло с ними в конфликт. Достигнутый  между большевиками и "Алаш-ордой" компромисс был большевиками попран впоследствии, а лозунг "алаш-ординец-националист, враг народа" стал основой тотальных репрессий против тех, кто составлял "мозг нации". 
           Самое принципиальное в политическом наследии А.Букейханова – идея национально-государственного самоопределения, она была выношена им и его соратниками, которые отдали все силы на ее претворение, провозгласив в декабре 1917 года государство "Алаш-Орда", и в конечном счете поплатившись за это собственной жизнью. В первом десятилетии XX в. в общем контексте развития национально-освободительного движения в России и повсеместной политизации общественных настроений на территории страны было положено начало формированию новой генерации политической элиты кочевого общества казахов - группы европейски образованных казахских интеллигентов-маргиналов, осознанно вступивших в оппозицию к колониальному режиму с позиций модернистской политической платформы и при активной поддержке значительной части своего народа. Появление этой элиты на политической сцене региона было подготовлено "Казахским интеллектуальным ренессансом" периода последней четверти XIX - начала XX вв., когда на фоне резкого повышения престижа европейского светского образования и вестернизированной городской субкультуры среди традиционной правящей верхушки казахов, "дети" прежней государствленной степной элиты - (сыновья, внуки и правнуки бывших "старших султанов", "султанов-правителей", самопровозглашенных ханов-протестантов, некогда выступавших против колониальной политики царизма; волостных управителей, биев и батыров), получившие солидную общеобразовательную подготовку в высших и средних специальных учебных заведениях России, стали интенсивно осваивать интеллектуальные профессии и вливаться в разные административно-управленческие и культурно-просветительские учреждения края. Свыше половины этой категории лиц составляли выходцы из привилегированного сословия чингизидов, среди всех остальных социальных групп казахской интеллигенции той эпохи заметно преобладали представители традиционной знати "черной кости", в том числе потомки многих знатных биев и батыров. Эта тонкая интеллектуальная прослойка казахского общества, насчитывавшая всего только несколько сотен казахов, унаследовала по различным каналам от своего аграрного окружения некоторые традиционные элементы "кочевого менталитета", но вместе с тем глубоко впитала в свой духовно-интеллектуальный мир многие базовые ценности европейской урбанистической культуры, составившие системообразующую основу ее корпоративных идейных воззрений и ценностных ориентации в социально-политической сфере. Именно из этой немногочисленной, но чрезвычайно яркой и многообещающей "аристократии духа" рекрутировалась в период с 1905 по 1920 гг. первая казахская контр-элита, политические устремления которой получили наиболее концентрированное выражение в программных документах и практической деятельности национально-либеральной партии "Алаш" и персональных биографиях основных лидеров алашского движения Алихана Букейханова, Ахмета Байтурсынова, Миржакыпа Дулатова и некоторых других интеллектуалов. Выдвигая в своей политической платформе задачу скорейшего достижения ограниченного национально-государственного суверенитета Казахстана по отношению к России, данная контрэлита получила широкую социальную поддержку со стороны казахского народа. Однако ее концептуальные установки относительно конкретного социально-экономического и политического наполнения будущего казахского автономизма, постулировавшие идею частной собственности, свободного предпринимательства и рыночных отношений, развития демократических институтов и учреждений, не встретили достаточно адекватного отношения к себе со стороны кочевого аграрного населения региона. Алашское интеллектуальное меньшинство в той или иной степени разделяло идеалы и ценности сторонников модернизации и западных форм трансформации традиционной культуры, тогда как подавляющее большинство всех остальных кочевников, являвшихся носителями групповых воззрений и идеалов, оставались приверженцами сложившихся культурных традиций и социальных отношений. 
            Этот немаловажный межцивилизованный барьер, стал одним из многих факторов, не позволивших в начале XX века реализоваться в социально-политическом пространстве Казахстана либерально-демократической инлеллигенции. 
             Годы независимости Казахстана - результат не только многовековой истории борьбы народа за свободу и самостоятельный путь развития, но и итог никогда не прекращавшейся деятельности национальной интеллектуальной элиты. В начале века Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов и их сподвижники создали партию “Алаш”, программа которой предусматривала многое из того, что мы осуществили сегодня. Почти сто лет назад в Уральске состоялся делегатский съезд пяти областей, на котором была образована Конституционно-демократическая партия. Практически одновременно она объявила себя филиалом Конституционно-демократической партии России в Казахстане, а ее лидер Алихан Букейханов был избран членом ЦК этой партии Казахские конституционные демократы - кадеты, как их тогда называли, в своей программе предлагали осуществлять законодательную власть через Думу и ввести в стране институт президентства. Правом участия в выборах наделялись все граждане, независимо от происхождения, национальности, вероисповедания и пола. Выборы делегатов должны были производиться прямым, равным и тайным голосованием. 
             Но единственное, чем были удостоены эти, без всяких скидок, выдающиеся люди в советской историографии, - это ярлыком националистов.

 

Труды

  • Букейханов А. Киргизы.Формы национального движения в современных государствах. ( Под ред.А.И.Костелянского), СПб, 1910.
  • Kazakh on Russians before 1917. A Bukeykhanov, M. Dulatov, A, Baytursun, T, Ryskulov //Society for Central Asian Studies. Reprint series. No. 5.-Oxford, 1985.
  • Букейханов А. Шыгармалары (Сочинения). - Алматы: Жалын, 1994.
  • Букейханов А. Шыгармалары. - Алматы: Казак энциклопедиясы, 1995.
 

 

Список  использованной литературы:

1.     Формы национального движения в современных государствах, СПб., 1910.

2.     Алаш-Орда: Сб.док./ Сост. Мартыненко Н., Алма-Ата, 1992.

3.     Букейхан А. Избранное., Алмата, 1995.

4.     История Казахстана в лицах: Полит. портреты. Вып. 1./ Под ред. В.К. Григорьева и А.К. Кусаинова. Акмола,1993.

5.     Кул-Мухаммед М. Формирование и развитие гоударственно – правовых идей лидеров Алаш-Орды. Алматы: Атамура, 1999.

6.     Аккулыулы С. Алихан Букейхан // Простор, 1993, №10.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Алихан Букейханов незадолго до начала репрессий и  незадолго до расстрела

 
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ  КАЗАХСТАН

 
 
 

Реферат

На  тему: «А.Букейханов – общественно  – политический деятель  и ученый»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Подготовил(а):

        Проверил(а):

Информация о работе Алихан Букейханов