Алхимия в средневековой Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 19:05, реферат

Описание работы

Слово Алхимия (позднелатинское alchemia, alchimia, alchymia) восходит через арабское к греческому chemeia от cheo — лью, отливаю, что указывает на связь алхимии с искусством плавки и литья металлов. Другое толкование — от египетского иероглифа «хми», означавшего черную (плодородную) землю, в противовес бесплодным пескам. Этим иероглифом обозначался Египет, место, где, возможно, возникла алхимия, которую часто называли «египетским искусством». Впервые термин «алхимия» встречается в рукописи Юлия Фирмика, астролога 4 века.

Содержание работы

Введение. 3
Алхимия в средневековой Европе. 4
Заключение. 15
Список использованной литературы. 16

Файлы: 1 файл

Алхимия.docx

— 36.53 Кб (Скачать файл)

Это приводит к темной ночи души, о которой говорят мистики, в ней пассивный и активный принципы кажутся уничтоженными  и человек оказывается полностью  брошенным. Из этого отчаяния возникает  откровение о необходимости проявления принципа любви, а не силы, и за этим следует объединение двух принципов: красного короля и белой королевы, чье потомство рождается из воды и духа.

Медитация является обычной  духовной практикой, сопровождающей каждую стадию этого символического процесса. Это андрогинный принцип, содержащий в себе семена всех вещей. Евгений  Филалет и др. называют его Светом, преображающим материю. Исходя из идеи физической трансмутации металлов, алхимия ищет духовный принцип, управляющий материей.

Хорошо отработанная система  аналогий позволила алхимии до наших  дней занимать одно из ведущих мест в модусе символического мышления, став универсальным языком современной  литературы, театра, мистицизма.

В алхимии неразрывно соединились  разнообразные проявления творческой деятельности средневекового человека. В связи с этим иносказательность  многих алхимических трактатов может  быть объяснена тем, что в них  органически слились естественнонаучные и художественные представления  о мире (таковы алхимические стихи  классика английской литературы XIV века Дж. Чосера и т.д.). Кроме того, деятельность алхимика - ещё и философско-теологическое творчество, причём такое, в котором проявлялись как языческие, так и христианские её истоки. Именно поэтому оказалось так, что там, где алхимия христианизирована (белая магия), этот род деятельности легализуется христианской идеологией. Там же, где алхимия выступает в своём дохристианском качестве (чёрная магия), она признаётся неофициальным, а потому запретным делом. Это во многом объясняет трагическую участь некоторых европейских алхимиков (например, Роджера Бэкона, алхимика Александра Сетона Космополита и др.). Таким образом, в европейской алхимии могли сочетаться теоретик-экспериментатор и практик-ремесленник, поэт и художник, схоласт и мистик, теолог и философ, маг-чернокнижник и правоверный христианин. Такой взгляд на алхимию позволяет понять её как явление, сосредоточившее в себе многие особенности уклада древних, темных и средних веков.

Герметизм, религиозно-философское течение эпохи эллинизма, сочетавшее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии, египетской алхимии. Представлен значительным числом сочинений, приписывавшихся Гермесу Трисмегисту (так называемый «Герметический корпус», 2-3 вв.). В расширительном смысле — комплекс оккультных наук (магия, астрология, алхимия). Традиция герметизма получила продолжение в европейском Ренессансе (М. Фичино, Дж. Пико делла Мирандола), у К. Агриппы, Парацельса, повлияла на Дж. Бруно и И. Ньютона.

Эликсир (от араб. аль-иксир — философский камень), жизненный эликсир — у средневековых алхимиков фантастический напиток, продлевающий жизнь, сохраняющий молодость.

Гомункулус (лат. homunculus — человечек), по представлениям средневековых алхимиков, существо, подобное человеку, которое можно получить искусственно (в пробирке). Анималькулисты считали, что гомункулус — маленький человечек, заключенный в сперматозоиде, и при попадании в материнский организм лишь увеличивается в размерах.

Панацея, у алхимиков лекарство, якобы исцеляющее от всех болезней [ по имени древнегреческой богини Панакии (Panakeia — всеисцеляющая)].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Искусственное получение  золота или серебра было для науки  того времени просто практической задачей. Исходная же теоретическая посылка  алхимии - идея о единой природе вещества и всеобщей его превращаемости.

В алхимии неразрывно соединились  разнообразные проявления творческой деятельности средневекового человека. В связи с этим иносказательность  многих алхимических трактатов может  быть объяснена тем, что в них  органически слились естественнонаучные и художественные представления  о мире (таковы алхимические стихи  классика английской литературы XIV века Дж. Чосера и т.д.). Кроме того, деятельность алхимика - ещё и философско-теологическое творчество, причём такое, в котором проявлялись как языческие, так и христианские её истоки. Именно поэтому оказалось так, что там, где алхимия христианизирована (белая магия), этот род деятельности легализуется христианской идеологией. Там же, где алхимия выступает в своём дохристианском качестве (чёрная магия), она признаётся неофициальным, а потому запретным делом. Это во многом объясняет трагическую участь некоторых европейских алхимиков (например, Роджера Бэкона, алхимика Александра Сетона Космополита и др.). Таким образом, в европейской алхимии могли сочетаться теоретик-экспериментатор и практик-ремесленник, поэт и художник, схоласт и мистик, теолог и философ, маг-чернокнижник и правоверный христианин. Такой взгляд на алхимию позволяет понять её как явление, сосредоточившее в себе многие особенности уклада древних, темных и средних веков.

 

Список использованной литературы

 

  1. Книга алхимии. История, символы, практика. - М.,Амфора, 2006
  2. Джуа Микеле. История химии - М., Мир 1996 г
  3. Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII - XIX вв. - М.,Канон, 1999
  4. В.Л.Рабинович. Алхимия - как феномен средневековой культуры. - М.,1975
  5. Сайт http://smallbay.ru/alchemia.html
  6. Сайт http://physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Sketch_1.html
  7. В.Л.Рабинович. Алхимия - как феномен средневековой культуры. - М.,1975

 


Информация о работе Алхимия в средневековой Европе