Александр III

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 10:06, реферат

Описание работы

Великий князь Александр Александрович Романов был вторым из шести сыновей Александра II (Николай, Александр, Владимир, Алексей, Сергей и Павел). Он родился 26 февраля 1845 г. и не являлся наследником престола.
Ни в детстве, ни в юности Александр Александрович не проявлял никаких особых талантов, которые бы позволили говорить о нем как о будущем великом государственном уме.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Начало правления Александра III…………………..5
2. Контрреформы Александра III……………………...6
3. Итоги правления……………………………………11
Заключение……………………………………………14
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

Реферат алек. 3.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

  На тему: Александр III

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1. Начало правления Александра III…………………..5

2. Контрреформы Александра III……………………...6

3. Итоги правления……………………………………11

Заключение……………………………………………14

Список литературы……………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Великий князь Александр Александрович Романов был вторым из шести сыновей Александра II (Николай, Александр, Владимир, Алексей, Сергей и Павел). Он родился 26 февраля 1845 г. и не являлся наследником престола.

Ни в детстве, ни в юности Александр Александрович не проявлял никаких особых талантов, которые бы позволили говорить о нем как о будущем великом государственном уме. Его можно назвать обыкновенным, даже слишком обыкновенным ребенком, и положение, на мой взгляд, усугублялось тем, что ко второму сыну императора не предъявлялось особых требований; в тени цесаревича Александру позволяли расти, не развивая своих задатков.

В юности Александра увлекало военное дело и занимательное чтение. Однако, если судить по подбору педагогов, курс наук ему был прочитан солидный. На раннем этапе обучения историю, географию, русский и немецкий языки ему с братом преподавал академик Я. К. Грот. Курс юридических и политических наук вели профессора Петербургского и Московского университетов, в том числе известный юрист К. П. Победоносцев, ставший на долгие годы наставником великого князя, а затем и императора Александра Александровича. Среди педагогов были историк С. М. Соловьев и военный теоретик генерал М. А. Драгомиров. От природы Александр, по словам С. Ю. Витте, «обладал обыденным умом» и способностями «ниже среднего» уровня. Однако он имел «громадный характер, прекрасное сердце и, вместе с тем, твердость», переходящую подчас в упрямство.

В 1865 году в Ницце умер двадцатидвухлетний старший сын Александра II, великий князь и наследник-цесаревич Николай, и его право на российский престол перешло к Александру Александровичу. Вместе с этим высоким правом он унаследовал от покойного брата и руку его невесты, датской принцессы Дагмары, которая в 1866 году под именем Марии Федоровны стала его супругой. Брак, заключенный при столь трагических обстоятельствах, тем не менее оказался окрашен большой любовью.

Примерно с этого же времени отец начал приобщать Александра к важным государственным делам. Цесаревич участвовал в заседаниях Государственного совета и Комитета министров, в 1868 году возглавлял комитет по распределению пособий нуждающимся после сильного голода в некоторых губерниях. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов наследник престола участвовал в боевых действиях, командуя отдельным сорокатысячным Рущукским корпусом.

1 марта 1881 года, после убийства террористами императора Александра II, на престол вступил его сын Александр III. Выросший в офицерской среде, Александр был надменным и грубым, к людям он относился как к подчиненным ему солдатам. Он не получил того образования, которое считалось необходимым наследнику престола. Воспитателем Александра III был теоретик самодержавия, обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев, который первое время после восшествия на престол своего воспитанника был самым влиятельным лицом в правительстве. Взойдя на престол, он поставил своей задачей закончит реформы Александра II. Император обладал огромной работоспособностью и необычайной физической силой. В отличие от отца Александр III не был храбрым человеком. Боясь покушений, он удалился в Гатчину, во дворец своего прадеда Павла I, спланированный как старинный замок, окруженный рвами и защищенный сторожевыми башнями. В условиях развивающегося капитализма Александр III, выражая интересы наиболее консервативных кругов дворянства, сохранял помещичий уклад жизни. Однако в области экономической политики император вынужден был считаться с ростом капиталистических элементов в стране.

Александр III скончался осенью 1894 года от болезни почек, усилившейся из-за ушибов, полученных во время железнодорожной катастрофы под Харьковом, и постоянного неумеренного употребления спиртного. Он похоронен в Петропавловском соборе.

 

1.   Начало правления Александра III

Александр Александрович, второй сын императора Александра II и его супруги императрицы Марии Александровны, вступил на престол 2 марта 1881 года. Александр III короновался 15 марта 1881 года в Успенском соборе Московского Кремля.

Новый правительственный курс видимым образом отличался от реформаторской деятельности Александра II и его ближайшего окружения — либерально настроенных министров. На смену последним пришли Д.А. Толстой, К.П. Победоносцев, С.Г. Строганов, В.П. Мещерский, ставший ближайшим советником Александра III. Это были люди с иным складом ума, другими взглядами на пути развития России и роль государства. Подобная замена ключевых фигур в правительстве означала решительный отход от прежнего курса правления.

Правления Александра III характеризовалось ужесточением административно-полицейских репрессий и цензуры (Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия, 1881; Временные правила о печати, 1882). К середине 1880-х годов правительству путем репрессий удалось подавить революционное движение, прежде всего «Народную волю». В то же время был принят ряд мер, облегчающих материальное положение народа и смягчающих социальную напряженность в обществе (введение обязательного выкупа и снижение выкупных платежей, учреждение Крестьянского поземельного банка, введение фабричной инспекции, поэтапна отмена подушной подати и др.).
Преемник Лорис-Меликова на посту министра внутренних дел Н. П. Игнатьев попытался увенчать политику «народного самодержавия» созывом всесословного Земского собора, однако против этого резко выступили Катков и Победоносцев. В мае 1882 Александр III заменил Игнатьева Д. А. Толстым — убежденным сторонником реакционно-охранительной политики.

      Больших успехов при Александре III достигла индустриализация  страны. Одновременно с этим появилось первое рабочее законодательство.    Общему  прогрессу  в  стране  содействовало  железнодорожное   строительство. Особое значение имела постройка Великого Сибирского пути,  начатая при Александре III. До этого связь с Сибирью поддерживалась  грунтовой дорогой, которой можно было пользоваться лишь несколько месяцев  в году. Постройка же сибирской железной дороги значительно ускорила освоение русскими пустых пространств Сибири и имела  огромное  стратегическое значение. Для укрепления Дальнего Востока и для выхода к  Тихому  океану эта железная дорога явилась необходимым условием. По длине и технической трудности постройки эта дорога не имеет себе равных в мире.    Для осуществления всех своих мер Александр III стремился к миру.  Это привело монархическую Россию к сближению с республиканской Францией.  За 13 лет правления Александра III Россия не участвовала ни в одной  войне. Благодаря русскому царю эти 13 лет явились одними из самых  спокойных  и мирных в истории Европы. За поддержание мира Александр  III  был  назван "Миротворцем".  

 

 

2.   Контрреформы Александра III

        При  поддержке Александра III Толстой и его преемник И.Н. Дурново проводили политику контрреформ, которые ограничивали либеральные преобразования 1860-70-х годов. Университетский устав 1884 урезал автономию высшей школы. Затруднялось поступление в гимназии детей из низших сословий. Крестьянское самоуправление с 1889 было подчинено земским начальникам – чиновникам из местных помещиков, соединявших в своих руках судебную и административную власть. Земское и городовое положения ужесточили контроль над местным самоуправлением, ограничили права избирателей из низших слоев общества.

Рассмотрим теперь подробнее наиболее крупные контрреформы:

ЗЕМСТВО

   В 1864 г. началось создание земских учреждений. Это означало возрождение древнего земства с его идеей народного представительства и независимыми от центральной власти органами самоуправления. Роль последних была сведена на нет ещё на исходе XVII в.. По новому «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» 1880 г. земство было преобразовано. Дворянство получило возможность избирать большую часть выборных земских деятелей – гласных (около 57%). Имущественный ценз (минимальный уровень доходов, дающий право представителю того или иного сословия участвовать в деятельности земских учреждений) понижался до дворян и повышался для городского населения. Крестьяне вообще потеряли право выбирать гласных, так как теперь их назначал губернатор из среды крестьянских выборщиков – лиц, уполномоченных крестьянскими обществами участвовать в выборах. Вновь избранные земские гласные утверждались губернатором, что ставило земские учреждения под жёсткий контроль государства. Фактически это перечёркивало главную идею земства – независимость от органов государственной власти и царя в решении вопросов местного самоуправления. Смысл земской контрреформы состоял в том, чтобы свести на нет возможность участия в работе земских органов «случайных» (нежелательных для режима) людей, увеличить представительство дворян – опоры трона и в конечном итоге сделать земства лояльными по отношению к самодержавной власти. Во всех этих мерах отразилось противостояние царя и дворянства демократическому русскому земству («земле», «люду») – противостояние, уходящее в самую глубь российской истории.

ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Городская контрреформа преследовала точно такие же цели, как и

земская: ослабить выборное начало, сузить круг вопросов, решаемых органами государственного самоуправления, и расширить сферу правительственных полномочий. Согласно новому городовому положению 1892 г., имущественный ценз, дававший право участвовать в выборах, повышался. В результате число избирателей в Москве, например, сократилось в три раза. Из законодательства изымалось положение о том, что городские думы и управы действуют самостоятельно. Закреплялось вмешательство царской администрации в их дела. Правительство получало право не утверждать официально избранного городского голову – председателя городской думы. Количество заседаний последней ограничивалось. Таким образом, городское самоуправление было по сути дела превращено в разновидность государственной службы.

СУД

          Судебная реформа России – наиболее удачное детище отстраненных от власти реформаторов – не потерпела в это время каких-либо значительных изменений. Судебные уставы 1864 г. продолжали успешно действовать. Однако в судопроизводстве по политическим делам гласность ограничивалась: публикации отчётов о политических процессах запрещались. Из ведения суда присяжных были изъяты все дела а насильственных действиях против должностных лиц. Существенные изменения произошли в низовых судебных органах. Мировые судьи, которые помимо разбора мелких дел решали спорные вопросы между крестьянами и помещиками, были в основном ликвидированы. Сохранились они только в трёх крупных городах – Москве, Петербурге и Одессе. Мировые судьи заменялись земскими участковыми начальниками, должности которых предоставлялись исключительно дворянам с высоким имущественным цензом. В отличие от мирового суда, на который возлагалось достижение согласия между крестьянами и помещиками, земские начальники все спорные вопросы решали единолично, с оглядкой на местную государственную администрацию.

ОБРАЗОВАНИЕ

Поскольку студенчество считалось главным источником вольнодумства, рассадником республиканских и идей и всякого рода смуты, российские университеты стали одной из первых жертв охранительного курса. Новый университетский устав 1884 г. упразднял их автономию. Был ликвидирован университетский суд, запрещены любые студенческие объединения. Преподаватели, избранные учёными советами, обязательно утверждались в должности министром просвещения. Всей университетской жизнью теперь руководил государственный чиновник – попечитель учебного округа: он назначал деканов (одна из высших выборных должностей университета), обладал правом созывать учёный совет, присутствовать на его заседаниях, наблюдать за преподавателем. Государство не забыло напомнить студентам и об «обязанности по выполнению воинского долга»: льготы по призыву в армию для лиц, имеющих высшее образование, были ограничены, а минимальный срок военной службы увеличен. Вдохновителю и главному организатору контрреформ в сфере образования графу И.Д. Делянову (1818-1897), министру народного просвещения с 1882 г., принадлежит и авторство печально знаменитого циркуляра «о кухаркиных детях». В этом документе рекомендовалось ограничить поступление в гимназии и прогимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких торговых лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одарённых необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». В средние и высшие учебные заведения сокращался приём лиц еврейской национальности. Каких-либо реальных последствий циркуляр, впрочем, так и не возымел, оставшись в истории российского образования примером исключительной ограниченности государственных чиновников. 1884 год был ознаменован введением нового университетского устава военные гимназии преобразовывались в кадетские корпуса. С отставкой министра внутренних дел графа Н.И. Игнатьева (1882 г.) и назначением на этот пост графа Д.А. Толстого начался период открытой реакции.

ПЕЧАТЬ

Первый опыт свободы слова прервался после утверждения в августе 1882 г. новых «Временных правил о печати» (которые стали постоянными). Администрация получила право закрывать любые газеты и журналы, лишать издателей и редакторов права на продолжение профессиональной деятельности. Редакция обязывалась раскрывать псевдонимы своих авторов по требованию властей. Усилилась цензура. В соответствии с новым законодательством в 1884 г. Прекратил существование ненавистный правительству журнал «Отечественные записки», редактором которого был М.Е. Салтыков-Щедрин. Зато процветала газета М.Н. Каткова (1818-1887) «Московские ведомости». Именно на 80-е гг. приходится заключительный период деятельности этого известного русского публициста, в своё время слывшего либералом и много сделавшего для расширения круг дозволенных к обсуждению в печати вопросов. Но с середины 60-х гг., а особенно после установления нового правительственного курса при Александре III, Катков немало способствовал усилению охранительного духа и нетерпимости в стане власть имущих. Обладая тонким публицистическим талантом и репутацией либерала, он сумел заронить в умы своих читателей сомнение в необходимости продолжения реформ, объявленных им в целом как «неудачные»: «Ещё несколько месяцев, быть может, недель прежнего режима, - писал он по случаю манифеста 29 апреля 1881 г., - и крушение было бы неизбежно».

     Таким образом, уже к середине 80-х гг. сложилась реакционная концепция контрреформ, которая основывалась на традиционных догмах:

а) божественное происхождение самодержавия и божественный промысел как основа его политики, противопоставляющийся планам политических реформ;

б) полная централизация власти;

в) осуждение земского и городского самоуправления, как не соответствующие условиям русской жизни;

г) шовинизм; интересы дворянства рассматривались в традиционном понимании (в качестве типичной фигуры представлялся помещик- крепостник).

 

3.   Итоги правления

Все мероприятия, проводимые в противовес предыдущим реформам, обладали одной общей ярко выраженной чертой. Государство, построенное по принципу пирамиды, вершиной которой является императорский трон, стремилось ничего не оставлять вне своего контроля. Отсюда и всегдашнее стремление властей повсюду иметь за всем следящего и всем руководящего «государева человека», чиновника — будь то губернатор, земский начальник, цензор или попечитель учебного округа. Это стало итогом развития российской самодержавной государственности, достигшей при Александре III своей вершины.

Не следует думать, что ужесточение контроля со стороны государства было следствием недобрых намерений людей, озабоченных лишь тем, чтобы удержать власть в своих руках. Напротив, представление о сильной государственной власти как единственном условии самосохранения общества исходило от деятелей, искренне заботящихся о спокойствии и благе России. Одним из них был Победоносцев, всесильный обер-прокурор Синода, детально разработавший идею русской национальной государственности.

Информация о работе Александр III