Александр II и его Великие Реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 00:29, реферат

Описание работы

Александр II (1855-1881 гг.) – император всероссийский, царь польский и великий князь финляндский (1855—1881) из династии Романовых, старший сын императора Николая Павловича и императрицы Александры Федоровны.
С детства огромное значение уделялось воспитанию и образованию будущего монарха. Воспитателями его были генералы К. К. Мердер и Е. Ф. Кавелин. Так же его наставником являлся В. А. Жуковский. Благодаря этим людям император получил прекрасное воспитание и образование.

Содержание работы

Жизнь Александра II.
«Великие реформы».
а. Необходимость реформ.
б. Отмена крепостного права.
в. Земская реформа.
г. Судебная реформа.
д. Военная реформа.
е. Реформы в области просвещения и печати.
Значение реформ Александра II в истории государства.

Файлы: 1 файл

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.docx

— 40.54 Кб (Скачать файл)

 

Российский национальный исследовательский медицинский  университет имени Н. И. Пирогова

 

Реферат

по дисциплине

«История Отечества»

 
Тема:

«Александр II и его Великие Реформы»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Рымберг Варвара Павловна

группа 129

Руководитель: кандидат исторических наук, доцент

Шульгина Раиса Михайловна

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

 

Содержание:

 

  1. Жизнь Александра II.
  2. «Великие реформы».
  • а. Необходимость реформ.
  • б. Отмена крепостного права.
  • в. Земская реформа.
  • г. Судебная реформа.
  • д. Военная реформа.
  • е. Реформы в области просвещения и печати.
  1. Значение реформ Александра II в истории государства.

 

 

1. Жизнь Александра II.

Александр II (1855-1881 гг.) –  император всероссийский, царь польский и великий князь финляндский (1855—1881) из династии Романовых, старший сын императора Николая Павловича и императрицы Александры Федоровны.

 

С детства огромное значение уделялось воспитанию и образованию  будущего монарха. Воспитателями его  были генералы К. К. Мердер и Е. Ф. Кавелин. Так же его наставником являлся В. А. Жуковский. Благодаря этим людям император получил прекрасное воспитание и образование.

 

Еще будучи наследником, Александр участвовал в делах управления. В последние годы царствования императора Николая и во время его путешествий Александр неоднократно заменял своего родителя. Приняв в свое управление военно-учебные заведения, цесаревич с особенной любовью заботился об их нуждах и постепенном усовершенствовании, как научного преподавания, так и воспитания.

 

Большую роль в жизни Александра II сыграло посещение Дармштадта, где он познакомился с принцессой Максимилианой-Вильгельминой-Августой-Софией-Марией, ставшей вскоре женой цесаревича, великой княжной Марией Александровной.

 

На престол Александр II взошел 19 февраля 1855 г. в возрасте 36 лет. Ему предстояло войти в  историю под именем Освободителя. Уже в день коронации, 26 августа, новый манифест государя ознаменовался  целым рядом милостей:

 

1. На три года приостановлены  рекрутские наборы, прощены все  казенные недоимки, начеты и т.  д.;

2. Освобождались или смягчалось  наказание разным преступникам, в том числе объявлена амнистия  политическим заключенным – оставшимся  в живых декабристам, петрашевцам,  участникам польского восстания  1831 года;

3. Отменен прием в рекруты  малолетних евреев, и набор между  последними приказано производить на общих основаниях;

4. Был разрешен свободный  выезд за границу.

 

Но все эти меры были лишь преддверием тех глобальных реформ, которыми ознаменовалось царствование Александра II.

 

Вступление на престол  произошло при тяжких обстоятельствах. Крымская война, принимала неблагоприятный  для России оборот. Несмотря на свое миролюбие, Александр выразил твердую  решимость продолжать борьбу и добиться мира, что вскоре и было достигнуто. 18 марта 1856 г. был заключен Парижский мир. Хотя он был не выгодный для России, но был все-таки почетным для нее ввиду таких многочисленных и сильных противников. Так же общество было недовольно деспотическим и бюрократическим правлением Николая. Участились крестьянские волнения. Это заставило Александра Николаевича задуматься о направлении своей внутренней политики.

 

2. «Великие реформы».

  • а. Необходимость реформ.

Так как по окончании Крымской войны в политике страны были обнаружены изъяны, необходимы были перемены, и  народ с нетерпением ждал их. Тогда император произнес слова, ставшие на долгое время лозунгом России: "Да утверждается и совершенствуется её внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах её; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности..."

 

На первом месте, конечно  же, была идея освобождения крепостных. Впервые о ней император заявил в речи, произнесенной в 1856 г. перед представителями московского дворянства. Его знаменитая фраза: «лучше отменить его сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу» - означала, что правящие круги пришли к мысли о необходимости реформирования государства. Другого выхода не было, так как крестьяне с каждым годом все сильнее выражали недовольство существующей системой.

 

Расширялась барщинская форма  эксплуатации крестьянина, что и вызывало кризисные ситуации. В первую очередь начала снижаться производительность труда крепостных, так как помещики хотели производить больше продукции и этим подрывали силы крестьянского хозяйства. Наиболее дальновидные помещики осознавали, что подневольный труд намного уступает по производительности наемному.

 

Но наем работников требовал немалых затрат от помещика в то время, когда крепостной труд был  даровым. Многие помещики пытались вводить  новые системы ведения хозяйства, применять новейшую технику, закупать улучшенные сорта породистый скот и  т.д. К сожалению, такие меры приводили  их к разорению и, соответственно, к усилению эксплуатации крестьян.

 

Дальнейшее развитие хозяйства  на крепостной системе было невозможным. К тому же оно, просуществовав в России значительно дольше, чем в европейских  странах приняло очень жесткие  формы.

 

  • б. Отмена крепостного права.

3 января 1857 года был принят  первый значимый шаг, послуживший  началом реформирования: создание  Секретного комитета под непосредственным  ведением и председательством  самого императора. Цель комитета  была обозначена как «обсуждение  мер по устройству быта помещичьих  крестьян».

 

Таким образом, правительство  пыталось добиться от дворянства инициативы в решении этого вопроса. Слово  «освобождение» еще не произносилось. Однако недовольство дворянства, обеспокоенного слухами о возможной отмене крепостного права и вялость действий комитета привели Александра II к мысли о необходимости учреждения нового органа, нацеленного на подготовку реформы в условиях большей гласности. Он поручил другу детства и генерал-губернатору В. И. Назимову обратиться к нему от имени лифляндского дворянства с просьбой о создании комиссий по разработке проекта реформы.

 

В ответ на обращение последовал рескрипт В. И. Назимову от 20 ноября 1857 г. о создании губернских комитетов  «по улучшению быта помещичьих крестьян». Этот рескрипт считается началом  официальной и открытой истории  подготовки крестьянской реформы.

 

 В феврале 1858 года. Секретный комитет был переименован  в «Главный комитет о помещичьих  крестьянах, выходящих их крепостной  зависимости», а еще спустя год  (4 марта 1859 года) при комитете  были учреждены Редакционные  комиссии, которые занимались рассмотрением  материалов, подготовленных губернскими  комитетами и составлением проекта  закона об освобождении крестьян. Здесь сложилось два мнения: большинство  помещиков предлагало освободить  крестьян совсем без земли  или с маленькими наделами, либеральное  же меньшинство предлагало освободить  с землей на выкуп. Поначалу  Александр II разделял точку зрения  большинства, но затем пришел  к выводу о необходимости выделения  крестьянам земли. Обычно такое  решение историки связывают с  усилением крестьянского движения: Царь боялся повторения «пугачевщины». Но не менее важную роль здесь сыграло наличие в правительстве влиятельной группировки, получившей название «либеральной бюрократии».

 

 В октябре 1860 года «Редакционные комиссии», завершив свою работу, передали проект в Главный комитет, где он снова обсуждался и претерпел изменения в пользу помещиков. 28 января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции – Государственного совета, который принял его с некоторыми изменениями, в смысле уменьшения размеров крестьянского надела и увеличении повинности.

 

19 февраля 1861 г. «Положение  о крестьянах, вышедших из крепостной  зависимости», включающие в себя 17 законодательных актов, были  подписаны Александром II. В тот  же день последовал манифест  «О всемилостивейшем даровании  крепостным людям прав состояния  свободных сельских обывателей»,  в котором было провозглашено  об освобождении 22,6 миллионов крестьян  от крепостной зависимости.

 

«Положения» распространялись на 45 губерний Европейской России, в  которых насчитывалось 112 000 помещичьих имений.

 

Во-первых, прежде всего была объявлена обязательность для помещика наделить бывших его крестьян, кроме усадебной земли, пахотной и сенокосной в определенных размерах.

 

Во-вторых, объявлена обязательность для крестьян принять надел и держать в своем пользовании, за установленные в пользу помещика повинности, отведенную им мирскую землю в течение первых девяти лет (по 19 февраля 1870 г.). По прошествии же девяти лет отдельным членам общины предоставлено право как выхода из нее, так и отказа от пользования полевыми землями и угодьями, если выкупят свою усадьбу; само общество также получает право не принимать в свое пользование таких участков, от которых откажутся отдельные крестьяне.

 

В-третьих, что касается размера крестьянского надела и соединенных с ним платежей, по общим правилам принято основываться на добровольных между землевладельцами и крестьянами соглашениях, для чего заключать уставную грамоту при посредничестве учрежденных положением мировых посредников, съездов их и губернских по крестьянским делам присутствий, а в западных губерниях - и особых поверочных комиссий.

 

 «Положение», однако, не ограничивалось одними правилами отведения крестьянам земли в постоянное пользование, но облегчало им возможность выкупа отведенных участков в собственность при помощи выкупной государственной операции, причем правительство дало крестьянам в ссуду под приобретаемые ими земли определенную сумму с рассрочкой уплаты на 49 лет и, выдавая эту сумму помещику государственными процентными бумагами, брало все дальнейшие расчеты с крестьянами на себя. По утверждении правительством выкупной сделки все обязательные отношения между крестьянами и помещиком прекращались и последние вступали в разряд крестьян-собственников.

 

«Положения» постепенно были распространены на крестьян дворцовых, удельных, приписных и государственных.

 

Но в результате этого  крестьянство остались связанным рамками  общины, а выделенной ему земли  оказалось явно недостаточно для  того, чтобы удовлетворить нужды  постоянно растущего населения. Крестьянин остался в полной зависимости  от сельской общины (прежнего “мира”), которая, в свою очередь, полностью  контролировалась властями; личные наделы передавались в собственность крестьянским обществам, которые периодически “уравнительно” их перераспредели.

 

Весной-летом 1861 года крестьяне, не получившие, как ожидали «полной  воли», организовали множество восстаний. Возмущение вызывали такие факты, как, например: на два года крестьяне оставались в подчинении у помещика, были обязаны платить оброк и исполнять барщину, лишались значительной части земли, а те наделы, которые предоставляли им в собственность, должны были выкупать у помещика. В течение 1861 года произошло 1860 крестьянских восстаний. Одним из крупнейших считаются выступления крестьян в деревне Бездна Казанской губернии.

 

  • в. Земская реформа.

После крестьянского положения  в ряду административных реформ важнейшее  место занимает, без всякого сомнения, положение о земских учреждениях.

 

1 янв. 1864 г. было обнародовано положение о губернских и уездных земских учреждениях, которым поручались такие дела как заведование имуществами и капиталами земства, устройство и содержание принадлежащих земству зданий, попечение о развитии местной торговли и промышленности, участие в народном образовании, здравии, взимание и расходование местных и некоторых государственных денежных сборов. Земство – это выборный орган из всех сословий, в них было преобладание помещиков. Земства находились под контролем центральной и местной властей, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания.

 

Все это требовало больших  средств, поэтому земствам было позволено  вводить новые налоги, облагать население  повинностями, образовывать земские  капиталы. При своем полном  развитии  земская  деятельность должна  была  охватить  все стороны местной  жизни.

 

Новые формы местного самоуправления не только  сделали  его  всесословным, но и  расширили  круг  его полномочий. Самоуправление получило столь широкое  распространение, что многими было понято, как переход к представительному  образу  правления, поэтому  со стороны  правительства вскоре стало заметно  стремление  удержать  деятельность земств на  местном  уровне, и  не  позволять  общаться между  собой земским корпорациям.

Информация о работе Александр II и его Великие Реформы