Александр II и его реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:17, реферат

Описание работы

Родившийся в 1818 году сын князя Николая Павловича Александр с самых первых дней своей жизни почитался как будущий монарх, потому что ни у императора Александра I, ни у цесаревича Константина не было сыновей, а в своем поколении он был старшим князем. Соответственно его образование и воспитание было прекрасно поставлено, и направлено на то, чтобы подготовить его к высокой миссии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА И ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЕГО ЦАРСТВОВАНИЯ……………………………………………………………………………3
ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЦАРСТВОВАНИЯ………………………………………..3
ГЛАВА 2. ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ 60 70Х ………………………....4
Необходимость реформ………………………………………………………4
Отмена крепостного права…………………………………………………...5
Земская реформа……………………………………………………………..6
Городская реформа…………………………………………………………..7
Судебная реформа………………………………………………………...…8
Военная реформа…………………………………………………………….9
Реформы в области просвещения………………………………………..…13
ГЛАВА 3.УБИЙСТВО ИМПЕРАТОРА…………………………..…….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..…16

Файлы: 1 файл

Реформы Александра 2 АНДРЕЙ.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Военная реформа.

Уже в начале царствования уничтожены были военные поселения. Были отменены унизительные телесные наказания.

Обращено было особое внимание на поднятие уровня общего образования офицеров армии посредством реформ военных учебных заведений. Были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий.

К концу XIX века численность  русской армии составляла (на 130 миллионов населения): офицеров, врачей и чиновников – 47 тысяч, нижних чинов – 1 миллион 100 тысяч. Затем эти цифры сокращались и достигли 742 000 человек, причем военный потенциал сохранялся.

В 60-е годы по настоянию  военного министерства были построены  железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 году появились железнодорожные войска. В течение 70-х годов в основном завершилось техническое перевооружение армии.

Забота о защитниках Родины проявлялась во всем, даже в  мелочах. Допустим, более ста лет (до 80-х годов XIX века) сапоги шились без различия правой и левой ноги. Считалось, что при боевой тревоге солдату некогда думать, какой сапог надевать, на какую ногу.

Особое отношение было к пленным. Военнослужащие, взятые в  плен и не бывшие на службе у противника, по возвращении домой получали от государства жалование за все время нахождения в плену. Пленный считался лицом пострадавшим. А тех, кто отличился в боях, ждали воинские награды. Ордена России ценились особенно высоко. Они давали такие привилегии, что даже меняли положение человека в обществе.

Идея равенства всех сословий для несения этой тягчайшей  воинской повинности нашла себе непримиримых противников среди тех слоев общества, на которые она до сих пор не распространялась. Крепостники всеми силами сопротивлялись  всесословной воинской повинности, которая заставила бы «благородное» дворянство отбывать ее наравне «с мужичьем».

Даже купцы негодовали на то, что нельзя будет откупиться деньгами от рекрутчины. В результате этого реформа, задуманная в 1862 г. Милютиным, которого поддерживал великий князь  Константин Николаевич, была проведена только в 1874 г. Сильным толчком к этому послужила франко-прусская  война 1870 г. Пруссия, имя большую воинскую повинность, лучше устроенную армию, более развитых солдат, разгромила Францию.

Наконец 1 января 1874 г. закон  о воинской повинности был утвержден  Александром 2. По принятому положению  воинской повинности подлежали все  без исключения лица мужского пола в возрасте 21 – 40 лет.

В «общих основаниях»  сказано, что «защита отечества  составляет священную обязанность каждого русского гражданина».

Нанимать за себя охотников  или откупиться деньгами было запрещено. Все достигшие 20 лет обязаны приписаться к своему призывному участку и вынуть жребий. Лица, вынувшие номер, влекущий к зачислению на службу, поступал в ряды войск, а прочие освобождались раз и навсегда от обязанности поступления на службу, но до 40 лет зачислялись в государственное ополчение.

Общий срок службы по новому закону устанавливался в  15 лет, из них 6 лет на действительной службе и 9 лет  в запасе, на флоте – 10 лет, из которых 7 приходилось на действительную службу и 3 года – в запасе. Лица, окончившие учебные заведения, могли поступать вольноопределяющимися на сокращенные сроки службы. Для имеющих высшее образование срок службы устанавливался в 6 месяцев (14 лет в запасе), для призывников с начальным образованием – 4 года (в запасе 11 лет). Допускались отсрочки до окончания образования и сокращение срока действительной службы.

В 1876 г. срок действительной службы был сокращен до 5 лет, позже  он неоднократно изменялся – то сокращался (до 3-4 лет), то увеличивался (до 5 лет).

От военной службы освобождались только лица, имеющие физические недостатки. Льготы устанавливались также и по семейному положению: не призывались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи. По уставу запрещалась замена и найм.

В армии стали развивать  солдат, обучать, возвышать нравственно. Были ограничены телесняе наказания и кулачная расправа. Новый закон имел большое значение и для повышения народного образования.

Перевооружение армии  происходило в несколько этапов и окончательно завершилось в 70-х  годах. Примерно до 1867 г. проводилась замена гладкоствольного оружия нарезным, заряжающимся с дула, затем вводилась нарезное оружие, заряжающееся с казенной части.

В компанию 1877 – 1878 гг. все  три типа ружья (Крынка, Карле и  Бердана) находились на вооружении русских войск.

Итак, к началу русско-турецкой войны в 1877 г. только третья часть всей пехоты была вооружена малокалиберными винтовками, большая же часть ее обеспечивалась ружьями системы Крынка.

          Пистолеты в войсках повсеместно  заменялись револьверами система Смита-Ватсона, образца 1871, 1874 и 1880 гг.

        В полевой артиллерии в 1866 г.  установлены, как  образцы орудий  стальные пушки 9-ти и 4-х  фунтовые, а в 1970 г. введены  скорострельные орудия. В осадной  артиллерии вместо гладкоствольных  орудий учреждены нарезные, а вместо медных – стальные.

       Началась  перестройка крепостей по плану,  составленному генералом Э.И. Тотлебеном. Однако она не была закончена из-за  недостатка средств.

Перевооружение  армии внесло существенные коррективы и в боевую подготовку. Ставилась  задача учить войска лишь тому, что необходимо на войне. Был издан ряд новых уставов, наставлений и учебных пособий.

  Значительно было усилено  физическое воспитание солдат. В  войсках преподавали гимнастику  и фехтование, создавались гимнастические  городки, сооружались различные укрепления, которые солдаты учились штормовать. Больше заботы  проявлялось о повышении грамотности среди солдат.

Издавались специальные солдатские журналы, открывались ротные и полковые библиотеки. В военных академиях, а также в крупных центрах дислокации войск в определенные дни для всех желающих практиковались лекции по различным вопросам военных знаний. Наряду с этим в тактической подготовке войск  сохранялись отдельные старые принципы (сомкнутый строй, недостаточное использование возможностей нового вооружения: скорострельности, стрельбы на дальние дистанции, по закрытым целям). Отпуск снарядов для стрельбы был крайне ограничен. По-прежнему игнорировалась стрельба с коны и действия в пешем строю. Кавалерия была слабо  подготовлена к нанесению разведывательной службы.

Общее образование было отделено от специального, расширен доступ лицам недворянского происхождения. В 1863 г. в составе Военного министерства создано Главное управление военно-учебных заведений, возглавил которое Н. В. Исаков, ставший непосредственным руководителем реформы военного образования. Управление, заменившее Главный штаб его императорского величества по военно-учебным заведениям,  ведало всеми военно-учебными заведениями, кроме специальных, которые находились в ведении соответствующих управлений и Главного штаба. Для согласования деятельности всех военно-учебных заведений Военного министерства был учрежден Главный военно-учебный комитет.

        С 1876 г. в военные учебные  заведения стали приниматься   лица из всех сословий. Несмотря на это, большая часть юнкеров была из дворян. А в некоторых привилегированных училищах обучались почти исключительно дворяне.

 

                        Реформы в области просвещения.

Народное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.

                            Глава III. Убийство императора.

Император Александр II, вызвавший восторг и удивление просвещенных людей целого мира, встретил и недоброжелателей. Преследовавшие никому не понятные цели, организаторы создали целый ряд покушений на жизнь государя, составлявшего гордость и славу России. 1 марта 1881 года государь, за которого многочисленное население готово было положить жизнь, скончался мученической смертью от злодейской руки, бросившей разрывной снаряд.

В этот роковой  день государь император Александр II решил сделать развод (порядок рассылки ежедневных караулов на смену). Путь лежал по узкой улице, составляемой садом великой княгини, огороженным каменным забором в рост человека и решеткой Екатеринского канала. Местность весьма непроезжая, и если справедливо, что государь избрал ее ввиду полученных анонимных угроз, то трудно себе представить, почему именно на этом пути ждала его засада, - разве потому, что заметили на нем большое, против обыкновенного, число полиции. Как бы то ни было, но когда государева карета доехала до Театрального моста, раздался взрыв, взломавший задок кареты, которая тут же остановилась. Государь вышел из нее невредим, но кинутой бомбой был смертельно ранен один из конвойных, скакавший сзади, и саперный офицер, шедший по тротуару вдоль каменной стены Михайловского сада. В это время толпа успела остановить здорового детину, кинувшего бомбу. Государь обернулся к нему: “Так это ты хотел меня убить?”. Но не успех он договорить, как вторая бомба разорвалась перед ним, и он опустился со словами: “Помогите”. К нему кинулись, приподняли, посадили в сани полицмейстера (который сам получил 45 ран мелкими осколками бомбы, но ни одной смертельной) и повезли. Через час с небольшим, в 3 часа 35 минут пополудни, Государь Александр II скончался в Зимнем дворце.

 

Заключение.

Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по нынешний день.

Внутренние  реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны.

С отменой крепостного  права "воскресла" торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток  рабочих  рук, открылись  новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.

Падение крепостной  зависимости, выравнивание  всех перед  судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели  к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм  семейной  и  общественной жизни.

В годы его правления  Россия прочно укрепила свои взаимоотношения  с европейскими державами, разрешила  многочисленные конфликты с соседствующими  странами.

Трагическая кончина  императора сильно изменила дальнейший ход истории и именно это событие привело через 35 лет Россию к гибели, а Николая II к мученическому венку.

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. «История России с древности до наших дней» под редакцией М.Н.Зуева, Москва, «Высшая школа», 1998 год.
  2. В.В.Каргалов, Ю.С.Савельев, В.А.Федоров «История России с древнейших времен до 1917 года», Москва, издательство «Русское слово», 1998 год.
  3. С. Ф. Платонов "Лекции по русской истории", Москва,  издательство "Высшая школа", 1993 год.
  4. С. Ф. Платонов "Учебник русской истории", Санкт-Петербург,  фирма "Стройлеспечать", 1993 год.
  5. С. Ф. Платонов "Собрание сочинений", т. 1.
  6. «Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы» под редакцией А.С.Орлова, А.Ю.Полунова и Ю.А. Щетинова, Москва, издательство «Простор», 1994 год.
  7. В. А. Федоров "Внутренняя политика российского самодержавия во второй половине ХIХ века", Москва, издательство "Манускрипт", 1993 год.



Информация о работе Александр II и его реформы