Аграрный вопрос в России в XX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 07:19, реферат

Описание работы

Аграрный вопрос является основным вопросом русской истории. Этот вопрос стал причиной споров исторических и общественных деятелей, которые предлагали порой диаметрально противополож ные его решения. В истории на шей страны было много полити ческих течений , представители которых считали основной целью своей деятельности - решение наболевшего вопроса о земле.

Вопрос о земле неоднократно возникал в течение всей исто
рии России, но особенно остро он встал в XIX веке. Неразре шенность

Файлы: 1 файл

Аграрный вопрос в России в XX в.docx

— 49.39 Кб (Скачать файл)

Аграрный вопрос в России в XX в. - (реферат)    

ВВЕДЕНИЕ.

Аграрный вопрос является основным вопросом русской истории. Этот вопрос стал причиной споров исторических и общественных деятелей, которые  предлагали порой диаметрально противополож ные его решения. В истории  на шей страны было много полити ческих течений , представители которых  считали основной целью своей  деятельности - решение наболевшего  вопроса о земле. 
 
    Вопрос о земле неоднократно возникал в течение всей исто

рии России, но особенно остро  он встал в XIX веке. Неразре шенность аграрного вопроса тормозила  развитие страны и обус ловило отставание России от ведущих капиталистических  держав. И это понимали как наши государи, так и другие политические деятели. Александр I и Николай I признавали серьезность и ак туальность этого  вопроса и уделяли ему внимание. Подтвержде ние этому указ о "Вольных  хлебопашцах" и реформа графа  Кисе лева. 
 
    Реальным шагом в истории решения аграрного вопроса была

реформа 1861 г. Личное освобождение крестьянства от крепост ной зависимости  имело огромное значение. Существуют различные оценки этого периода  в жизни страны. Часть историков  считает, что реформа была проведена  исключительно в интересах дворянс  тва, другие историки, частично признавая  это, говорят о глав ном: Россия совершила  скачок в своем экономическом  разви тии. Реформы 60-70 гг. XIX века ускорили развитие процесса перво-начального накопления капитала в России. 
 
    Аграрный капитализм мог развиваться по "прусскому" пути,

при котором крестьяне  освобождаются без земли или  с малыми на делами, могут в любой  момент избавиться от нее и уйти в наем ные работники, а помещики получают от государства значительные суммы и кредиты для перевода своих хозяйств на капиталистичес кие  рельсы. 
 
    Но не исключался и "американский" путь развития капита

лизма, при котором помещичье  землевладение отсутствует , а крестьяне  получают крупные участки земли  и свободно ею распо ряжаются. Оба  эти пути представляли собой значительный прог ресс по сравнению с прежними аграрными отношениями, в основе которых лежали внешне экономическое  принуждение крестьян, от сутствие свободного рынка рабочей силы, земли, капиталов. 
 
    "Прусский" путь аграрного капитализма не мог улучшить по

ложение крестьян, страдающих от безземелья, но мог решить проблему аграрного перенаселения. При этом усилился бы отток разорившихся крестьян в город. 
 
    "Американский" путь также вел к массовому разорению бед

няков, но уже в результате развития товарно-денежных отноше ний. Но на большей территории России присутствовал "прусский" путь развития аграрного  капитализма. Поэтому крестьяне  не по лучили земли. 
 
    Таким образом, мы видим, что аграрный вопрос в России в

начале XX в. не был разрешен. Это было плохо вдвойне, так как  в стране не был завершен промышленный переворот и Россия оста валась аграрной страной, где крестьянство составляло 77% насе ления (1897 г. ). 
 
    Аграрный вопрос стал коренным вопросом I русской револю

ции 1905-1907 гг. Крестьянское движение накладывало существен ный отпечаток  на весь ход революции. Размах крестьянских выс туплений осенью 1905 г. заставил царя подписать 3 ноября мани фест об уменьшении наполовину выкупных платежей с крестьян с 1 января 1906 г. и о прекращении  их выплаты с 1 января 1907 г. Проблема аграрного развития страны стала  коренной для

всех четырех четырех  Дум. Государственной Думе прения по аг рарному вопросу разворачивались  в основном между кадетами и трудовиками  с одной стороны и царским  правительством с дру гой. 
 
    Кадеты внесли на рассмотрение в I Думе свой законопроект,

где речь шла о принудительном отчуждении "за справедливое вознаграждение" той части помещичьих земель, которые  обраба тывались на основе полукрепостнической  отработочной системы или сдавались  крестьянам в кабальную аренду. Вся  земля пере ходит в государственный  земельный фонд, из которого крестьяне  будут наделятся ею на правах частной  собственности. Глава правительства  выступил с декларацией, в которой  в резкой и оскорбительной форме  отказал Думе в праве подобным образом разрешать аграрный вопрос. Дума негодовала и выразила прави  тельству недоверие. Но уйти в отставку правительство не могло (т. к. было ответственно перед царем) и не хотело. 
 
    Законопроект не был принят, а Дума распущена. Вторая Ду

ма, которая была еще более  левая, чем первая, предложила три  законопроекта, суть которых сводилась  к развитию свободного фермерского  хозяйства на свободной земле. Эти  законопроекты тоже не были одобрены правительством. П. А. Столыпин, используя  фальшивку, решил избавится от сильного левого крыла Думы и обвинил 55 социал-демократов в "заговоре" с целью установле  ния республики. Однако Дума создала  комиссию для расследова ния всех обстоятельств, которая пришла к  выводу, что обвине ние является сплошным подлогом. Видя такие настроения среди депутатов, царь (3 июня 1907 г. ) подписал манифест о роспуске Думы. 
 
    Государственный переворот 3 июня 1907 г. означал конец 
    революции 1905 - 07 гг. 
    Итогом первой русской революции явилось то, что в деревне

установились отношения  соответствующие условиям капиталисти  ческого развития: были отменены выкупные платежи, сократился помещичий произвол, понизилась арендная и продажная  цена на землю; крестьяне приравнивались к другим сословиям в праве  на передвижение и места жительства, поступления в вузы и на граж данскую  службу. Чиновники и полиция не вмешивались в работу крестьянских сходов. Однако в главном аграрный вопрос не был решен: крестьяне не получили земли. 
 
    1. СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРОМА. 
    После поражения революции острота аграрного вопроса от

нюдь не ослабла, и правительство  предложило свой путь его ре шения - аграрную реформу. Ее конкретное воплощение было свя зано с именем премьер-министра Петра Аркадьевича Столыпина. Он вкладывал в нее свои знания, недюженные организаторские способности, опыт, и, наконец, всю душу, по-своему понимая пользу реформы для Отечества. Правореформистский столыпинский курс сочетал жесткие меры борьбы с революцией с постепенными шагами по обновлению старого строя. Столыпинский курс предпо лагал осуществление ряда реформ: аграрно-крестьянской, мест ного самоуправления, судебной, просвещения, введение страхо вания рабочих. Их цель состояла во всемерном укреплении госу дарственности, в модернизации общества. 
 
    Суть аграрной реформы заключалась в закреплении правового

статуса крестьянского сословия через личную земельную собс твенность. Реформа предполагала превратить крестьянина  в собственника земли путем серии  мероприятий по ликвидации ар хаичных  крепостнических методов ведения  сельского хозяйства, высвобождению  крестьянской инициативы из пут общины. Предпо лагалось, что экономическое  укрепление крестьянского хозяйс тва, создание слоя зажиточных мужиков укрепит  и политический строй России. Для  этого необходимо было, по мнению П. А. Сто лыпина, повысить товарность крестьянского хозяйства, поднять  покупную способность крестьян, ускорить процесс дифференциа ции крестьянства путем экономической конкуренции, увеличить приток рабочей силы в  город из деревни, расширить емкость  внутреннего рынка и ускорить темпы развития индивидуального  землепользования. 
 
    П. А. Столыпина от 9 ноября 1906 г. ( который стал законом

14 июня 1910 г. ) все крестьяне  делились на две категории:  там, где не было передела  общинной земли 24 года, крестьяне  могли требовать предоставление  ее в личную собственность  в любое время; там, где был  передел земли за последние  24 года, крестьянину, по его заявлению  о выходе из общины, предостав  лялась та земля, которою он  имел после последнего передела. Главное в аграрной реформе  Столыпина заключалось в том,

что крестьянин становился личным собственником земли, следо вательно, от того, как он ею распорядится, зависело его бо гатство. Столыпин рассматривал крестьянскую реформу с соци альной точки зрения, так как считал, что политическая реформа может  осуществится только в сочетании  с социально-аграр ной. Улучшение  положения большинства населения  России помогло бы, как представлялось П. А. Столыпину, стабилизировать сначала  экономику, а затем и социально-политическую ситуацию в стра не. Он был против национализации земли. Он считал, что  любая программа национализации приведет к великим социальным потря  сениям, от которых стране будет  трудно оправиться. 
 
    Для реализации основных положений реформы, деятельность

правительства осуществлялась в нескольких направлениях. Рас ширилась деятельность крестьянского банка. За 22 месяца, с 3 ноября 1905 г. по 1 сентября 1907 г. , банк приобрел более 4 млн. десятин  земли. По указам 12 и 27 августа 1906 г. часть  казенных и удельных земель была продана  банку для продажи крестьянам по льготным ценам. К 1911 г. банком было продано около 3 млн. десятин земли (только помещичьей), а всего более 7 млн. десятин в личное пользование. Эти указы позволили на чать постепенную  передачу владений земли в руки наиболее за интерисованных в развитие прогрессивного хозяйства инициатив ных землевладельцев. Чтобы крестьянам приобрести землю  одним куском ( и ликвидировать  таким образом чересполосицу, которая  снижала эффективность крестьянского  хозяйства ), в 1909 г. Крестьянский банк получил не только право быть посредником  при продаже земли, но и возможность  межевать землю, то есть заниматься землеустроительными  работами. Позднее банк стал заниматься и сдачей земли в аренду. 
 
    Правительством Столыпина был предпринят ряд шагов, огра

ничивающий возможность  скупки и спекуляции землей. Так, на дельная земля, приобретенная в  личную собственность, могла быть продана  лишь крестьянам, а также заложена только в Крестьянский банк и не могла быть отдана за личные долги; в одних руках можно было сосредоточить  только шесть наделов. 
 
    Реформа сразу же подтолкнула процесс дифференциации

крестьянства; первыми, кто  пожелал выхода из общины, были в  основном многоземельные крестьяне. Большинство  крестьян, по лучив такое право, стали  продавать свои наделы, сниматься  с места и искать лучших условий  на стороне. Многие крестьянские семьи  переселялись за Урал, в Сибирь, часть  эмигрировала из страны, остальные  же пополняли городское население. Так, с начала реформы только в  Америку эмигрировало 66, 3 тыс. крестьян. Всего за 10 лет реформы уехали в другие страны бо лее 1, 5 млн. человек. Количество переселенцев с начала реформы  постепенно возросло. Так, в 1906 г. их насчитывалось 216, 6 тыс. человек, а в 1908 г. - 758, 8 тыс. Доля обратных пересе ленцев в среднем  составила 17, 6 % в год, хотя в отдельные  го ды она достигала 80 %. Это было связано со сложностями уст ройства  крестьян на новом месте и всяческими препятствиями, чинимыми переселенцам со стороны местных властей. 
 
    К середине 1911 г. в ходе осуществления крестьянской ре

формы более 1, 5 млн. человек  реализовали свое право собствен ности, однако всего 1/3 выделившихся крестьян стремилось к новому типу хозяйства. 
 
    Единоличное хозяйство несомненно способствовало увеличе

нию культурных земель, уничтожению  чересполосицы, улучшению обработки  земли, уменьшению пьянства. 
 
    Столыпинская аграрная реформа освобождало общество от фе

одально-крепостнических  пережитков и объективно содействовала  развитию производственных сил. Рост производства продукции на хуторах привел к  конкуренции и разорению отсталых помещичьих хозяйств. Увеличился вывоз  сельско-хозяйственной продукции, возросла урожайность хлебов. В городах  стали больше потреб лять мяса. Аграрная реформа не только оживила внутренний ры нок, но и способствовала развитию промышленности. 
 
    Также реформа оказала большое влияние на изменение соци

альной структуры общества. Процесс дифференциации в деревне  привел к наплыву в город чернорабочих, а цена не квалифициро ванной рабочей  силы была низка. 
 
    Я считаю, что столыпинские реформы были последним шансом

старого режима спасти страну от разрушительного действия ре волюции "снизу".

Вот что пишет по поводу столыпинской реформы А. Я. Аврех: "С

вершины сегодняшнего дня  особенно хорошо видна главная корен  ная причина банкротства Столыпина. Органический порок его курса, обрекавший его на неминуемый провал, состоял  в том, что он хотел осуществить  свои реформы вне демократии и  вопре ки ей. Сперва он считал, надо обеспечить экономические усло вия, а потом уже осуществлять "свободы". Отсюда все эти фор мулы: "Сперва гражданин, потом гражданственность", "Сначала успокоение, потом реформы", " Дайте мне 20 лет покоя .... " и т. д. 
 
    Но существуют и другие точки зрения. Вот, например, мне

ние Б. В. Личмана: ".... Столыпин считал, сто нельзя ждать не медленных  результатов от предпринятых реформ, и, что видоиз менить политический и  экономический строй возможно только пу тем кропотливой работы сообща, к чему неоднократно призывал, но голос  его не был услышан. Здравые идеи Петра Столыпина не давали покоя  царской свите, которая открыто  презирала его. Не раз на жизнь  Столыпина и его семьи организовывались покуше ния. А 1 сентября 1911 г. пули Дмитрия  Богрова смертельно ра нили Великого Реформатора ХХ века. " 
 
    Современные историки считают, что во многом благодаря

столыпинским реформам Россия в дореволюционный период смогла существенно поднять уровень  сельскохозяйственного производс  тва. но эти реформы не реформы  не могли быть полностью реали  зованы по ряду причин. Во-первых, нельзя было обеспечить собственников-фермеров земельной площадью, достаточной  для организации рационального  хозяйства, оставили в неприкосно венности монопольное землевладение крупных  помещиков. Во-вто рых, фермеры были оставлены практически без финансовой помощи государства. Пособия от 100 до 260 рублей, которые им выдава ли, были явно недостаточными для приобретения техники. И, в-третьих, свободное фермерство не могло родиться при отсутс твии демократии. 
 
    В результате, в канун революции 1917 г. , земельный вопрос 
    продолжал оставаться нерешенным. 
    2. РЕШЕНИЕ АГРАРНОГО ВОПРОСА В ПЕРВЫЕ ПЯТИЛЕТКИ СОВЕТСКОЙ 
    ВЛАСТИ. КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ. 
    Споры между политическими группировками о путях решения

Информация о работе Аграрный вопрос в России в XX в