Аграрное развитие северной и средней италии, восстание дольчино

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 12:37, контрольная работа

Описание работы

В своей работе я постараюсь проанализировать специфику феодальных отношений во владениях различных социальных групп города и деревни: пополанов, феодальной знати, выделяя внутри этих социальных слоев различные имущественные и социальные группировки.
Целью работы является рассмотрение влияния города на развитие сельской коммуны.
Для решения поставленной цели необходимо поставить своей задачей более подробное рассматривание вопроса аграрной истории Италии и политики города, взаимодействие и взаимовлияние города и деревни.

Содержание работы

Введение 4
1. Влияние города на развитие деревни 6
2. Социальное содержание ереси «апостольских братьев» 10
3. Основные вехи истории восстания Дольчино 14
Заключение 17

Файлы: 1 файл

контрольная моя.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

В XIV – XV вв. общинное землевладение очень сильно сократилось; значительная часть земель перешла в собственность или индивидуальное пользование крестьян, от чего выиграло в первую очередь зажиточное крестьянство, но еще больше земель коммун и их членов оказалось в руках горожан.

Общинное землевладение в горных районах Северной Италии сохранилось  в большей степени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социальное содержание ереси «апостольских братьев»

 

 

 

С момента своего возникновения  еретические движения являлись формой выражения оппозиции существующему строю. Особый толчок ереси получают с развитием городов, увеличением экономической роли и ростом социально-политической активности различных слоев городского населения - как бюргерства, так и плебейских низов.

Италия в XIII в. с ее бурной городской  жизнью представляла собой исключительно  благоприятную почту для расцвета еретичества.

В стране существовали десятки еретических  сект, как общеевропейских, привившихся  на местной почве (катары, вальденсы) и их продолжателей (католические бедняки, ломбардские нищие).

Размах еретических настроений в обществе был невиданно велик, недаром ряд историков с полным основанием называют то время «эпохой  ересей».

В целом эти во многом отличающиеся друг от друга на практике и в догме секты можно определить как бюргерскую ересь с элементами не отделившейся от нее крестьянско-плебейской ереси. Всех их объединяла идея осуждения неправедно нажитого богатства, оппозиционные настроения по отношению к существующим порядкам, отрицание римской церкви. Их идеалом являлись порядки раннехристианской церкви с ее простотой и моральной убежденностью.

Среди массы оттенков пассивного и  неопределенного, хотя и широкого протеста, свойственного разными слоям  общества, можно выделить несколько  черт, характерных, главным образом, для беднейших слоев населения. Прежде всего - отношение к имуществу. Основная масса еретиков не останавливалась на осуждении богатства и принятии собственности, приобретенной личным трудом, а идет дальше, утверждая, что в этом мире невозможно справедливое распределение имущества. Так возникает идеал бедности, нищенства, присущий большинству еретических направлений XIII в. Это отражающее низкий уровень социального протеста, негативное отношение к собственности в дальнейшим послужил основой возникновения и развития идей равенства и общности имущества.

Другой важной стороной еретической идеологии XIII в. является хилиастические воззрения.

Еретическое движение к  концу XIII в. претерпело серьезные изменения. Превращения части горожан в правящую прослойку итальянских городов-государств, сказалось на близкие к бюргерской ереси направления сходили с исторической арены. В то же время широкий размах получили народные ереси.

Расслоение крестьянства, его отрыв от земли, возникновения  новых форм эксплуатации, как в городе, так и в деревне нарушали привычный уклад народной жизни, усиливали стремление к старым идеалам. Религиозная экзальтация, ожидание неминуемых изменений, оппозиция официальной церкви во второй половине XIII в. достигают исключительного накала.

В этих условиях в 1260 г. Возникает  секта апостольских братьев. Основателем  сект был неграмотный монах, в  прошлом простой крестьянин Пармской округи - Герардо Сегарелли. Выступая под «простонародной святости», из-за чего современники называли его дурачком или шутом1, он начал пропаганду новой ереси, основанной на идеалах раннехристинской апостольской церкви. Доктрина апостольских братьев в отдельных моментах шла дальше распространенных в ту эпоху ересей. И первым ее отличием являлся исключительно революционный характер воззрений.

На современную эпоху  они смотрели как на переходное к 1000-летнему царству Божию - время, цель которого - возвращение к истинным правилам жизни, завещанным Христом  и апостолами.

Мир, учили они, прошел в своем  развитии 4 стадии. Первая стадия - эпоха Ветхого завета, когда люди лишь размножались и утверждались в своем назначении. Затем идет время Христа и апостолов, внесших смысл в истину в человеческое существование, утвердивших простоту и равенство в отношениях между людьми. В конце этого периода церковь широко распространилась по земле, однако вместе с тем, она получила власть и богатство, которые привели к извращению апостольского идеала. Третий период - время монашеских орденов, ставивших своей целью исправить положение, однако ни бенедиктинцы, ни францисканцы не смогли вернуть мир к его прежним идеалам. С Сегарелли начался последний, четвертый период, задача которого - создать истинную церковь, живущую по апостальским нормам и правилам. Сегарелли основал эту истинную, апостальскую церковь. Апостольские братья полагали, что на них возложена миссия ломки старых и утверждения новых порядков. При этом они резко и даже враждебно противопоставляли себя всем окружающим. Папа должен быть смещен и выбор нового папы должен зависеть не от решения кардиналов, а от Бога. Все существующие монашеские ордена следует уничтожить, церковную иерархию разрушить, и на руинах старой церкви восстанет новая, которая и будет существовать вплоть до пришествия Христа. Главную работу по разрушению церкви придется проделать светской власти в мире неаполитанского короля Фридриха. Самим же апостоликам нужно лишь словом и примером убеждать в своей правоте. Здесь поле их деятельности безгранично широко - они могут принимать к себе и монахов, и горожан, и сеньоров, и мужчин и женщин, всех жаждующих перейти к истинной церкви - церкви без храмов, без священников, без богослужения, где все одинаково бедные и равные между собой верующее будут связаны внутренними узами, а не внешними обязанностями. Равнозначна ли эта церковь всему обществу? Другими словами, переносится ли апостоликами принцип всеобщего равенства из сферы религиозной в сферу общественную, на существующие общественные отношения?

Теория апостольских братьев, дошедшая до нас в изложении инквизиторов, не дает прямого ответа. Однако, если церкви при папе Сильвестре и императоре Констатине, уход ее от апостольских принципов оправдываются расширением сферы влияния христианства, вовлечением в его орбиту всего окружающего мира. Если на данном этапе перед апостоликами ставится задача возвращения этого мира к первоначальному «истинному» положению, то очевидно, что здесь под новой церквью понимается самый широкий, хотя и неопределенный, круг верующих. Тем более, что вступление в церковь для апостольских братьев представлялось актом свободной вам любого человека.

Огромное значение в догматике  апостольских братьев имела идея равенства. Как и у большинства  современных сектантов, она выражалась в отрицании имущества, т.е. в негативном равенстве. Они продавали свое имущество, раздавали бедным деньги, и, следуя апостольским идеалам, жили милостыней, не работая и не имея собственного очага.

Отличительные черты догматики  апостольских братьев - их активная деятельная позиция, далеко идущие стремления. Их проповеди говорят о постепенном переходе секты на позиции крестьянско-плебейской ереси. Во многих своих представлениях апостолики еще стоят на общем уровне еретического движения того времени, но вместе с тем в некоторых важнейших вопросах теории они идут вперед.

После смерти Сегарелли к руководству  сект приходит Фра Дольчино - вождь  радикально настроенных апостоликов  горных районов Северной Италии. Дольчино был достаточно образованным человеком. Свое учение он изложил в трех посланиях, направленных ко всем верным христианам. Одно из писем было написано в августе 1300 г. т.е. вскоре после казни Сегарелли. Он говорит, что секта «братьев апостоликов в последние дни нарочно послана и избрана Богом, для спасения душ человеческих, а он сам поставлен ею главе и избран Богом, причин Бог открыл ему настоящее и будущее для того, чтобы он познал и пророчество и понял Священное писание Нового и Ветхого завета».

В ряду великих крестьянских восстаний XIV - XVI вв. восстание под предводительством брата Дольчино - первое из них времени занимает особое место.

Восстание Дольчино напоминает собой  Великую крестьянскую войну в  Германии в 1524-1525 гг. тоже связанную  с еретическими движениями, которое  превратилось в конечном счете в немецкую реформацию.

Но судьбы ереси в Германии и  Северной Италии начала XIV в. различны. Итальянское бюргерство, связанное  с католичеством и политическими  интересами, в массе своей было далеко от решительного протеста против господствующей церкви. Несмотря на многочисленные еретические движения, итальянское бюргерство осталось верным католицизму. Борьба с церковью как представителем и идеологом феодального случая стала уделом плебейско-крестьянских масс.

Идеология этих масс выливалась в  многочисленные еретические движения XII-XIII вв. и хотя сначала примыкала к «бюргерской» ереси, очень скоро выделилась из нее в самостоятельную силу, которая была предоставлена самой себе, дала идеологическое обоснование восстанию и потерпела вместе с ним поражение - обычная часть всех крестьянских восстаний средневековья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные вехи истории восстания Дольчино

 

 

 

В накаленной обстановке в самом  начале 1304 г. появляется Дольчино со своими соратниками. Горячо принятый населением, он обосновался в Нижней Сезии, в районе Гаттинара и Серавалле, в 30-35 км от Верчелли. Именно здесь ересь апостольских братьев переросла узкие рамки сектанского-заговорщической организации и превратился в широкое народное движение. Проповедь Дольчино собрала вокруг него толпы последователей, и в короткое время их численность достигла нескольких тысяч человек. Основную их массу составляли крестьяне близлежащих мест, хотя среди них было немало выходцев из других областей Италии и даже Швейцарии и Германии.

О том, какой размах с первых шагов приняло движение, свидетельствует тот факт, что против апостоликов была срочно создана лига, состоявшая из маркизов Салуццо и Монферрато, епископов Верчелли и Сиона, коммун Биеллы и Верчелли, ряда местных феодальных фамилий. Значительное по тем временам войско (около 2 тыс. человек), составленное из епископского и городского ополчений и швейцарских наемников, отправилось вдоль обоих берегов Сезии, намеревалось взять в кольцо восставших. 28 марта на подступах к Гиттанара произошло кровопролитное сражение, окончившееся полной победой восставших под руководством Каттанео ди Бергамо и Амброджо Саламоне. С апреля по июль апостолики беспрепятственно распространились по всей округе и даже доходили до городских стен Вергелли.

Сектантское движение вылилось в вооруженную борьбу восставшего народа. Над участниками феодальной лиги нависла серьезная опасность, которая требовала немедленных мер. Было собрано новое войско, и ему удалось вытеснить повстанцев с равнины. Жителей Гаттинара настигла суровая кара: десятки их подверглись казням за помощь, оказанную мятежникам. Восставшие уходили вверх по течению Сезии и ее притоков, теряя на пути сотни убитых, раненных, однако число их непрерывно пополнялось за счет крестьян тех деревень, через которые проходил их путь. Отступление длилось несколько месяцев, пока наконец, у подножья одной из гор в Новарской области не был устроен укрепленный лагерь, где повстанцы оставались до конца лета 1305 г.

Успехи повстанцев и невозможность  справиться с ними собственными силами заставили Райнерия, епископа Верчелли, искать помощь у других. Летом 1305 г. папа Климент V обратился с буллою к местным феодалам, в которой призвал их оказать помощь верчельскому епископу. Всем участникам армии епископабыло обещано полное отпущение грехов. В августе 1305 г. собравшиеся новарские и верчельские рыцари принесли клятву о том, что они будут беспощадно бороться с врагами «католической веры и христианского мира». Фактически начался крестовый поход. В этот момент восставшие проявили стратегическую дальновидность. Они укрепились на горе Парете Кальва («Отвесная стена»), естественной долиной одного из притоков Сезии - Раса. На горе восставшие построили временные жилища и возвели укрепления. Однако, новая позиция имела и серьезный недостаток - она находилась далеко от окрестных селений, это серьезно затрудняло снабжение. Рост численности осажденных, главным образом за счет местного крестьянства, и суровая зима усугубили положение апостоликов. Им пришлось устраивать вылазки в соседние деревни и городки, неизбежно восстанавливая против себя населения. В лагере начался голод. В этих тяжелых условиях восставшие проявили огромное мужество, дисциплину и стойкость. В стане осажденных, как можно предполагать на основании косвенных данных, естественно возникло организованное распределение продуктов, одежды, коллективное пользование некоторыми предметами, оружием, доспехами и т.п. именно здесь развернулся талант Дольчино - страстного трибуна, блестящего организатора и незаурядного военачальника. Он сумел превратить своих сторонников из случайной полуторатысячной толпы в строго организованную армию, одушевленную справедливой идеей.

В конце зимы 1305-1306 гг. положение  осажденных стало чрезвычайно тяжелым. Не выдержав лишений, дезертировал Амбраджо Саломоне со своими отрядом. Голод, холод и потери заставили Дольчино предпринять попытку обмануть осаждающих. Ночью 10 марта 1306 г. около тысячи апостоликов, больные и истощенные, по глубокому снегу прошли через перевал и вышли к горе Цебелло, недалеко от Триверо. Можно только удивляться героическому подвигу восставших, умевших в невыносимо трудных условиях ускользнуть от армии преследователей и этим удачным маневром снять осаду. На новом месте были спешно возведены укрепления, в окрестностях собраны запасы продовольствия. Когда крестоносное войско подошло к лагерю апостоликов, оно встретило воздвигнутую по всем правилам феодального военного искусства крепость.

Начались новые ожесточенные схватки. 1 мая 1306 г. авангард крестоносцев был  наголову разбит апостоликами под непосредственном предводительством Дольчино; свыше ста рыцарей погибло и попало в плен. Возглавлявший объединенное войско епископ Райнерий решил повести регулярную осаду апостоликов. Он окружил их плотным кольцом фортов, башен и бастионов, подвел осадные машины. Восставшие пытались помешать строительству постоянными вылазками.

Информация о работе Аграрное развитие северной и средней италии, восстание дольчино