Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 11:33, реферат
Общеизвестно, что в России, вплоть до 1913 года, интенсивно развивалась промышленность, и урожайность полей с года в год увеличивалась. По объему выпускаемой продукции тяжелая промышленность страны стала в ряд развитых капиталистических стран мира. Этому содействовало как таможенная политика, так и льготные условия для иностранных инвесторов.
1. Введение (стр. 3)
2. Экономическое и политическое положение в России в конце XIX – начале XX вв. (стр. 4)
3. Личность П.А. Столыпина (стр. 6)
4. Законодательные акты (стр. 6)
5. Аграрная реформа (стр. 8)
5.1 Разрушение общины и развитие частной собственности (стр. 8)
5.2 Крестьянский банк (стр. 9)
5.3 Переселение крестьян (стр. 10)
5.4 Кооперативное движение (стр. 10)
6. Результаты реформы (стр. 11)
7. Причины неудачи аграрной реформы (стр. 12)
8. Заключение (стр. 12)
9. Список используемой литературы (стр. 13)
Министерство сельского
Санкт-Петербургской
Кафедра философии и социально-
Реферат по отечественной истории
на тему: «Аграрная реформа Столыпина»
Выполнила
Студентка 1 курса 13 группы
Факультета ветеринарной медицины
Тульева Екатерина
Проверил:
Преображенский А.А.
Санкт-Петербург
2012
Оглавление
Введение
Общеизвестно, что в России,
вплоть до 1913 года, интенсивно развивалась
промышленность, и урожайность полей
с года в год увеличивалась. По
объему выпускаемой продукции тяжелая
промышленность страны стала в ряд
развитых капиталистических стран
мира. Этому содействовало как
таможенная политика, так и льготные
условия для иностранных
Однако наблюдались и ассиметрии с размещением населения по территории. Из 90 миллионов человек, в европейской части страны проживало 90% населения, как за Уралом было только 13,5 миллиона человек. Сельское население быстро росло и уже составляло ? всего населения России. С крушением крепостного права сельское население в 1900 году было беднее, чем в 1800 году. Это объясняется многими причинами, но основным являлись непосильные выкупные платежи. Это положило началу депрессии в сельском хозяйстве в 1904 году, которая продолжалась 4 года.
В то время в сельском
хозяйстве доминировали два течения.
Помещики, которые считали, что землю
можно продавать, как обычный
товар, и непродаваемая собственность
крестьянских общин. Крестьяне считали,
что земля дана Богом и поэтому
не может быть предметом торговли.
Сама община была построена по этому
принципу: земля делилась на количество
членов в семье, и если кто-то из нее
убывал, сокращался и земельный надел.
Государство поддерживало общину, поскольку
с нее было проще взимать налоги,
чем по отдельности с каждого
человека. Однако к 1906 году возникло напряжение
между крестьянами и
Экономическое и политическое положение в России в конце XIX – начале XX вв.
На рубеже XIX и XX века общество вступило в новую фазу своего развития: капитализм стал мировой системой. Россия, вступившая на путь капиталистического развития позже стран запада, попала во вторую группу, куда входили такие страны как Япония, Турция, Германия, США.
В начале 90-х гг. XIX в. в России начался промышленный подъем, который продолжался несколько лет и шел очень интенсивно. Особенно высокими темпами развивалась тяжелая промышленность, которая к концу века давала почти половину всей промышленной продукции в ее стоимостном выражении. По общему объему продукции тяжелой промышленности Россия вошла в число первых стран мира.
Промышленный подъем был подкреплен хорошими урожаями в течение ряда лет. Оживление в промышленности сопровождалось бурным железнодорожным строительством. Правительство верно оценило значение железных дорог для будущего экономики и не жалело денег для расширения их сети. Дороги связали богатые сырьем окраины с промышленными центрами, индустриальные города и земледельческие губернии - с морскими портами. Главной причиной промышленного подъема 90-х гг. явилась экономическая политика правительства, одной из составных частей которой стало установление таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранных капиталов. Эти меры, по замыслу их инициаторов, должны были избавить молодую отечественную промышленность от губительной конкуренции и тем самым способствовать ее развитию, которому помогали заграничные деньги. В экономической политике царизма конца XlX - начала XX века, было немало сильных сторон. В те годы Россия уверенно завоевала позиции на рынках Дальнего и Среднего Востока, тесня там своих соперников. Однако, эта политика оставалась внутренне противоречивой. И не только потому, что в ней преобладали административные меры и недооценивались значения частного предпринимательства. Главное заключалось в том, что самому курсу правительства не хватало сбалансированности между потребностями промышленности и сельского хозяйства. Несбалансированность хозяйства стала одной из причин экономического кризиса начала 20 столетия, который затем сменился длительной "депрессией" 1904-1908 годов. С 1909 по 1913 год начинается экономический подъем. В результате прошедшего кризиса слабые, маленькие предприятия разорились, ускорился процесс концентрации промышленного производства. В 80 - 90 годы временные предпринимательские объединения замещаются крупными монополиями; картелями, синдикатами (Продуголь, Проднефть и т. д. ). Одновременно с этим идет укрепление банковской системы (Русско-Азиатский, Петербургский международный банки). В начале ХХ века Россия являлась среднеразвитой страной. Наряду с высоко развитой индустрией в экономике страны большой удельный вес принадлежал раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства: от мануфактурного до патриархально-натурального. Русская деревня как в зеркале отражала пережитки феодализма: крупные помещичьи землевладения, отработки, являющие собой прямой пережиток барщины. Крестьянское малоземелье, община с её переделами тормозили модернизацию крестьянского хозяйства.
Социально - классовая структура
страны отражала характер и уровень
её экономического развития. Наряду с
формированием классов
Крестьянство включало около 75% населения страны. Оно состояло из: кулаков (20%), середняков (30%), бедняков (50%). И, естественно, между ними возникали противоречия.
Наемные рабочие, в начале XX века, составляли около 17 млн. человек. Этот класс был не однороден. Большая часть рабочих состояла из недавно пришедших в город крестьян, еще не потерявших связь с землёй. Ядром этого класса стал фабрично-заводской пролетариат, насчитывавший более трёх миллионов человек. Политическим строем в России оставалась абсолютная монархия. Хотя в 70ых годах XlX века был сделан шаг по пути превращения государственного строя в буржуазную монархию, царизм сохранил все атрибуты абсолютизма. Закон гласил: " Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный ".
Высшим судебным органом был сенат. Исполнительная власть осуществлялась двумя министерствами, контролируемыми комитетом министров. Особой проблемой в эти годы был национальный вопрос. Около 57% населения России были не русского происхождения, они подвергались всякого рода дискриминации со стороны русских чиновников. В этих отношениях Россия не только притесняла те или иные народы, но и сталкивала их между собой. Многие под давлением русскоязычного населения эмигрировали в ближайшие страны запада, причём заметную часть эмигрантов составляли люди, которые целью своей жизни ставили борьбу с царизмом.
В эти же годы Россия вмешивается в борьбу за передел рынков сбыта. Война между Россией и Японией за господство на рынке сбыта в Китае, закончившаяся поражением России, четко показала неподготовленность русской армии и слабость экономики.
С поражением в войне в стране нарастает революционная ситуация ( 1905-1907 года ). России требовались как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику. Вожаком этих реформ должен был быть человек, для которого важна была судьба России. Им стал Пётр Аркадьевич Столыпин.
Личность П.А. Столыпина
Достойным преемником новационных взглядов С.Ю. Витте, продолжателем его реформаторской деятельности стал Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911). Он был представителем старинного дворянского рода, внуком наместника Польши и сыном коменданта московского Кремля. П.А. Столыпин с отличием окончил естественный факультет Петербургского университета и, хотя ему прочили блестящее научное будущее, предпочел службу в Министерстве внутренних дел. Он был ковенским предводителем дворянства по назначению, гродненским губернатором. В 1904 г. его вызвал министр внутренних дел В.К. Плеве и объявил о назначении губернатором в Саратов. П.А. Столыпин позднее вспоминал, какую суровую отповедь устроил ему министр, когда он попросил оставить его в Гродно рядом с имениями родственников. "Меня ваши личные и семейные обстоятельства не интересуют, - заявил В.К. Плеве, - и они не могут быть приняты во внимание. Я считаю вас подходящим для такой трудной губернии..."
Энергичный губернатор был замечен и уже вскоре получил портфель министра внутренних дел в кабинете И.Л. Горемыкина. Однако честолюбивый Столыпин не удовлетворился столь важной должностью. Через несколько месяцев он начал присматриваться к посту главы правительства и в июле 1906 г. получил его. Должностной взлет Столыпина к вершинам государственной власти был стремительным: самый молодой губернатор, самый молодой министр и, наконец, самый молодой 44-летний председатель Совета министров. Возглавив российское правительство, он сохранил за собой руководство Министерством внутренних дел.
Законодательные акты
Указ 9 ноября 1906 года.
9 ноября 1906 года издается главный законодательный акт аграрной реформы — указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». Указом был провозглашен широкий комплекс мер по разрушению коллективного землевладения сельского общества и созданию класса крестьян — полноправных собственников земли. Указ провозглашал, что «каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли». Собственность на бывшие надельные земли оставалась, однако, связанной некоторыми ограничениями: земля могла быть продана только крестьянам, их обществам или товариществам; право принимать бывшую надельную землю в залог имел только Крестьянский поземельный банк. Важным моментом было то, что укрепленная земля становилась личной собственностью крестьянина-домохозяина, а не коллективной собственностью крестьянской семьи.
Закон 14 июня 1910 года.
14 июня 1910 года был принят закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении», представлявший собой закон 1906 года, повторно, после бесчисленных многоступенчатых обсуждений, внесенный правительством в III Думу в январе 1908 года. Закон, кроме описанных выше положений закона 1906 года, содержал также и важные новации; он явился следующим шагом в деле разрушения традиционной сельской общины.
Все общины, в которых не было общих переделов с момента наделения их землею, признавались общинами с подворным землевладением. Все владельцы участков в общинах с подворным землевладением (включая и те общины, в которых подворное землевладение практиковалось ранее, и те общины, которые были причислены к ним данным законом) получили права частных собственников, даже если они и не заявляли такого желания. Для юридического закрепления права собственности крестьянину надо было получить удостоверительный приговор сельского схода, который сход должен был постановить в обязательном порядке в месячный срок, простым большинством голосов. При отказе схода выдать приговор, необходимые документы выдавались земским начальником.
Закон о землеустройстве 1911 года.
29 мая 1911 года был издан закон «О землеустройстве». Закон существенно детализовал положения ранее изданных законов 1906 и 1910 годов, заменив собой действовавшие де-факто ведомственные инструкции. Закон был внесен ещё в I Думу в 1906 году, однако его принятие чрезвычайно затянулось.
Особенностями закона были следующие положения:
Аграрная реформа
Целей у реформы было несколько: