Аграрная реформа Столыпина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 07:38, реферат

Описание работы

Реформа Столыпина вызвала острую полемику в обществе - потому что она затронула самый больной вопрос российской жизни - земельного. Петр Столыпин исправлял ошибки в решении аграрного вопроса, допущенные крепостниками в 1861 году. Современная реформа пытается исправить то, что наломали в деревне большевики. Аграрный вопрос актуален и в наше время. Мы тоже сначала увлеклись фермерскими хозяйствами, но дело пошло труднее, чем у Столыпина с отрубами и хуторами. Зато сейчас успешно решается преобразование нерентабельных колхозов, добровольные кооперативы разного типа, что напоминает второй этап столыпинских начинаний. На мой взгляд, аграрная реформа одна из самых актуальных тем в истории земельных отношений.

Файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 32.27 Кб (Скачать файл)

Введение

Реформа Столыпина вызвала  острую полемику в обществе - потому что она затронула самый больной  вопрос российской жизни - земельного. Петр Столыпин исправлял ошибки в  решении аграрного вопроса, допущенные крепостниками в 1861 году. Современная  реформа пытается исправить то, что  наломали в деревне большевики. Аграрный вопрос актуален и в наше время. Мы тоже сначала увлеклись фермерскими  хозяйствами, но дело пошло труднее, чем у Столыпина с отрубами и хуторами. Зато сейчас успешно  решается преобразование нерентабельных колхозов, добровольные кооперативы  разного типа, что напоминает второй этап столыпинских начинаний.  На мой взгляд, аграрная реформа одна из  самых актуальных тем в истории земельных отношений.

Цель работы: Анализ аграрной реформы П. А. Столыпина.

Задачи: 1) Провести анализ литературы по данной тематике.

2) Определить:

  • Цели и задачи аграрной реформы.
  • Содержание.
  • Методы.

3)Подвести итоги.

4)Проанализировать причины  провала аграрной реформы.

 

 

 

 

 

Цели и задачи аграрной реформы

Если вкратце охарактеризовать сущность столыпинской аграрной реформы, то можно сказать, что она заключалась  в том, чтобы, отменив оставшиеся выкупные платежи, дать возможность  всем крестьянам право свободно выходить из общины и закреплять за собой  надельную землю в наследуемую  частную собственность. При этом имелось в виду, что только экономическими методами можно побудить помещиков  продавать свою землю крестьянам, а также использовать государственные  и иные земли для наделения  ими крестьян. 
 Подразумевалось, что постепенно число крестьянских собственников и площадь земли в их руках будут возрастать, а община и помещики будут ослабевать. В результате должен был быть решен извечный для России аграрный вопрос, причем мирно и эволюционно. Так оно и было, многие помещики уже продавали земли, а Крестьянский банк их покупал и продавал на условиях льготного кредитования желающим крестьянам. 
 Задача состояла в том, правильно ли было уповать на эволюционность этого процесса (в результате Первой мировой войны и революции реформу завершить не успели), или надо было действовать более решительно. Для решения этого вопроса существовало три пути: отнять землю у помещиков; ничего не делать; подтолкнуть помещиков и крестьян к реформе без нарушения права частной собственности. 
 Именно третий вариант и выбрал П.А.Столыпин. Он прекрасно понимал, что грубая, агрессивная политика не только не даст положительных результатов, но и может еще больше усугубить и без того напряженную обстановку. 
 Столыпин видел решение имеющегося кризиса в том, чтобы дать возможность крестьянам получить сначала временно, а затем закрепить за ним отдельный участок, вырезанный из государственных земель или из земельного фонда Крестьянского банка. Основными «донорами» для формирования земельного фонда Крестьянского банка стали разоренные помещики, не желающие или не способные эффективно вести  хозяйство в условиях складывания капиталистической конкуренции.  
 Столыпинская аграрная реформа в корне отличалась от идеи левых политиков конфисковать землю у помещиков и просто раздать ее. Во-первых, такой подход был неприемлем с точки зрения норм цивилизованной частной собственности. Во-вторых, то, что дается даром, в России редко используется эффективно. Традиционный в более позднее советское время «отнять и поделить» никогда никому не приносил пользы. Нельзя создать ответственного собственника, нарушая права собственности других.  
Таким образом, Столыпин придерживался чисто экономических принципов реформирования экономики, хотя и полагал, что невежественных крестьян для их же пользы следует всячески подталкивать к выходу из общины, в том числе иногда и административными методами. 
Естественно, существование общины и доминирование помещиков было отражением политической системы тогдашней России. В этом смысле против Петра Столыпина выступали не только левые, которые хотели насильственной экспроприации земли для передачи крестьянам, но и правые, которые видели в реформе прямую угрозу существующему политическому строю. Петру Аркадьевичу приходилось бороться с собственным классом, со своими коллегами по правящей верхушке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание аграрной реформы.

Конкретные меры аграрной реформы  Столыпина достаточно хорошо известны. Согласно 1 статьи закона 14 июня 1910 года "каждый домохозяин, владеющий надельной  землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность  причитающейся ему части из означенной земли". Более того, закон разрешил ему оставить за собой излишки, если он за них заплатит общине по более  низкой выкупной цене 1861 г. По требованию выделившихся община была обязана выделить им взамен черезполосых земель отдельный  компактный участок- отруб. Дополнением  к закону 14 июня 1910 года был принятый обеими палатами 29 мая 1911 года закон  о землеустройстве. В соответствии с ним для проведения землеустройства  не требовалось предварительного укрепления земли за дворохозяевами. Селения, где  были проведены землеустроительные работы, автоматически объявлялись  перешедшими к наследственно-подворному владению. Землеустроительные комиссии были наделены широкими полномочиями, которые они пускали в ход, чтобы насадить как можно больше хуторов и отрубов.

Важным инструментом разрушения общины и насаждения мелкой частной  собственности был кредитный  банк. Посредством него государство  помогало многим крестьянским семьям в приобретении земель. Банк продавал в кредит земли, скупленные ранее  у помещиков, или принадлежащие  государству. При этом кредит для  единоличного хозяйства был вдвое  ниже, чем по кредитам общине. Между 1905 и 1914 гг. в руки крестьян перешли  таким путем 9,5 млн. га земли. Необходимо, однако, заметить, что условия продаж были довольно жесткими: за просрочку  платежей земля у покупщика отбиралась и возвращалась в банковский фонд для новой продажи. По свидетельству  Н. Верта, эта политика была весьма разумной в отношении наиболее работоспособной  части крестьян, она помогла им, но не могла решить аграрный вопрос в целом (крестьяне- бедняки не могли  приобрести земли). Более того, выделение  в отдельное хозяйство обычно не давало участки, достаточные для  эффективной работы и даже кредиты  дела существенно не меняли, и Столыпин взял курс на переселение крестьян на свободные государственные земли. По мнению Н. Эйдельмана массовое переселение  было организовано для того, чтобы, не наделяя крестьян помещичьей землей (радикализм), обогатить одних крестьян за счет других, распустив общину и облегчив переход того, что принадлежало беднякам в собственность зажиточных мужиков. Оставшихся без земли должен был во-первых, принять город, а во- вторых окраины, куда организуется переселение. С этой точки зрения Столыпин старался достичь компромисса общественных сил, чтобы, с одной стороны, не ущемлять законных прав помещиков на землю, а с другой - обеспечить землей наиболее, сознательную часть крестьянства, как предполагалось, опору самодержавия. 

В конце августа - начале сентября 1910 года П. Столыпин и главноуправляющий  землеустройством и земледелием  А. Кривошеин совершили поездку  по Сибири. По окончанию делегации  был составлен отчет, с учетом  которого Столыпин и Кривошеин выдвинули  комплексную программу приватизации сибирской земли. В короткий срок был разработан пакет законопроектов и постановлений, направленных на введение частной собственности на землю  в Сибири. Уже в ноябре 1910 года Главное управление землеустройства  и земледелия направило в Государственную  думу главнейший из тех документов: "Положение о поземельном устройстве крестьян и инородцев на казенных землях сибирских губерний и областей". Суть его была весьма решительна: без  всякого выкупа предоставить землю  сибирским сельским обывателям в  собственность.

Проведение законопроекта  в жизнь встретилось с немалыми трудностями:

во - первых землеустроительные работы в Сибири не завершились (из-за нехватки государственных землемеров), а во- вторых не хватало средств.

Проект о землеустройстве оказался сибирским депутатам не по душе: они мотивировали это тем, что "сибирские старожилы, живя своей жизнью, никакого землеустройства не простят". Обсуждение законопроекта затянулось безрезультатно вплоть до прекращения деятельности IV Государственной думы. Правда, до смерти Столыпина работа шла сравнительно споро, но потом, как известно, после смерти премьера, законопроект лишился главной своей заводной пружины и работа затянулась.

Однако, еще в 1908 г. правительство  приступило к размежеванию наделов  крестьянских общин в Сибири. Интересно  отметить один циркуляр, отправленный премьер- министром сибирским губернаторам: "не допуская каких- либо насилий  над волею самих старожилов или  новоселов, содействовать тому, чтобы  сельские общества с общинным землепользованием  перешли к владению личному". Местным  чиновникам в беседах с населением рекомендовалось проявлять служебный  такт и благожелательную настойчивость. Несомненно, в этом предписании отразились новые подходы в попытках правительства  провести фермеризацию России. Ведь в  центральных областях насилие при  создании хуторов и отрубов было обычной практикой.

В Европейской России попытки  выделиться на хутора и отруба обычно вызывали сопротивление середняцкой  части деревни (многие крестьяне  психологически не могли, освободится  от общинного уклада жизни). В Сибири же община была заметно слабей, и  крестьяне охотно шли на отделение. Именно относительная незрелость сибирской  общины во многом делала коренного  деревенского мужика, не говоря уже  о переселенцах, надежным сторонником  столыпинских преобразований. 

Итак, вернемся к проблеме переселенческой политики. В задачу переселенческого управления, как это  уже было сказано, входило разрешение насущного вопроса перенаселенности центральных губерний России.  Основными  районами переселения были Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток и  Северный Кавказ. Правительство всячески поощряло заселение данных регионов: были устранены все препятствия  и создан серьезный стимул для  переселения в осваиваемые районы страны.  Кредиты, отпускаемые переселенцам, увеличились в четыре раза по сравнению  с периодом 1900-1904 гг. Проезд был бесплатным, специальные по конструкции, "столыпинские" вагоны, позволяли везти с собой  скот и имущество.  

 

 

Методы аграрной реформы.

До Столыпина правительство  тоже старалось помогать богатым  крестьянам - достаточно вспомнить  льготные кредиты Крестьянского  банка. Заметим, что Столыпин, напротив, отводил главенствующую роль в деле государственного поощрения не кредитам (т.е. денежным средствам), а говоря современным  языком, вещественным рычагам. Действительно, деньги крестьянин мог попросту пропить, стать жертвой дельцов, финансовых воротил и чиновников. Именно поэтому  Столыпин старался реализовать помощь в натуральном виде. Во- первых, путем  создания развитой инфраструктуры: в  зонах переселения правительство  строило железные дороги, водохранилища, колодцы, школы. Так, к примеру, только медицинских пунктов было открыто  около 500.

Крестьянин также получал  помощь в виде семян, скота, инвентаря - все это можно было использовать только в хозяйстве: продать все  это в Сибири было некому. В связке "государство- крестьянин" исключался перекупщик- торговец.

Говоря о методах проведения реформы нельзя не отметить, что  они опирались на нажим аппарата, чиновников, полиции. (Ведь это была революция сверху!). Реформа реализовалась в то время, когда в стране царила обстановка расстрелов, виселиц, прямого насилия властей. Преступник он и есть преступник, но то, что сама власть с помощью военно-полевого суда, в состав которого Столыпин запретил включать юристов, расстреливает своих граждан, это было невиданно. За период с 1905 до 1909 года число казненных революционеров не превышало 2,4 тыс. человек (сравните с 2,7 тыс. убитых представителей власти), но это нанесло огромный моральный удар по властям. Столыпин создал прецедент: право власти карать без объяснений.

Столыпин утвердил и право  власти вмешиваться в сугубо экономические  отношения. Право государства на насилие в экономике впервые  продемонстрировано в общероссийском масштабе именно Столыпиным в ходе его реформ.

 

Итоги и последствия  аграрной реформы.

Итоги столыпинской аграрной реформы  выражаются в следующих цифрах. К 1 января 1916 г. из общины в чересполосное  укрепление вышло 2 млн. домохозяев. Им принадлежало 14,1 млн. дес. земли. 469 тыс. домохозяев, живших в беспередельных общинах, получили удостоверительные  акты на 2,8 млн.дес. 1,3 млн. домохозяев перешли  к хуторскому и отрубному владению (12,7 млн. дес.). Кроме того, на банковских землях образовалось 280 тыс. хуторских  и отрубных хозяйств - это особый счет. Но и другие приведенные выше цифры нельзя механически складывать, поскольку некоторые домохозяева, укрепив наделы, выходили потом на хутора и отруба, а другие шли  на них сразу, без чересполосного укрепления. По приблизительным подсчетам, всего из общины вышло около 3 млн. домохозяев, что составляет несколько  меньше третьей части общей их численности в тех губерниях, где проводилась реформа. Впрочем, как отмечалось, некоторые из выделенцев фактически давно уже забросили  земледелие. Из общинного оборота  было изъято 22 % земель. Около половины их пошло на продажу. Какая-то часть  вернулась в общинный котел.

За 11 лет столыпинской земельной  реформы из общины вышло 26% крестьян. 85% крестьянских земель осталось за общиной. В конечном итоге властям не удалось  ни разрушить общину, ни создать  устойчивый и достаточно массовый слой крестьян-собственников. Так что  можно творить об общей неудаче  столыпинской аграрной реформы. Вместе с тем известно, что после окончания революции и до начала первой мировой войны положение в русской деревне заметно улучшилось. Конечно, помимо реформы, действовали и другие факторы. Во-первых, как уже творилось, с 1907 г. были отменены выкупные платежи, которые крестьяне выплачивали в течение 40 с лишним лет. Во-вторых, окончился мировой сельскохозяйственный кризис и начался рост цен на зерно. От этого, надо полагать, кое-что перепадало и простым крестьянам. В-третьих, за годы революции сократилось помещичье землевладение, а в связи с этим уменьшились и кабальные формы эксплуатации. Наконец, в-четвертых, за весь период был только один неурожайный год (1911), но зато подряд два года (1912-1913) были отличные урожаи. Что же касается аграрной реформы, то такое широкомасштабное мероприятие, потребовавшее столь значительной земельной перетряски, не могло положительным образом сказаться в первые же годы своею проведения. Тем не менее мероприятия, сопутствовавшие ей, были хорошим, полезным делом. Это касается предоставления большей личной свободы крестьянам, устройства хуторов и отрубов на банковских землях, переселения в Сибирь, некоторых видов землеустройства.

К положительным итогам аграрной реформы  можно отнести:

Информация о работе Аграрная реформа Столыпина