Аграрная политика Н.С. Хрущева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:40, контрольная работа

Описание работы

Реформы, проводимые под руководством Н.С. Хрущева, были очень противоречивыми. На сентябрьском 1953г. Пленуме ЦК КПСС он определил конкретные меры, направленные на подъем сельского хозяйства и улучшение положения крестьянства. Их суть сводилась к уменьшению налогообложения колхозников, снижению норм обязательных поставок государству с личных подворий; к списанию задолженности по обязательным поставкам продуктов животноводства; к повышению закупочных цен на скот, птицу, молоко, масло, картофель. Уже в 1954 г. изменился порядок налогообложения.

Содержание работы

Аграрная политика Н.С. Хрущева
Тема: «Общественно-политическая жизнь в СССР в середине 1950 - середине 1960-х г.»
Объективная необходимость преобразований и видение реформ Н. С. Хрущевым
Преобразования Н. С. Хрущева в промышленности, сельском хозяйстве, управлении народным хозяйством, социальной сфере и их результаты. Значение либерально-коммунистических реформ Н. С. Хрущева
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Экономическое развитие СССР в 50 (Восстановлен).docx

— 51.25 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Аграрная политика Н.С. Хрущева
  2. Тема: «Общественно-политическая жизнь в СССР в середине 1950 - середине 1960-х г.»
  3. Объективная необходимость преобразований и видение реформ Н. С. Хрущевым
  4. Преобразования Н. С. Хрущева в промышленности, сельском хозяйстве, управлении народным хозяйством, социальной сфере и их результаты. Значение либерально-коммунистических реформ Н. С. Хрущева
  5. Заключение
  6. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономическое развитие СССР в 50-е-60-е гг.

 

 

1. Аграрная политика Н.С.  Хрущева

Аграрный реформа Хрущева

Реформы, проводимые под  руководством Н.С. Хрущева, были очень  противоречивыми. На сентябрьском 1953г. Пленуме ЦК КПСС он определил конкретные меры, направленные на подъем сельского хозяйства и улучшение положения крестьянства. Их суть сводилась к уменьшению налогообложения колхозников, снижению норм обязательных поставок государству с личных подворий; к списанию задолженности по обязательным поставкам продуктов животноводства; к повышению закупочных цен на скот, птицу, молоко, масло, картофель. Уже в 1954 г. изменился порядок налогообложения. Налог теперь стал изыматься с размера приусадебного участка, а не с поголовья скота, количества деревьев в саду, ульев и прочее. В этом же году размер налогов был уменьшен в два раза по сравнению с 1952 г. В 1952-1958 гг. закупочные цены возросли: на крупный рогатый скот - в 12 раз, на пшеницу - в 6 раз. В целом заготовительно-закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию выросли почти в три раза. Новые закупочные цены распространялись и на продукцию, производившуюся в личных приусадебных хозяйствах.

Одной из острых проблем  в этот период была нехватка зерна. Количество производимого зерна  совершенно не удовлетворяло потребности  страны. Инициатива решения зерновой проблемы путем освоения целинных и  залежных земель принадлежала Хрущеву. Первоначально планировалось распахать  в течение трех лет 13 млн. га земли, однако в реальности за три года было распахано 36 млн. га, что составляло тогда 30% всех обрабатываемых земель в  СССР. На осваиваемых землях создавались  совхозы. За 1954-1955 гг. возникло 425 крупных  зерновых совхозов. Главная задача, поставленная в результате освоения целины, оказалась достигнута. Острота  хлебного вопроса была снята.

Была ли оправданной поспешность  в освоении новых земель? Hаступление на целину велось штурмом, без должной научной проработки и проектных изысканий. Не оправдалась надежда и на достижение среднего урожая зерновых в 14-15 ц. с гектара. Фактически же средняя урожайность зерновых в Казахстане составляла в 1954-1958 гг. 7,3 ц. с га, а в 1961-1965 гг. - 6,1 ц. В реальности урожайность в стране действительно возросла в 1953-1958 гг. на 3,3 ц. с га, в восьмой пятилетке - на 3,5 ц., в девятой еще на 1,0 ц. с га. Проведение этой кампании имело несомненное народнохозяйственное значение. Прежде всего, оно реально способствовало увеличению производства зерна. С середины 50-х гг. от 1/3 до 1/2 всего хлеба, произведенного в стране, приходилось на долю целинного урожая.

Вместе с тем, можно  согласиться с утверждением историка И.Е. Зеленина о том, что первое пятилетие  после сентябрьского Пленума 1953 г. был наиболее успешным и результативным этапом хрущевского аграрного реформирования. Это подтверждается конкретными  показателями развития сельского хозяйства. Производство зерновых в 1954-1958 гг. увеличилось по сравнению с 1949-1953 гг. почти на 40%, хлопка - на 21%, льна-долгунца - на 76%; производство мяса выросло с 5,8 млн. т. в 1953 г. до 7,7 млн. в 1958 г., молока - соответственно с 36,5 млн. до 58,7 млн. т. Валовая продукция сельского хозяйства в целом за 1953-1958 гг. выросла на 51%.

Однако позитивный задел  реформ уже в конце 1950-х гг. стал гаситься непродуманными, противоречивыми, а то и вовсе волюнтаристскими реформами Хрущева. Аграрные преобразования конца 1950-х - начала 1960-х гг., инициировавшиеся Хрущевым, в целом имели негативные последствия. В этот период интенсивно осуществляется политика по искоренению  личного подворья. 20 августа 1958 г. принимается  постановление Бюро ЦК по РСФСР «О запрещении содержания скота в личной собственности граждан, проживающих  в городских и рабочих поселках». Оно коснулось 12,5 млн. семей, проживавших  в городах и поселках городского типа. Вскоре очередь дошла и до колхозников. На декабрьском (1959 г.) Пленуме  был обоснован вывод, что «личное  подсобное хозяйство постепенно утрачивает свое значение», поскольку  колхозникам будто бы выгоднее получать продукты из колхоза. Эти два решения  имели огромные негативные экономические  и социальные последствия. Жители огромного  количества районных центров, небольших  областных городов, многочисленных поселков городского типа оставшись  без огородов, коров, поросят и  т.д. вынуждены были теперь приобретать  мясные, молочные и другие продовольственные  товары в магазинах, став серьезной  «нагрузкой» для государства. Хрущевские решения ликвидировали источники  самообеспечения миллионов людей, не имея, как скоро выяснится экономических  возможностей заменить их. Отрицательную  роль с необратимыми последствиями  имела реализация идеи Хрущева о  создании «агрогородов», предполагавшая укрупнение колхозов и совхозов, уплотнение населенных пунктов. Было признано целесообразным в сельской местности строить дома двух и более этажей. Традиционный тип переустройства села отвергался как дорогостоящий. Сселение деревень шло одновременно с укрупнением колхозов и совхозов. Этому процессу придавались высокие темпы. В 1957-1960 гг. ежегодно исчезало около 10 тыс. ранее, в 1950-1952 гг., уже укрупненных колхозов. В 1963 г. их насчитывалось 39 тыс. против 94 тыс. в 1955 г. Централизация сельскохозяйственного производства, то есть объединение колхозов и совхозов, во многих случаях была неоправданной. В Кировской области, например, некоторые колхозы имели площадь пашни до 30 тыс. га и объединяли до 120 деревень. И это к тому же находились в лесной пересеченной местности. В таких условиях невозможно было в равной степени с хозяйственной точки зрения развивать села и деревни. В центральной усадьбе концентрировались животноводческие фермы, одним словом, основные хозяйственные объекты, которые обеспечивали колхозников работой. В деревнях же ничего подобного не оставалось, а новые хозяйственные объекты там больше уже не строились. Все больше людей оставалось без работы, а условия жизни с каждым днем ухудшались. Центральные усадьбы и крупные села объявлялись перспективными, а остальные - неперспективными. Реализация антинаучной концепции «перспективных» и «неперспективных» деревень искусственно создала условия для ускорения процесса деградации советской деревни. В конце 1950-х - начале 1960-х гг. усилилось наступление на частный сектор. Сокращалось поголовье скота в личных подсобных хозяйствах. Уменьшались размеры личных приусадебных участков. В 1958-1964 гг. их размер в колхозах был сокращен до 29 соток, в совхозах - до 18 соток, производство мяса и молока в личном подсобном хозяйстве упало на 20%. Все это не могло не отразиться на продовольственном обеспечении страны, дефицит которого в начале 1960-х гг. стал ощущаться уже довольно остро.

В аграрной политике того времени  важное место занимали еще две  проблемы: реорганизация машинно-тракторных станций (МТС) и «кукурузный вопрос». Как известно, Хрущев ставил задачу создания, и совершенно справедливо, крупных хозяйств индустриального  типа с собственной машинно-транспортной базой. Этот проект невозможно было реализовать, сохраняя и дальше МТС в руках  государства. Вопрос о реорганизации  МТС встал на повестку дня совершенно закономерно. К сожалению, ее не удалось провести так, чтобы она имела для колхозов положительное значение. И.Е. Зеленин справедливо отмечает, что одна из самых прогрессивных, антитоталитарных и многообещающих социально-экономических реформ Хрущева о реорганизации МТС из-за предельно сжатых сроков осуществления привела к крайне негативным последствиям. В марте 1958 г. был принят закон о реорганизации МТС и продаже техники колхозам. Колхозы не могли купить технику в рассрочку. Государство навязало им свою цену за сельхозтехнику, зачастую уже изношенную и устаревшую. Постановление же от 18 апреля 1958 г. предусматривало получение денег в максимально сжатые сроки. В результате подобного решения, государство сделало убыточными огромное количество колхозов. Это привело к снижению оплаты за трудодень. В таких условиях колхозам стало трудно вести политику экономического стимулирования труда колхозников. Был минус и другого характера. Колхозы не имели до этого собственных мастерских, площадок для содержания техники, поэтому они испытывали большие сложности с ее сохранением и ремонтом. Трудности были и с эксплуатацией тракторов, комбайнов и пр., так как работники МТС старались не переходить в колхозы, чтобы не превратиться в колхозников и не утратить социально-экономических выгод от своего положения рабочих государственного предприятия. Как видим, в целом правильная идея о ликвидации МТС и передаче техники в руки самих колхозов при неправильной ее реализации способствовала не экономическому подъему последних, а наоборот экономическому спаду.

То же самое можно сказать  и о политике Хрущева в отношении  кукурузы. Несомненно, эта культура очень полезна для молочного  скота. Кроме того, на небольших площадях можно получить большую массу  урожая, что было очень важно для  решения кормовой проблемы животноводства. Хрущев добился изменения структуры  посевов в пользу кукурузы. «Царицу  полей», как стали называть кукурузу, начали сеять на огромных пространствах  России - от Кубани и Ставрополья  на юге до Вологодской и Архангельской  областей на севере. В начале 1960-х гг. около четверти зерновых полей страны были заняты кукурузой. Это привело к сокращению посевов пшеницы и ржи и к сокращению сбора хлебов в первую очередь в традиционных земледельческих районах. Зерновая проблема усугублялась еще и такими факторами, как сокращение урожайности на целине из-за естественного истощения плодородия почвы и тяжелой засухи 1963 г. Урожайность и валовые сборы сократились почти на 30%. Урожайность зерновых культур сократилась соответственно с 11,1 до 8,3 центнеров с га. В целях недопущения голода Хрущев был вынужден прибегнуть к большим закупкам зерна в США. В 1963 г. зерна было закуплено 9,4 млн. т, что составило почти 10% валового урожая. Экспорт зерна продолжался и в последующие годы.

Аграрная политика Хрущева  периода 1958-1963 гг. привела сельское хозяйство к кризису. Об этом говорят  темпы роста валового сельскохозяйственного  производства. В 1951-1955 гг. оно выросло на 20,5%; в 1956-1960 гг. - 30%; в 1961-1965 гг. - на 18%. В рамках семилетки (1959-1965) планировался рост производства на 70%, в реальности он составил только 10%. Если же говорить собственно о «хрущевском периоде», то среднегодовые темпы сельскохозяйственного производства в 1953-1958 гг. снизились в 5 раз, а производительность труда в 3 раза. Кризис в сельском хозяйстве в основном был вызван субъективными причинами, мало продуманными экспериментами, инициированными Хрущевым и принесшие отрицательные результаты.

 

 

 

Тема: «Общественно-политическая жизнь в СССР в середине 1950 - середине 1960-х г.»

Смерть Сталина  открыла дорогу реформам, необходимость  которых ощущалась обществом. Экономическая  и политическая ситуация внутри страны и обстановка «холодной войны» на международной арене формировала  ряд важных проблем, требующих решения  новым руководством страны.

Одна из таких  проблем связана с развитием  репрессивной политики конца 40-начала 50-х г., превратившей органы МВД-МГБ  в особую систему контроля всех сфер общественной жизни и всех слоев  общества. Вопрос о системе ГУЛАГа и его решение также требовало реформирования органов МВД-МГБ.

Смерть Сталина  привела ГУЛАГ в движение (бунты, неповиновения, восстания в лагерях  и колониях).

Главной проблемой  аграрной политики оставалась зерновая, нужно было найти внутренние источники производства зерна. И тут у руководства возникло две точки зрения: Молотов считал, что средства надо вкладывать в развитие центральных сельскохозяйственных районов, а Хрущев выдвинул идею освоения целинных и залежных земель. На февральско-мартовском (1954 г.) Пленуме ЦК КПСС было принято решение о широком включении в хозяйственный оборот целинных и залежных земель.

Столь же противоречивым было развитие промышленности. Пожелание  повернуть промышленность лицом  к потребностям человека оказалось  лишь фразой. По-прежнему упор делался  на развитие тяжелой промышленности и особенно оборонных отраслей.

Наконец, большой  круг вопросов касался внешней политики: диктат Москвы в отношении стран  Восточной Европы и откровенная  конфронтация с Западом не прибавляли авторитета советскому руководству.

Процесс демократизации советского общества в середине 50-х  годов получил новый импульс. Исключительную роль сыграли ХХ съезд  КПСС и главным образом доклад Н.С.Хрущева 25 февраля 1956 г. на закрытом заседании «О культе личности».

Доклад вызвал противоречивую реакцию в стране. В Тбилиси  прошли демонстрации протеста, многие отказались верить в подлинность  фактов и выводов доклада. Он так  и не был опубликован до 1989 г., а вышедшее в июне 1956 г. «Постановление ЦК КПСС о культе личности и его  последствиях» передавало идеи в  корректной форме.

Важнейшим достижением  демократизации явилась ликвидация ГУЛАГа. Началась массовая реабилитация его невинных жертв.

На укрепление законности и правопорядка были направлены реформы  судебных и правоохранительных органов. В мае 1955 г. было принято Положение  о прокурорском надзоре в СССР, в соответствии с которым на Генерального прокурора СССР и подведомственных ему прокуроров возлагался надзор за соблюдением законности в стране. В 1958 г. сессия Верховного Совета СССР утвердила Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик.

Большое значение имело осуждение практики переселения  народов и восстановление автономий  ряда национальных республик.

Процесс демократизации не получил логического завершения. По ряду причин, прежде всего, из-за противоречивого  отношения к ней Н.С.Хрущева. События 1956 г. в Венгрии его напугали, что  еще больше усилило его нерешительность. Сказывалось и давление старой гвардии. В июне 1957 г. она предприняла попытку  сместить Н.С.Хрущева. В конечном счете поддержка Г.К.Жукова (а в его лице - армии) помогла Н.С.Хрущеву остаться на посту.

Начав благородную  борьбу против сталинизма, Н.С. Хрущев не смог осмыслить, тем более ликвидировать  причины, породившие культ личности. Несмотря на сокращения и реорганизацию, оставались неизменными структура  и система власти. В этих условиях вскоре сложился культ личности Хрущева.

Будучи Первым секретарем ЦК КПСС (с сентября 1953 г.), Председателем Совета Министров СССР (с марта 1958 г.), он получил практически неограниченную власть.

Период 1953 - 1964 г. получил  название «оттепель» по одноименной  повести И.Эренбурга, вышедшей в 1954 г. Оттепель наступила прежде всего в культурной жизни, расширялись контакты с другими странами. В 1957 г. в Москве прошел фестиваль молодежи и студентов. Ярчайшими событиями культурной жизни стали конкурс молодых исполнителей им. П.И.Чайковского, Московский кинофестиваль.

Социально-экономические  процессы в стране настоятельно требовали  развития науки и образования. Произошла  реорганизация Академии наук, в ее ведении остались только фундаментальные  исследования. Прикладная математика передавалась в отдельные институты  и лаборатории. С 1957 г. началось создание Сибирского отделения АН СССР (г. Новосибирск). В 1956 г. под Москвой (г. Дубна) был  создан Объединенный институт ядерных  исследований, в котором работали физики из социалистических стран. Началось производство советской вычислительной техники (с 10 - 15-летним опозданием от Запада).

Важнейшим направлением развития общеобразовательной школы  было определено соединение обучения с производительным трудом в народном хозяйстве. Закон 1958 г. Вводил обязательное восьмилетнее неполное среднее образование, увеличивал срок обучения в полной средней школе с 10 до 11 лет.

Информация о работе Аграрная политика Н.С. Хрущева