Аайтматов Чингиз Торекулович

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:14, реферат

Описание работы

Родился 12 декабря 1928 в кишлаке Шекер в Киргизии в семье партийного работника. В 1937 отец был репрессирован, будущий писатель воспитывался у бабушки, его первые жизненные впечатления связаны с национальным киргизским образом жизни. В семье говорили и на киргизском, и на русском языках, и это определило двуязычный характер творчества Айтматова.

Файлы: 1 файл

АЙТМАТОВ ЧИНГИЗ ТОРЕКУЛОВИЧ.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

 

 

АЙТМАТОВ ЧИНГИЗ ТОРЕКУЛОВИЧ

 

(1928-2008)

 

    Родился 12 декабря 1928 в кишлаке Шекер в Киргизии  в семье партийного работника.  В 1937 отец был репрессирован,  будущий писатель воспитывался  у бабушки, его первые жизненные  впечатления связаны с национальным киргизским образом жизни. В семье говорили и на киргизском, и на русском языках, и это определило двуязычный характер творчества Айтматова.

    В 1948 Айтматов окончил  ветеринарный техникум и поступил  в сельскохозяйственный институт, который окончил в 1953. В 1952 начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском языке. По окончании института в течение трех лет работал в НИИ скотоводства, одновременно продолжая писать и печатать рассказы. В 1956 поступил на Высшие литературные курсы в Москве (окончил в 1958). В год окончания курсов в журнале «Октябрь» был опубликован его рассказ Лицом к лицу (перевод с киргизского). В том же году были опубликованы его рассказы в журнале «Новый мир», а также вышла в свет повесть "Джамиля", принесшая Айтматову мировую известность.

    В повести "Джамиля", героем-повествователем которой  был 15-летний подросток, проявилась  главная особенность прозы Айтматова:  сочетание напряженного драматизма  в описании характеров и ситуаций  с лирическим строем в описании  природы и обычаев народа.

    По окончании Высших  литературных курсов Айтматов  работал журналистом в г.Фрунзе, редактором журнала «Литературный  Киргизстан». В 1960–1980-е годы  был депутатом Верховного Совета  СССР, делегатом съезда КПСС, входил  в редколлегии «Нового мира» и «Литературной газеты». За свои произведения Айтматов был трижды удостоен Государственной премии СССР (1968, 1980, 1983).

    В 1963 был издан сборник  Айтматова "Повести гор и  степей", за который он получил  Ленинскую премию. Вошедшие в  книгу повести "Тополек мой в красной косынке", "Первый учитель", "Материнское поле" повествовали о сложных психологических и житейских коллизиях, происходящих в жизни простых деревенских людей в их столкновении с новой жизнью.

    До 1965 Айтматов писал  на киргизском языке. Первая повесть, написанная им по-русски, – "Прощай, Гульсары!" (первонач. название "Смерть иноходца", 1965). Судьба главного героя, киргизского крестьянина Тананбая, так же типична, как судьбы лучших героев «деревенской прозы». Тананбай принимал участие в коллективизации, не жалея при этом родного брата, затем сам становился жертвой партийных карьеристов. Важную роль в повести играл образ иноходца Гульсары, который сопровождал Тананбая на протяжении долгих лет. Критики отмечали, что образ Гульсары является метафорой сущности человеческой жизни, в которой неизбежно подавление личности, отказ от естественности бытия. Г.Гачев назвал Гульсары характернейшим для Айтматова «двуголовым образом-кентавром» животного и человека.

    В повести "Прощай, Гульсары!" создан мощный эпический фон, ставший еще одной важной приметой творчества Айтматова, использовались мотивы и сюжеты киргизского эпоса Карагул и Коджоджан. В повести Белый пароход (1970) Айтматов создавал своеобразный «авторский эпос», стилизованный под эпос народный. Это была сказка о Рогатой Матери-Оленихе, которую рассказывал главному герою Белого парохода, мальчику, его дед. На фоне величественного и прекрасного в своей доброте сказания особенно пронзительно ощущался трагизм судьбы ребенка, который сам обрывал свою жизнь, будучи не в силах смириться с ложью и жестокостью «взрослого» мира.

    Мифологические, эпические  мотивы стали основой повести  "Пегий пес, бегущий краем  моря" (1977). Ее действие происходит  на берегах Охотского моря  во времена Великой Рыбы-женщины, прародительницы человеческого рода.

    В 1973 Айтматов написал  в соавторстве с К.Мухамеджановым  пьесу "Восхождение на Фудзияму". Поставленный по ней спектакль  в московском театре «Современник»  имел большой успех. В центре  пьесы – проблема человеческой вины, связанной с молчанием, невозвышением голоса против несправедливости.

    В 1980 Айтматов  написал свой первый роман  "И дольше века длится день "(впоследствии озаглавленный  "Буранный полустанок"). Главный  герой романа – простой казах Едигей, работавший на затерянном в степи полустанке. В судьбе Едигея и окружающих его людей, как в капле воды, отразилась судьба страны – с предвоенными репрессиями, Отечественной войной, тяжелым послевоенным трудом, строительством ядерного полигона близ родного дома. Действие романа развивается в двух планах: земные события пересекаются с космическими; внеземные цивилизации, космические силы не остались безучастными к злым и добрым поступкам людей. Как и в повестях Айтматова, в романе "И дольше века длится день" важное место занимает образ верблюда – как символа природного начала, а также легенда о матери Найман Ана и ее сыне, который по воле злых людей становится манкуртом, т.е. не помнящим своих корней бессмысленным и жестоким существом. Роман "И дольше века длится день" имел огромный общественный резонанс. Слово «манкурт» стало нарицательным, своего рода символом тех неодолимых изменений, который произошли в современном человеке, разорвав его связь с извечными основами бытия. Второй роман Айтматова "Плаха" (1986) во многом повторял мотивы, возникшие в романе "И дольше века длится день". В романе появились образы Христа и Понтия Пилата. Критики отмечали эклектичность авторской философии, которая в романе "Плаха" перевешивала художественные достоинства текста. Впоследствии Айтоматов развивал в своем творчестве фантастическую, космическую тему, которая стала основой романа "Тавро Кассандры" (1996). В 1988–1990 Айтматов был главным редактором журнала «Иностранная литература». В 1990–1994 работал послом Киргизии в странах Бенилюкса. Произведения Айтматова переведены на многие языки мира.

    Писатель скончался  10 июня 2008 года в больнице немецкого  города Нюрнберг в клинике,  где находился на лечении. Похоронен  14 июня в историко-мемориальном  комплексе «Ата-Бейит» в пригороде  Бишкек

плаха

Герой социалистического  труда (1978), академик АН Киргизской ССР, лауреат Гос. премии (1968, 1977, 1983), Лауреат  в 1963 году Ленинской премии,  кавалер  ордена Дружбы (1998), принятого из рук  Бориса Николаевича Ельцина, экс-главный  редактор журнала «Иностранная литература». В 1990 г. назначен послом СССР в Люксембурге, где и проживает в настоящее время в качестве посла республики Киргизия.

 

Долго и упорно он искал  свои темы, своих героев, собственную  манеру повествования. И нашел их. Его герои —  рядовые советские труженики, твердо верящие в светлые,  добрые начала создаваемой при самом активном их участии жизни. «Жизни светлой, человеческой», люди чистые и честные, открытые всему хорошему в мире, в деле безотказные, в стремлениях возвышенные, во взаимоотношениях с людьми прямые и откровенные.

 

Своей искренностью и  прямотой найденные писателем герои  как бы сами подсказали ему манеру повествования — взволнованную, чуть приподнятую, напряженно-доверительную  и, часто, исповедальную— от первого  лица, от «я».

 

Проведенный в конце 1998 года опрос общественного мнения показал, что Айтматов считается  третьим по популярности политиком - после президента Аскара Акаева и  мэра Бишкека Феликса Кулова.

 

Основные действия в  романе «Плаха» происходят на бескрайних просторах Маюнкумской саванны, Прииссыкулья. Главные действующие лица: Авдий Каллистратов, гонцы за анашой, оберкандаловцы и Бостон Уркунчиев. Автор  для решения основных проблем романа, раскрытия психологии героев использует внутренние монологи, диалоги, сны и видения, образы-символы и их сравнение.

 

Авдий Каллистратов - одно из важнейших  звеньев в цепочке героев «маюнкумских»  глав «Плахи». Будучи сыном дьякона, он поступает в духовную семинарию  и числится там «...как подающий надежды...» Однако, через два года его изгоняют за ересь. После исключения из духовной семинарии Авдий работает внештатным сотрудником комсомольской газеты, редакция которой была заинтересована в таком человеке, так как бывший семинарист являлся своеобразной антирелигиозной пропагандой. Кроме того, статьи героя отличались непривычными темами, что вызывало интерес у читателей. Для того, чтобы собрать подробный материал об анашистах, понять психологию опасных для общества людей, Авдий проникает в их среду, становится гонцом. Он хочет объяснить им, что дело, которым они занимаются, приносит страдания другим, однако его не понимают и жестоко избивают. Авдий выживает, однако вскоре, попав снова в «плохую» компанию, «выполняющую план по сдаче мясозаготовок», отстреливая антилоп-сайгаков из пулемётов, погибает за свои убеждения, за веру в хороших людей...

 

Последним действующим лицом «маюнкумских»  глав, в приложении к которому исследуется  проблема свободы-несвободы, является Бостон Уркунчиев. Сюжетная линия персонажа  переплетается с линией волков. С Авдием Каллистратовым герой никогда не встречается на страницах романа, но, тем не менее, его жизнь наполнена идеями Христа ХХ века. Бостон «...аккумулирует в себе накопленные за тысячелетия народом здоровые навыки и принципы бытия и своего пребывания на земле,...учитывая опыт человека ХХ столетия, выражает устремления к реальному гуманизму.»

 

Деградация человека и жестокость, усилившаяся в обращении с  природой, окружающими людьми становится причиной трагедии Бостона. Дело в том, что Базарбай, его сосед, разорив волчье логово, приводит зверей к жилищу Бостона. Досаждающие Бостону волки, ставшие полностью непредсказуемыми после потери потомства, вынудили его покончить с ними. Убив волка, а затем и волчицу-мать, воплощающей и олицетворяющей в себе Природу, её высшую мудрость и разум, Бостон убивает себя в своём потомстве. Однако на пути потери свободы Бостон идёт ещё дальше, становясь таким же несвободным человеком, как и Кочкорбаев, оберкандаловцы и анашисты, учиняя самосуд над Базарбаем, тем самым преступив закон.

 

Отдельная сюжетная линия, связывающая  судьбы Авдия и Бостона, повествует о судьбе волчьей пары: Акбары и  Ташчайнара. Их несчастье в том, что  они жили не во времена их предков, когда всем управляли законы природы, а в веке, когда вершителями  судеб стали люди, старающиеся подчинить себе всё на Земле. Трагедия волков, выразившаяся в потере трёх потомств, смене традиционных мест обитания, и, в итоге, гибели, показывает всё обостряющуюся проблему необратимого влияния человека на Природу, которая становится глобальной.

 

Роман «Плаха» - призыв автора к пересмотру человечеством  своих ужасных поступков, осознать всю страшную угрозу, которую человек  несёт окружающему миру, а следовательно  и себе самому... Но вот воспользуется  ли человек возможностью изменить жизнь, спасти МИР, в котором живёт – на это сложно ответить, ведь жить, когда всё зависит от тебя, гораздо проще.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Аайтматов Чингиз Торекулович