Выдающийся врач мировой истории-Ибн Сина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:35, реферат

Описание работы

Абу Али аль Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Сина родился в сентябре 960 года в небольшом селении Афшана близ Бухары. В своей биографии Ибн-Сина писал: "Отец мой был из Балха и приехал оттуда в Бухару во дни правления саманида Нух ибн Мансура и занялся там работой в диване - канцелярии. Ему предоставили управление Хармайсаном, центром одного из бюликов (районов) в окрестностях Бухары. Из Афшаны, одного из ближайших селений, он взял себе в жены мою мать по имени Ситара - звезда. Там же и родились сначала я, а затем мой брат."

Файлы: 1 файл

Абу́ Али́ Хусе́йн ибн Абдалла́х ибн Си́на.docx

— 239.48 Кб (Скачать файл)


 

Абу́ Али́ Хусе́йн ибн                          Абдалла́х ибн Си́на

 

Выдающийся врач мировой  истории!

 

09.12.2012

 

Ахматова  Залина 6 гр. Пед фак.




 

 

 

        

                                                                                   Огонь священный в сердце не  потух, 

                                                                                   Пылает разум, обновляя дух. 

                                                                                  У каждого — свое дыханье,  чувство, 

                                                                                  И в том Творца премудрое  искусство.

История жизни.

Абу Али аль Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Сина родился в сентябре 960 года в небольшом селении Афшана близ Бухары. В своей биографии Ибн-Сина писал: "Отец мой был из Балха и приехал оттуда в Бухару во дни правления саманида Нух ибн Мансура и занялся там работой в диване - канцелярии. Ему предоставили управление Хармайсаном, центром одного из бюликов (районов) в окрестностях Бухары. Из Афшаны, одного из ближайших селений, он взял себе в жены мою мать по имени Ситара - звезда. Там же и родились сначала я, а затем мой брат."

Ибн-Сина принадлежал к населению  Средней Азии, говорившему на языке  фарси-дари. На этом языке он писал короткие стихи - четверостишья "для отдохновения души..." Отцу Ибн-Сины Абдаллаху и его жене нравилось имя Хусейн. Ими давно было решено назвать первого сына Хусейном, но в благородных домах нужно было дать сыну и кунью - почетное прозвище. "У моего мальчика обязательно будет свой сына - смеялся Абдаллах - Так пусть же не мучается мой мальчик Хусейн. Я уже дал имя его будущему сыну Али. Кунья будет Абу Али". Откуда было знать Абдаллаху, что напрасно он выдумал эту затею со вторым именем. Не будет у Хусейна сына, и семьи у него своей не будет. А станет скитаться он всю жизнь по караванным путям от города к городу, от правителя к правителю.

Маленький Хусейн был очень любопытным мальчиком. Слово "Почему?" он повторял много раз в день, удивляя и  детей и взрослых своей любознательностью. Когда Хусейну исполнилось пять лет, семья переехала в Бухару. Мальчика поместили в начальную  мусульманскую школу - мактаб , где он проучился до 10 лет. Хусейн был самым маленьким из пятнадцати учеников хатиба Убайда. Главы из Корана - суры - ученикам школы читались по-арабски. Многие мальчики плохо знали арабский язык. Хусейн сразу подступил к учителю с вопросами, но тот говорил: "Учи Коран. Там на все есть ответы." Одновременно Хусейн ходил и к другому учителю,который обучал его грамматике , стилистике и арабскому языку. Однажды Хусейн сказал: "Я выучил весь Коран. Теперь я могу задать свои вопросы?" Учитель обиделся: "Коран учат долгие годы и редким мусульманам, знающим его наизусть,дают почетное звание - хафиз". "Значит я хафиз!" - сказал мальчик. На экзамене Хусейн рассказал все суры, не пропустив ни одного слова. Так не знал Коран даже сам хатиб Убайд. С тех пор Хусейн не ходил в маетаб. К десятилетнему возрасту, то есть к 990 году, будущий великий ученый заканчивает первый, начальный. Цикл своего образования. Он поражает всех памятью, цитируя наизусть текст всего Корана, и восхищает знанием арабской литературы. С этого времени Ибн-Сина становится шейхом. Из его собственной биографии: "К десяти годам я изучил Коран и литературную науку и делал такие успехи, что все поражались".

Выдающиеся способности мальчика были рано замечены. После десяти лет  отец взял его из школы, и дальнейшее образование подросток получил, занимаясь с приходящими на дом  учителями. Он усиленно изучал математику, физику, логику, законоведение, астрономию,философию, географию и многое другое. Обстановка в семье способствовала духовному развитию юноши.Учение шло столь успешно, что вскоре ученик не только догнал учителя, но и неоднократно ставил его в тупик. В автобиографии Ибн-Сина описывает такой случай: "Я дал такой анализ данного определения, подобного какому он не слыхал. Он удивился мне , как только мог и советовал родителю моему не занимать меня ничем , кроме наук... То же было и с книгой Евклида. пять-шесть теорем я изучил при помощи учителя . а остальные - самостоятельно. Натили оказался не в силах обучать меня. Он сказал : "Читай сам , решай теорему , а затем приходи ко мне и показывай итоги. Тогда я самостоятельно занялся изучением книг много было таких вопросов , которые он до того не знал и научился им от меня".

Медициной Ибн-Сина заинтересовался  очень рано, Не имея еще 12 лет от роду , Ибн-Сина , согласно традиции , занялся ее изучением по совету знаменитого врача и философа Абу Салаха ал-Масихи. «Затем я пристрастился к науке врачевания - говорится в автобиографии - и стал читать книги, посвященные ей. А медицинская наука не из трудных наук, и, конечно, я преуспел в ней в кратчайшее время так, что известные врачи того времени стали приходить ко мне за советом. Посещал я и больных, и в результате достигнутого мною опыта, открылись передо мной такие врата исцеления, что это не поддается описанию. А было мне в это время шестнадцать лет".

Изучал медицину Ибн-Сина под руководством Абу-л-Мансура Камари, известного бухарского медика, автора ряда научных трудов. Обучение у Камари продолжалось недолго. Ибн-Сина быстро начинает заниматься самостоятельной практикой и вскоре становится настолько известным врачом, что его приглашают во дворец для лечения тяжело заболевшего эмира Бухары Нуха ибн-Мансура. В автобиографии Ибн-Сина вспоминает : "Однажды эмир заболел и врачи не могли определить его болезнь. Имя мое было им известно и они рассказали эмиру обо мне и попросили вызвать меня. Я явился и участвовал вместе с ними в лечении и отличился на этой службе ему".

 

Чем болел эмир Бухары и как его  лечил Ибн-Сина точно не известно. Известно лишь, что лечение помогло  и Нух ибн-Мансур благополучно правил Бухарой еще год. Известно также, что в благодарность за излечение Ибн-Сина получил доступ в знаменитое книгохранилище Саманидов. Бухарская библиотека - одно из крупнейших собраний книг того времени. Сам Ибн-Сина считал работу в Бухарской библиотеке важнейшим этапом в своей жизни. Здесь завершилось его образование и началось самостоятельное творчество.

                              

Библиотекой Саманидов Ибн-Сина пользовался несколько лет. Возможно, именно во время работы в Бухарской библиотеке у него зародилась идея создать обобщающий труд по медицине, где можно было бы найти название болезни со всеми ее признаками, а также указание на то, отчего она возникает и как ее можно излечить. Для этой цели Ибн-Сина делал необходимые выписки из различных книг, а затем периодически обобщал их. Так началась подготовка материала для "Канона врачебной науки", над которым Ибн-Сина работал долгие годы.

В 999 году умер отец - Абдаллах ибн Хасан и на плечи Ибн-Сины легла забота о близких. Но к семье бывшего исмаилита власти относились с подозрением, положение Ибн-Сины было непрочно и даже опасно, и он принял решение переехать в Гургандж, столицу Хорезма. До самой смерти Ибн-сина не смог вернуться на родину, скитаясь по чужбине из одного города в другой. Он побывал у властителей Хорезма, Абиверда, Нишапура, Туса, Гургана, Рея, Хамадана, Исфагана. Испытывал лишения и поднимался к вершинам власти, то становился визирем, то попадал в тюрьму, жил и в роскоши, и в нищете, но ни на один день не прекращал творческой и научной работы. Имущество его не один раз было разграблено, погибла его библиотека, в том числе рукопись философской энциклопедии в двадцати томах "Ал-Инсаф" ("Справедливость").

 

"Канон врачебной науки" 

    

При жизни Ибн-Сины большой известностью пользовался обширный труд основателя и руководителя госпиталя в Багдаде  Али ибн-Аббаса под названием "Царская книга". Одним из непосредственных предшественников "Канона" был 30-ти томный труд Абу Бакара ар-Рази "Всеобъемлющая книга по медицине". Однако, эти труды страдали общими недостатками. Изложенные в них сведения не были в достаточной степени систематизированы, результаты наблюдений переплетались с явным вымыслом, рекомендации дополнялись мистическими истолкованиями. Построение книг было очень нечетким, а изложение настолько сложным, что пользоваться ими мог только достаточно опытный врач.

Ибн-Сина, работая над книгой, поставил перед собой задачу избежать ошибок своих предшественников и справился  с ней, создав один из крупнейших в  истории медицины энциклопедических  трудов - "Канон врачебной науки".

"Канон врачебной науки" - одна  из самых знаменитых книг в  истории медицины. По существу - это  целая медицинская энциклопедия, рассматривающая с большой полнотой (в пределах знаний того времени)  все, что относится к здоровью  и болезням человека.

Этот капитальный труд, включающий в себя около 200 печатных листов, уже  в двенадцатом веке был переведен  с арабского языка на латинский и разошелся во множестве рукописей. Когда был изобретен печатный станок, "Канон" оказался среди первых печатных книг, и по числу изданий соперничал с Библией. Латинский текст "Канона врачебной науки" был издан впервые в 1473году, а арабский - в 1543году.

Точная дата завершения работы над "Каноном" не установлена. Предположительно это 1020 год. "Канон врачебной науки" - это обширный труд, состоящий из 5 книг.

В книге 1-ой излагается теоретическая  медицина. Книга разбита на четыре части. В первой части дается определение  медицины, во второй - речь идет о болезнях, в третьей - о сохранении здоровья и в четвертой - о способах лечения.

В книге 2-ой описаны "простые" лекарства, излагается учение Ибн-Сины о лекарствах, их природе, их испытании. По алфавиту расположены 811 средств растительного, животного и минерального происхождения  с указанием их действия, способов применения, правил сбора и хранения.

Книга 3-я, самая обширная, посвящена  патологии и терапии - описанию отдельных  болезней и их лечению. Каждый раздел снабжен анатомо-топогрофическим введением.

Книга 4-я посвящена хирургии, лечению  вывихов и переломов, общему учению о лихорадке (кризисах при болезнях). В ней говорится об опухолях, гнойных  воспалениях подкожной клетчатки, а также о заразных болезнях. Освещаются основные вопросы учения о ядах.

Книга 5-я содержит описание "сложных" лекарств, а также ядов и противоядий.

Фармация и фармакология представляют собой попытку объединить собранные  многочисленные материалы в систему, связать их с клиническими наблюдениями. Рекомендуемые в "Канонах врачебной  науки" лекарственные средства разнообразны, многие из них позднее вошли в  научную фармакологию.

Систематичность и логичность как  большие достоинства "Канона" отмечали даже те, кто склонен был  преуменьшать значение Ибн-Сины в истории  медицины.

Успех "Канона врачебной науки" был вызван ясностью, убедительностью, простотой описания клинической  картины болезней, точностью терапевтических  и диетических предписаний. Эти  особенности быстро создали "Канону" огромную популярность, а его автору обеспечили "самодержавную власть в течении пяти столетий во всем медицинском мире средних веков".

Умер Абу Али Хусейн ибн-Сина 24 июня 1037 года. Его похоронили в Хамаране возле городской стены , но по прошествии 8 месяцев прах Ибн-Сины был перевезен в Исфахал и погребен в мавзолее Ала ал-Даула.

 


Информация о работе Выдающийся врач мировой истории-Ибн Сина