Вклад Н.И.Пирогова в развитие анатомии и мировой хирургии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 17:58, реферат

Описание работы

Николай Иванович Пирогов (1810 – 1881гг.) – гений русской науки, один из крупнейших представителей мировой медицины. Его труды и достижения имеют историческое значение, он внес огромный вклад в такие области как хирургия, военно-полевая хирургия, общая хирургия, основал медицинскую дисциплину – топографическая анатомия, а также занимался проблемами педагогики и общественной жизни. Н.И. Пирогов был широко образованный человек, блестящий клиницист, тонкий диагност и искусный врач.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………3
Вклад Н.И.Пирогова в развитие анатомии и мировой хирургии……………….4
Педагогическая и общественная деятельность Н. И. Пирогова…………………………………………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………………………..11
Список используемой литературы……………………………………………………12

Файлы: 1 файл

рефер2.docx

— 38.95 Кб (Скачать файл)

В 1881 году Н. И. Пирогов стал пятым почетным гражданином Москвы «в связи с пятидесятилетней трудовой деятельностью на поприще просвещения, науки и гражданственности». По этому поводу «Врачебные ведомости» писали: "Общество наше еще не может вполне оценить заслуги Пирогова. Но чем более пройдет времени, чем больше будет развиваться общество, тем виднее для него будет величавая фигура нашего знаменитого учителя, тем яснее оно сознает его важное и мировое, и национальное значение".

В начале 1881 года Пирогов  обратил внимание на боль и раздражение  на слизистой твердого неба, 24 мая 1881 года Н. В. Склифосовский установил наличие рака верхней челюсти. Умер Н. И. Пирогов в 20 ч 25 мин 23 ноября 1881 года в с. Вишня, ныне часть Винницы.

Тело Пирогова было забальзамировано его лечащим врачом Д. И. Выводцевым с использованием новоразработанного им метода, и погребено в мавзолее в деревне Вишня под Винницей. В конце 1920-х годов в склепе побывали грабители, которые повредили крышку саркофага, выкрали шпагу Пирогова (подарок Франца Иосифа) и нательный крест. Во время Второй мировой войны, при отступлении советских войск, саркофаг с телом Пирогова был скрыт в земле, при этом повреждён, что привело к порче тела, впоследствии подвергнутого реставрации и повторному бальзамированию.

Официально гробница Пирогова именуется «церковь-некрополь», тело находится ниже уровня земли  в крипте — цокольном этаже православного храма, в застекленном саркофаге, к которому возможен доступ желающих отдать дань уважения памяти великого ученого.

После смерти Н. И. Пирогова перед зданием факультетской  хирургической клиники Московского  университета на Б. Пироговской  улице самоотверженному врачу,  патриоту и ученному был установлен памятник. При открытии памятника Н. В. Склифосовский  сказал: «… Народ, имевший своего Пирогова, имеет право гордиться…». 

 

 

 

 

 

Педагогическая  и общественная деятельность Н. И. Пирогова

В возрасте 45 лет  Н. И. Пирогов  покинул Медико-хирургическую академию и посвятил себя общественно-педагогической деятельности, внеся большой вклад на посту инспектора  народного просвещения Одесской и Киевской губерний. И. А, Добролюбов писал: "Если бы от Пирогова остались только его педагогические сочинения, он и тогда навсегда бы остался в истории науки".

Он говорил, что  главной целью воспитания и образования  должно быть формирование  высоконравственной личности, которая будет служить на благо общество. Ради достижения этой цели Пирогов предлагал пересмотреть систему образования. По его мнению, система образования должна строиться на научной основе, начиная от начальной и заканчивая высшей школой, и обеспечивать преемственность всех систем образования.  В своей статье «Вопросы жизни» рассмотрел проблемы российского воспитания.  Он показал несовершенство сословного воспитания и профессионального образования, сословной школы и  ранней утилитарно-профессиональной выучки. Он также выступал против ранней преждевременной специализации детей, против произвола, казарменного режима в школах, бездумного отношения к детям.

В то время с воспитательной целью были распространены телесные наказания и благодаря Пирогову, который первым поднял этот вопрос,  «Уставом гимназий и прогимназий» 1864 г. телесные наказания были отменены. Он считал, что телесное наказание как средство, унижающее ребенка, наносило непоправимый ущерб его нравственности, приучающее его к рабскому повиновению, основанному лишь на страхе, а не на осмыслении и оценке своих поступков.

Пирогов говорил  о необходимости общественной подготовки к жизни высоконравственного  человека с широким нравственно  кругозором: «Быть человеком — вот к чему должно вести воспитание»; воспитание и обучение должно быть на родном языке: «Презрение к родному языку позорит национальное чувство». Он считал, что в основе профессионального образования должно лежать хорошее общее образование. Пирогов боролся за привлечение в преподавательский состав крупных ученых, за постоянные занятия студентов с профессорами,  за автономию высшей школы, за светское общее образование, за применение в обучении новых методов,  за привлечение внимания и интереса учащегося к сообщаемому материалу и прививание навыков самостоятельной работы.

Система народного  образования по Н. И. Пирогову:

  1. Элементарная (начальная) школа (2 года), изучается арифметика, грамматика;
  2. Неполная средняя школа двух типов: классическая прогимназия (4 года, общеобразовательный характер); реальная прогимназия (4 года);
  3. Средняя школа двух типов: классическая гимназия (5 лет общеобразовательный характер: латинский, греческий, русские языки, литература, математика); реальная гимназия (3 года, прикладной характер: профессиональные предметы);
  4. Высшая школа: университеты высшие учебные заведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении хотелось бы сказать, что воспитанный на лучших традициях русской медицинской  школы Н. И. Пирогов развернул  широкую творческую научную деятельность, продолжавшуюся более 45 лет. «Кто был  Пирогов по специальности?».  На это ответить непросто. Прежде всего, Пирогов был широко образованный врач. В то же время он был анатомом, хирургом, патологом, организатором.

Из всего вышесказанного вытекает, что труды Н. И. Пирогова оказали и продолжают оказывать  влияние на дальнейшее развитие топографической  анатомии и хирургии.

Н, И. Пирогов органично  сочетал черты великого мыслителя  и гражданина, воплощая собой идеальный  образ врача. Таким он остался  в истории, таким он живет в  нашем представлении сегодня, являя  пример для новых и новых поколений  врачей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

  1. Беркутова Л. Н. Учебник военно-полевой хирургии, 5-е изд. – СПб; 2003 -  567 с., ил.
  2. Гостищев В. К. Общая хирургия 3-е изд. – М.: издательская группа ГЭОТАР – Мвдиа, 2007 – 607 с., ил.
  3. Лубоцкий Д. Н. Основы топографической анатомии  - М.: Медгиз, 2000 -  647с., ил.
  4. Прохоров А. М. Энциклопедический словарь 4-е изд. – М.:  Энциклопедия, 2008 – 1600с., ил.

 


Информация о работе Вклад Н.И.Пирогова в развитие анатомии и мировой хирургии