Сперанский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 03:21, реферат

Описание работы

Сперанский вышел из общественной среды, которой прежние государственные деятели не знали. Он родился в 1772 г. и был сыном сельского священника села Черкутина Владимирской губернии. Первоначальное воспитание он получил в Суздальской духовной семинарии и довершил своѐ образование в Петербургской главной семинарии, которая при Павле I была преобразована в духовную академию.

Файлы: 1 файл

Сперанский.pdf

— 133.62 Кб (Скачать файл)
Page 1
Сперанский вышел из общественной среды, которой прежние государственные
деятели не знали. Он родился в 1772 г. и был сыном сельского священника
села Черкутина Владимирской губернии. Первоначальное воспитание он
получил в Суздальской духовной семинарии и довершил своѐ образование в
Петербургской главной семинарии, которая при Павле I была преобразована в
духовную академию. Отлично окончив курс, он остался преподавателем
академии; преподавал сначала свой любимый предмет математику, потом
красноречие, философию, французский язык и т.д. Все эти разнообразные
предметы он преподавал с большим успехом. Рекомендованный в домашние
секретари князю Куракину, Сперанский при его протекции поступил в
канцелярию генерал прокурора, которым тогда и стал это вельможа. Так в
1797г. 25 - летний магистр богословия преобразился в титулярного советника.
Сперанский принѐс в русскую неопрятную канцелярию XVIII века
необыкновенно выправленный ум, способность бесконечно работать (по 48
часов в сутки), отличное умение говорить и писать. Этим подготовилась его
необыкновенно быстрая служебная карьера. Уже при Павле I он был очень
известен. При воцарении Александра I он был переведѐн в новообразованный
Непременный совет, где в звании статс-секретаря ему поручено было
управлять экспедицией гражданских и духовных дел. Все важнейшие проекты
законов, изданных с 1802 г., были редактированы Сперанским, как
управляющим департаментом министерства внутренних дел. С 1806 г.
Сперанский и Александр I сблизились.
Сперанский был назначен товарищем министра юстиции и вместе с
императором начал работать над общим планом государственных реформ.
Сперанский был лучшим, даровитейшим представителем старого, духовно -
академического образования. По характеру этого образования он был идеолог
или теоретик, как бы его назвали в наше время. Он был способен к
удивительно правильным политическим построениям, но ему тяжело давалось
тогда понятие действительности. Он и начертил такой план, отличающийся
удивительной стройностью, последовательностью в проведении принятых
начал. Но, когда пришлось осуществлять этот план, ни государь, ни министр
никак не могли подогнать его к уровню действительных потребностей и
наличных средств России.
По словам Сперанского, "весь разум его плана состоял в том, чтобы
посредством законов учредить власть правительства на началах постоянных и
тем сообщить действию этой власти больше достоинства и истинной силы".
План его излагал основания управления русских сословий перед законом и
новое устройство управления: крестьяне получили свободу без земли,
управление составлялось из тройного рода учреждений - законодательных,
исполнительных и судебных. Все эти учреждения сверху донизу с сельской
волости до вершины управления имели земский выборный характер. Во главе
этого здания стоят три учреждения: законодательное - Государственная Дума,
состоящая из депутатов всех сословий; исполнительное - министерства,

Page 2

ответственные перед Думой, и судебное - Сенат. Деятельность этих
учреждений объединяется Государственным советом, состоящим из
представителей аристократии, устроенной на подобии английской. Эта
аристократия - блюстительница законов по всем отраслям управления и
охранница интересов народа.
План составился очень быстро: он был начат в конце 1808 г. и в начале
октября 1809 г. лежал вполне готовый на столе императора.
Этот план не мог быть осуществлѐн в полном объѐме, т.к. нисколько не был
рассчитан на политические средства страны. Это была политическая мечта,
разом озарившая два лучших светлых ума России.
Но кое - что из этого плана было осуществлено. Осуществленные части
преобразованного плана Сперанского все относятся к центральному
управлению.
3 апреля 1809 г. издан был Указ о придворных званиях. Указ 6 августа 1809 г.
установил порядок производства в гражданские чины коллежского асессора (8
класс) и статского советника (5 класс). Новый указ запретил производить в эти
чины служащих, которые не имели свидетельства об окончании курса в одном
из русских университетов или не выдержали в университете экзамена по
установленной программе, которая и была приложена к указу. По этой
программе требовалось знание русского языка и одного из иностранных,
знание прав естественного римского и гражданского, государственной
экономики и уголовных законов, знание отечественной истории и
элементарные сведения в истории всеобщей, в статистики Русского
государства, в географии и даже в математике и физике.
Оба указа готовились и были изданы в тайне от высших правительственных
сфер. 1 января 1810 г. был открыт преобразованный Государственный совет.
Таким образом, устанавливался твѐрдый порядок законодательства:
1) Совет рассматривает новые законы по всем отраслям управления;
2) он один их рассматривает;
3) ни один рассмотренный им закон не предаѐтся исполнению без утверждения
верховной власти.
Этими чертами указывается двоякое значение совета - законодательное и
объединительное: он, во-первых, обсуждает возбуждаемые по всем отраслям
управления законодательные вопросы; во - вторых, объединяет деятельность
всех этих отраслей, сообщая им одинаковое направление. В совете
председательствует сам царь, назначающий и членов совета (35 человек) .
Совет состоял из общего собрания и четырѐх департаментов -
законодательного, дел военных, дел гражданских и духовных и
государственной экономики.
Была учреждена государственная канцелярия с особым отделением для

Page 3

каждого департамента. Канцелярией руководил государственный секретарь,
которым был назначен Сперанский.
Вслед за Государственным советом были преобразованы по плану Сперанского
министерства, учреждѐнные 8сентября 1802 года. Сперанский находил двойной
недостаток в этих министерствах: отсутствие точного определения
ответственности министров и неправильное распределение дел между
министерствами. Они были преобразованы двумя актами: манифестом 12 июля
1810 г. и 25 июня 1811 г.
Образовалось 12 министерств вместо 8. Оба акта признавались образцовыми
произведениями нашего законодательства, и административный порядок, в них
установленный, даже в подробностях, действовал очень долго.
Предложено было преобразовать и Сенат. Проект преобразования был
подготовлен к началу 1811 г. и в июне был внесѐн в Государственный совет.
Проект был основан на строгом разделении дел административных и судебных.
Сенат предложено было преобразовать в два особых учреждения: Сенат
правительствующий, который бы состоял из министерств с их товарищами и
начальниками особых частей управления; и другое под названием Сената
судебного. Особенностью этого судебного Сената была двойственность его
состава: одни члены его назначались от короны, другие выбирались
дворянством.
Возражений против этого проекта в Государственном совете было много.
Реформа не была проведена, хотя большая часть совета высказалась "за" и
государь проект утвердил.
Значит из трѐх отраслей высшего управления - законодательной,
исполнительной и судебной - были преобразованы только две первые; третьей
реформа не коснулась. Губернское управление тоже не было преобразовано.
По разным причинам Сперанский был уволен, едва только начали вводиться
преобразованные им учреждения. Он получил отставку в марте 1812 г. и был
сослан в Нижний Новгород. Его опале были искренне рады в высшем обществе,
что вполне понятно, и со стороны народа, который относился к нему с
ожесточѐнной озлобленностью, т.к. для упорядочения финансов, законами 2
февраля 1810 г. и 11 февраля 1812 г. были повышены все налоги - иные
удвоены, другие более чем удвоены. Так, цена пуда соли с 40 коп. была
поднята до рубля; подушная подать с 1 руб. - до 3 руб. Был введѐн небывалый
прежде "подоходный прогрессивный" налог, им обложен был доход помещика с
земель: 500 руб - 1%; более 18 тыс. руб. - 10%. Увеличение налогов и было
причиной недовольства народа против Сперанского, чем и воспользовались его
враги.
После ссылки Сперанский был назначен пензенским губернатором, потом
генерал-губернатором Сибири, изучил обширную Сибирь и составил проект

Page 4

нового еѐ устройства, с которым приехал в Петербург в 1821 г. Его
(Сперанского) оставили в Государственном совете, хотя он не пользовался
прежним влиянием.
Его назначили составителем свода законов. Он составил "Полное собрание
законов Российской империи", начиная с уложения 1649 г. (1803) . Это полное
собрание Сперанский и положил в основание действующих законов, так
составился "Свод законов Российской империи", изданный в 1833 г. в 15 томах.
Кроме того Сперанский приводил в порядок целый ряд специальных и местных
законодательств: свод военных постановлений в 12 т.; свод законов остзейских
и западных губерний; свод законов Великого княжества Финляндского.
Работал над законом об освобождении крестьян, но без особого продвижения.

Информация о работе Сперанский