Российское государство во время правления Ивана Грозного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 15:05, реферат

Описание работы

Начало самостоятельного правления имело большое политическое значение – Иван принял титул царя. 16 Января 1547 года Митрополит Макарий венчал Ивана на царство Мономаховым венцом (шапка Мономаха) в Успенском соборе Кремля. Следует отметить, что до этого царями на Руси называли императоров Византии и ханов Золотой Орды. Падение Золотой Орды и крушение Византийской империи положили конец зависимости Руси от татар и представлению о высшей власти греческих «царей».

Содержание работы

НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ИВАНА IV ГРОЗНОГО. РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ И ИХ ОЦЕНКА
НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ИВАНА IV ГРОЗНОГО
МОСКОВСКОЕ ВОССТАНИЕ
ИЗБРАННАЯ РАДА
СОЗЫВ ПЕРВОГО ЗЕМСКОГО СОБОРА. СУДЕБНИК ИВАНА IV
ВЫВОД
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИВАНА IV. ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА
ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА
ВЫВОД
ОПРИЧНИНА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СУДЬБУ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. МНЕНИЯ СОВРЕМЕННИКОВ И ИСТОРИКОВ ОБ ОПРИЧНИНЕ
ВЫВОД
МНЕНИЯ СОВРЕМЕННИКОВ И ИСТОРИКОВ ОБ ОПРИЧНИНЕ
ТЕСТ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

history.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

Казни вызвали резкий протест духовенства, и митрополит Филипп долго беседовал  с царем, пытаясь убедить упразднить опричнину, и затем произнес обличительную  проповедь на богослужении в Успенском соборе в присутствии царя и свиты. Иван был в ярости: «Я был слишком мягок к вам, но теперь вы у меня взвоете!". Протест Филиппа был симптомом окончательного падения престижа царя в земщине. Приспешники Грозного настоятельно убеждали его пустить в ход насилие для расправы с заговорщиками. Погромы не прекращались несколько месяцев – с марта по июль. Летом опричники подвели своеобразный итог: «Отделано 369 человек и всего отделано июля по 6-е число»2. Кровопролитие обострило конфликт между царем и церковью. Иван вынужден был заняться подготовкой суда над Филиппом. Был произведен розыск о жизни Филиппа в Соловецком монастыре, и с помощью угроз и подкупа нескольких монахов принудили выступить с порочащими показаниями.  Филиппа судили в присутствии Боярской думы и высшего духовенства. Он отрицал все обвинения, но ему был вынесен приговор о сожжении, замененный Грозным на вечное заточение в монастырской тюрьме.

Усиление податного гнета и  эксплуатации ставило мелкое крестьянское производство в тяжелейшие условия. К тому же неблагоприятные погодные условия в 1568-69 годах губили урожай. Цены на хлеб поднялись в 5-10 раз, голодная смерть косила население городов и деревень. В дни опричного погрома Новгорода горожане крали тела убитых людей и питались ими, иногда солили человеческое мясо в бочках. Вслед за голодом началась чума, мор был отмечен в 28 городах. Бедствие довершили опустошительные вторжения татар – страна подверглась невиданному разорению.

В начале 1569г немногочисленный литовский  отряд при загадочный обстоятельствах захватил неприступную Изборскую крепость. Глухой ночью изменник Тетерин, переодевшись в опричную одежду, велел страже открыть ворота. После освобождения крепости изборские подьячие были объявлены сообщниками заговорщика, что бросило тень на власти и жителей Пскова и Новгорода. Чтобы предотвратить измену из Новгородско-Псковской земли были выселены неблагонадежные лица – всего около 2-3 тыс. горожан. Новгородское дело было окружено глубокой тайной, опричная дума приняла решение о походе на Новгород. При въезде в город опричников встречало духовенство с крестами и иконами. Царь отказался принять благословение и назвал местного архиепископа изменником, однако не пожелал пропустить службу. После службы царь велел схватить хозяина и ограбить подворье, был разграблен Софийский собор, начались повальные аресты. Опричники бросали в Волхов связанных по рукам и ногам людей и рогатинами топили тех, кому удавалось всплыть; опальных жгли на костре, подвешивая за руки. Считая вину духовенства доказанной, царь начал посещение окрестных монастырей для изъятия казны и ценностей. Разделавшись с новгородцами, опричное воинство двинулось к Пскову. Жители, выражая полную покорность, выставили столы с хлебом-солью вдоль главных улиц. Но царь не пощадил Пскова: Печорскому игумену, вышедшему навстречу царю, отрубили голову; из соборов забрали все ценности; город был отдан на разграбление опричникам. По легенде Иван встретил юродивого, и тот подал ему совет ехать прочь из города, чтобы избежать несчастья. Не слушая, Иван велел снять колокол с Троицкого собора – в тот же час под царем пал конь. Пророчество стало сбываться и опричное войско в спешке покинуло город, устроив, однако резню в Твери, Торжке и Клину.

Опричная политика утратила первоначальную антикняжескую направленность. Новгородское дело завершило второй цикл замены боярского руководства земщины.

Погром Новгорода вызвал волну  недовольства, печатник Иван Висковатый отважился на объяснение с царем, убеждая прекратить кровопролитие. В ответ царь разразился угрозами в адрес боярства: «Я вас еще не истребил, а едва только начал, но постараюсь всех вас искоренить, чтобы и памяти вашей не осталось!»3. Новгород перерос в московское дело, суд над московской верхушкой длился несколько недель, печатника разрезали на части живьем, казначей Никита Фуников был заживо сварен в кипятке, около 100 человек было казнено.

Стихийные бедствия и татарские  набеги приносили неописуемые бедствия, но опричники были в глазах народа страшнее татар. Царь оправдывал деяния войска необходимостью искоренить измену и это вело к неслыханным злоупотреблениям. Кровавые погромы, разбои, доносы и беззакония были возведены в ранг государственной политики и в конечном итоге деморализовали саму опричнину. Состав опричнины постепенно пополнялся земцами, многие из которых испытали погромы на себе. Теперь опале начали подвергаться те, кто создал опричнину - царь велел расследовать преступления и наказывал опричных, чтобы вернуть доверие земщины. Но новые сподвижники Ивана старательно культивировали его подозрительность.

В 1571г крымский хан Давлет-Гирей  напал на Москву, учинил погром и  сжег столицу. Опричное войско не смогло защитить город, чем сильно оскандалилось  пред лицом народа.

После сожжения Москвы правительство  начало исподволь готовиться к упразднению  опричнины. Угроза татарского вторжения ускорила слияние военных сил опричнины и земщины. Вскоре власти приступили к изменениям в сфере административного управления. Против обыкновения, в начале года в опричнину не были взяты новые уезды. Грозный долго не решался отдать приказ о роспуске опричной гвардии, но известие о разгроме татар под Москвой положило конец его колебаниям. С падением опричнины начался пересмотр землевладения: опричники вынуждены были расстаться с землями и высокими земельными окладами – произошло повторное перераспределение земли.

Последним достойным завершением  опричных деяний явился царский указ 1572 года о запрещении употреблять  самое название опричнины. Эта мера служила своеобразной оценкой опричнины  со стороны Грозного. К тому же, боясь нежелательной критики опричных порядков, указ принуждал всех к молчанию. Но казни продолжались еще долго и после отмены опричнины.

Угроза новой опричнины появилась, когда в 1575г Грозный вторично отрекся от престола и посадил  на трон служилого татарского хана Симеона Бекбулатовича. Грозный подает челобитную своему ставленнику о введении чрезвычайного положения. Грозному понадобился примерно месяц на формирование новых опричных владений и новой гвардии, он также забрал в «удельную» казну царскую корону и другие регалии. Публичные казни, осуществленные через месяц после «отречения», произвели тягостное впечатление на современников. Царь довершил разгром того боярского круга, который управлял опричниной в конце ее существования. Современники считали причиной новых опал раздор в царской семье, московский летописец повествует, будто царь «мнети почал на сына своего царевича Ивана Ивановича о желании царства». Татарский хан пробыл на троне около года. Грозный полагал, что услуги хана могут ему еще понадобиться и «отставил» его с почетом, отправив на княжение в Тверь.

Вывод

Вводя опричнину, Иван стремился к  укреплению своей самодержавной  сласти. Объективно опричнина способствовала централизации страны, т.к. уничтожала остатки феодальной раздробленности. Однако цели и средства несоизмеримы. Последствия опричнины для России были трагичными:

  1. Становление деспотического характера самодержавия, превращение в холопов и феодалов, и крестьян;
  2. Подрывание экономики страны – земли были разорены, крестьяне бежали из вотчин и поместий; введены были «заповедные годы», фактически вводившие крепостное право;
  3. Опричная политика привела к ухудшению положения России в Ливонской войне.

 

 

Мнения современников и историков  об опричнине.

 

Казалось бы, лучше всего должны понимать смысл опричнины современники Ивана Грозного. Однако ясного и удовлетворительного ответа в их сочинениях нет, они как бы уклоняются от ответа на этот вопрос. Не содержат объяснения и сочинения самого Ивана IV. Грозный возлагал всю вину за происходящее на «изменников» (прежде всего бояр), а себя представлял жертвой интриг. А ведь далеко не всегда можно различить, где была «измена», а где – просто подозрительность царя.

Андрей Михайлович Курбский в своих сочинениях стремился  не столько понять, сколько обличить царя в тиранстве и пролитии невинной крови.

Иностранные наблюдатели  не могли постичь общий смысл  событий в чуждой им Московии. Поэтому  порой они сознательно преувеличивали хаос и беспорядки с целью спровоцировать своих государей к военному вторжению  в Россию.

Русские летописи и сказания не скрывают фактов жестокостей опричнины, но избегают прямой оценки политики царя. В сознании русских людей того времени Иван IV был, хотя и грозный, но все же законный государь, власть которому дана от Бога. Из летописи: «понеже (потому что) опришнину повеле учинити себе особно» («учинил» -  и все тут!).

Историки XVII – первой половины XIXвв основывали свои исследования об опричнине на показаниях современников  и летописей. В.Н.Татищев оправдывал деяния Ивана Грозного и осуждал  измены бояр. Князь-аристократ М.М.Щербатов, напротив, видел в царе тирана, нарушившего вековой союз монархии с боярством. Н.М.Карамзин осуждал борьбу Грозного с боярством и противопоставлял опричнину мудрому правлению первых лет царствования Ивана. С.М.Соловьев рассматривает опричнину, как постепенный переход от «родовых» отношений к «государственным», но не оправдывает жестокости царя.

В дореволюционное время  С.Ф.Платонов видел смысл опричнины  в борьбе государственной власти против могущественной боярской знати. Концепция Платонова впоследствии перешла в советскую историческую литературу, где опричнина считалась уже явлением «прогрессивным».

Р.Г.Скрынников считает, что опричнина не была единой на всем протяжении своего существования  и имела четко выраженную антикняжескую направленность лишь на начальном своем этапе.

Исследования последних  десятилетий (работы В.Б.Кобрина и  др.) критикуют традиционные представления  о боярстве, как о реакционной  силе. Процесс разрушения родового княжеско-боярского землевладения  начался задолго до опричнины. Князья утрачивали княжеские права на свои земли и превращали их в вотчины, которые делились между сыновьями, что приводило к измельчанию и захуданию родов. Экономически слабое и находящееся в прямой служебной зависимости от царя боярство не могло, да и не стремилось противопоставить себя централизованной монархической власти.

А.А.Зимин высказывает  мнение, что опричнина была нацелена против таких «форпостов» феодальной раздробленности, как остатки уделов и новгородских «вольностей», а также против независимости и экономического могущества церкви.

Попытки объяснить опричнину  характером Ивана Грозного предпринимались  в дореволюционной и зарубежной литературе: психически неуравновешенный, мнительный, жестокий царь устроил  расправы по своему нраву.

В.О.Ключевский и С.Б.Веселовский  не видели в опричнине большого смысла и считали, что она, в конечном счете, свелась к истреблению  лиц и не изменила общего порядка.

 

Тест

 

Январь 1547 года - Венчание на царство великого князя Ивана IV Васильевича.

 

1549 г – Созыв первого  Земского собора.

 

1565-1572гг – Опричнина.

 

1558-1583гг – Ливонская  война.

 

1550г – принятие  Судебника, увеличивающего «пожилое»  и закрепившего Юрьев день.

 

Список Литературы

 

  1. История России: народ и власть. Ю.А.Сандулов, Санкт-Петербург, 1997 год.
  2. Учебное пособие «Экзамен на 5». А.В.Лукутин, Москва, «Аст-Пресс», 2000 год. Мнения современников и историков об опричнине.
  3. Иван Грозный. Р.Г.Скрынников, «Наука», Москва 1975 год.

1 «Пискаревский летописец». Материалы по истории СССР (XV-XVIIвв).

2 «Синодик опальных царя Ивана Грозного», стр. 269

3 А.Шлихтинг. Новое известие о России времени Ивана Грозного. Стр.62.






Информация о работе Российское государство во время правления Ивана Грозного