Реформы Александра II и Александра III

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:07, контрольная работа

Описание работы

Принцип проведенной в 1864 г. Земской реформы состоял в выборности и бессословности. В губерниях и уездах Центральной России и части Украины учреждались земства в качестве органов местного самоуправления. Городская реформа аналогична реформе земской: как та создавала самоуправление для населения области, уезда, так «Городовое положение» (16 июня 1870г) дало населению городов местное самоуправление, с правом ведать свое городское хозяйство и содействовать развитию просвещения у себя в городах.

Файлы: 1 файл

реформы алекс2 и 3.docx

— 35.09 Кб (Скачать файл)

Гуманный  дух, каким был проникнут акт 19 февраля, не мог не отразиться на устарелых  началах несения рекрутской повинности; освобождая крестьянина от личной зависимости, превращая его в равноправного  гражданина, нельзя было оставлять  его на прежнем положении обездоленной парии. Сама военная повинность из сословной должна была стать всеобщей, одинаковой для всех классов населения. Наряду с бессословным земством, с бессословным судом, и армии надлежало превратиться в бессословную -- это и было достигнуто реформой 1874 года (манифест 1 января). Срок действительной службы (в строю) сразу понизился с 25 до 6 лет; денежный выкуп стал теперь более невозможен, равно и отдача в солдаты за преступления. Тяжелый труд выработки нового закона и проведение его в жизнь выпали на долю военного министра Д. А. Милютина, одного из наиболее светлых сотрудников имп. Александра II. Деятельную поддержку Милютину в этом деле оказал своим авторитетом и высоким положением вел. князь Константин Николаевич.

Мысль о создании армии на новых началах стала  складываться еще с 1862 года под непосредственным впечатлением только что состоявшегося  освобождения крестьян; но подобно  крестьянской, и реформе военной  пришлось преодолевать немало препятствий, прежде чем удалось осуществить  ее. Одним (преимущественно дворянской среде) казалось унизительным очутиться  на одной ноге с «простым мужиком», другие -- люди с большими средствами, преимущественно из купеческого класса -- готовы были идти на большие материальные жертвы, лишь бы сохранить за собой прежнее право выкупа. Реформа тормозилась, пока внешние обстоятельства не дали ей благодетельного толчка. В 1870 году прусская армия, построенная на началах всеобщей воинской повинности, разгромила французскую, гордую традициями наполеоновской эпохи, но набиравшуюся путем рекрутских наборов. Этот разгром наглядно убедил, что реформа русского войска необходима не только по чувству справедливости, но и по соображениям чисто техническим, военным.

Характерной особенностью «Устава о воинской повинности» -- его уважение и забота о насаждении и укреплении просвещения. Творцы этого Устава были проникнуты убеждением, что школа и народное образование есть одна из настоятельнейших потребностей времени; вследствие этого учащимся предоставлены были большие льготы: им отсрочивался срок призыва и давалось необходимое время для окончания своего образования. С другой стороны, Устав укоротил сам срок службы в зависимости от степени образования призываемого, что для многих являлось могучим стимулом для прохождения школы и пополнения своих знаний. Все, без различия классов, достигшие 20 лет, призывного возраста, вынимали жребий, кому поступить в действительную службу, в строй, кому -- в ополчение. Неграмотные, вообще не прошедшие никакой школы, числились в строю 6 лет, а потом переходили на 9 лет в запас; для кончивших городскую школу шестилетний срок понижался до 4-х, для кончивших гимназию -- до 2-х лет, а студенты высших учебных заведений, по окончании курса, служили в строю всего один год. Вовсе избавлен был от строевой службы и прямо переходил в запас педагогический персонал средних и высших заведений (учителя, профессора).

Человек с  разносторонним образованием, убежденный защитник либеральных начал, положенных имп. Александром в основу своих великих реформ, Милютин не ограничился простой заменой порядков: он озаботился также тем, чтобы поднять солдата в его собственных глазах, превратить прежнюю ходячую машину, слепого исполнителя чужих приказаний в разумное существо, отдающее себе отчет в своих действиях. При Николае Павловиче главное, почти исключительное внимание обращали на внешнюю выправку солдата, на чистоту ружейных приемов, и верх совершенства видели в равнении кавалерийского фронта, в способности целых шеренг вытягиваться при церемониальном марше, как струны -- Милютин свое внимание обратил на другую сторону. По его мысли в армии были созданы элементарные школы для солдат, улучшена медицинская и санитарная часть, помещение, пища. Много было сделано и для поднятия образовательного уровня офицеров. Сообразно современным требованиям педагогики, фронтовые занятия, как не соответствующие возрасту воспитанников, прекращены; на первый план было выдвинуто общее образование (военные гимназии). Особые педагогические курсы и учительская военная семинария готовили преподавателей; пять академий: Генерального Штаба, Инженерная, Артиллерийская, Военно-Медицинская и Военно-Юридическая -- готовили офицеров с высшим образованием (университетским), а военные училища: Артиллерийское, Инженерное, Военно-Топографическое, Павловское, Константиновское, Александровское (первые в Петербурге, последнее в Москве) давали знания по специальным отраслям военного искусства.

6 Финансовая  реформа

В 1860 г. был  учрежден Государственный банк, произошла  отмена откупной системы, которую сменили  акцизы (1863 г.). С 1862 г. единственным ответственным  распорядителем доходов и расходов бюджета стал министр финансов; бюджет стал гласным. Была сделана попытка  проведения денежной реформы (свободный  обмен кредитных билетов на золото и серебро по установленному курсу).

7 Реформы  просвещения

«Положение  о начальных народных училищах»  от 14 июня 1864 г. ликвидировало государственно-церковную  монополию на просвещение. Теперь открывать  и содержать начальные школы  разрешалось как общественным учреждениям, так и частным лицам при  контроле со стороны уездных и  губернских училищных Советов и  инспекторов. Устав средней школы  вводил принцип равенства всех сословий и вероисповеданий, но вводил плату  за обучение. Гимназии разделили на классические и реальные. В классических гимназиях, в основном, преподавались гуманитарные дисциплины, в реальны -- естественные. После отставки министра народного просвещения А.В. Головнина (в 1861 г. вместо него был назначен Д. А. Толстой) был принят новый гимназический устав, сохранивший только классические гимназии, реальные гимназии были заменены реальными училищами. Наряду с мужским средним образованием появилась система женских гимназий.

Университетский Устав (1863 г.) предоставил университетам  широкую автономию, вводились выборы ректоров и профессоров. Руководство  учебным заведением передавалось Совету профессоров, которому подчинялось  студенчество. Были открыты университеты в Одессе и Томске, высшие женские  курсы в Петербурге, Киеве, Москве, Казани. В результате издания ряда законов в России была создана  стройная система образования, включавшая начальные, средние и высшие учебные  заведения.

8 Реформа  цензуры

В мае 1862 г. началась реформа цензуры, были введены «временные правила», которые в 1865 г. заменил  новый цензурный устав. По новому уставу отменялась предварительная  цензура для книг в 10 и более  печатных листов; редакторы и издатели могли быть привлечены к ответственности  только по суду. По особым разрешениям  и при внесении залога в несколько  тысяч рублей освобождались от цензуры  и периодические издания, однако они могли быть приостановлены в  административном порядке. Без цензуры  могли выходить только правительственные  и научные издания, а также  литература, переведенная с иностранного языка.

9 Последствия  реформ

Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что  боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного  гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по нынешний день. Основная реформа  его царствования - освобождение крестьян - в корне изменила порядок, существовавший до этого и повлекла за собой все остальные реформы. Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны. С отменой крепостного права "воскресла" торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые. Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни. В годы его правления Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими странами. Александр Николаевич верно понял сущность своего призвания в достопамятные (1855--1861) годы своего царствования. Он твердо выдержал свой пост на «корме родного корабля» в эти трудные годы его плавания, по праву заслужив приобщение к своему имени завидного эпитета Освободителя»

Контрреформы  Александра III

Земство

В 1864 г. началось создание земских учреждений. Это  означало возрождение древнего земства  с его идеей народного представительства  и независимыми от центральной власти органами самоуправления. Роль последних  была сведена на нет ещё на исходе XVII в.

По новому «Положению о губернских и уездных  земских учреждениях» 1880 г. земство  было преобразовано. Дворянство получило возможность избирать большую часть  выборных земских деятелей - гласных (около 57%). Имущественный ценз (минимальный  уровень доходов, дающий право представителю  того или иного сословия участвовать  в деятельности земских учреждений) понижался до дворян и повышался  для городского населения. Крестьяне  вообще потеряли право выбирать гласных, так как теперь их назначал губернатор из среды крестьянских выборщиков - лиц, уполномоченных крестьянскими  обществами участвовать в выборах.

Вновь избранные  земские гласные утверждались губернатором, что ставило земские учреждения под жёсткий контроль государства. Фактически это перечёркивало главную  идею земства - независимость от органов  государственной власти и царя в  решении вопросов местного самоуправления. Смысл земской контрреформы состоял  в том, чтобы свести на нет возможность  участия в работе земских органов  «случайных» (нежелательных для  режима) людей, увеличить представительство  дворян - опоры трона и в конечном итоге сделать земства лояльными  по отношению к самодержавной  власти. Во всех этих мерах отразилось противостояние царя и дворянства демократическому русскому земству («земле», «люду») - противостояние, уходящее в самую глубь российской истории.

Городское самоуправление

Городская контрреформа преследовала точно такие же цели, как и земская: ослабить выборное начало, сузить круг вопросов, решаемых органами государственного самоуправления, и расширить сферу правительственных  полномочий. Согласно новому городовому положению 1892 г., имущественный ценз, дававший право участвовать в  выборах, повышался. В результате число  избирателей в Москве, например, сократилось в три раза.

Из законодательства изымалось положение о том, что  городские думы и управы действуют  самостоятельно. Закреплялось вмешательство  царской администрации в их дела. Правительство получало право не утверждать официально избранного городского голову - председателя городской думы. Количество заседаний последней ограничивалось. Таким образом, городское самоуправление было по сути дела превращено в разновидность государственной службы.

Суд

Судебная  реформа России - наиболее удачное  детище отстраненных от власти реформаторов - не потерпела в это время каких-либо значительных изменений. Судебные уставы 1864 г. продолжали успешно действовать. Однако в судопроизводстве по политическим делам гласность ограничивалась: публикации отчётов о политических процессах запрещались. Из ведения  суда присяжных были изъяты все дела а насильственных действиях против должностных лиц.

Существенные  изменения произошли в низовых  судебных органах. Мировые судьи, которые  помимо разбора мелких дел решали спорные вопросы между крестьянами  и помещиками, были в основном ликвидированы. Сохранились они только в трёх крупных городах - Москве, Петербурге и Одессе. Мировые судьи заменялись земскими участковыми начальниками, должности которых предоставлялись  исключительно дворянам с высоким  имущественным цензом. В отличие  от мирового суда, на который возлагалось  достижение согласия между крестьянами  и помещиками, земские начальники все спорные вопросы решали единолично, с оглядкой на местную государственную  администрацию.

Образование

Поскольку студенчество считалось главным источником вольнодумства, рассадником республиканских и  идей и всякого рода смуты, российские университеты стали одной из первых жертв охранительного курса. Новый  университетский устав 1884 г. упразднял  их автономию. Был ликвидирован университетский  суд, запрещены любые студенческие объединения. Преподаватели, избранные  учёными советами, обязательно утверждались в должности министром просвещения. Всей университетской жизнью теперь руководил государственный чиновник - попечитель учебного округа: он назначал деканов (одна из высших выборных должностей университета), обладал правом созывать учёный совет, присутствовать на его  заседаниях, наблюдать за преподавателем. Государство не забыло напомнить  студентам и об «обязанности по выполнению воинского долга»: льготы по призыву  в армию для лиц, имеющих высшее образование, были ограничены, а минимальный  срок военной службы увеличен.

Вдохновителю  и главному организатору контрреформ  в сфере образования графу  И. Д. Делянову (1818-1897), министру народного просвещения с 1882 г., принадлежит и авторство печально знаменитого циркуляра «о кухаркиных детях». В этом документе рекомендовалось ограничить поступление в гимназии и прогимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких торговых лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одарённых необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». В средние и высшие учебные заведения сокращался приём лиц еврейской национальности. Каких-либо реальных последствий циркуляр, впрочем, так и не возымел, оставшись в истории российского образования примером исключительной ограниченности государственных чиновников.

1884 год был  ознаменован введением нового  университетского устава - военные  гимназии преобразовывались в  кадетские корпуса. С отставкой  министра внутренних дел графа  Н. И. Игнатьева (1882 г.) и назначением  на этот пост графа Д. А.  Толстого начался период открытой  реакции.

Информация о работе Реформы Александра II и Александра III